Название
программы
Паспорт программы
Методы научного познания. Тепловые явления
Автор составитель Ромахина Татьяна Анатольевна
Вид
Авторская
Направленность
Естественнонаучная
Форма реализации Очная
Срок реализации
1 год
Возраст
Обучающихся
16-17 лет
Категория детей
Средняя школа
Уровень освоения Повышенный
программы
Краткая аннотация Содержание программы отвечает двум основным
условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с
содержанием курса основной школы, учитываются
межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным
предметом «Физика». Во-вторых, предусмотрено
дальнейшее углубление и расширение знаний курса
физики. Все содержательные линии программы
нацелены на адекватное отражение основополагающих
проблем современной науки с учетом необходимой
адаптации для учащихся общеобразовательной школы.
Программа реализуется на базе учебного заведения
состоит из аудиторных занятий
2
СОДЕРЖАНИЕ
№п/п
1.
Содержание
Пояснительная записка
Стр.
4
2.
Учебный план
10
3.
Содержание образовательной программы
11
4.
Календарный учебный график
12
5.
Требования к уровню подготовки (Ожидаемые результаты)
15
6.
Методическое обеспечение программы
17
7.
Материально-техническое оснащение программы
18
8..
Список литературы
19
9.
Сведения о составителе
20
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
естественно-научной направленности составлена для занятий с обучающимися в
условиях
общеобразовательной
школы,
в
соответствии
действующими
нормативными документами, Уставом МАОУ гимназия № 35.
Актуальность
В связи с современными направлениями в образовании, сама жизнь
убедительно показала, что малоэффективно учить «всех всему». Программа курса
"Методы научного познания" предоставляет максимально широкое поле
возможностей обучающимся, ориентированных на высокий уровень образования
по физике. Обучение должно быть построено в максимально возможной мере с
учетом индивидуальных интересов и способностей учащихся.
Мотивацией программы является стратегия обучения одаренных детей.
Содержание программы ориентировано на развитие у школьников интереса к
физике, на организацию самостоятельной практической деятельности, развитие
одаренности, умений решать нестандартные задачи.
Актуальность данного курса определяется значимостью представлений о
методическом научном аппарате исследования и умении применять его в научноисследовательской деятельности.
Отличительные особенности программы
Отличие программы заключается в том, что ее содержание адаптировано к
условиям дополнительного образования. Программа является комплексной:
помимо занятий непосредственно физикой большое внимание уделяется общему
развитию интеллектуальных способностей детей. Кроме того, курс является
актуализацией методов научного познания мира на основе изучения истории
развития науки и развитие навыков самостоятельного проведения научных
экспериментов, наблюдений и опытов.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что она даёт возможность ребёнку
комплексно освоить методы научного познания, попробовать свои силы в научно
4
— исследовательской деятельности, выбрать приоритетное направление и
максимально реализовать себя в нём.
Педагогическая целесообразность
Программа курса «Методы научного познания» согласована с требованиями
государственного
образовательного
стандарта
и
содержанием
основной
программы курса физики основной школы. Она ориентирует учителя на
дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений в
области физики. Кроме того, в ходе изучения курса раскрывается роль науки в
экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию
современного научного мировоззрения.
Адресат программы
Дети 16-17 лет. На программу зачисляются все желающие углубленно изучать
физику.
Формирование групп происходит по возрастному принципу: группы
составляются из школьников одной параллели.
Объем и срок реализации программы
Занятия групп проводятся 1 раз в неделю по 2 академическому часу (68 часов
в год).
Срок реализации программы: 1 год.
Форма занятий: групповая, индивидуально-групповая, дистанционная.
Цель
повышение мировоззренческого и гуманитарного уровня, показывающего
физику как один из компонентов общечеловеческой культуры, как
результат деятельности людей;
формирование научного мировоззрения, активизация познавательной
деятельности
учащихся через ознакомление с методами познания,
построения моделей (гипотез) и их теоретического анализа;
формирование представления у обучающихся современной физической
картины мира;
создание условия для выявления, поддержки и развития способных и
5
одаренных
детей,
их
самореализации,
профессионального
самоопределения в соответствии с их индивидуальными способностями и
потребностями;
развитие устойчивого интереса к физике.
