МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ гимназия № 35
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Олимпиадная сборная гимназии 35. История»
9 класс
Екатеринбург, 2025
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты:
- Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
-
-
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
Готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения
к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления
Метапредметные результаты:
• знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы,
•
•
•
•
•
•
требующие письменного ответа, и др.);
знать особенности решения олимпиадных заданий;
уметь самостоятельно находить интересные заочные олимпиады и конкурсы, а
также активно участвовать в них;
уметь нестандартно подходить к решению задач;
уметь выполнять творческие задания;
уметь пользоваться различными источниками и самостоятельно находить в них
нужную информацию;
работать с иллюстрациями.
Предметные результаты:
• соотносить даты события истории с определенным хронологическим отрезком;
• группировать события и явления истории по какому-либо признаку;
• показывать знание важнейших фактов, объяснять смысл основных понятий и
терминов истории;
• анализировать исторический источник;
• группировать события и явления истории по какому-либо признаку;
• знать вклад в историю того или иного государственного деятеля.
Обучающийся научится:
• решать задания на знание событий, описанных в источниках;
• решать задания на знание терминологии;
• решать задания на знание городов в истории;
• решать задания на знание терминологии;
• решать задания на знание органов управления и законодательных актов;
• решать задания на знание территориального расширения России;
• решать задания на поиск единства;
• решать задания на знание хронологии;
• решать задания на установление соответствия;
• решать задания на поиск пропущенных слов;
• работать с картой;
• решать задания на тему: "Верны суждения или нет";
•
•
•
•
•
•
•
•
•
работать с изображениями;
характеризовать источник;
решать задания по Всеобщей истории;
работать с высказываниями историков;
писать эссе.
Обучающийся получит возможность научиться:
применять полученные знания и умения;
уметь решать задачи с производственным содержанием;
уметь пользоваться справочным материалом для нахождения нужных знаний;
уметь пользоваться источниками.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Зачем нужны олимпиады. Виды олимпиад. Основные требования к олимпиадам и основные
виды олимпиадных заданий. Олимпиады по истории. Структура основных перечневых
олимпиад и этапов ВсОШ. Виды заданий. Основные модели подготовки.
Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов
Задания по принципу образования и продолжения рядов. Задания типа «Заполни
пропуски». Задания на выявление лишнего элемента
Раздел II. Задания на соответствие элементов
Соответствие элементов из двух перечней (Даты – события, имена – идеи и т.д.)
Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу
приведенных данных
Заполнение пропусков в схемах, составление схем, составление и заполнение таблиц,
анализ диаграмм
Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом
Опознание элементов изобразительного ряда, их группировка, соотнесение с понятиями,
теориями, явлениями
Раздел V. Работа с историческими и обществоведческими текстами
Заполнение пропущенных слов и словосочетаний. Выделение в тексте положений,
характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу. Поиск примеров,
характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте. Поиск и
исправление ошибок в тексте.
Раздел VI. Решение познавательных задач
Анализ правовых ситуаций, экономических ситуаций. Рассмотрение исторического
примера через призму обществоведческого анализа.
Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами – 6 часов
Формулирование кратких и развернутых ответов. Написание характеристик деятелей.
Написание исторического эссе.
Тестирование с различными видами заданий
Выполнение итогового теста
Содержание заданий различных типов.
Ключевые проблемы истории России первой половины XIX в.
Теория:
Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М.
Сперанского.§ 3. Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Заграничные походы
русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и
охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.
Национальная политика Александра I. Социально-экономическое развитие страны в первой
четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов.
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.
Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное
движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I.
Этнокультурный облик страны. Материал для самостоятельной работы и проектной
деятельности учащихся. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг.
Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX
в.: наука и образование. Культурное пространство империи в первой половине XIX в.:
художественная культура народов России.
Практика:
Практикум по теме «Россия в первой четверти XIX в.».
Практикум по теме «Россия во второй четверти XIX в.».
Ключевые проблемы истории России второй половины XIX в. – начала XX в.
Теория:
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало
правления. Крестьянская реформа 1861 г. Реформы 1860-1870-х гг.: социальная и правовая
модернизация. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.
Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и
религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в Европе и в России. Внешняя
политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.
Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном
строе. Общественное движение в 1880-х — первой половине 1890-х гг. Национальная и
религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное
пространство империи во второй половине XIX в.: достижения российской науки и
образования. Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: русская
литература. Культурное пространство империи во второй половине XIX в.:
художественная культура народов России. Повседневная жизнь разных слоёв населения в
XIX в.
Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Социальноэкономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв.. Николай II: начало правления.
Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русскояпонская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы
1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое
развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры.
Практика:
Практикум по теме «Россия в эпоху Великих реформ.».
Практикум по теме «Россия в 1880 — 1890-е гг.»
Практикум по теме «Россия в начале XX в.».
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Общее
Форма занятия
количество
часов
Название раздела, темы
4.
Введение: зачем нужны олимпиады; виды 2
олимпиадных заданий
Раздел I. Задания с рядами понятий, имен,
фактов
10
Общая характеристика заданий данного типа
2
Задания по принципу образования и
продолжения рядов
2
Задания типа «Заполни пропуски»
2
5.
Задания на выявление лишнего элемента
2
6.
Самостоятельное выполнение заданий
2
7.
8.
Раздел II. Задания на соответствие
элементов
6
Общая характеристика заданий этого типа
2
Выполнение заданий с учителем
2
9.
Самостоятельная работа с тестами этого типа
1.
2.
3.
2
11.
Раздел III. Работа со схемами, таблицами,
графиками и диаграммами по анализу
приведенных данных
12
Общая характеристика заданий данного типа
2
Как выполнять задания со схемами
2
12.
Анализ таблиц и построение таблиц
2
13.
Работа с графиками
2
14.
16.
Задания на анализ приведенных в диаграмме
данных
Самостоятельная работа с заданиями данного
типа
Раздел
IV.
Задания
по
работе
с
изобразительным рядом
Общая характеристика заданий
17.
Практическое выполнение заданий
10.
15.
Раздел V. Работа с историческими
обществоведческими текстами
2
2
4
2
2
и
12
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
18.
Общая характеристика заданий этого типа
2
1920.
2122
23.
Работа с историческими текстами
4
Работа с обществоведческими текстами
Самостоятельная работа с текстом
4
2
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Раздел VI. Решение познавательных задач
8
2
24.
Общая характеристика заданий
25.
Решение познавательных исторических задач
2
26.
27.
28.
2931
3233
34.
Решение познавательных обществоведческих
задач
Самостоятельная
работа
с
задачами
познавательного характера
Раздел VII. Выполнение заданий с
развернутыми текстами
Общая характеристика заданий
Написание сочинения - эссе
2
2
12
2
6
Составление исторических текстов из заданных
слов
4
Тестирование с различными видами
заданий
2
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Практикум – решение
олимпиадных заданий
Тестирование
Литература
1. Горский, А. Средневековая Русь. О чем говорят источники / А. Горский. – Москва:
Ломоносовъ, 2016. – 216 с.
2. Николаенко, С. В. Методика формирования исторических понятий на уроках
истории / С. В. Николаенко // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 8. – С. 6267. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://olympiada.prlib.ru/#/Welcome
3. Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета
[Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа:
https://olympiada.spbu.ru/index.php/olimpiada-shkolnikov/normativnye-dokumenty
4. Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие»
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ovio.pravolimp.ru/
5. Открытая региональная межвузовская олимпиада вузов Томской области
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://abiturient.tsu.ru/olymp/orm/
6. Сайт Российского совета Олимпиад школьников [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://rsr-olymp.ru/