Программа ДО Психологическое здоровье, 9-10 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 35

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ»

Автор-составитель: Салихзянова Нина Владимировна,
педагог дополнительного образования,
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год

г. Екатеринбург, 2020 год

1

Паспорт программы
Название
программы

Учимся решать проблемы

Автор
составитель

Салихзянова Нина Владимировна

Вид

Модифицированная на основе авторской программы
формирования психологического здоровья младших
школьников кандидата психологических наук О. В.
Хухлаевой «Уроки психологии в начальной школе»
социально-педагогическая

Направленность
Форма
реализации

Очная

Срок реализации

1 год

Возраст
Обучающихся

9-10 лет

Категория детей

начальная школа

Уровень освоения Базовый
программы
Краткая
аннотация

Программа направлена на развитие у обучающихся
умения анализировать проблему, вычленять ее суть,
формулировать задачи, планировать и осуществлять шаги
по их решению, а также оценивать полученный результат
с точки зрения поставленной цели. Программа
реализуется на базе учебного заведения состоит из
аудиторных занятий.

2

СОДЕРЖАНИЕ
№п/п
1.

Содержание
Пояснительная записка

Стр.
4

2.

Учебный план

11

3.

Содержание образовательной программы

11

4.

Календарный учебный график

14

5.

Требования к уровню подготовки (Ожидаемые результаты) 16

6.

Методическое обеспечение программы

17

7.

Материально-техническое оснащение программы

17

8..

Список литературы

18

9.

Сведения о составителе

20

3

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической

направленности

составлена

для

занятий

с

обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии
действующими нормативными документами, Уставом МАОУ гимназия №35.
Программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской
программы формирования психологического здоровья младших школьников
кандидата психологических наук О. В. Хухлаевой «Уроки психологии в
начальной школе» в соответствии с требованиями к содержанию, условиям
реализации и результатам работы, прописанным в ФГОС НОО. Содержание
программы соответствует целям и задачам основной образовательной
программы МАОУ гимназии №35: совершенствование системы работы
гимназии, направленной на сохранение здоровья обучающихся, привитие
навыков здорового образа жизни, содействие укреплению физического,
нравственного и психологического здоровья обучающихся.
Актуальность
Важная роль в современном образовательном обществе отводится
здоровье

сберегающим

технологиям,

психолого-педагогическому

сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и
укреплению психологического здоровья.
Быстро меняется социальная ситуация, увеличивается информационный
поток, в котором находятся дети, семьи в основном однодетные, распались
дворовые сообщества, снизилась ценность ролевой игры.
Психологическое здоровье является условием адекватного выполнения
человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, обеспечивает
возможность

непрерывного

развития

в

течение

всей

его

жизни.

Психологически здоровый человек – это, прежде всего человек творческий,
жизнерадостный, весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир,
4

адекватно

приспосабливающийся

как

к

благоприятным,

так

и

неблагоприятным условиям, воздействиям.
Новизна:
Программа направлена на формирование навыков сотрудничества и
знакомство с понятием проблемной ситуации, ориентирована на ознакомление
с типами проблемных ситуаций, формирование навыков их распознавания и
адекватного решения. Кроме того, ребята знакомятся с двумя проблемными
ситуациями, возникающими в коллективной деятельности, и способами их
решения.

Программа посвящена

отработке

практических

навыков

распознавания и решения проблемных ситуаций различного рода.
Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность представленной программы в том, что
она позволяет ребенку решить комплекс проблем, связанных с девиантным
поведением.

