Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Психологическое здоровье

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 35

УТВЕЖДАЮ
Директор МАОУ гимназия № 35
____________/Е. А. Никандрова/
Приказ № 196/2-од от 01.09.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Психологическое здоровье»
Возраст обучающихся: 8-10 лет,
Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель:
Салихзянова Нина Владимировна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург 2024

Паспорт программы
Название программы

Психологическое здоровье

Автор-составитель
Вид программы
Направленность
Форма реализации
Срок реализации
Возраст обучающихся
Категория детей
Уровень освоения
программы
Краткая аннотация

Салихзянова Нина Владимировна
типовая
Социально-педагогическая
очная
1 год
8-10 лет
Обучающиеся младшего школьного возраста
базовый
Содействие развитию рефлексии обучающихся
как помощь в осознании своих эмоциональных
состояний

Пояснительная записка

Программа

дополнительного образования

составлена

на основе

программы формирования психологического здоровья младших школьников
кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой «Уроки психологии в
начальной школе» в соответствии с требованиями к содержанию, условиям
реализации и результатам работы, прописанным в ФГОС НОО. Содержание
программы соответствует целям и задачам основной образовательной
программы МАОУ гимназии №35: совершенствование системы работы
гимназии, направленной на сохранение здоровья обучающихся, привитие
навыков здорового образа жизни, содействие укреплению социального и
психологического здоровья обучающихся.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение
психологического здоровья младших школьников через создание условий
для развития коммуникативных навыков.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей.
Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике,
жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных
трудностей - установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для
установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего
эмоционального состояния в ходе общения.
6. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Ожидаемые результаты
Программа «Психологическое здоровье» способствует достижению
личностных и метапредметных результатов обучающихся начальной школы.
Достижение личностных результатов:
1. формирование

у

обучающегося

готовности

и

способности

к

саморазвитию,
2. развитие мотивации к обучению и познанию,
3. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
4. принятие и освоение социальной роли обучающегося,
5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
6. развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания

чувствам

других людей;
7. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
Обеспечивает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу
умения учиться:
 учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и
одноклассников,
 учиться прогнозировать последствия своих поступков,


определять и формулировать цель в совместной работе с помощью
учителя,

 учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными
источниками информации,
 строить речевое высказывание в устной форме.

 находить ответы на вопросы в различных источниках информации
(текст, рисунок, фото),
 делать выводы в результате совместной работы в группе,
 учиться графически оформлять изучаемый материал,
 моделировать различные жизненные и учебные ситуации,
 учиться позитивно, проявлять себя в общении,
 учиться договариваться и приходить к общему решению,
 учиться понимать эмоции и поступки других людей,


овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.
Содержание курса

Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели
год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным
обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика. В
второго

учебного

года

дети

должны

получить

довольно

течение
полное

представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о
собственных достоинствах и недостатках.
Во

втором

классе

происходит

активное

освоение

учебной

деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать
причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную
рефлексию. По-прежнему сохраняется острое желание быть успешным в
учебе, «быть хорошим, любимым», у некоторых детей появляется тенденция
к снижению самооценки. Она может закрепляться, если ребенок считает, что
родителей сильно огорчают его неуспешность. Поэтому особое значение
уделяется возможности исследовать себя, узнают, что у каждого из нас есть
индивидуальные особенности. Вследствие развития умения действовать по
образцу у некоторых детей снижаются творческие способности, исчезает
стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено
много творческих заданий.

Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с
учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с
педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому на занятиях большое
внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных
на доброжелательности и возможности не только принимать что-либо от
людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути взросления,
который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и
отдавать.
Формы организации занятий
Для успешной реализации используются групповые занятия до 20
человек.

