МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 35 Утверждаю Директор МАОУ гимназия 35 ___________Е.А. Никандрова Приказ №____________________ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «САМБО -ДЗЮДО» Автор-составитель: Костромин Степан Иванович, педагог дополнительного образования, Возраст обучающихся: 10–12 лет Срок реализации: 1 год г. Екатеринбург, 2020 год Паспорт программы Название программы Самбо-дзюдо Автор составитель Костромин Степан Иванович Вид Модифицированная на основе авторской программы А.А. Харлампиева «Борьба самбо» Физкультурно-спортивная Направленность Форма реализации Очная Срок реализации 1 год Возраст Обучающихся 10-12 лет Категория детей Средняя школа Уровень освоения Базовый программы Краткая аннотация Система дополнительной общеразвивающей программы по самбо представляет собой организацию и проведение, физкультурно-спортивной и тренировочной деятельности обучающихся, по общей физической подготовке, специализированной подготовке. Программа реализуется на базе учебного заведения состоит из практических занятий. 2 СОДЕРЖАНИЕ №п/п 1. Содержание Пояснительная записка Стр. 4 2. Учебный план 10 3. Содержание образовательной программы 10 4. Календарный учебный график 12 5. Требования к уровню подготовки (Ожидаемые результаты) 16 6. Методическое обеспечение программы 17 7. Материально-техническое оснащение программы 18 8.. Список литературы 20 9. Сведения о составителе 21 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ гимназия № 35. Актуальность: Физическое воспитание детей школьного возраста осуществляется в процессе включенных в программу физического воспитания в бесплатных учебных занятий по физической культуре. Предусматривает обеспечение взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей обучающихся в занятиях физическими упражнениями, спортом; гигиенические требования к образовательных устройству, учреждений содержанию регулируют и организации режима для санитарно-эпидемиологические правила и нормы. Отличительные особенности программы: Отличительными особенностями данной программы является акцент на организацию воспитательной работы, создание ситуации успеха, использования личностно-развивающих технологий в процессе работы с детьми, а также на психологическую и восстановительную подготовку детей занимающихся борьбой самбо. Самбо — не только вид спортивного единоборства, это система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств человека, патриотизма и гражданственности. Самбо — это наука обороны, а не нападения. Самбо не только учит самозащите, но и дает богатый жизненный опыт, формирующий твердый характер, стойкость и выносливость. Самбо способствует выработке самодисциплины, формирует внутреннюю нравственную опору и сильную личную позицию в достижении жизненных целей. 4 Самбо формирует социальную опору общества, людей, способных постоять за себя, за свою семью, за Родину. Традиции самбо уходят корнями в культуру народов России, в народные виды борьбы. Самбо включает лучшие практики национальных единоборств: кулачного боя, русской, грузинской, татарской, армянской, казахской, узбекской борьбы; финско-французской, вольно-американской, английской борьбы ланкаширского и кемберлендского стилей, швейцарской, японского самбо и сумо и других видов единоборств. Такая система, направленная на поиск всего передового и целесообразного, легла в основу философии самбо — философии постоянного развития, обновления, открытости ко всему лучшему. Вместе с приемами борьбы самбо впитало в себя и нравственные принципы народов, передавших самбо часть своей культуры. Эти ценности дали самбо силу пройти через суровые испытания временем, выстоять и закалиться в них. Сегодня дети, занимаясь самбо, не только учатся защищать себя, но и получают опыт достойного поведения, основанного на ценностях патриотизма и гражданственности. История самбо тесно связана с историей страны, историей побед. Это живой символ преемственности поколений. Для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к занятиям в спортивной школе, научить их учиться, быть внимательным, кроме того у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для эффективного формирования двигательного поведения детей в этом возрасте созданы все условия (материально-технические и социальнопедагогические). Новизна: Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в сочетании традиционных методов обучения с инновационными педагогическими системами. Обучение проводится не только 5 при помощи традиционных форм работы, но и при помощи современных цифровых образовательных