МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 35 Утверждаю Директор МАОУ гимназия 35 ___________Е.А. Никандрова Приказ № 77/1 от 31.08.2020 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ХОР. ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ» Автор-составитель: Ерыпалова Лиля Александровна, педагог дополнительного образования, Возраст обучающихся: 7–11 лет Срок реализации: 1 год г. Екатеринбург, 2020 год ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Название программы Автор составитель Вид Хор. Веселые нотки Ерыпалова Лиля Александровна Модифицированная и опирается на типовую программу «Программа для детских музыкальных школ «Хоровой класс» М., 1988 г.» и авторскую программу Критской Е.Д. «Музыка», 1-4 классы. –М.: Просвещение, 2011. Направленность Художественная Форма Очная реализации Срок 1 год реализации Возраст 7-11 лет обучающихся Категория Обучающиеся начальной школы детей Уровень базовый освоения программы Краткая Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая аннотация программа художественной направленности, модифицированная, рассчитана на детей 7-11 лет. «Веселые нотки» направлена на расширение опыта музыкальнотворческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым песенным традициям. Хоровое пение – коллективный вид исполнительства, воспитывающий дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий результат, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. Программа включает в себя как теоретическую часть, так и практические занятия: выполнение творческих заданий, разработку проектов, участие в тематических и календарных концертах и конкурсах при интеграции различных видов искусств: музыки, элементов хореографии, игровых технологий. Таким образом, создаются условия для развития творческой активности, самостоятельности и инициативы. 2 СОДЕРЖАНИЕ №п/п 1. Содержание Пояснительная записка Стр. 4 2. Учебный план 7 3. Содержание образовательной программы 12 4. Календарный учебный график 15 5. 19 6. Требования к уровню подготовки (Ожидаемые результаты) Методическое обеспечение программы 7. Материально-техническое оснащение программы 21 8.. Список литературы 22 9. Сведения о составителе 23 20 3 Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ гимназия № 35. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, становление нравственности и стремления к поиску красоты в жизни и в искусстве – необходимые условия для формирования полноценной личности. Художественное образование направлено на развитие у детей способности воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное. Одним из наиболее действенных средств, способствующих этому, является музыка. Музыкальное образование – это целенаправленное формирование личности ребенка, его интересов, потребностей, способностей, эстетического восприятия путем воздействия музыкального искусства. Обучение музыке – образовательный процесс, в котором педагог помогает учащемуся приобрести музыкальные знания, умения и навыки, накопить музыкальный опыт. Дополнительное музыкальное образование – реализуемое в свободное время детей – образование мотивированного выбора. Его своеобразие связано с такими гуманистическими идеалами, как: ● отказ от функциональной заданности образовательного процесса; ● ориентация на формирование личностной позиции; ● превращение знания в инструмент творческого освоения мира; ● включение научно-исследовательской поисковой деятельности педагога в общий процесс его сотворчества с учащимися. Предлагаемая образовательная программа является документом, описывающим педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями, образовательными задачами, способами деятельности, условиями их достижения и прогнозируемым конечным результатом. Программа относится к музыкально-эстетическому направлению, будучи составлена для работ детского хорового коллектива, в котором дополнительное образование, общее и музыкальное воспитание осуществляются с помощью основного вида деятельности – хорового пения. Программа «Хор. Веселые нотки» является составительской и разработана на основе государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (в том числе Т. Н. Овчинниковой «Веселые нотки», программа Г. И. Шатковского «Курс сольфеджио для ДМШ», ведущие федеральные программы по предмету «Музыка» Д. Б. Кабалевского, В. В. Алеева, Т. И. Науменко и др.), сертифицированных составительских программ «Вокальный ансамбль «Ассорти» автора А. С. Пашковой, «Комплексная образовательная программа детского хорового коллектива «Звездный» авторов Р. И. Могилевской, Н. А. Защеринской, Н. В. Корчагиной, С. Ю. Лабышкиной и Г. Ю. Майоровой , а также с учетом 4 рекомендаций ведущих преподавателей УрГПУ и основываясь на методиках работы следующих выдающихся педагогов (вокалистов и хормейстеров): Г. Струве, Г. Стуловой, В. Соколова, С. Максимова, Л. Дмитриевой и ряда других. Актуальность Хоровое искусство, как никакой другой вид музыкальной деятельности, способно сплотить, организовать певцов и слушателей в единое целое. Поэтому хоровое пение оказывает мощное эстетическое и духовное воздействие, как на самих хористов, так и на аудиторию. Новейшие исследования в области музыкальной педагогики, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокально-хоровое воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетическое формирование личности ребенка, но и на его умственное развитие. Достаточно заметить, что становление музыкального слуха и голоса ребенка положительно сказывается на формировании его речи. А речь, как известно, является материальной основой мышления. Кроме того, развитие ладового и метроритмического слуха связано с образованием в коре головного мозга человека сложной системы нервных связей, с возникновением способности к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (а также других внутренних процессов, протекающих в организме). Эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности