Программа ДО Учимся решать проблемы, 11-13 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 35

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«УЧИМСЯ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ»

Автор-составитель: Салихзянова Нина Владимировна,
педагог дополнительного образования,
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год

г. Екатеринбург, 2020 год
1

Паспорт программы
Название программы

Учимся решать проблемы

Автор составитель

Салихзянова Нина Владимировна

Вид

Модифицированная на основе авторской программы
Битянова М. Р., Беглова Т. В. «Учимся решать проблемы. Программа развития проектного мышления у
младших подростков»
социально-педагогическая

Направленность
Форма реализации

Очная

Срок реализации

1 год

Возраст Обучающихся

11-13 лет

Категория детей

Средняя школа

Уровень освоения Базовый
программы
Краткая аннотация

Программа направлена на развитие у обучающихся 5 - 6
классов умения анализировать проблему, вычленять ее
суть, формулировать задачи, планировать и осуществлять
шаги по их решению, а также оценивать полученный результат с точки зрения поставленной цели. Программа реализуется на базе учебного заведения состоит из аудиторных занятий.

2

СОДЕРЖАНИЕ

№п/п
1.

Содержание
Пояснительная записка

Стр.
4

2.

Учебный план

8

3.

Содержание образовательной программы

9

4.

Календарный учебный график

10

5.

Требования к уровню подготовки (Ожидаемые результаты) 12

6.

Методическое обеспечение программы

13

7.

Материально-техническое оснащение программы

14

8..

Список литературы

15

9.

Сведения о составителе

16

3

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими
нормативными документами, Уставом МАОУ гимназия №35.
Актуальность:
Умение рассматривать проблемную ситуацию, возникшую в процессе
деятельности, как задачу, предполагающую поиск, нахождение и реализацию
оптимального варианта решения, является важной составной частью субъектной позиции личности. Обучение такому подходу к проблемной ситуации
должно стать необходимым элементом образовательного процесса.
С проблемными ситуациями обучающиеся сталкиваются в различных
сферах школьной жизни: в учебном процессе (на уроках и при подготовке домашних заданий), в общении со сверстниками и взрослыми, при участии в общественной жизни класса и школы, в процессе решения собственных жизненных задач.
Готовность и способность работать с проблемной ситуацией как с задачей предполагает, что обучающийся способен: проанализировать проблему,
вычленить ее суть, переформулировать проблему в задачу собственной деятельности, спланировать шаги по решению этой задачи, осуществить необходимые шаги, оценить полученный результат с точки зрения поставленной
цели.
Проектная деятельность с элементами коллективной практической и исследовательской работы интересна обучающимся 11—13 лет, а следовательно,
способствует их общему психологическому развитию. Навыки проектного
мышления востребуются в средней школе, поэтому целесообразно подготавливать детей к подобной деятельности уже в самом начале обучения в среднем
звене гимназии.
Новизна:
Программа направлена на формирование навыков сотрудничества и знакомство с понятием проблемной ситуации, ориентирована на ознакомление с
типами проблемных ситуаций, формирование навыков их распознавания и
адекватного решения. Кроме того, ребята знакомятся с двумя проблемными
ситуациями, возникающими в коллективной деятельности, и способами их решения. Программа посвящена отработке практических навыков распознавания и решения проблемных ситуаций различного рода.
Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность представленной программы в том, что
она позволяет ребенку решить комплекс проблем, связанных с РАС. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся решать
проблемы» предполагает путём оказания непосредственной эмоциональной
поддержки смягчить воздействие стрессовой жизненной ситуации и мобилизовать усилия детей на преодоление кризиса.
4