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Образовательные
углубление знаний о материальном мире и методах научного познания
природы на основе знакомства с историей открытий известными
физиками;
развитие экспериментальных умений изучения тепловых явлений
общенаучными
методами
(наблюдение,
измерение,
эксперимент,
моделирование);
развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения
знаний и умений по физике с использованием различных источников
информации, в том числе средств современных информационных
технологий;
повышение информационной и компьютерной грамотности.
Воспитательные
интеллектуальная
и
общепсихологическая
подготовка
к
профессиональному самоопределению и самореализации в области
физики;
повышение мотивации саморазвития;
формирование коммуникативных умений: докладывать о результатах
своего
исследования,
участвовать
в
дискуссии,
работать
в
сотрудничестве;
взаимодействие с семьями учащихся по вопросам самоопределения;
взаимодействие с педагогами, педагогом-психологом, специалистами
других организаций
Развивающие
6
формирование навыков научного труда;
развитие навыков исследовательской деятельности;
развитие у школьников рационального физического мышления на
основе формирования умений устанавливать факты, различать причины
и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и
формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из
экспериментальных фактов и теоретических моделей физические
законы;
развитие
самостоятельности,
умений
использовать
справочную
литературу и другие источники информации;
повышение
личностной
результативности
участия
в
различных
конкурсах по физике.
Ожидаемые результаты.
Ожидаемым результатом обучения детей является приобретение и развитие
детьми комплекса следующих результатов:
Личностные результаты
сформированность
познавательных
интересов
на
основе
развития
интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся;
убежденность в возможности познания природы, в возможности решения
практических задач познания физических явлений и законов физики на
основе решения физических задач.
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами и возможностями;
мотивация
образовательной
деятельности
школьников
на
основе
личностноориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам
открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
7
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их
объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение
универсальными способами деятельности на примерах выдвижения гипотез
для
объяснения
известных
фактов
и
экспериментальной
проверки
выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или
явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать
и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными
задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в
нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации
с использованием различных источников, и новых информационных
технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои
мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения,
признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
использование различных источников информации, включая энциклопедии,
Интернет-ресурсы и другие базы данных;
осознанный выбор средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема,
рисунок) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией
общения.
Предметные
Обучающиеся должны знать:
8
терминологию (научный факт, научный метод, методы исследования:
описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный,
проблема, гипотеза, объект, предмет исследования);
этапы научно — исследовательской работы и порядок проведения
научного исследования;
методы проведения исследований;
правила работы с источниками научной и публицистической
литературы;
виды отчетности о научно — исследовательской работе.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать информацию;
выделять актуальную проблему;
формулировать тему для исследовательской работы;
выдвигать гипотезы;
владеть разными методами научного познания мира;
формулировать выводы по результатам исследования;
анализировать результаты исследования;
оформлять отчет о результатах научно — исследовательской работы.
9
1
Учебный план
Наименование разделов/тем
Кол-во часов
программы
12
Физическая теория
2
Физический эксперимент
2
3
Структура и содержание
классической механики
14
4
Релятивистская механика
4
Устный и
письменный
опрос
5
Структура и содержание
молекулярно-кинетической
теории
36
Устный и
письменный
опрос,
практическая
деятельность
ИТОГО
68
№
Форма
контроля
Устный и
письменный
опрос
Устный опрос,
практическая
деятельность
Устный и
письменный
опрос,
практическая
деятельность
10
Содержание обучения
Физическая теория (12 часов)
Цикл естественнонаучного познания. Структура естественнонаучной картины
мира. Структура физической теории. Связи между физическими теориями. Связи
между физическими теориями. Основные физические теории
Физический эксперимент (2 часа)
Фундаментальные опыты в механике.