человека. Следует отметить еще одно важное обстоятельство. Доказано, что голосовой аппарат выполняет не только функцию воспроизведения, но принимает активное участие в любом виде музыкальной деятельности. Следовательно, пение в детском возрасте может способствовать формированию у ребенка не только певческого голоса, но и общих музыкальных способностей. Отличительные особенности Отличительной чертой настоящей программы является ее универсальность. Она объединяет различные виды деятельности, в процессе которых происходит комплексное развитие личности учащихся. Новизна Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в сочетании традиционных методов обучения хоровому исполнительству с инновационными вокальнопедагогическими системами. Методика занятий основана на принципе целостного функционирования организма - дыхания, голоса, речевого аппарата. В основе программы лежат принципы природосообразности и культуросообразности. Принцип природосообразности означает развитие голоса ребенка в соответствии с его природой, где учитываются его индивидуальные и физиологические характеристики. Принцип культуросообразности означает приобщение детей к ценностям музыкальной 5 культуры, знакомство с лучшими образцами народной, классической и современной музыки. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность данной образовательной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков восприятия музыки, пения, музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для успешного художественноэстетического развития ребёнка. Хоровое пение относится к самым доступным видам коллективного музыкального исполнительства и является важным средством формирования художественного и эстетического вкуса, формирует гражданскую позицию подрастающего поколения. Помимо воспитательных и образовательных составляющих, есть и физиологический аспект: пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Цель и задачи Основная концепция программы заключается в создании на базе хора музыкально-образовательного комплекса, направленного на развитие творческой и познавательной мотивации личности через приобщение детей к музыкальной деятельности. Главной целью программы является развитие, и формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, развитие творческих способностей воспитанников средствами ансамблевого музицирования в процессе организации содержательного досуга. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач: ● Формирование у обучающихся специальных певческих ЗУНов; ● Формирование базовых музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства метроритма; ● Развитие психологических способностей: памяти, внимания, мышления, воображения; ● Воспитание эмоционально – положительного отношения к вокальному пению как к одному из видов музыкального искусства, воспитание художественного вкуса; ● Расширение эстетического кругозора учащихся; ● Формирование исполнительской культуры; 6 ● Формирование активной жизненной позиции для успешной адаптации в социуме; ● Развитие коммуникативных качеств. Решение вышеперечисленных задач и достижение педагогом цели обучения приведут к планируемому конечному результату: после прохождения программы воспитанник станет музыкально грамотным, высококультурным человеком с ярко выраженной системой нравственных ценностей и активной жизненной позицией. Адресат программы Адресат программы – ребёнок, младший школьник возрастом 7-11 лет. Младший школьный возраст, в котором преобладает эмоциональночувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, вызываемые произведениями искусства, самостоятельная художественная деятельность ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосознания. Объем и срок реализации программы Программа рассчитана на 1 год обучения. Но гибкость ее состоит в том, что ребенок может включиться в образовательный процесс практически в любом возрасте. Программа посвящена развитию музыкальных способностей ребенка и его общему и музыкальному воспитанию. Количество ребят, принимаемых для обучения на общедоступный уровень, не лимитировано. Практически каждый, кто выбрал этот вид искусства и имеет хотя бы минимальные музыкальные способности, сможет достаточно успешно петь в хоре. Для успешной реализации цели и задач программы необходимо следующее: ● учебные классы; ● музыкальные инструменты (фортепиано и др.); ● нотная литература; ● методическая литература; ● фонотека; ● аудио и видео техника. Группы формируются в строгом соответствии с возрастом детей: 1 год (30 чел.) – 7-11 лет Каждая группа занимается 2 раза в неделю по 1 часу (74 часа). Ожидаемые результаты В результате решения поставленных задач у обучающихся будут сформированы следующие компетенции: Общекультурная − Понимать культурно-историческую ценность музыкальных традиций, отраженных в хоровом искусстве и уважать их. 7 − Способность к саморазвитию и самореализации, использованию творческого потенциала. − Способность к коллективному творчеству. − Владеть элементами художественно - творческих компетенций исполнителя, слушателя. Учебно-познавательная − Сформировать в каждом ребенке потребность к восприятию музыкального искусства. - Проявлять творческий подход в различной исследовательской деятельности. Коммуникативная − Использование различных коллективных (коммуникативных) приемов работы, таких как дискуссия, групповая работа, парная работа. − Овладевать культурой музыкальной речи как средством коммуникации. − Взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей. Аттестация обучающихся и формы ее проведения Виды аттестации: «Промежуточная аттестация» - проводится по окончании каждого полугодия «Итоговая аттестация» - по результатам освоения программы Формы аттестации: викторина, контрольный опрос, творческий отчет, защита проектов, концертное и конкурсное выступления. Результаты аттестации представляются в виде диагностических карт, фото и видео отчетов, проектов. Учебный план Учебный план составлен из расчета по 2 занятия в неделю по 1 часу. В данной программе представлен учебно-тематический план на один год, так как дети занимаются коллективным видом творчества и в рамках одной группы могут заниматься дети различных годов обучения. № п/п 1 1.1 1.2 1.3 Наименование разделов и тем Количествово часов Теория Практика Всего Организационная работа хора (7ч.) Введение. Техника безопасности. 