Главная Написать нам Публичный доклад Карта сайта Вход
Версия для слабовидящих

Конкурс "Молодой педагог-2018"

Я – современный учитель

Школа – один из важнейших социальных институтов, отвечающий за социализацию граждан и их подготовку к будущей жизни. Поэтому, безусловно, она должна отвечать запросам и требованиям общества, адекватно отвечать на вызовы времени. Вопрос «какой должна быть современная школа?» отнюдь не праздный, а вариантов возможных ответов множество. Но одно неизменно – современная школа создается и существует только благодаря труду, скажем так, современных учителей. А каким должен быть современный учитель? Как он должен решать давнюю проблему трансляции знания и опыта всей человеческой цивилизации новому поколению?

Современный учитель должен быть открыт ко всему новому, ведь каждый день появляются инновации, делаются научные открытия, которые сколь-нибудь, но меняют наше представление о мире. Мир теперь невероятно динамичен и учитель должен в нем прекрасно ориентироваться и уметь ориентировать в нем школьников. Он должен хорошо понимать детскую психологию и особенности личностного развития обучающихся, иначе можно допустить ряд досадных ошибок, которые, увы, могут быть крайне болезненными для представителей подрастающего поколения. И, конечно, учитель должен прекрасно знать свой предмет. Если ты знаешь предмет, сам им увлечен, то и увлечь обучающихся, повысить их мотивацию к обучению будет несложно. Первостепенная задача современного учителя сегодня – помочь обучающимся найти свой путь в будущую жизнь, научить самостоятельности, поиску творческого решения любых, даже самых повседневных задач. Уверенность в себе и своих возможностях также важны, поэтому учитель должен взращивать и эти качества.

Атлас будущих профессий, разработанный специалистами инновационного центра «Сколково», прекрасно демонстрирует тенденцию на рынке труда: многие существующие ныне специальности уходят в прошлое, но еще больше новых профессий появится в обозримом будущем. Более того, большинство профессий будущего, по всей видимости, будут междисциплинарными (например, урбанист-эколог, IT-генетик, космобиолог и др.). Поэтому важно развивать не только предметные знания по конкретной дисциплине, но и показывать возможности междисциплинарного подхода к решению любой проблемы, способствовать развитию универсальных учебных действия всех трех групп.

Преподавание – деятельность творческая. А в любой деятельности важно вдохновение. Что же вдохновляет современного учителя? Здесь каждый может дать свой ответ. Я же, как историк, прекрасно понимаю, насколько важно прошлое для настоящего. Как сказал римский оратор Марк Туллий Цицерон: historiaestmagistravitae. Для меня прошлое дает прекрасные образцы педагогики, актуальные до сих пор. Вызывают восхищение и кажутся порой очень даже современными Платоновская Академия и Ликей Аристотеля в Афинах (IVв. до н.э.). Вот прекрасные образцы диалогового обучения. А обучение семи свободным искусствам, которые венчала философия, в средневековых университетах напоминает развитие компетенций в современной педагогике. Таким образом, многие современные педагогические техники продолжают и развивают тысячелетние традиции обучения, и об этом не стоит забывать. Отдельного упоминания заслуживает преподавание в школе университетских профессоров и исследователей. Например, русский педагог и профессор МГУ конца XIXв. С. А. Рачинский, чья концепция народной школы оказалась эффективной и многое дала отечественной педагогике (именно школа Рачинского изображена на знаменитой картине Н. П. Богданова-Бельского «Устный счет»). Или другой пример – один из основателей аналитической философии Людвиг Витгенштейн после первой мировой войны отправился преподавать математику в обычную сельскую школу Австрии. Для меня, как для аспиранта УрФУ, эти примеры особенно интересны.

Таким образом, современный учитель должен уметь синтезировать в своей деятельности традиции и новации, ориентироваться в современных трендах и тенденциях, а также опираться на опыт предшественников. Это непростая задача, но я стремлюсь к ее реализации. Я стараюсь отслеживать происходящие в мире события, слежу за значимыми научными открытиями во всех областях знания. В образовательном процессе использую различные формы урока и современные методы обучения (кейс метод, интеллект-карт, американской мозаики, метод проектного обучения), стремлюсь показывать взаимосвязь различных наук и возможности междисциплинарного подхода. Так был разработан совместно с учителем биологии МАОУ гимназия № 35 А. В. Сессиным урок «Связь наук» - биологии и истории. В своей профессиональной деятельности я стремлюсь к созданию насыщенного образовательного пространства путем активной внеурочной деятельности (проведение экскурсий, сопровождение индивидуальных исследовательских проектов во время консультаций) и повышению мотивации обучающихся. Современный учитель должен быть конкурентоспособен, поэтому в 2017 г. я, совместно с коллегами, принял участие в конкурсе «Педагогическая инициатива-2017». Наш проект школьного музея стал одним из пяти победителей. Я – современный учитель, и, опираясь на опыт предшественников и существующие традиции, ориентирую обучающихся в настоящем, чтобы помочь им выбрать свою собственную дорогу в будущее.

Календарь

21

Июль

Июль

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31