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа «Психологическое здоровье» предполагает путём оказания
непосредственной

эмоциональной

поддержки

смягчить

воздействие

стрессовой жизненной ситуации и мобилизовать усилия детей на преодоление
кризиса.
Адресат программы:
Обучающийся 3 класса в возрасте 9-10 лет. К началу третьего класса у
обучающегося уже четко сформирован отчетливый образ хорошего ученика,
он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому
образу, однако в результате в какой-то степени утрачивается детская
непосредственность,

индивидуальные

особенности

ребенка

несколько

стираются, снижаются творческие возможности. Все это ослабляет контакт с
той

важной

составляющей

личности,

которую

психологи

называют

«внутренним ребенком». Взрослые в этот период обычно удовлетворенно
отмечают стабильную способность детей выполнять стандартные задания,
умение действовать по образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти
качества утверждаются в ребенке за счет обеднения фантазии, снижения
5

изобретательности, оригинальности

восприятия. Родители, педагоги и

психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания
детей, упуская из виду упадок воображения, снижение творческих
способностей. Однако это - явление временное и обратимое, если вовремя
начать работу по актуализации творческих способностей детей. Поэтому
важным направлением в третьем классе становится тематика по актуализации
творческих способностей детей, в ходе проработки которой можно
«реанимировать фантазию», утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых.
Другая важная особенность этого возраста – качественные изменения во
взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми – учителем и родителями.
К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой
идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично,
поэтому психологические занятия направлены на то, чтобы поддержать в
ребенке реальный образ учителя, не снижая при этом его ценности.
Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети воспринимают
их как реальными людьми со своими достоинствами и недостатками.
Обучаются налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям
при

трудностях

в

общении,

дорожить

ценностью

установившихся

привязанностей.
Важной темой остается и тема взаимоотношений со сверстниками,
дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями в этот период
становятся более значимыми, меньше зависят от оценок учителя и школьных
успехов. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на
отношениях с друзьями. Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у
третьеклассников живой интерес и воодушевление. К окончанию третьего
учебного года дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых
психологических играх и упражнениях, быть внимательным к остальным
участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные
инструкции, контролировать ход выполнения заданий. Взрослый ведущий
старается провести через лидерские роли как можно больше детей группы,
6

чтобы каждый ощутил психологическую разницу между положениями лидера
и исполнителя на самом себе.
Объем и срок реализации программы:
Занятия групп проводятся 1 раз в неделю по 1 часу с учетом
каникулярного времени (37 часов в год).
Срок реализации программы: 1 год.
Форма занятий: групповая, индивидуально-групповая, дистанционная.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение
психологического здоровья младших школьников через создание условий для
развития коммуникативных навыков.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей.
Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике,
жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных
трудностей - установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для
установления межличностных отношений друг с другом и
учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего
эмоционального состояния в ходе общения.
6. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Планируемые результаты:
Программа «Психологическое здоровье» способствует достижению
личностных и метапредметных результатов обучающихся начальной школы.
Достижение личностных результатов:
1. формирование у обучающегося готовности и способности к саморазвитию,
7

2. развитие мотивации к обучению и познанию,
3. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
4. принятие и освоение социальной роли обучающегося,
5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
6. развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других
людей;
7. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
Формирование метапредметных достижений, включающих освоенные
обучающимися

универсальные

учебные

действия

(познавательные,

регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться:
Регулятивные УУД:
1. учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и
одноклассников,
2. учиться прогнозировать последствия своих поступков,
3. строить речевое высказывание в устной форме.
4. осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и
расслаблением,
5. извлекать необходимую информацию из текста,
6. определять и формулировать цель в совместной работе,
7. учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях,
8. осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит,
9. реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и
взрослыми,
10. планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого,
11.соотносить результат с целью и оценивать его.
8

Познавательные УУД:
1. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,
2. наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять,
3. обогатить представление о собственных возможностях и
способностях,
4. учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе
изменения,
5. оценивать правильность выполнения действий и корректировать при
необходимости,
6. учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного
опыта,
7. находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию,
8. адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные УУД:
1. ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии,
2. учиться контролировать свою речь и поступки,
3. учиться толерантному отношению к другому мнению,
4. учиться самостоятельно решать проблемы в общении,
5. осознавать необходимость признания и уважения прав других людей,
6. формулировать своё собственное мнение и позицию.
7. учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Формы организации занятий
Для успешной реализации используются групповые занятия, до 23
человек.