1 1 Певческая установка. Положение 1 1 корпуса и головы при пении, посадка. Выполнение упражнений. Строение голосового аппарата. 1 1 Особенности строения голосового аппарата, гортани, Форма контроля Беседа Беседа. Вокальная работа Беседа 8 1.4 1.5 1.6 1.7 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 работа связок и образование звука. Строение голосового аппарата. Особенности и возможности певческого голоса; гигиену певческого голоса; Звукообразование. Работа над естественным, свободным звучанием, без напряжения, с ощущением опоры звука на дыхание Звукообразование. Работа над протяжѐнностью и округлѐнностью гласных; Звукообразование. Работа над единовременным и единообразным произношением согласных. Работа над репертуаром (20ч.) Вокальные упражнения для вокального дыхания Вокальные упражнения на позицию и расширение диапазона Вокальные упражнения для развития голоса: сила, высота, благозвучность, полётность, подвижность, тон Вокальные упражнения для дикции и артикуляции Классические произведения. Жанры вокальной музыки. Особенности классической вокально-хоровой музыки русских и зарубежных композиторов. Классические произведения русских композиторов. Разучивание текса и мелодии Классические произведения зарубежный композиторов. Разучивание текста и мелодии - 1 1 Беседа. Вокальная работа 1 - 1 Беседа - 1 1 - 1 1 Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа - 1 1 Беседа - 1 1 - 1 1 Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа - 1 1 1 - 1 - 1 1 - 1 1 Беседа. Вокальная работа Беседа Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа 9 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 2.17 2.18 Народные песни. Особенности. Жанры русской народной песни. Акапельные русские народные песни. Разучивание текста и мелодии Народные песни с народными инструментами. Разучивание текста и мелодии Народные песни. Стилизация народных песен. Разучивание текста и мелодии Современные и популярные песни из мультфильмов, кинофильмов и мюзиклов. Разучивание текста и мелодии Современные эстрадные хоровые детские песни. Особенности исполнительства. Разучивание текста и мелодии Джаз. История. Главная особенность стиля. Яркие представители-исполнители этого стиля. Основные направления этого стиля Джаз. Разучивание текса и мелодии джазовых песен Художественный образ. Своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль. Художественный образ. Осмысление содержания народных произведений, характера, разбор средств музыкальной выразительности. Эмоциональная передача содержания исполняемого произведения. Художественный образ. Осмысление содержания классических хоровых произведений, характера, разбор средств музыкальной выразительности. 1 - 1 Беседа 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа 0,2 0,8 1 Беседа. Вокальная работа 1 - 1 Беседа. Вокальная работа - 1 1 Беседа 1 - - 1 1 Беседа. Вокальная работа - 1 1 Беседа. Вокальная работа Беседа. 10 Эмоциональная передача содержания исполняемого произведения. 2.19 Художественный образ. Осмысление содержания современных песен, характера, разбор средств музыкальной выразительности. Эмоциональная передача содержания исполняемого произведения. 2.20 Художественный образ. Осмысление содержания джазовых хоровых произведений, характера, разбор средств музыкальной выразительности. Эмоциональная передача содержания исполняемого произведения. 3 Вокально- хоровая работа (34ч.) 3.1 Дыхание. Упражнения для певческого дыхания. Дирижѐрские жесты: «внимание», «дыхание», «задержка дыхания», «начало пения» (атака), «снятие»; постоянно следить глазами за рукой дирижера 3.2 Дыхание. Работа над дыханием при разучивании народных песен 3.3 3.4 3.5 3.6 Дыхание. Работа над дыханием при разучивании классических произведений Дыхание. Работа над дыханием при разучивании современных и популярных песен. Дыхание. Работа над дыханием при разучивании эстрадных хоровых песен. Дыхание. Работа над дыханием при разучивании джазовых произведений - 1 1 Беседа. Вокальная работа - 1 1 Беседа. Вокальная работа 0,5 0,5 1 Беседа. Вокальная работа - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа 11 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 Дикция. Особенности и отличия певческой дикции. Упражнения в четком произношении гласных и согласных звуков без пения Дикция. Работа над дикцией при разучивании народных песен 0,5 0,5 1 Беседа. Вокальная работа 0,2 0,8 1 Дикция. Работа над дикцией при разучивании классических произведений. Дикция. Работа над дикцией при разучивании современных и популярных песен Работа над дикцией при разучивании эстрадных хоровых песен. Дикция. Работа над дикцией при разучивании джазовых произведений. Значение артикуляции в пении. Артикуляционная гимнастика. 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,2 0,8 1 0,5 0,5 1 0,2 0.8 1 0,2 0,8 1 Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа 0.2 0,8 1 Беседа. Вокальная работа 02 0,8 1 0,2 0,8 1 1 - 1 Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа 3.14 Артикуляция. Работа над артикуляцией при разучивании народных песен 3.15 Артикуляция. Работа над артикуляцией при разучивании классических хоровых произведений. 3.16 Артикуляция. Работа над артикуляцией при разучивании современных и популярных песен 3.17 Артикуляция. Работа над артикуляцией при разучивании эстрадных хоровых песен. 3.18 Артикуляция. Работа над артикуляцией при разучивании джазовых хоровых произведений 3.19 Кантилена и гласные в пении. Особенности произнесения гласных звуков в пении. 