ДООП Разработка компьютерных игр с нуля

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 35

УТВЕЖДАЮ
Директор МАОУ гимназия № 35
____________/Е. А. Никандрова/
Приказ № 299/1-од от 11.12.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической
направленности
«Разработка компьютерных игр с нуля».
Возраст обучающихся: 11-15 лет,
Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель:
Шокин Константин Александрович,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа «Разработка компьютерных игр с нуля» разработана
для занятий с обучающимися 11-15 лет в соответствии с новыми требованиями
ФГОС.
Программа внеурочной̆ деятельности составлена согласно требованиям
нормативных документов:
- Концепции развития дополнительного образования/распоряжение
Правительства РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.:
Просвещение, 2010/;
- Федеральной целевой программы развития дополнительного
образования детей в РФ до 2020 года;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996р-г/.;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4
июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
- Устава МАОУ гимназии №35;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
организации;
- Положения о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации
обучающихся организации.
Описание программы:
Этот курс посвящен изучению основ программирования на языке
Python с использованием библиотеки Turtle и фреймворка PyGame.
Программа охватывает различные аспекты разработки программного
обеспечения, начиная от создания простых графических фигур и заканчивая
написанием полноценных игровых приложений. Всего предусмотрено 44
учебных часа, из которых 20 часов посвящены теории, а 24 часа – практике.
На первом этапе курса происходит знакомство с языком Python и
библиотекой Turtle, включая инструктаж по технике безопасности. Участники
изучают базовые команды и возможности этой библиотеки для рисования

различных геометрических фигур. Далее они переходят к созданию более
сложных изображений и анимированных сцен, используя вызовы событий.
Затем программа фокусируется на арифметических операциях и
порядке их выполнения, логических выражениях и условных операторах, а
также на циклах for и while, которые позволяют автоматизировать
выполнение определенных действий. Важной частью курса является
изучение функций, включая создание собственных и использование
существующих для упрощения кода.
После этого внимание уделяется работе с файлами, вводу и выводу
данных, а также основам объектно-ориентированного программирования
(ООП). Завершающая часть курса посвящена разработке игр с
использованием фреймворка PyGame. Здесь рассматриваются такие темы, как
игровая механика, спрайты и анимация, физический движок, звуковые
эффекты и музыка, уровни и переходы между ними, оптимизация кода и
отладка ошибок. Финальным этапом является защита проекта, где каждый
участник презентует свою готовую игру.

Цель программы:
Освоение обучающимися основ программирования Python и дизайна
игр через создание мультимедийных компьютерных программ.
Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить ряд
обучающих, развивающих и воспитательных задач:
Обучающие:


сформировать представление о дизайне компьютерных игр при

разработке игр;


познакомить с инструментами векторного и растрового

графического редактора;


сформировать представления об основных принципах дизайна,

механики движения, понятиях программирования (итерация, тело цикла,
компиляция и др.);


обучить правилам создания эскизов;



обучить самостоятельно составлять алгоритмы;



познакомить с особенностями и принципами работы с

библиотекой PyGame;


обучить применению инструментов для подготовки презентаций,

защиты публичных выступлений.
Развивающие:


развить ответственное отношение к учению и труду;



развить навык работы с различными источниками информации,

умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для
решения учебных задач информацию;


развить интерес к графическому дизайну и программированию.

Воспитательные:


ознакомить с правилами индивидуального и коллективного

безопасного поведения при работе с компьютерной техникой;


воспитывать упорство в достижении результата.

Формы и режимы деятельности.
Каждый ребёнок занимается в кружке 1 раз в неделю (2 час).
Гибкая форма организации детского творчества в досуговой деятельности
позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желание, состояние
здоровья.
Количество часов по программе – 44 часов в год\ 2 часа в неделю.

Ожидаемые результаты:
Предметные результаты
По окончании программы обучающийся будет:


иметь представление о дизайне компьютерных игр при

разработке


уметь работать с инструментами векторного и растрового



графического редактора;



уметь применять основные принципы дизайна и механики

движения;


знать и применять правила создания эскизов;



знать основные понятия программирования (итерация, тело

цикла, компиляция и др.)


уметь самостоятельно составлять алгоритмы;



знать особенности и принципами работы с библиотекой PyGame;



уметь использовать инструменты подготовки презентаций,

защиты публичных выступлений;
Личностные результаты:
По окончании программы обучающийся будет:


проявлять ответственное отношение к учению и труду;



проявлять интерес к сфере графического дизайна и

программирования;


проявлять упорство в достижении результата.

Метапредметные результаты:
По окончании программы обучающийся будет:


уметь работать с различными источниками информации, уметь

самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения
учебных задач информацию;


применять правила индивидуального и коллективного

безопасного поведения при работе с компьютерной техникой.

Содержание программы:
Количество часов
№ п/п

Название раздела, кейса
Всего Теория Практика

1.

Знакомство. Инструктаж по ТБ.
Знакомство с Python и библиотекой
Turtle.

Формы
аттестации/контроля
Практическая работа

2

1

1

Количество часов
№ п/п

Название раздела, кейса
Всего Теория Практика

2.

Рисуем с помощью кода сложные
фигуры

3.

Анимации в библиотеке Turtle по
вызову на кнопку

4

2

2

4.

Арифметические операции и порядок
выполнения

2

1

1

5.

Логические выражения и условные
операторы

2

1

1

6.

Циклы: `for` и `while`. Повторение
действий

2

1

1

7.

Функции: создание своих функций и
использование готовых

2

1

1

8.

Ввод и вывод данных. Работа с
файлами

2

1

1

9.

Основы объектно-ориентированного
программирования

4

2

2

Введение в PyGame. Установка и
10. настройка среды

2

1

1

Основы игровой механики.
11. Управление событиями

4

2

2

Спрайты и анимация. Отображение
12. объектов на экране

2

1

1

Физический движок. Движение и
13. столкновения объектов

4

2

2

Звуковые эффекты и музыка.
14. Добавление аудио в игру

2

1

1

2

1

1

2

1

1

4

-

4

44

20

24

15.
16.

Создание уровней и переход между
ними
Оптимизация кода и отладка ошибок

Защита проекта. Презентация готовой
17. игры
Итого:

Формы
аттестации/контроля
Практическая работа

2

1

1
Практическая работа.
Практическая работа
Практическая работа.

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа.
Практическая работа
Практическая работа

Материально-техническая база:

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Защита проекта

Требования к помещению:


помещение для занятий, отвечающие требованиям СП 2.4.3648–

20 для учреждений дополнительного образования;


качественное освещение;



столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочим местом

для педагога.
Оборудование:


мультимедийный проектор либо интерактивная доска для показа

презентаций;


интернет-соединение;



компьютеры или ноутбуки с доступом в сеть Интернет на

каждого обучающегося и преподавателя;
Расходные материалы:


бумага писчая;



шариковые ручки;

Информационное обеспечение:


операционная система Windows 10 / 11;



Yandex браузер;



PyCharm Community Edition;



программное обеспечение МойОфис;



программное обеспечение векторного графического редактора;

(Inkscape)


программное обеспечение растрового графического редактора;

Расписание (день, время):
Длительность одного занятия составляет 2 академических часа,
периодичность занятий по субботам: 11:00 – 12:40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».