Индивидуальные

занятия

необходимы

обучающимся

для

проведения углубленной индивидуальной диагностики и для отработки
важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые

по

определенным причинам не усвоены в группе.
Методы используемые на занятиях:
На

занятиях

используются

методы

работы:

элементы

психологического тренинга, тематическое рисование, дидактические игры,
психологические игры и упражнения, работа с направленным воображением,
общение в круге, этюды на выражение эмоций и чувств, проективные тесты.
Личное портфолио занятий с продуктами деятельности. Работа в рабочих
тетрадях для обучающихся начальной школы «Психологическое здоровье»,
что способствует повышению интереса ребенка к занятиям, активизирует его
творческий

потенциал,

развивает

навыки

рефлексии,

способствует

закреплению информации, полученной на занятии и использованию ее в
реальной жизни. Опыт, получаемый ребенком на занятиях, анализируется и
осмысливается дома. Некоторые задания в тетради предусматривают
совместную работу детей и родителей, что позволяет родителям стать
активными участниками реализации программы, помогает им осознать свой
вклад в психологическое здоровье ребенка. Эта тетрадь по окончании

занятий дает достаточно полное представление о личности ребенка и может
перейти в его портфолио.
Оценка эффективности реализации программы осуществляется
посредством:
● получения обратной связи от обучающихся на занятиях;
●

анализа

письменных

работ,

тестов,

проективных

рисунков

обучающихся в рабочей тетради;
●

консультации

с

родителями

и

педагогами

о

состоянии

психологического здоровья ребенка;
● стартовая и итоговая диагностика:
№

Методика исследования

Цель

Содержание

Обследование самооценки у

Изучение адекватности

Самооценка (действие

обучающихся по методике

самооценки детей

смыслообразования)

«Лестница» (модификация

младшего школьного

- представление себя в

ЛуговойВ.Ф.- Методика Т.В.

возраста

роли ученика;

п/п
1

Дембо использована

- осознание своих

модификации С.Я

возможностей в

Рубинштейн)

учении на основе
сравнения "Я"
и"хороший ученик"
Возраст: школьники 1 4 кл.

2

Методика «Кто Я?»

Выявление

Действия,направленные

(модификация методики М.

сформированности

на определение своей

Куна)

Я-концепции ребенка

позиции в отношении
социальной роли
ученика и школьной
действительности;
Возраст: 9—10 лет.

3

Анкета для оценки уровня

Определение уровня

ОцениваемыеУУД:

школьной мотивации (1-4 кл.)

учебной мотивации

-внутренняя позиция

методика Н. Г.Лускановой,

школьника

Возраст: обучающиеся
1-4 кл.
4

Проективные методики «Что

Выявление

Анализ детских

мне нравится в школе?», «Моё

мотивационной

рисунков

дерево», «Моя семья»

готовности к обучению,

Возраст: обучающиеся

отношение к гимназии,

1-4кл.

психологического
климата в семье.
Учебный план
№

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Формы

Практика

аттестации и
контроля

1

Кто я? Какой я?

9

2

7

Не
предусмотрена

2

Я — ученик

7

2

5

Не
предусмотрена

3

Мой внутренний мир.

11

3

8

Не
предусмотрена

4

Мои способности

9

2

7

Не
предусмотрена

36

9

27

Содержание
Знакомство. Введение в мир психологии. Как зовут ребят моего класса. Зачем
мне нужно ходить в школу. Я в школе. Мой класс.
Какие ребята в моем классе. Мои друзья в классе. Мои успехи в школе. Моя
«учебная сила».
Радость Что такое мимика. Радость. Как ее доставить другому человеку.
Жесты. Радость можно передать прикосновением.
Радость можно подарить взглядом. Грусть. Страх. Страх. Его
относительность. Как справиться со страхом. Страх и как его преодолеть.
Гнев. С какими чувствами он дружит. Может ли гнев принести пользу.
Обида. Разные чувства.

Календарный учебный график
№

Месяц

№

Время проведения

Форма

занятий

занятий

недели
1.

октябрь

5

Количеств

Тема

о часов

Место
проведения

Форма
контроля

групповая

1ч

I. Кто я? Какой я?
Знакомство

Июльская, 32

Не
предусмотрена

групповая

1ч

Я умею управлять собой

Июльская, 32

Не
предусмотрена

Согласно
утвержденному
расписанию

групповая

1ч

Я умею преодолевать
трудности

Июльская, 32

Не
предусмотрена

Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию

2.

октябрь

6

3.

октябрь

7

4.

октябрь

8

Согласно
утвержденному
расписанию

групповая

1ч

Самооценка

Июльская, 32

Не
предусмотрена

5.

октябрь

9

Согласно
утвержденному
расписанию

групповая

1ч

Мой характер

Июльская, 32

Не
предусмотрена

6.