12 3.20 Кантилена и гласные в пении. Работа над кантиленой при разучивании народных песен 3.21 Кантилена и гласные в пении. Работа над кантиленой при классических хоровых произведений. 3.22 Кантилена и гласные в пении. Работа над кантиленой при разучивании современных и популярных песен 3.23 Кантилена и гласные в пении. Работа над кантиленой при разучивании эстрадных хоровых песен. 3.24 Кантилена и гласные в пении. Работа над кантиленой при разучивании джазовых хоровых произведений. 3.25 Унисон. Работа над унисоном при разучивании классических хоровых произведений. Выравнивание, округление звучания гласных при пении легато. Чистое и выразительное интонирование. 0,2 0,8 1 Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа 0,2 0,8 1 0.2 0,8 1 Беседа. Вокальная работа 0,2 0,8 1 Беседа. Вокальная работа 0,2 0,8 1 Беседа. Вокальная работа - 1 1 Беседа. Вокальная работа 3.26 Унисон. Работа над унисоном при разучивании народных песен. Выравнивание, округление звучания гласных при пении легато. Умение слушать друг друга. - 1 1 Беседа. Вокальная работа 3.27 Унисон. Работа над унисоном при разучивании современных и популярных песен. Выравнивание, округление звучания гласных при пении легато. Умение слушать друг друга. - 1 1 Беседа. Вокальная работа 13 3.28 Унисон. Работа над унисоном при разучивании эстрадных песен. Выравнивание, округление звучания гласных при пении легато. Умение слушать друг друга. 3.29 Унисон. Работа над унисоном при разучивании джазовых произведений. Выравнивание, округление звучания гласных при пении легато. Умение слушать друг друга. 3.30 Ансамбль. Виды ансамбля (ритмический, дикционный и т. д.). Работа над различными видами ансамбля при разучивании классических произведений. Выработка слитного ансамблевого звучания. Умение слушать друг друга. 3.31 Виды ансамбля (ритмический, дикционный и т. д.). Работа над различными видами ансамбля при разучивании народных песен. Выработка слитного ансамблевого звучания Умение слушать друг друга. 3.32 Ансамбль. Виды ансамбля (ритмический, дикционный и т. д.). Работа над различными видами ансамбля при разучивании современных и популярных песен. Выработка слитного ансамблевого звучания. Чистое и выразительное интонирование. 3.33 Ансамбль. Виды ансамбля (ритмический, дикционный и т. д.). Работа над различными видами ансамбля при разучивании эстрадных песен. Выработка слитного ансамблевого звучания. Чистое и выразительное интонирование - 1 1 Беседа. Вокальная работа - 1 1 Беседа. Вокальная работа - 1 1 Беседа. Вокальная работа - 1 1 Беседа. Вокальная работа - 1 1 Беседа. Вокальная работа - 1 1 Беседа. Вокальная работа 14 3.34 Ансамбль. Виды ансамбля 1 (ритмический, дикционный и т. д.). Работа над различными видами ансамбля при разучивании джазовых песен. Выработка слитного ансамблевого звучания. Чистое и выразительное интонирование. 4 Развитие актерских и творческих способностей (4ч.) 4.1 Развитие актерских и творческих 0,2 0,8 способностей. Жесты вокалиста (солиста и участника хора): движение рук, кистей, глаз, тела. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. 4.2 Развитие актерских и творческих 0,2 0,8 способностей. Мимика. Выражение лица, улыбка. Владение собой, устранение волнения на сцене. Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль. 4.3 Развитие актерских и творческих 0,2 0,8 способностей. Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста. 4.4 Развитие актерских и творческих 0,2 0,8 способностей. Инсценировка некоторых изучаемых музыкальных произведений. 1 Беседа. Вокальная работа 1 Беседа. Вокальная работа 1 Беседа. Вокальная работа 1 Беседа. Вокальная работа 1 Беседа. Вокальная работа 15 5 5.1 5.2 5.3 6 6.1 Музыкальная грамота Элементы сольфеджио – как основа пения по нотам. Ноты – как точный и удобный способ записи высоты звуков. Изобретение нотоносца. Название нот. Ключи. Клавиатура и расположение на ней нот. Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая. Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли. Тональность: мажорная и минорная. Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ступени. Тоника. Музыкальный размер Контрастное сопоставление одноименных ладов. Ознакомление с двумя видами минора и мажора. Основные средствами музыкальной выразительности: мелодией, ладом, гармонией, темпом, метром, ритмом, динамикой, регистрами, тембром, нюансами; с музыкальными инструментами и типами певческого голоса; с формами музыкального произведения (одночастной, куплетной, вариациями). Репетиционное занятие (1ч.) Репетиционное занятие. Репетиции обычно проводятся перед итоговым занятием. Отработка всех все моментов поведения хора до начала музыкального звучания: это выход на сцену, расположение партий (голосов) хора по определѐнному порядку, само выступление и организованный уход со сцены 1 - 1 Беседа. Вокальная работа 0,5 0,5 1 Беседа. Вокальная работа 0,5 0,5 1 Беседа. Вокальная работа - 1 1 Беседа. Вокальная работа 16 7 7.1 Итоговые занятия (1ч.) Итоговое занятие. Выступление. ИТОГО - 1 1 Вокальная работа 74 (ч.) Содержание обучения 1. Введение 1.1 Вводная тема в программу «Веселые нотки». Техника безопасности. 1.2 Певческая установка. Положение корпуса и головы при пении, посадка. Выполнение упражнений. 1.3Строение голосового аппарата. Особенности строения голосового аппарата, гортани, работа связок и образование звука. 2. Работа над репертуаром 2.1 Вокальные упражнения. Образное доступное раскрытие каждого нового упражнения и его роли для музыкально- певческого развития каждого ребенка. Рассказ о специальных упражнениях для развития дыхания, гибкости, ровности звучания по тембру и т. д. Выравнивание звуков в сторону их «округления». Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. 