Структура и содержание классической механики (14 часов)
Структура и содержание кинематики. Структура и содержание динамики.
Законы Ньютона. Законы сохранения в механике. Сила. Работа. Энергия. Статика.
Простые механизмы и их применение. Гидро- и аэростатика. Гидро- и
аэродинамика. Структура и содержание классической механики. Принцип
относительности Галилея.
Релятивистская механика (4 часа)
Релятивистская механика. Сравнение классической и релятивистской механики.
Структура и содержание молекулярно-кинетической теории (36 часов)
Структура и содержание молекулярно-кинетической теории. Наблюдение
броуновского движения. Фундаментальные опыты в молекулярной физике.
Следствия и границы применимости газовых законов. Фундаментальное
исследование тепловых явлений. Восемь составляющих внутренней энергии.
Понятие энтропии. Второй закон термодинамики. Необратимость тепловых
процессов. Структура и содержание термодинамики. Связь между основными
величинами
статистической
механики
и
термодинамики.
Поверхностное
натяжение. Капиллярные явления. Давление под искривленной поверхностью
жидкости. Формула Лапласа. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления.
Решение задач. Симметрия при типизации кристаллических твердых тел.
Деформации твёрдого тела. Растяжение и сжатие. Сдвиг. Модуль Юнга. Предел
упругих деформаций. Деформация твердого тела. Тепловое расширение жидкостей
и
твёрдых
тел.
Ангармонизм
тепловых
колебаний
частиц
вещества.
Преобразование энергии в фазовых переходах.
.
11
Календарный учебный график
N Месяц
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
Время
проведения
занятия
по
расписанию
по
расписанию
по
расписанию
по
расписанию
по
расписанию
по
расписанию
по
расписанию
Форма занятия
Колво
часов
Тема занятия
Физическая теория (12 часов)
Цикл естественнонаучного
Индивидуально2
познания.
групповая
Структура естественнонаучной
Индивидуально2
картины мира.
групповая
Структура физической теории.
Индивидуально2
групповая
Связи между физическими
Индивидуально2
теориями.
групповая
Связи между физическими
Индивидуально2
теориями.
групповая
Основные физические теории.
Индивидуально2
групповая
Физический эксперимент (2 часа)
Фундаментальные опыты в
Индивидуально2
механике.
групповая
Место
проведения
Форма
контроля
по
расписанию
по
расписанию
по
расписанию
по
расписанию
по
расписанию
по
расписанию
Устный опрос
по
расписанию
Устный опрос,
практическая
деятельность
Структура и содержание классической механики (14 часов)
Структура и содержание
по
Индивидуально2
по
кинематики.
расписанию
групповая
расписанию
Структура
и
содержание
по
Индивидуально2
по
динамики.
расписанию
групповая
расписанию
Законы Ньютона. Законы
по
Индивидуально2
по
сохранения
в
механике.
Сила.
расписанию
групповая
расписанию
Работа. Энергия.
Устный опрос
Устный опрос
Письменный
опрос
Устный опрос
Письменный
опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос,
практическая
12
21.
22.
23.
24.
ноябрь
25.
26.
27.
28.
декабрь
29.
30.
31.
32.
декабрь
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
ноябрь
декабрь
декабрь
январь
январь
январь
февраль
февраль
февраль
февраль
по
расписанию
по
расписанию
Индивидуальногрупповая
Индивидуальногрупповая
2
Статика. Простые механизмы и их
применение.
2
Гидро- и аэростатика. Гидро- и
аэродинамика.
по
расписанию
по
расписанию
Структура и содержание
Индивидуально2
по
классической
механики.
групповая
расписанию
Принцип относительности
Индивидуально2
по
Галилея.
групповая
расписанию
Релятивистская механика (4 часа)
Релятивистская механика.