Индивидуальные

занятия

необходимы

обучающимся

для

проведения углубленной индивидуальной диагностики и для отработки
важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или
иным причинам не усвоены в группе.
Методы используемые на занятиях:
На

занятиях

используются

методы

работы:

элементы

психологического тренинга, тематическое рисование, дидактические игры,
9

психологические игры и упражнения, работа с направленным воображением,
общение в круге, этюды на выражение эмоций и чувств, проективные тесты.
Личное портфолио занятий с продуктами деятельности. Работа в рабочих
тетрадях для обучающихся начальной школы «Психологическое здоровье»,
что способствует повышению интереса ребенка к занятиям, активизирует его
творческий

потенциал,

развивает

навыки

рефлексии,

способствует

закреплению информации, полученной на занятии и использованию ее в
реальной жизни. Опыт, получаемый ребенком на занятиях, анализируется и
осмысливается дома. Некоторые задания в тетради предусматривают
совместную работу детей и родителей, что позволяет родителям стать
активными участниками реализации программы, помогает им осознать свой
вклад в психологическое здоровье ребенка. Эта тетрадь по окончании занятий
дает достаточно полное представление о личности ребенка и может перейти в
его портфолио.
Оценка

эффективности

реализации

программы

осуществляется

посредством:
● получения обратной связи от обучающихся на занятиях;
● анализа письменных работ, тестов, рисунков обучающихся в рабочей
тетради;
● анкетирования родителей и педагогов о состоянии психологического
здоровья ребенка;
● стартовая и итоговая диагностика:
№

Методика исследования Цель

Содержание

Исследование

Изучение

Самооценка (действие

самооценки у

адекватности

смыслообразования)

школьников по

самооценки детей

- представление себя в

методике «Лестница»

младшего

роли ученика;

(модификация

школьного

п/п
1

10

ЛуговойВ.Ф.- Методика

возраста

- осознание своих

Т.В. Дембо

возможностей в

использована

учении на основе

модификации С.Я

сравнения "Я"

Рубинштейн)

и"хороший ученик"
Возраст: школьники 1 4 кл.

2

Методика «Кто Я?»

Выявление

Действия,направленные

(модификация

сформированности

на определение своей

методики М.

Я-концепции

позиции в отношении

Куна)

ребенка

социальной роли
ученика и школьной
действительности;
Возраст: 9—10 лет.

3

4

Анкета для оценки

Определение уровня ОцениваемыеУУД:

уровня школьной

учебной мотивации

-внутренняя позиция

мотивации (1-4 кл.)

школьника

методика Н.

Возраст: обучающиеся

Г.Лускановой,

1-4 кл.

Проективные методики

Выявление

Анализ детских

«Что мне нравится в

мотивационной

рисунков

школе?», «Моё дерево», готовности к

Возраст: обучающиеся

«Моя семья»

1-4кл.

обучению,
отношение к
гимназии,
психологического
климата в семье.

11

Учебный план
№

Название раздела,
темы

Количество часов
Теория Практика

Формы

Всего

аттестации и
контроля
наблюдение

1.

Я - фантазер

2

8

10

2.

Я и моя школа

2

4

6

наблюдение

3.

Я и мои родители

2

5

7

наблюдение

4.

Я и мои друзья

3

6

9

наблюдение

5.

Что такое
сотрудничество?
Итого

2

4

6

наблюдение

11

26

37

Содержание обучения
Я - фантазер (10 часов) Что такое фантазия и зачем она нужна
человеку? Все ли дети умеют фантазировать? Нужно ли учиться
фантазировать? Кого можно назвать фантазёром? Мои сны: что в них правда,
а что –фантазии? Мои мечты. О чём я мечтаю? Мечты и фантазии. Фантазии и
ложь. Как отличить ложь от фантазии. Ложь может приносить вред
окружающим, а фантазии не вредят никому.
Я и моя школа (6 часов) Что случится, если на свете не будет ни
одной школы? Школа моей мечты - какая она? Какие ребята в моем классе.
Мои друзья в классе.
Я и мои родители (7 часов) Способности моих родителей. Как эти
способности помогали им в жизни. Не всегда самый лёгкий путь приводит к
успеху. Часто от нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы
пойдём, как сложится наша жизнь.
Я и мои друзья (9 часов) Моё лето. Как я провёл лето и чему научился
за время летних каникул. После лета меня называют по-новому –
четвероклассник. Чем четвероклассник отличается от первоклассника? А от
второклассника и третьеклассника? Кто Я? Из каких маленьких частичек я
12