2.2 Классические произведения. Краткая образная беседа об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор – классик. Его биографические данные и рассказ о творчестве, доступный для понимания детей. Анализ произведения и его интерпретации. 2.3 Народные песни. Раскрытие ее значения как сокровищнице знаний об историческом прошлом народа, его труде, быте, чаяниях. Использование фольклорного материала для формирования у хористов чувства патриотизма. 2.4 Современные и популярные песни. Сообщение о композиторе, написавшем музыку к произведению и об авторе слов (биография, творческий портрет). Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей художественного образа, анализ музыкально-выразительных и исполнительских средств, разбор замысла, интерпретация. 2.5 Художественный образ. Осмысление содержания произведения, его характера, разбор средств музыкальной выразительности. Эмоциональная передача содержания исполняемого произведения. 3. Вокально-хоровая работа 3.1 Дыхание играет важную роль в пении. Навыки правильного певческого дыхания следует развивать у ребят, не акцентируя внимания на физиологическом моменте и не применяя упражнений без пения. Лучшая школа для развития певческого дыхания – сама музыка, пение. Работа над дыханием проходит в процессе разучивания песен, попевок. Перед учащимися 17 ставится задача спеть фразу на одном дыхании. Для достижении выразительности исполнения больших фраз ребята сами придут к мнению, что цепное дыхание необходимо. Выполнение упражнений для тренировки дыхания. 3.2 Дикция. Четкость произношения в разговорной речи непосредственно связана с певческой дикцией, тем не менее певческая дикция отличается некоторыми особенностями. Упражнения в четком произношении гласных и согласных звуков без пения должны предшествовать певческой работе над ними. 3.3Артикуляционная гимнастика. Значение артикуляции в пении. Гимнастика Виктора Емельянова. 3.4 Кантилена и гласные в пении. Особенности произнесения гласных звуков в пении. 3.5 Унисон. Объяснение детям слова «унисон». Работа над унисоном. Выравнивание, округление звучания гласных при пении легато, выработка слитного ансамблевого звучания. Чистое и выразительное интонирование. Умение слушать друг друга. 3.6 Ансамбль. Виды ансамбля (ритмический, дикционный и т. д.). Работа над различными видами ансамбля при разучивании произведений. 3.7 Двухголосие. Введение в распевание элементов двухголосного пения. Пропевание каждого голоса отдельно. 3.8 Пение a`cappella. Пение различных музыкальных произведений без сопровождения. 4. Развитие актерских и творческих способностей. Выполнение творческих заданий, различных этюдов, импровизаций на развитие актерских способностей и раскрепощение учащихся. Инсценировка некоторых изучаемых музыкальных произведений. 5. Музыкальная грамота Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты. Контрастное сопоставление одноименных ладов. Ознакомление с двумя видами минора и мажора. Ознакомление учащихся с основными средствами музыкальной выразительности: мелодией, ладом, гармонией, темпом, метром, ритмом, динамикой, регистрами, тембром, нюансами; с музыкальными инструментами и типами певческого голоса; с формами музыкального произведения (одночастной, куплетной, вариациями). 6. Репетиционные занятия Репетиции обычно проводятся перед открытыми, итоговыми занятиями, а так же перед выступлением на концертах, при объединении двух групп. 7. Итоговые занятия Это открытые занятия, итоговые. Выступления на концертах, участие в конкурсах – являются хорошим стимулом для учащихся. Дети организуются, 18 с уважением относятся друг другу и окружающим. Воспитываются нравственные качества. Ожидаемые результаты. У обучающихся по итогам будет сформировано: • основа гражданственности, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения лучших образцов отечественной песенной культуры; •становление толерантности по отношению к истории и культуре разных народов на основе знакомства с их народными песнями; •развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности; •воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры; • мотивация к музыкальному творчеству. Будут знать: • строение артикуляционного аппарата; • особенности и возможности певческого голоса; • гигиену певческого голоса; • понимать по требованию педагога слова – петь «мягко», « нежно», «легко»; Будут уметь: • работать индивидуально и в группе; • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; • петь короткие фразы на одном дыхании; • в подвижных песнях делать быстрый вдох; • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен; • петь легким звуком, без напряжения; • знать правила охраны детского голоса • к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе. Обучающиеся приобретут: Первоначальные навыки вокально- хоровой работы: звукообразование, дикция, звуковедение, артикуляция и музыкально- теоретической подготовки. Календарный учебный график N п/п Месяц 1. сентябрь 2. сентябрь 3. сентябрь Время проведения занятия по расписанию по расписанию Форма занятия групповая Колво часов 1 групповая 1 по расписанию групповая 1 Тема занятия Введение. Техника безопасности. Певческая установка. Положение корпуса и головы при пении, посадка. Выполнение упражнений. Строение голосового аппарата. Особенности Место проведения Форма контроля по расписанию по расписанию Беседа по расписанию Беседа. Вокальная работа Беседа 19 4. сентябрь по расписанию групповая 1 5. сентябрь по расписанию групповая 1 6. сентябрь по расписанию групповая 1 7. сентябрь по расписанию групповая 1 8. октябрь групповая 1 9. октябрь по расписанию по расписанию групповая 1 10. октябрь по расписанию групповая 1 11. октябрь по расписанию групповая 1 12. октябрь по расписанию групповая 1 13. октябрь по расписанию групповая 1 14. октябрь по расписанию групповая 1 15. октябрь по расписанию групповая 1 строения голосового аппарата, гортани, работа связок и образование звука. Строение голосового аппарата. Особенности и возможности