ноябрь

10

групповая

1ч

Я умею слушать других

Июльская, 32

Не
предусмотрена

групповая

1ч

Моя семья

Июльская, 32

Не
предусмотрена

групповая

1ч

Я — ученик

Июльская, 32

Не
предусмотрена

Согласно
утвержденному

7.

ноябрь

11

8.

ноябрь

12

расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию

Режим дня

9.

ноябрь

13

10.

декабрь

14

Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно

групповая

1ч

Я учусь решать конфликты

Июльская, 32

Не
предусмотрена

групповая

1ч

Я умею слышать мнение
другого

Июльская, 32

Не
предусмотрена

утвержденному
расписанию

11.

декабрь

15

Согласно
утвержденному
расписанию

групповая

1ч

Как справиться с
усталостью

Июльская, 32

Не
предусмотрена

12.

декабрь

16

Согласно
утвержденному
расписанию

групповая

1ч

Мой класс

Июльская, 32

Не
предусмотрена

13.

декабрь

17

Согласно
утвержденному
расписанию

групповая

1ч

С Новым годом!

Июльская, 32

Не
предусмотрена

14.

январь

18

групповая

1ч

Мой внутренний мир

Июльская, 32

Не
предусмотрена

Согласно
утвержденному

Эмоции и чувства

расписанию

15.

январь

19

Согласно

групповая

1ч

Учимся понимать и
выражать эмоции

Июльская, 32

Не
предусмотрена

утвержденному
расписанию

16.

январь

20

Согласно
утвержденному
расписанию

групповая

1ч

Страх. Как справиться со
страхом

Июльская, 32

Не
предусмотрена

17.

февраль

21

Согласно
утвержденному
расписанию

групповая

1ч

Злость

Июльская, 32

Не
предусмотрена

22

Согласно
утвержденному

групповая

1ч

Любопытство и

Июльская, 32

Не

18.

февраль

расписанию

19.

февраль

23

Согласно

предусмотрена

любознательность
групповая

1ч

Речь и эмоции

Июльская, 32

Не
предусмотрена

групповая

1ч

Настроение

Июльская, 32

Не
предусмотрена

утвержденному

20.

21.

февраль

март

24

расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию

25

Согласно
утвержденному
расписанию

групповая

1ч

Цвет и настроение

Июльская, 32

Не
предусмотрена

Согласно
утвержденному
расписанию

групповая

1ч

Как справиться с плохим
настроением

Июльская, 32

Не
предусмотрена

групповая

1ч

Человек — часть природы

Июльская, 32

Не

22.

март

26

23.

март

27

Согласно
утвержденному

предусмотрена

расписанию

24.

25.

март

апрель

Июльская, 32

Не
предусмотрена

Мои умственные
способности

Июльская, 32

Не
предусмотрена

1ч

Воображение

Июльская, 32

Не
предусмотрена

1ч

Дружим со спортом

Июльская, 32

Не

Согласно
утвержденному
расписанию

групповая

29

Согласно
утвержденному
расписанию

групповая

1ч

Согласно
утвержденному
расписанию

групповая

групповая

28

26.

апрель

30

27.

апрель

31

Согласно
утвержденному

1ч

Мои способности
Привычки полезные и
вредные

предусмотрена

расписанию

28.

апрель

32

Согласно

групповая

1ч

Кем быть?

Июльская, 32

утвержденному

Не
предусмотрена

расписанию

29.

апрель

Праздник психологического
здоровья

Июльская, 32

Не
предусмотрена

Индивидуальная
диагностика

Июльская, 32

Не

Индивидуальная
диагностика

Июльская, 32

групповая

1ч

Разные чувства

Согласно
утвержденному
расписанию

групповая

1ч

групповая

1ч

май

34

31.

май

35

Согласно
утвержденному
расписанию

май

Не
предусмотрена

Согласно
утвержденному
расписанию

30.

32.

Июльская, 32

33

36

Согласно
утвержденному
расписанию

групповая

1ч

предусмотрена

Список литература:
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования
2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4). М., 2014г
3. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М., 2006.
4. И.В.Стишенок. Сказка в тренинге. Коррекция, развитие, личностный рост..-Спб.:Речь,2006

Не
предусмотрена

5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: правктическое пособие:М.:
2004
6. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под. ред. И.В. Дубровиной.
Екатеринбург, 2000.
7. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС // Сост.
И.В. Возняк, И.М. Узянова, С.В.Лебедева и др. Волгоград, 2013.
8. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2001.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».