ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 35
УТВЕЖДАЮ
Директор МАОУ гимназия № 35
____________/Е. А. Никандрова/
Приказ № 299/1-од от 11.12.2024
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической
направленности
«Разработка компьютерных игр с нуля».
Возраст обучающихся: 11-15 лет,
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
Шокин Константин Александрович,
педагог дополнительного образования
Екатеринбург 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа «Разработка компьютерных игр с нуля» разработана
для занятий с обучающимися 11-15 лет в соответствии с новыми требованиями
ФГОС.
Программа внеурочной̆ деятельности составлена согласно требованиям
нормативных документов:
- Концепции развития дополнительного образования/распоряжение
Правительства РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.:
Просвещение, 2010/;
- Федеральной целевой программы развития дополнительного
образования детей в РФ до 2020 года;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996р-г/.;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4
июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
- Устава МАОУ гимназии №35;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
организации;
- Положения о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации
обучающихся организации.
Описание программы:
Этот курс посвящен изучению основ программирования на языке
Python с использованием библиотеки Turtle и фреймворка PyGame.
Программа охватывает различные аспекты разработки программного
обеспечения, начиная от создания простых графических фигур и заканчивая
написанием полноценных игровых приложений. Всего предусмотрено 44
учебных часа, из которых 20 часов посвящены теории, а 24 часа – практике.
На первом этапе курса происходит знакомство с языком Python и
библиотекой Turtle, включая инструктаж по технике безопасности. Участники
изучают базовые команды и возможности этой библиотеки для рисования
различных геометрических фигур. Далее они переходят к созданию более
сложных изображений и анимированных сцен, используя вызовы событий.
Затем программа фокусируется на арифметических операциях и
порядке их выполнения, логических выражениях и условных операторах, а
также на циклах for и while, которые позволяют автоматизировать
выполнение определенных действий. Важной частью курса является
изучение функций, включая создание собственных и использование
существующих для упрощения кода.
После этого внимание уделяется работе с файлами, вводу и выводу
данных, а также основам объектно-ориентированного программирования
(ООП). Завершающая часть курса посвящена разработке игр с
использованием фреймворка PyGame. Здесь рассматриваются такие темы, как
игровая механика, спрайты и анимация, физический движок, звуковые
эффекты и музыка, уровни и переходы между ними, оптимизация кода и
отладка ошибок. Финальным этапом является защита проекта, где каждый
участник презентует свою готовую игру.
Цель программы:
Освоение обучающимися основ программирования Python и дизайна
игр через создание мультимедийных компьютерных программ.
Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить ряд
обучающих, развивающих и воспитательных задач:
Обучающие:
сформировать представление о дизайне компьютерных игр при
разработке игр;
познакомить с инструментами векторного и растрового
графического редактора;
сформировать представления об основных принципах дизайна,
механики движения, понятиях программирования (итерация, тело цикла,
компиляция и др.);
обучить правилам создания эскизов;
обучить самостоятельно составлять алгоритмы;
познакомить с особенностями и принципами работы с
библиотекой PyGame;
обучить применению инструментов для подготовки презентаций,
защиты публичных выступлений.
Развивающие:
развить ответственное отношение к учению и труду;
развить навык работы с различными источниками информации,
умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для
решения учебных задач информацию;
развить интерес к графическому дизайну и программированию.
Воспитательные:
ознакомить с правилами индивидуального и коллективного
безопасного поведения при работе с компьютерной техникой;
воспитывать упорство в достижении результата.
Формы и режимы деятельности.
Каждый ребёнок занимается в кружке 1 раз в неделю (2 час).
Гибкая форма организации детского творчества в досуговой деятельности
позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желание, состояние
здоровья.
Количество часов по программе – 44 часов в год\ 2 часа в неделю.
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты
По окончании программы обучающийся будет:
иметь представление о дизайне компьютерных игр при
разработке
уметь работать с инструментами векторного и растрового
графического редактора;
уметь применять основные принципы дизайна и механики
движения;
знать и применять правила создания эскизов;
знать основные понятия программирования (итерация, тело
цикла, компиляция и др.)
уметь самостоятельно составлять алгоритмы;
знать особенности и принципами работы с библиотекой PyGame;
уметь использовать инструменты подготовки презентаций,
защиты публичных выступлений;
Личностные результаты:
По окончании программы обучающийся будет:
проявлять ответственное отношение к учению и труду;
проявлять интерес к сфере графического дизайна и
программирования;
проявлять упорство в достижении результата.
Метапредметные результаты:
По окончании программы обучающийся будет:
уметь работать с различными источниками информации, уметь
самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения
учебных задач информацию;
применять правила индивидуального и коллективного
безопасного поведения при работе с компьютерной техникой.
Содержание программы:
Количество часов
№ п/п
Название раздела, кейса
Всего Теория Практика
1.
Знакомство. Инструктаж по ТБ.
Знакомство с Python и библиотекой
Turtle.
Формы
аттестации/контроля
Практическая работа
2
1
1
Количество часов
№ п/п
Название раздела, кейса
Всего Теория Практика
2.
Рисуем с помощью кода сложные
фигуры
3.
Анимации в библиотеке Turtle по
вызову на кнопку
4
2
2
4.
Арифметические операции и порядок
выполнения
2
1
1
5.
Логические выражения и условные
операторы
2
1
1
6.
Циклы: `for` и `while`. Повторение
действий
2
1
1
7.
Функции: создание своих функций и
использование готовых
2
1
1
8.
Ввод и вывод данных. Работа с
файлами
2
1
1
9.
Основы объектно-ориентированного
программирования
4
2
2
Введение в PyGame. Установка и
10. настройка среды
2
1
1
Основы игровой механики.
11. Управление событиями
4
2
2
Спрайты и анимация. Отображение
12. объектов на экране
2
1
1
Физический движок. Движение и
13. столкновения объектов
4
2
2
Звуковые эффекты и музыка.
14. Добавление аудио в игру
2
1
1
2
1
1
2
1
1
4
-
4
44
20
24
15.
16.
Создание уровней и переход между
ними
Оптимизация кода и отладка ошибок
Защита проекта. Презентация готовой
17. игры
Итого:
Формы
аттестации/контроля
Практическая работа
2
1
1
Практическая работа.
Практическая работа
Практическая работа.
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа.
Практическая работа
Практическая работа
Материально-техническая база:
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Защита проекта
Требования к помещению:
помещение для занятий, отвечающие требованиям СП 2.4.3648–
20 для учреждений дополнительного образования;
качественное освещение;
столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочим местом
для педагога.
Оборудование:
мультимедийный проектор либо интерактивная доска для показа
презентаций;
интернет-соединение;
компьютеры или ноутбуки с доступом в сеть Интернет на
каждого обучающегося и преподавателя;
Расходные материалы:
бумага писчая;
шариковые ручки;
Информационное обеспечение:
операционная система Windows 10 / 11;
Yandex браузер;
PyCharm Community Edition;
программное обеспечение МойОфис;
программное обеспечение векторного графического редактора;
(Inkscape)
программное обеспечение растрового графического редактора;
Расписание (день, время):
Длительность одного занятия составляет 2 академических часа,
периодичность занятий по субботам: 11:00 – 12:40