певческого голоса; гигиену певческого голоса; Звукообразование. Работа над естественным, свободным звучанием, без напряжения, с ощущением опоры звука на дыхание Звукообразование. Работа над протяжѐнностью и округлѐнностью гласных; Звукообразование. Работа над единовременным и единообразным произношением согласных. Вокальные упражнения для вокального дыхания Вокальные упражнения на позицию и расширение диапазона Вокальные упражнения для развития голоса: сила, высота, благозвучность, полётность, подвижность, тон Вокальные упражнения для дикции и артикуляции Классические произведения. Жанры вокальной музыки. Особенности классической вокально-хоровой музыки русских и зарубежных композиторов. Классические произведения русских композиторов. Разучивание текса и мелодии Классические произведения зарубежный композиторов. Разучивание текста и мелодии Народные песни. Особенности. Жанры русской народной песни. по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа по расписанию Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию Беседа Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа Беседа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа 20 16. ноябрь по расписанию групповая 1 17. ноябрь по расписанию групповая 1 18. ноябрь по расписанию групповая 1 19. ноябрь по расписанию групповая 1 20. ноябрь по расписанию групповая 1 21. ноябрь по расписанию групповая 1 22. ноябрь групповая 1 23. ноябрь по расписанию по расписанию групповая 1 24. декабрь по расписанию групповая 1 25. декабрь по расписанию групповая 1 Акапельные русские народные песни. Разучивание текста и мелодии Народные песни с народными инструментами. Разучивание текста и мелодии Народные песни. Стилизация народных песен. Разучивание текста и мелодии Современные и популярные песни из мультфильмов, кинофильмов и мюзиклов. Разучивание текста и мелодии Современные эстрадные хоровые детские песни. Особенности исполнительства. Разучивание текста и мелодии Джаз. История. Главная особенность стиля. Яркие представителиисполнители этого стиля. Основные направления этого стиля Джаз. Разучивание текса и мелодии джазовых песен Художественный образ. Своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль. Художественный образ. Осмысление содержания народных произведений, характера, разбор средств музыкальной выразительности. Эмоциональная передача содержания исполняемого произведения. Художественный образ. Осмысление содержания классических хоровых произведений, характера, разбор средств музыкальной выразительности. Эмоциональная передача по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию по расписанию Беседа Беседа. по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа 21 26. декабрь по расписанию групповая 1 27. декабрь по расписанию групповая 1 28. декабрь по расписанию групповая 1 29. декабрь по расписанию групповая 1 30. декабрь по расписанию групповая 1 31. декабрь по расписанию групповая 1 32. январь по расписанию групповая 1 33. январь по расписанию групповая 1 34. январь по расписанию групповая 1 35. январь по расписанию групповая 1 содержания исполняемого произведения. Художественный образ. Осмысление содержания современных песен, характера, разбор средств музыкальной выразительности. Эмоциональная передача содержания исполняемого произведения. Художественный образ. Осмысление содержания джазовых хоровых произведений, характера, разбор средств музыкальной выразительности. Эмоциональная передача содержания исполняемого произведения. Дыхание. Упражнения для певческого дыхания. Дирижѐрские жесты: «внимание», «дыхание», «задержка дыхания», «начало пения» (атака), «снятие»; - постоянно следить глазами за рукой дирижера Дыхание. Работа над дыханием при разучивании народных песен Дыхание. Работа над дыханием при разучивании классических произведений Дыхание. Работа над дыханием при разучивании современных и популярных песен. Дыхание. Работа над дыханием при разучивании эстрадных хоровых песен. Дыхание. Работа над дыханием при разучивании джазовых произведений Дикция. Особенности и отличия певческой дикции. Упражнения в четком произношении гласных и согласных звуков без пения Дикция. Работа над дикцией при разучивании народных песен по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа по расписанию по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа по расписанию по расписанию по расписанию Беседа. Вокальная работа 22 36. январь по расписанию групповая 1 37. январь по расписанию групповая 1 38. февраль по расписанию групповая 1 39. февраль по расписанию групповая 1 40. февраль по расписанию групповая 1 41. февраль по расписанию групповая 1 42. февраль по расписанию групповая 1 43. февраль по расписанию групповая 1 44. февраль по расписанию групповая 1 45. февраль по расписанию групповая 1 46. март по расписанию групповая 1 47. март по расписанию групповая 1 48. март по расписанию групповая 1 49. март по расписанию групповая 1 Дикция. Работа над дикцией при разучивании классических произведений. Дикция. Работа над дикцией при разучивании современных и популярных песен Работа над дикцией при разучивании эстрадных хоровых песен. Дикция. Работа над дикцией при разучивании джазовых произведений. Значение артикуляции в пении. Артикуляционная гимнастика. Артикуляция. Работа над артикуляцией при разучивании народных песен Артикуляция. Работа над артикуляцией при разучивании классических хоровых произведений. Артикуляция. Работа над артикуляцией при разучивании современных и популярных песен Артикуляция. Работа над артикуляцией при разучивании эстрадных хоровых песен. Артикуляция. Работа над артикуляцией при разучивании джазовых хоровых произведений Кантилена и гласные в пении. Особенности произнесения гласных звуков в пении. Кантилена и гласные в пении. Работа над кантиленой при разучивании народных песен Кантилена и гласные в пении. Работа над кантиленой при классических хоровых