состою: Боялка, Добрушка, Капризулька, Хохотушка, Злючка, Ленюшка…это
все мои друзья. Но командую здесь Я. Я – человек! Я – житель планеты Земля!
Какой Я – большой или маленький? Что я умею и чем горжусь?
Что такое сотрудничество? (6 часов) Как правильно познакомиться?
Как правильно держать себя, чтобы понравиться? Сотрудничество – это
умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений (из умения
понять другого; из умения договориться; из умения уступить, если это нужно
для дела; из умения правильно распределить роли в ходе работы).Что значит
понимать другого и

как

можно этому научиться?

Как научиться

договариваться с людьми? Что такое коллективная работа?
Календарный учебный график
№

Месяц

Время
проведения
занятий

Кол
ичес
тво
часо
в
групповая
1

1.

сентябрь

по
расписанию

2.

сентябрь

по
расписанию

групповая

3.

сентябрь

по
расписанию

4.

сентябрь

5.

октябрь

Тема

Форма
занятий

Место
проведен
ия

Форма
контроля

Я- фантазер
Я - третьеклассник

по
наблюден
расписани
ие
ю

1

Кого можно назвать
фантазером?

по
наблюден
расписани
ие
ю

групповая

1

Я умею фантазировать!

по
наблюден
расписани
ие
ю

по
расписанию

групповая

1

Я умею фантазировать!

по
наблюден
расписани
ие
ю

по
расписанию

групповая

1

Я умею фантазировать!

по
наблюден
расписани
ие
ю

6.

октябрь

по
расписанию

групповая

1

Мои сны

по
наблюден
расписани
ие
ю

7.

октябрь

по
расписанию

групповая

1

Я умею сочинять!

по
наблюден
расписани
ие
ю
13

8.

октябрь

по
расписанию

групповая

1

Я умею сочинять!

по
наблюден
расписани
ие
ю

9.

октябрь

по
расписанию

групповая

1

Мои мечты

по
наблюден
расписани
ие
ю

10.

ноябрь

по
расписанию

групповая

1

Фантазии и ложь

по
наблюден
расписани
ие
ю

11.

ноябрь

по
расписанию

групповая

1

Я и моя школа
Я и моя школа

по
наблюден
расписани
ие
ю

12.

ноябрь

по
расписанию

групповая

1

Что такое лень?

по
наблюден
расписани
ие
ю

13.

ноябрь

по
расписанию

групповая

1

Как справиться с ленью

по
наблюден
расписани
ие
ю

14.

ноябрь

по
расписанию

групповая

1

Я и мой учитель

по
наблюден
расписани
ие
ю

15.

ноябрь

по
расписанию

групповая

1

Я и мой учитель

по
наблюден
расписани
ие
ю

16.

ноябрь

по
расписанию

групповая

1

Самооценка

по
наблюден
расписани
ие
ю

17.

ноябрь

по
расписанию

групповая

1

Я и мои родители

по
наблюден
расписани
ие
ю

18.

январь

по
расписанию

групповая

1

Я умею просить
прощения и прощать

по
наблюден
расписани
ие
ю

19.

январь

по
расписанию

групповая

1

Я умею просить
прощения и прощать

по
наблюден
расписани
ие
ю

20.

январь

по
расписанию

групповая

1

Наказание и поощрения

по
наблюден
расписани
ие
ю

21.

февраль

по
расписанию

групповая

1

Наказание и поощрения

по
наблюден
расписани
ие
ю

22.

февраль

по
расписанию

групповая

1

Я и мои друзья
Настоящий друг

по
наблюден
расписани
ие
ю
14

23.

февраль

по
расписанию

групповая

1

Умею ли я дружить?