платформ, и с использованием дистанционных технологий. Педагогическая целесообразность: Программа «Самбо» создана для удовлетворения потребностей детей в двигательной активности, здорового образа жизни и физического развития. В ходе реализации программы укрепляется психическое и физическое состояние занимающихся; они овладевают двигательной культурой; воспитываются нравственные, волевые и физические качеств воспитанников. Содержание программы составлено с учетом возрастных особенностей занимающихся и основных педагогических принципов. Адресат программы: Для обучения принимаются младшие подростки 10-12 лет. Для данного возраста резко возрастает значение коллектива, его общественное мнение, отношения со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в глазах сверстников авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявление стремления к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте дети склонны к творческим играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Педагогу легче воздействовать на младших подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, может «изнутри» воздействовать на общественное мнение. Объем и срок реализации программы: Занятия групп проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с учетом каникулярного времени (74 часа в год). Срок реализации программы: 1 год. Форма занятий: групповая, индивидуально-групповая, дистанционная. 6 Спецификой программы является подход, учитывающий возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, предполагающие личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта своей деятельности и поведения. Цель программы: сформировать у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, средствами борьбы самбо. Задачи: Укрепление здоровья и улучшение физического развития детей, воспитание физических, морально–этических и волевых качеств, средствами борьбы самбо. Достижение результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований данной программы. Формирование здорового образа жизни и работоспособности, необходимых для дальнейшего развития и совершенствования. Формы контроля: наблюдение, корректировка, диагностика, тестирование Фомы организации занятий: урок-тренировка, урок-соревнование, контрольный урок, инструктивный урок. Планируемые результаты: Личностные результаты изучения самбо заключаются: 1) в укреплении и оздоровлении организма ребёнка, в стремлении к активной деятельности; 2) в развитии личностных качеств и способности управлять своими действиями и эмоциональными состояниями, воспитание целеустремленности, уверенности в себе, высоких коммуникативных и эмоциональных качеств, навыков сотрудничества и взаимопонимания; 3) в формировании основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; 4) в овладении навыкам и адаптации в образовательной среде общеобразовательных учебных заведений и динамично изменяющемся мире, повышение успеваемости в процессе обучения. 7 Метапредметные результаты проявляются в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности в области физической культуры и спорта: 1) практическое владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базе овладения передвижениями, захватами и освобождениями от них, управление равновесием при взаимодействии с партнером, активное использование подвижных игр с элементами самбо в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурнооздоровительной деятельности; 2) владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по самбо. Предметные результаты освоения самбо отражают: 1) формирование первоначальных представлений о значении освоенных двигательных умениях и навыках для физического, социального и психологического здоровья, о их позитивном влиянии на физическое, интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие человека; 2) о физической культуре и здоровье как факторе успешной учебы и социализации. культуре и здоровье как факторе успешной учебы и социализации. В области познавательной культуры: – владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма; − способах профилактики заболеваний средствами физической культуры, в частности самбо. В области нравственной культуры: − способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и заимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в самбо; − владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные 8 проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше. В области трудовой культуры: − умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и соревнованиям. В области эстетической культуры: − умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений; − умение передвигаться и выполнять сложные координационные движения красиво, легко и непринужденно. В области коммуникативной культуры: − владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности. В области физической культуры: − владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; − владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений системы упражнений самбо, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности; − умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых заданий по разделам программы. 