произведений. Кантилена и гласные в пении. Работа над кантиленой при разучивании современных и популярных песен по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа 23 50. март по расписанию групповая 1 51. март по расписанию групповая 1 52. март по расписанию групповая 1 53. март по расписанию групповая 1 54. апрель по расписанию групповая 1 55. апрель по расписанию групповая 1 56. апрель по расписанию групповая 1 57. апрель по расписанию групповая 1 Кантилена и гласные в пении. Работа над кантиленой при разучивании эстрадных хоровых песен. Кантилена и гласные в пении. Работа над кантиленой при разучивании джазовых хоровых произведений. Унисон. Работа над унисоном при разучивании классических хоровых произведений. Выравнивание, округление звучания гласных при пении легато. Чистое и выразительное интонирование. по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа Унисон. Работа над унисоном при разучивании народных песен. Выравнивание, округление звучания гласных при пении легато. Умение слушать друг друга. Унисон. Работа над унисоном при разучивании современных и популярных песен. Выравнивание, округление звучания гласных при пении легато. Умение слушать друг друга. Унисон. Работа над унисоном при разучивании эстрадных песен. Выравнивание, округление звучания гласных при пении легато. Умение слушать друг друга. Унисон. Работа над унисоном при разучивании джазовых произведений. Выравнивание, округление звучания гласных при пении легато. Умение слушать друг друга. Ансамбль. Виды ансамбля (ритмический, дикционный и т. д.). Работа над различными видами ансамбля при разучивании классических произведений. Выработка по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа 24 58. апрель по расписанию групповая 1 59. апрель по расписанию групповая 1 60. апрель по расписанию групповая 1 61. апрель по расписанию групповая 1 62. май по расписанию групповая 1 слитного ансамблевого звучания. Умение слушать друг друга. Виды ансамбля (ритмический, дикционный и т. д.). Работа над различными видами ансамбля при разучивании народных песен. Выработка слитного ансамблевого звучания Умение слушать друг друга. Ансамбль. Виды ансамбля (ритмический, дикционный и т. д.). Работа над различными видами ансамбля при разучивании современных и популярных песен. Выработка слитного ансамблевого звучания. Чистое и выразительное интонирование. Ансамбль. Виды ансамбля (ритмический, дикционный и т. д.). Работа над различными видами ансамбля при разучивании эстрадных песен. Выработка слитного ансамблевого звучания. Чистое и выразительное интонирование Ансамбль. Виды ансамбля (ритмический, дикционный и т. д.). Работа над различными видами ансамбля при разучивании джазовых песен. Выработка слитного ансамблевого звучания. Чистое и выразительное интонирование. Развитие актерских и творческих способностей. Жесты вокалиста (солиста и участника хора): движение рук, кистей, глаз, тела. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа 25 63. май по расписанию групповая 1 64. май по расписанию групповая 1 65. май по расписанию групповая 1 66. май по расписанию групповая 1 67. май по расписанию групповая 1 68. май по расписанию групповая 1 движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Развитие актерских и творческих способностей. Мимика. Выражение лица, улыбка. Владение собой, устранение волнения на сцене. Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль. Развитие актерских и творческих способностей. Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста. Развитие актерских и творческих способностей. Инсценировка некоторых изучаемых музыкальных произведений. Элементы сольфеджио – как основа пения по нотам. Ноты – как точный и удобный способ записи высоты звуков. Изобретение нотоносца. Название нот. Ключи. Клавиатура и расположение на ней нот. Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая. Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли. Тональность: мажорная и минорная. Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ступени. Тоника. Музыкальный размер Контрастное сопоставление одноименных ладов. Ознакомление с двумя видами минора и мажора. по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа по расписанию Беседа. Вокальная работа 26 Основные средствами музыкальной выразительности: мелодией, ладом, гармонией, темпом, метром, ритмом, динамикой, регистрами, тембром, нюансами; с музыкальными инструментами и типами певческого голоса; с формами музыкального произведения (одночастной, куплетной, вариациями). 69. май по расписанию групповая 1 Репетиционное занятие по расписанию 70. май по расписанию групповая 1 Репетиционное занятие по расписанию 71. май по расписанию групповая 1 Репетиционное занятие по расписанию 72. май по расписанию групповая 1 Репетиционное занятие по расписанию по расписанию групповая 73. май Репетиции обычно проводятся перед итоговым занятием. Отработка всех все моментов поведения хора до начала музыкального звучания: это выход на сцену, расположение партий (голосов) хора по определѐнному порядку, само выступление и организованный уход со сценыКоммерческая тайна 1 Репетиционное занятие. Репетиции обычно проводятся перед итоговым занятием. Отработка всех все моментов поведения хора до начала музыкального звучания: это выход на сцену, расположение партий (голосов) хора по определѐнному порядку, само выступление и по расписанию Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа Беседа. Вокальная работа 27 организованный уход со сценыКоммерческая тайна 74. май по расписанию групповая 1 Итоговое занятие. Выступление. по расписанию Вокальная работа Репертуар 1. Муз. К.Глюка, сл. И.Каруса «Праздник хора» 2. Муз. Ц. Кюи, сл. В. Жуковского «Мыльные пузыри» 3. Муз. Ф. Абта «Вокализ» 4. Муз. В.А. Моцарта, сл. Овербека, перевод Т. Сикорской «Весенняя» 5. Муз. Э.Грига, сл. Бьёрнсон-Бьёрнстьере, перев. А.Ефременкова «С добрым утром!» 