Адресат программы:
Программа рассчитана на обучающихся 11-13 лет. Для данного возраста
резко возрастает значение коллектива, его общественное мнение, отношения
со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в глазах сверстников авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявление стремления к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются
абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте дети склонны к творческим играм, где можно проверить
волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Педагогу легче воздействовать на младших подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, может «изнутри»
воздействовать на общественное мнение.
Объем и срок реализации программы:
Занятия групп проводятся 1 раз в неделю по 1 часу с учетом каникулярного времени (37 часов в год).
Срок реализации программы: 1 год.
Форма занятий: групповая, индивидуально-групповая, дистанционная.
Цель дополнительного образования: формирование основ проектного
мышления обучающихся.
Задачи объединения дополнительного образования «Учимся решать
проблемы»:
 формирование у школьников психологической готовности к восприятию проблемной ситуации как личной задачи деятельности;
 формирование у обучающихся представлений о типах проблемных ситуаций и подходов к их решению;
 развитие навыков коллективной проектной деятельности и решения специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе;
 формирование у пятиклассников готовности к переносу полученных
учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального
общения;
 развитие социально-психологических качеств личности.
Под проектным мышлением понимается способность рассматривать
проблемную ситуацию как задачу с последующим построением деятельности,
направленной на ее решение.
Основой составления программы «Учимся решать проблемы» послужили методический рекомендации авторов М.Р. Битяновой, Т.В.Бегловой.
Формы организации занятий:
Для успешной реализации используются групповые интерактивные занятия с игровыми и тренинговыми элементами. В течение всех занятий дети
ведут тетрадь, в которой записывают основные понятия и выполняют письменные тренировочные упражнения.
5

Базовые проблемные ситуации, изучаемые в данной программе, предлагаются учащимся для ознакомления и освоения в двух формах: как проблемы
индивидуальной деятельности и как проблемы коллективной деятельности. В
своей первой форме каждая проблема требует своего определения и нахождения оптимального пути решения. Для этого дети знакомятся с образом проблемы, ее определением, ее проявлениями в жизненных ситуациях и основной
технологией решения. В своей второй форме решение проблемы осложняет
необходимость находить общий язык с другими людьми.
Методы используемые на занятиях:
В программе сочетаются элементы традиционного обучения и методы
активного психологического обучения: тренинг, ролевая игра, работа проблемной группы, групповая дискуссия по принятию общего решения и включает в себя как минимум одно задание, предполагающее погружение детей в
учебную проблему, ее групповое обсуждение и выработку общего решения. В
конце каждого занятия дети обсуждают практическое применение полученных знания в жизни.
Обучение методам коллективного решения проблем осуществляется на
занятиях в парах, в мини-группах и в группе. Однако предпочтение отдается
работам мини-групп по 3—5 человек (в зависимости от упражнения). Дети постоянно работают в группах разного состава. Тем самым занятия способствуют сплочению коллектива класса.
Оценка эффективности реализации программы осуществляется по итогам
проведения школьного тура «Чемпионат проектных игр». В ходе Чемпионата
каждая команда выполняет игровые задания по определению типов и алгоритмов решения проблемных ситуаций, участвует в решении проектных задач,
составленных по сюжетам произведений. Оценивание выступлений команд
производится на основании следующих показателей:
 знание типов проблемных ситуаций;
 применение практических навыков решения проблемных ситуаций по
алгоритму;
 умение оценивать полученные результаты с точки зрения поставленных
целей;
 умение взаимодействовать и сотрудничать в коллективной проектной
деятельности.
Ожидаемые результаты
Личностными результатами реализации программы станут
 формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества,
 формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять цели и задачи, высказывать гипотезы, исследовать и
анализировать свою деятельность, соблюдая самые простые, общие для
всех людей, этические нормы общения и сотрудничества.
6

Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
 Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
 Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему.
 Составлять план решения проблемы (задачи).
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки.
 В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать,
какая информация нужна для решения той или иной задачи.
 Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернетресурсов.
 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
 Перерабатывать
полученную
информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более
простой план учебно-научного текста.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
 Разъяснять свою позицию другим: оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать, приводя аргументы.
 Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
 Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом:
вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
7

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
 Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.
Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления,
характерных для математической деятельности, а именно:
 познакомиться со способами решения задач по математике;
 познакомиться с методами решения различных математических задач;
 освоить логические приемы, применяемые при решении задач;
 расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими
учебными дисциплинами и областями жизни;
 познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять
его для решения задач математики и других областей деятельности;
 приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;
 приобрести опыт презентации собственного продукта.