по
наблюден
расписани
ие
ю

24.

февраль

по
расписанию

групповая

1

Трудности в отношении
с друзьями

по
наблюден
расписани
ие
ю

25.

март

по
расписанию

групповая

1

Ссора

по
наблюден
расписани
ие
ю

26.

март

по
расписанию

групповая

1

Конфликт

по
наблюден
расписани
ие
ю

27.

март

по
расписанию

групповая

1

Выход из конфликта

по
наблюден
расписани
ие
ю

28.

март

по
расписанию

групповая

1

по
наблюден
расписани
ие
ю

29.

апрель

по
расписанию

групповая

1

Что такое
сотрудничество?
Что такое
сотрудничество?
Я умею понимать
другого

30.

апрель

по
расписанию

групповая

1

Я умею договариваться
с людьми

по
наблюден
расписани
ие
ю

31.

апрель

по
расписанию

групповая

1

Мы умеем действовать
сообща

по
наблюден
расписани
ие
ю

32.

апрель

по
расписанию

групповая

1

Что такое коллективная
работа?

по
наблюден
расписани
ие
ю

33.

май

по
расписанию

групповая

1

Праздник
психологического
здоровья

по
наблюден
расписани
ие
ю

34.

май

по
расписанию

групповая

1

Индивидуальная
диагностика

по
наблюден
расписани
ие
ю

35.

май

по
расписанию

групповая

1

Индивидуальная
диагностика

по
наблюден
расписани
ие
ю

36.

май

по
расписанию

групповая

1

Индивидуальная
диагностика

по
наблюден
расписани
ие
ю

37.

май

по
расписанию

групповая

1

Индивидуальная
диагностика

по
наблюден
расписани
ие
ю

по
наблюден
расписани
ие
ю

15

Ожидаемые результаты:
· Развитие воспитательного потенциала образовательного учреждения в
профессиональном

самоопределении

и

творческой

самоактуализации личности.
Возможность сохранения здоровья, успешного обучения и развития.
· Создание условий для творческой самореализации учителя.
· Достижение

уровня

информационной

культуры

участников

образовательного процесса, соответствующего современным требованиям.
·

Высокий уровень мотивации к получению образования;

·

Снижение заболеваемости обучающихся.

·

Совершенствование системы физического воспитания на основе

реализации индивидуального подхода.
·

Создание условий для удовлетворения двигательной активности

обучающихся.
·

Желание обучающихся быть здоровыми духовно и физически.

·

Снижение уровня тревожности учеников.

·

Повышение удовлетворенности обучающихся и их родителей

образовательным процессом в школе.
·

Успешная адаптация в социуме.

·

Повышение имиджа школы в социуме.
Формы аттестации/контроля

Отслеживание результатов в объединении направлено на получение
информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение
эффективности функционирования педагогического процесса. Для проверки
знаний, умений и навыков в объединении используются следующие формы
контроля:
Входной контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков на
начальном

этапе

обучения.

Реализуется

следующими

методами:

собеседование, опрос, наблюдение, игра.
16

Текущий контроль направлен на проверку усвоения предыдущего
материала. Могут использоваться следующие методы: устные (фронтальный
опрос, беседа), письменные, индивидуальные, наблюдение.
Тематический контроль осуществляется по мере прохождения темы,
раздела и проводится с целью систематизации знаний. Используются
следующие

методы:

практические,

индивидуальные

и

фронтальные,

комбинированные (творческий проект), самоконтроль.
Промежуточный

контроль

проводится

по

результатам

каждого

полугодия, учебного года. Это могут быть викторины, мини-соревнования,
творческие задания.
К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие
требования: индивидуальный характер; систематичность, регулярность
проведения на всех этапах процесса обучения; разнообразие форм проведения;
всесторонность (теория, практика); дифференцированный подход.
Результаты работы могут быть представлены в форме итоговых занятий,
проходящих в форме конкурсов или игровых программ, защита коллективных
и индивидуальных исследовательских работ.
Итоговые занятия проводятся в конце учебного года.
Результативность освоения конкретных тем отслеживается с помощью
текущего контроля: опроса, викторин и т.п. Развитие личностных качеств
обучающихся определяется методом постоянного наблюдения, а их коррекция
проводится с помощью индивидуальных бесед, конкретных заданий и других
мероприятий.