6. Русская нар. пес. в обр. В Поповой «Пойду ль я, выйду ль я» 7. «Родные просторы» песня американских ковбоев, русский текст Ю.Хазанова 8. Немецкая нар. пес. в обр. Т. Попатенко «Гусята» 9. Муз. В.Кожухина, сл. С.Маршака «Жили-были» 10. Муз. Я.Дубравина, сл. В.Суслова «Огромный дом» 11. Муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой «С нами друг» 12. Муз. Парцхаладзе, перевод с груз. А. Гурина «Ручей» 13. Муз. М.Минкова, сл. Ю.Энтина «Дорога добра» 14. Муз. И. Фроловой, сл. В Викторова «Бим - бом» 15. Муз. Е.Подгайца, сл. Л.Яковлева «Ночной концерт» Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы № п/ п 1. Раздел или тема программы Форма проведения занятий Методы и приемы организации УВП Введение. Техника безопасности Беседа, лекция Занятия в кабинете 2. Работа над репертуаром Теоретическое и практическое занятие, репетиции по группам, сводные репетиции Занятия в кабинете, в актовом зале 3. Вокальнохоровая работа Теоретическое и практическое занятие, репетиции по группам, сводные репетиции Занятия в кабинете, в актовом зале 4. Развитие актерских Теоретическое и и практическое занятие, репетиции по группам, Занятия в кабинете, в актовом зале Дидактический материал, техническое оснащение занятия Фортепиано, компьютер, телевизор, музыкальный центр, микрофон, доска, музыкальные минусовые фонограммы. Фортепиано, компьютер, телевизор, музыкальный центр, микрофон, доска, музыкальные минусовые фонограммы. Фортепиано, компьютер, телевизор, музыкальный центр, микрофон, доска, музыкальные минусовые фонограммы. Фортепиано, компьютер, телевизор, музыкальный центр, микрофон, доска, 28 творческих способностей. сводные репетиции музыкальные минусовые фонограммы. 5. Музыкальная грамота Беседа, лекция, теоретическое и практическое занятие. Занятия в кабинете 6. Репетиционные занятия Теоретическое и практическое занятие, репетиции по группам, сводные репетиции Занятия в актовом зале 7. Итоговые занятия Теоретическое и практическое занятие, репетиции по группам, сводные репетиции Занятия в актовом зале Фортепиано, компьютер, телевизор, музыкальный центр, микрофон, доска, музыкальные минусовые фонограммы. Фортепиано, компьютер, телевизор, музыкальный центр, микрофон, доска, музыкальные минусовые фонограммы. Фортепиано, компьютер, телевизор, музыкальный центр, микрофон, доска, музыкальные минусовые фонограммы. Материально-технические обеспечение программы. Кабинет для занятий. Стулья по числу обучающихся в группе. Зеркало. Фортепиано. Музыкальный центр. Методическая литература. Нотные сборники. Аудио-видео пособия. Концертные костюмы. Распечатанные вокальные партии упражнений произведений. и разучиваемых Литература: Материал для слушания музыки: 1. Слушание: А.Лядов, Аренский, Ц.Кюи – песни для детей. 2. Хор и оркестр Большого театра. 3. Хоры из детских спектаклей, опер. 29 Список музыкальных изданий 1. Л. П. Дуганова Песни и хоры для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. – М., 2003. 2. И. Н. Дяденко Западная классика. – М. «Кифара», 2003. 3. Г. П. Сергеева Музыка в школе. Песни и хоры для учащихся начальных классов. Вып. – 1. – М., 2000. 4. В. Б. Хаит Хрестоматия по зарубежной хоровой литературе для детей. – Екатеринбург, 1995. 5. А. Марченко Детские песни о разном. Вып. – 3. – М., 2002. 6. Хрестоматия для общеобразовательных школ, 2 класс. – М. Список литературы 1. Алиев Ю., Белобородова В., Ригина В. Музыкальное восприятие школьников. – М., 1975. 2. Апраксина О. Методика музыкального воспитания. – М., 1983. 3. Асафьев Б. О хоровом искусстве – Л., 1979. 4. Брянский Н. Метод обучения хоровому пению. – СПб., 1883. 5. Вопросы вокальной педагогики. Вып. 1-6 – М., 1962- 1982. 6. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М., 2000. 7. Дмитриева Л., Ройтерштейн М. Школьная музыка. – М., 1984. 8. Живов В. Теория хорового исполнительства. – М., 1998. 9. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. – М., 1984. 10. Кабалевский Д. Как рассказать детям о музыке? – М., 1977. 11. Казачков С. От урока к концерту. – Казань, 1990. 12. Карасев А. Методика пения. – М., 1915. 13. Максимов С. Хоровое пение в школе. – М., 1961. 14. Орлова Т., Бекина С. Учите детей петь. – М. 1987. 15. Пигров К. Руководство хором. – М., 1964. 16. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М., 1986. 17. Работа хормейстера в детском хоре. Под ред. Г. Стуловой. – М., 1992. 18. Струве Г. Музыка для всех. – М., 1978. 19. Струве Г. Школьный хор. – М., 1981. 20. Чесноков П. Хор и управление им. М., 1952. 21. Шацкая В. Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношей. М., 1975. 22. Яковлев А. Физиологические закономерности певческой атаки. – Л., 1971. Список литературы для обучающихся: 1. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь 30 композиторов. – Л.: Музыка, 1987 2. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов. Композитор, 1986 3. Тарасов Л. Музыка в семье муз. – Л.: Детская литература, 1985 4. Энциклопедический музыкальный словарь. Авт.-сост. Б.С. Штейнпресс, И.М. Ямпольский. – М.: Советская энциклопедия, 1976 Электронно-образовательные ресурсы: 1. http://muzruk.info/?p=727 – «Хоровое пение в начальной школе»; 2. http://festival.1september.ru/articles/618991/ - «Влияние пения на здоровье человека»; 3. http://www.dolgushin.com/downloads/students/04_children%27schorus.htm – «Детский хор»; 4. http://vugi10art.ru/index.php?option=com_kunena&func=view&catid=9 &id=144&Itemid=516 – «Хоровое пение – это полезно! Влияние занятий хорового пения на развитие детей младшего школьного возраста». Сведения о составителе Ерыпалова Лиля Александровна: Место работы: МАОУ гимназия №35 Адрес: 620149, г. Екатеринбург, ул. Июльская, 32 Образование: высшее, УрГПУ по специальности «музыкальное образование» 2005г. Должность: педагог дополнительного образования Квалификационная категория: первая. Принята на заседании педагогического совета Протокол № 1от 29 «августа» 31