Учебный план
№

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего Теория Практика
6
3
3
13
6
7

1
2

«Учимся сотрудничать»
«Учимся распознавать
проблемы»

3

«Учимся решать проблемы»

17

5

13

Итого:

37

14

23

Формы аттестации и
контроля
Текущий контроль: выполнение практических заданий. Наблюдение за
детьми в игровых и учебных ситуациях

Чемпионат
проектных
игр (школьный тур)

8

Содержание обучения:
«Учимся сотрудничать»
Первая часть - вводная - направлена на формирование у обучающихся навыков сотрудничества и знакомство с понятием проблемной ситуации.
2. «Учимся распознавать проблемы»
Вторая часть ориентирована на ознакомление с тремя типами проблемных
ситуаций, на формирование навыков их распознавания и адекватного решения. Обучающиеся знакомятся с двумя проблемными ситуациями, возникающими в коллективной деятельности, и способами их решения.
3. «Учимся решать проблемы»
Третья часть направлена на отработку практических навыков распознавания
и решения проблемных ситуаций различного рода.
1.

9

Календарный учебный график
№

Месяц

Время про- Форма заведения занятий
нятий

1.

сентябрь

по расписанию

2.

сентябрь

по расписанию

групповая

1

3.

сентябрь

по расписанию

групповая

1

по расписанию

групповая

по расписанию

групповая

1

4.

5.

сентябрь

октябрь

Количество
часов
групповая
1

Тема

Место
проведения

Форма
контроля

1.Учимся
сотрудни- по распичать
санию
Учимся решать проблемы вместе
по распиУчимся договариваться и санию
уступать

Педагогическое наблюдение

Мы команда

по расписанию

Педагогическое наблюдение

Мы вместе

по расписанию

Педагогическое наблюдение

по расписанию

Педагогическое наблюдение

1

Конструктивное поведение в конфликте

Педагогическое наблюдение

6.

октябрь

по расписанию

групповая

1

по распиМы понимаем друг друга санию

Педагогическое наблюдение

7.

октябрь

по расписанию

групповая

1

по распиМы понимаем друг друга санию

Педагогическое наблюдение

8.

октябрь

по расписанию

групповая

1

по расписанию

Педагогическое наблюдение

9.

октябрь

по расписанию

групповая

1

2.Учимся распознавать
проблемы
Проблемы, похожие на
мозаику
Проблемы, похожие на
мозаику

по расписанию

Педагогическое наблюдение

10.

ноябрь

по расписанию

групповая

1

Проблемы, похожие на
многослойное желе

по расписанию

Педагогическое наблюдение

11.

ноябрь

по расписанию

групповая

1

Проблемы, похожие на
многослойное желе

по расписанию

Педагогическое наблюдение

10

12.

ноябрь

по расписанию

групповая

1

Проблемы, похожие на
снежинку

по расписанию

Педагогическое наблюдение

13.

ноябрь

по расписанию

групповая

1

Проблемы, похожие на
снежинку

по расписанию

Педагогическое наблюдение

14.

декабрь

по расписанию

групповая

1

Мы строим парк 1

по расписанию

Педагогическое наблюдение

15.

декабрь

по расписанию

групповая

1

Мы строим парк 2

по расписанию

Педагогическое наблюдение

16.

декабрь

по расписанию

групповая

1

Мы строим парк3

по расписанию

Педагогическое наблюдение

17.

декабрь

по расписанию

групповая

1

Проблемы, похожие на
притчу о слоне

по расписанию

Педагогическое наблюдение

18.

январь

по расписанию

групповая

1

Проблемы, похожие на
притчу о слоне

по расписанию

Педагогическое наблюдение

19.