Методическое обеспечение программы
№
п/п

Раздел

Форма
проведения
занятия

Методы и
приемы
организации
УВП

Дидактический
материал,
техническое
17

1.

Я - фантазер

Аудиторная групповая
работа

2.

Я и моя школа

Аудиторная Индивидуальная
и
групповая
работа

3.

Я и мои
родители

Аудиторная Индивидуальная
и
групповая
работа

4.

Я и мои друзья

Аудиторная Индивидуальная
и
групповая
работа

5.

Аудиторная Индивидуальная
Что такое
и групповая
сотрудничество?
работа

оснащение
занятий.
Наглядные
пособия,
Компьютер,
проектор, доска
Наглядные
пособия,
Компьютер,
проектор, доска
Наглядные
пособия,
Компьютер,
проектор, доска
Наглядные
пособия,
Компьютер,
проектор, доска
Наглядные
пособия,
Компьютер,
проектор, доска

Материально-техническое обеспечение программы
1. Дидактический материал:
- фотографии с изображением различных эмоциональных состояний;
- подборка игр на эмоционально-волевое развитие, на развитие
коммуникативных навыков, терапевтических сказок;
- карточки с изображением эмоций;
- разрезные картинки;
- аудиозаписи спокойной музыки, звуков природы.
2. Оборудование:
Маски, шапочки, коврики для релаксации, детские стулья, платки,
игрушки, телефонные трубки, бумага, мячи разного цвета, микрофон,
верёвка, барабан, краски, кисточки, карандаши, магнитофон.

18

Список литературы
Абрамова, Г. С. Возрастная психология [текст] : учебное пособие / Г. С.
Абрамова. – М.: Академический проект, 2003. – 704 с.
Ананьев, В. А. Введение в психологию здоровья [текст] : учебное пособие /
В. А. Ананьев. – СПб.: Речь, 1998. – 512 с.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [текст] / Л.
И. Божович. – СПб. : Питер, 2009. – 400 с.
Войнов, В. Б. Психоневрологическая оценка состояния детей в динамике 1-3
классов [текст] / В. Б. Войнов, А. Ф. Сысоева, И. Ю. Варвулева // Физиология
развития человека. – М., 2000. – 140 с.
Дубровина, И. В. Руководство практического психолога: психическое
здоровье детей и подростков в контексте психологической службы [текст] /
И. В. Дубровина.– М.: Академия, 1995. – 168 с.
Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков [текст] / И. В.
Дубровина. – М.: Академия, 2000. – 256 с.
Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников [текст] / О. М.
Дьяченко, Т. Н. Лаврентьева. – М.: Педагогика, 1984.
Ермолаева, М. В. Психология развития [текст] / М. В. Ермолаева. – М, 2003.
– 246 с.
Мухина, В. С. Таинство детства [текст] / В. С. Мухина. – М.: Владос, 2005. –
362 с.
Никифоров, Г. С. Психология здоровья [текст] : учебник для вузов / Г. С.
Никифоров. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.
Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [текст] : учебник / Л. Ф. Обухова. –
М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [текст] / Л. Ф.
Обухова. – М.: Тривола, 1995. – 342 с.
Пахальян В. Э. Психопрофилактика и безопасность психологического
здоровья детей [текст] / В. Э. Пахальян // Прикладная психология. – 2002. –
№5-6.
19

Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и
школьный возраст [текст] / В. Э. Пахальян. – М.: Питер, 2006. – 294 с.

Сведения о составителе
Салихзянова Нина Владимировна
Место работы: МАОУ гимназия №35
Адрес: 620149, г. Екатеринбург, ул. Июльская, 32
Образование: высшее, УрГПУ по специальности специальный психолог
Должность: педагог дополнительного образования
Квалификационная категория: первая.

Принята
на заседании педагогического совета
Протокол № 1от 29 «августа»

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».