9 Учебный план № Наименование разделов/тем программы Кол-во часов Форма контроля теория практика всего История самбо, самбо как вид 2 единоборства. Развитие и совершенствование 1 простых двигательных навыков 2 4 беседа 9 10 Наблюдение и коррекция 3. Развитие качеств. физических 1 13 14 Наблюдение и коррекция 4. Простейшие элементы акробатические 1 13 14 Наблюдение и коррекция 5. Техника самостраховки 1 9 10 Наблюдение и коррекция 6. Техника борьбы лёжа 1 9 10 Наблюдение и коррекция 7. Техника борьбы в стойке 1 11 12 Наблюдение и коррекция 8. Итого: 1. 2. основных 74 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ История самбо, самбо как вид единоборства. История возникновения и развития самбо в нашей стране. Профилактика травматизма. План работы на год. Календарный план проведения соревнований. Правила безопасности при проведении тренировок, гигиенические требования к учащимся Развитие и совершенствование простых двигательных навыков. Бег, ходьба, прыжки. Общеразвивающие упражнения: махи руками и ногами, наклоны, вращения. Подвижные игры. Развитие основных физических качеств. Упражнения для развития силы с партнёром и без партнёра: отжимания в упоре лёжа, подъём ног и тела из положения лёжа, приседания и т.п. Упражнения 10 для развития ловкости, быстроты и координации движений: ускорения, бег и прыжки со сменой темпа и направления движения; бег спиной вперёд; движение приставными шагами; прыжки в длину, в высоту и через препятствие. Упражнения для развития гибкости: растяжки, полушпагат, шпагат. Упражнения для развития выносливости: бег, эстафеты, выполнение специальных упражнений на время. Простейшие акробатические элементы. Кувырок вперёд. Кувырок назад. Кувырок через препятствие в длину и в высоту. Стойка на лопатках. Гимнастический мост. Колесо. Техника самостраховки. Сед в группировке, перекат назад. Полуприсед, перекат назад со страховочным ударом по ковру. Полуприсед, перекат с разворотом на бок со страховочным ударом по ковру. Падение вперёд на кисти рук. Падение вперёд перекатом с коленей и перекатом с груди из стойки прыжком вперёд («волейбольная 6 страховка»). Падение назад и на бок через партнёра стоящего на коленях. Перекат через плечи. Техника борьбы лёжа. Запрещённые приёмы и действия. Переворачивания. Удержания. Защита от удержаний и переворачиваний. Комбинации из переворачиваний и удержаний. Учебные и учебно-тренировочные схватки. Техника борьбы в стойке. Запрещённые приёмы и действия. Стойки. Передвижения. Дистанции. Захваты. Выведение из равновесия рывком, толчком, заведением, скручиванием. Броски: задняя подножка под одну ногу, задняя подножка под две ноги, передняя подножка (основной вариант), бросок через бедро. Учебные и учебнотренировочные схватки. Изучение теоретического материала осуществляется в форме 5-7 минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий. В ходе практических занятий учащиеся группы получат элементарные навыки судейства борьбы. Обучение судейству осуществляется во время проведения двухсторонних учебных, тренировочных схваток и соревнований. 11 Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме игровых занятий по общепринятой методике. Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей организма, ей в занятиях отводится значительное место. Выделяют общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная – развитие качеств и функциональных возможностей, специфичных для борцов. Календарный учебный график N Месяц п/п Время проведения занятия по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию по расписанию Форма занятия Кол- Тема занятия во часов групповая 1 История самбо, самбо как вид единоборства. групповая 1 История самбо, самбо как вид единоборства. групповая 1 История самбо, самбо как вид единоборства. групповая 1 История самбо, самбо как вид единоборства. групповая 1 Развитие и совершенствование простых двигательных навыков групповая 1 Развитие и совершенствование простых двигательных навыков групповая 