январь

по расписанию

групповая

1

Проблемы, похожие на
олимпийские кольца

по расписанию

Педагогическое наблюдение

20.

январь

по расписанию

групповая

1

Проблемы, похожие на
олимпийские кольца

по расписанию

Педагогическое наблюдение

21.

февраль

по расписанию

групповая

1

по расписанию

Педагогическое наблюдение

22.

февраль

по расписанию

групповая

1

3.Учимся решать проблемы
Учимся
распознавать
проблемы
Учимся
распознавать
проблемы

по расписанию

Педагогическое наблюдение

23.

февраль

по расписанию

групповая

1

Учимся находить решение проблемы 1

по расписанию

Педагогическое наблюдение

24.

февраль

по расписанию

групповая

1

Учимся находить решение проблемы 2

по расписанию

Педагогическое наблюдение

11

25.

март

по расписанию

групповая

1

Учимся находить решение проблемы 3

по расписанию

Педагогическое наблюдение

26.

март

по расписанию

групповая

1

Учимся находить реше- по распиние проблемы4
санию

Педагогическое наблюдение

27.

март

по расписанию

групповая

1

Учимся находить реше- по распиние проблемы5
санию

Педагогическое наблюдение

28.

март

по расписанию

групповая

1

Однажды в городе N...

по расписанию

Педагогическое наблюдение

29.

апрель

по расписанию

групповая

1

Однажды в городе N...

по расписанию

Педагогическое наблюдение

30.

апрель

по расписанию

групповая

1

Однажды в городе N...

по расписанию

Педагогическое наблюдение

31.

апрель

по расписанию

групповая

1

Большая игра с элементами тренинга

по расписанию

Педагогическое наблюдение

32.

апрель

по расписанию

групповая

1

Большая игра с элементами тренинга

по расписанию

Педагогическое наблюдение

33.

май

по расписанию

групповая

1

Большая игра с элемен- по распитами тренинга
санию

Педагогическое наблюдение

34.

май

по расписанию

групповая

1

Чемпионат проектных
игр (школьный тур)

по расписанию

Педагогическое наблюдение

35.

май

по расписанию

групповая

1

Чемпионат проектных
игр (школьный тур)

по расписанию

Педагогическое наблюдение

36.

май

по расписанию

групповая

1

Чемпионат проектных по распиигр (школьный тур).
санию

Педагогическое наблюдение

37.

май

по расписанию

групповая

1

Чемпионат проектных по распиигр (школьный тур).
санию

Педагогическое наблюдение

12

Ожидаемые результаты освоения программы:
- появление новых исследовательских, творческих проектных идей учащихся
по окончании курса как демонстрация их устойчивого познавательного интереса;
- успешная защита проектов на НПК;
- желание участвовать в подобной деятельности в будущем.
Формы аттестации/контроля
Отслеживание результатов в объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение эффективности функционирования педагогического процесса. Для проверки знаний, умений и навыков в объединении используются следующие формы контроля:
Входной контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков на
начальном этапе обучения. Реализуется следующими методами: собеседование, опрос, наблюдение, игра.
Текущий контроль направлен на проверку усвоения предыдущего материала. Могут использоваться следующие методы: устные (фронтальный
опрос, беседа), письменные, индивидуальные, наблюдение.
Тематический контроль осуществляется по мере прохождения темы, раздела и проводится с целью систематизации знаний. Используются следующие
методы: практические, индивидуальные и фронтальные, комбинированные
(творческий проект), самоконтроль.
Промежуточный контроль проводится по результатам каждого полугодия, учебного года. Это могут быть викторины, мини-соревнования, творческие задания.
К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие требования: индивидуальный характер; систематичность, регулярность проведения
на всех этапах процесса обучения; разнообразие форм проведения; всесторонность (теория, практика); дифференцированный подход.
Результаты работы могут быть представлены в форме итоговых занятий,
проходящих в форме конкурсов или игровых программ, защита коллективных
и индивидуальных исследовательских работ.
Итоговые занятия проводятся в конце учебного года.
Результативность освоения конкретных тем отслеживается с помощью
текущего контроля: опроса, викторин и т.п. Развитие личностных качеств обучающихся определяется методом постоянного наблюдения, а их коррекция
проводится с помощью индивидуальных бесед, конкретных заданий и других
мероприятий.