по
Индивидуально2
по
расписанию
групповая
расписанию
Сравнение классической и
по
Индивидуально2
по
релятивистской
механики.
расписанию
групповая
расписанию
Структура и содержание молекулярно-кинетической теории (36 часов)
Структура и содержание
по
Индивидуально2
по
молекулярно-кинетической
расписанию
групповая
расписанию
по
расписанию
по
расписанию
по
расписанию
по
расписанию
по
расписанию
по
расписанию
Индивидуальногрупповая
Индивидуальногрупповая
Индивидуальногрупповая
Индивидуальногрупповая
2
теории.
Наблюдение броуновского
движения.
2
Фундаментальные опыты в
молекулярной физике.
2
Следствия и границы
применимости газовых законов.
2
Фундаментальное исследование
тепловых явлений.
по
расписанию
по
Индивидуальногрупповая
Индивидуально-
2
Восемь составляющих внутренней
энергии.
2
Понятие энтропии.
по
расписанию
по
расписанию
по
расписанию
по
расписанию
по
расписанию
по
деятельность
Устный опрос
Устный опрос,
практическая
деятельность
Письменный
опрос
Устный опрос
Устный опрос
Письменный
опрос
Устный опрос
Устный опрос
Практическая
деятельность
Устный опрос
Устный
и
письменный
опрос
Устный опрос
Устный опрос
13
46.
47.
48.
март
расписанию
по
расписанию
групповая
Индивидуальногрупповая
по
расписанию
по
расписанию
Индивидуальногрупповая
Индивидуальногрупповая
2
Индивидуальногрупповая
Индивидуальногрупповая
2
2
49.
50.
51.
52.
март
53.
54.
55.
56.
март
апрель
по
расписанию
по
расписанию
57.
58.
апрель
по
расписанию
Индивидуальногрупповая
2
Индивидуальногрупповая
Индивидуальногрупповая
Индивидуальногрупповая
2
май
по
расписанию
по
расписанию
по
расписанию
65.
66.
Индивидуальногрупповая
2
май
по
расписанию
67.
68.
май
по
расписанию
Индивидуальногрупповая
2
59.
60.
61.
62.
63.
64.
март
апрель
апрель
2
2
Второй закон термодинамики.
Необратимость тепловых
процессов.
Структура и содержание
термодинамики.
расписанию
по
расписанию
Письменный
опрос
по
расписанию
по
расписанию
Устный опрос
по
расписанию
Давление под искривленной
по
поверхностью жидкости. Формула расписанию
Практическая
деятельность
Устный опрос
Связь между основными
величинами статистической
механики и термодинамики.
Поверхностное натяжение.
Капиллярные явления.
Лапласа.
Поверхностное натяжение.
Капиллярные явления. Решение
задач.
Симметрия при типизации
кристаллических твердых тел
2
Деформации твёрдого тела.
Растяжение и сжатие. Сдвиг.
2
Модуль Юнга. Предел упругих
деформаций. Деформация
твердого тела.
Тепловое расширение жидкостей
и твёрдых тел. Ангармонизм
тепловых колебаний частиц
вещества.
Преобразование энергии в
фазовых переходах. Решение
задач.
Письменный
опрос
по
расписанию
Письменный
опрос
по
расписанию
по
расписанию
по
расписанию
Устный опрос
по
расписанию
Устный опрос
по
расписанию
Письменный
опрос
Письменный
опрос
Практическая
деятельность
14
Планируемые результаты
Повышение качества обученности по физике.
Развитие личностных качеств школьника
ценностно-смысловых,
познавательных и эвристических,
информационных,
коммуникативных.
Достижение нового образовательного результата – увеличение доли победителей
и призеров в интеллектуальных конкурсах по физике.
Долгосрочные показатели
выбор изучения физики на профильном уровне;
успешность сдачи ЕГЭ по физике.