Методическое обеспечение программы
13

№
п/п

Раздел

Форма
проведения занятия

Методы и
приемы организации
УВП

Дидактический материал, техническое оснащение занятий.

1

«Учимся сотрудничать»

Аудиторная групповая ра- Наглядные пособия, Фопель
бота
К.Как научить
детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения:
Практическое
пособие: Пер. с
нем.: В 4-х томах. Т. 1.— М.:
Генезис,
1998.— 160 с

2

«Учимся распознавать Аудиторная Индивидупроблемы»
альная
и
групповая работа

Наглядные пособия, Компьютер, проектор,
доска

3

«Учимся решать проблемы»

Наглядные пособия, Битянова
М.Р., Беглова
Т.В. Учимся решать проблемы:
Программа развития проектного мышления
у младших подростков.
Учебно-методическое пособие для психо-

Аудиторная Работа с источниками,
групповая работа

14

логов и педагогов. — М.: Генезис, 2005.

Материально-техническое обеспечение программы
Наглядный и раздаточный материал: (тексты, рисунки, иллюстрации,
изобразительный материал). Развитие продуктивной предметно-пространственной среды.
Экранные (презентации), аудиальные (музыкальные фрагменты, фрагменты литературных произведений и сказок); аудиовизуальные (видеофрагменты мультфильмов и кинофильмов, авторские видеозаписи и пр.).
Технические средства обучения: Интерактивная доска. Мультимедийный проектор. Ноутбук. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Список литературы
1. Битянова М. Р. Развитие проектного мышления. Учебный психологический
курс для учащихся 5-х классов /Школьный психолог, №30 (220), 14.08.2002
/http://psy.1september.ru/article.php?ID=200203008
2. Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы: Программа развития
проектного мышления у младших подростков. Учебно-методическое пособие
для психологов и педагогов. — М.: Генезис, 2005. — 96 с. ISBN 5-98563-043-9
3.
Вяйзинен
М.
А.
/http://lib.znate.ru/docs/index209435.html

Умение

задавать

вопросы

4. Савенков А. И.Детское исследование как метод обучения старших дошкольников/
Дошкольное
образование,
№24
(217),
16-30.06.2007
http://www.slideshare.net/nnbalagan/ss-28912951
5. Савенков А. И. Методика в действии /Дошкольное образование, №7 (128),
1- 14.02.2004 // http://dob.1september.ru/article.php?ID=200400706
6. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный
ребенок.
2003.
№2.
С.7686/http://www.researcher.ru/methodics/method/razvitie
15

7. Тренинговые занятия по развитию информационно-аналитических умений;
информационно-поисковых
умений
/
http://www.docme.ru/doc/37781/treningovye-zadaniyapo-razvitiyumetapredmetnyh-uud
8. Тюшев Ю. В. Выбор профессии: тренинг для подростков. — СПб.: Питер,
2009. — 160 с: ил. — (Серия «Практическая психология»).
9. Уроки по проектной деятельности / http://gigabaza.ru/doc/25827.html
10. Фопель К.Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1.— М.: Генезис, 1998.— 160 с, ил.ISBN 5-85297-007-7
11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от
действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г.
В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. :
Просвещение, 2010. — 159 с. : ил. —18ВК 978-5-09-020588-7.
Сведения о составителе
Салихзянова Нина Владимировна
Место работы: МАОУ гимназия №35
Адрес: 620149, г. Екатеринбург, ул. Июльская, 32
Образование: высшее,
Должность: педагог дополнительного образования
Квалификационная категория: первая.

Принята
на заседании педагогического совета
протокол № 1от 29 «августа»

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».