Формы аттестации/контроля
Отслеживание результатов в объединении направлено на получение информации
о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение эффективности
функционирования педагогического процесса. Для проверки знаний, умений и
навыков в объединении используются следующие формы контроля:
Входной контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков на
начальном этапе обучения. Реализуется следующими методами: собеседование,
опрос, наблюдение.
Текущий контроль направлен на проверку усвоения предыдущего материала.
Могут использоваться следующие методы: устные (фронтальный опрос, беседа),
индивидуальные, наблюдение.
Тематический контроль осуществляется по мере прохождения темы, раздела и
проводится с целью систематизации знаний. Используются следующие методы:
практические, индивидуальные и фронтальные.
Промежуточный контроль проводится по результатам каждого полугодия,
учебного года. Это могут быть викторины, мини-соревнования, творческие задания.
К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие требования:
индивидуальный характер; систематичность, регулярность проведения на всех этапах
15
процесса обучения; разнообразие форм проведения; всесторонность (теория,
практика); дифференцированный подход.
Результаты работы могут быть представлены в форме итоговых занятий,
проходящих в форме конкурсов или игровых программ, защита коллективных и
индивидуальных исследовательских работ.
Итоговые занятия проводятся в конце учебного года.
Результативность освоения конкретных тем отслеживается с помощью текущего
контроля: итоговый концерт, участие в мероприятиях гимназии. Развитие
личностных качеств обучающихся определяется методом постоянного наблюдения, а
их коррекция проводится с помощью индивидуальных бесед, конкретных заданий и
других мероприятий.
16
Методическое обеспечение программы
№
Раздел
Форма
Методы и
п/п
проведения
приемы
занятия
организации
УВП
1. Физическая теория
Лекция
Системно1.
деятельностный
подход
2.
Физический
эксперимент
Лекция,
практикум,
лабораторная
работа
Системнодеятельностный
подход
1.
3.
Структура и
содержание
классической
механики
Лекция,
практикум
Системнодеятельностный
подход
1.
4.
Релятивистская
механика
Лекция,
практикум
Системнодеятельностный
подход
1.
5.
Структура и
содержание
молекулярнокинетической
теории
Лекция,
практикум
Системнодеятельностный
подход
1.
Дидактический
материал
Л.А.Кирик
«Физика
Самостоятельные
и контрольные
работы 10 класс»
Л.А.Кирик
«Физика
Самостоятельные
и контрольные
работы 10 класс»
Л.А.Кирик
«Физика
Самостоятельные
и контрольные
работы 10 класс»
Л.А.Кирик
«Физика
Самостоятельные
и контрольные
работы 10 класс»
Л.А.Кирик
«Физика
Самостоятельные
и контрольные
работы 10 класс»
17
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Для
организации
общеразвивающей
учебно-воспитательного
программе
«Методы
процесса
научного
по
дополнительной
познания»
материально-
техническое обеспечение включает: компьютер учителя, проектор, веб-камера,
документ-камера, принтер.
18
Список литературы
1. Тарасов Л.В. Современная физика в средней школе. – М.: Просвещение, 1990. –
288 с.: ил. – (Б-ка учителя физики).;
2. Физика в таблицах. 7 – 11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. В.А. Орлов. 3-е
изд. – М.: Дрофа, 2007. – 64 с.:ил.;
3. Фундаментальные эксперименты в физической науке. Элективный курс: Учебное
пособие/Н. С. Пурышева, Н. В. Шаронова, Д. А. Исаев. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2005. – 159 с.:ил.;
4. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н., Маслов И. С. Как стать ученым. Занятия по
физике со старшеклассниками. – М.: Изд-во «Глобус», 2008. – 318 с. –
(Профильная школа).
19
Сведения о составителе
Ромахина Татьяна Анатольевна
Место работы: МАОУ гимназия №35
Адрес: 620149, г. Екатеринбург, ул. Июльская, 32
Образование: высшее,
Должность: педагог дополнительного образования
Стаж работы: 1 год
Квалификационная категория: нет
Принята
на заседании педагогического совета
Протокол № 1от 29 «августа»
20