1 Развитие и совершенствование простых двигательных навыков групповая 1 Развитие и совершенствование простых двигательных навыков групповая 1 Развитие и совершенствование простых двигательных навыков групповая 1 Развитие основных физических качеств. Место проведения Форма контроля 1. сентябрь по беседа расписанию по беседа расписанию по беседа расписанию по беседа расписанию по Наблюдение расписанию и коррекция 2. сентябрь 3. сентябрь 4. сентябрь 5. сентябрь 6. сентябрь по расписанию 7. сентябрь по расписанию 8. сентябрь по расписанию 9. октябрь по расписанию 10. октябрь по расписанию 11. октябрь по групповая расписанию 1 Развитие основных по Наблюдение физических качеств. расписанию и коррекция 12. октябрь по групповая расписанию 1 Развитие основных по Наблюдение физических качеств. расписанию и коррекция по Наблюдение расписанию и коррекция по Наблюдение расписанию и коррекция по Наблюдение расписанию и коррекция по Наблюдение расписанию и коррекция по Наблюдение расписанию и коррекция 12 13. октябрь по групповая расписанию 1 Развитие основных по Наблюдение физических качеств. расписанию и коррекция 14. октябрь по групповая расписанию 1 Развитие основных по Наблюдение физических качеств. расписанию и коррекция 15. октябрь по групповая расписанию 1 Развитие основных по Наблюдение физических качеств. расписанию и коррекция 16. октябрь по групповая расписанию 1 Развитие основных по Наблюдение физических качеств. расписанию и коррекция 17. ноябрь по групповая расписанию 1 по Наблюдение расписанию и коррекция 18. ноябрь по групповая расписанию 1 19. ноябрь по групповая расписанию 1 20. ноябрь по групповая расписанию 1 21. ноябрь по групповая расписанию 1 22. ноябрь по групповая расписанию 1 23. ноябрь по групповая расписанию 1 24. ноябрь по групповая расписанию 1 25. декабрь по групповая расписанию 1 Простейшие акробатические элементы Простейшие акробатические элементы Простейшие акробатические элементы Простейшие акробатические элементы Простейшие акробатические элементы Простейшие акробатические элементы Простейшие акробатические элементы Простейшие акробатические элементы Техника самостраховки 26. декабрь по групповая расписанию 1 Техника самостраховки по Наблюдение расписанию и коррекция 27. декабрь по групповая расписанию 1 Техника самостраховки по Наблюдение расписанию и коррекция 28. декабрь по групповая расписанию 1 Техника самостраховки по Наблюдение расписанию и коррекция 29. декабрь по групповая расписанию 1 Техника самостраховки по Наблюдение расписанию и коррекция 30. декабрь по групповая расписанию 1 Техника борьбы лёжа по Наблюдение расписанию и коррекция по Наблюдение расписанию и коррекция по Наблюдение расписанию и коррекция по Наблюдение расписанию и коррекция по Наблюдение расписанию и коррекция по Наблюдение расписанию и коррекция по Наблюдение расписанию и коррекция по Наблюдение расписанию и коррекция по Наблюдение расписанию и коррекция 13 31. декабрь по групповая расписанию 1 Техника борьбы лёжа по Наблюдение расписанию и коррекция 32. декабрь по групповая расписанию 1 Техника борьбы лёжа по Наблюдение расписанию и коррекция 33. январь по групповая расписанию 1 Техника борьбы лёжа по Наблюдение расписанию и коррекция 34. январь по групповая расписанию 1 Техника борьбы лёжа по Наблюдение расписанию и коррекция 35. январь по групповая расписанию 1 Техника борьбы лёжа по Наблюдение расписанию и коррекция 36. январь по групповая расписанию 1 Техника стойке борьбы в по Наблюдение расписанию и коррекция 37. январь по групповая расписанию 1 Техника стойке борьбы в по Наблюдение расписанию и коррекция 38. январь по групповая расписанию 1 Техника стойке борьбы в по Наблюдение расписанию и коррекция 39. февраль по групповая расписанию 1 Техника стойке борьбы в по Наблюдение расписанию и коррекция 40. февраль по групповая расписанию 1 Техника стойке борьбы в по Наблюдение расписанию и коррекция 41. февраль по групповая расписанию 1 Техника стойке борьбы в по Наблюдение расписанию и коррекция 42. февраль по групповая расписанию 1 История самбо, самбо по Наблюдение как вид единоборства. расписанию и коррекция 43. февраль по групповая расписанию 1 История самбо, самбо по Наблюдение как вид единоборства. расписанию и коррекция 44. февраль по групповая расписанию 1 45. февраль по групповая расписанию 1 46. февраль по групповая расписанию 1 47. март по групповая расписанию 1 Развитие и совершенствование простых двигательных навыков Развитие и совершенствование простых двигательных навыков Развитие и совершенствование простых двигательных навыков Развитие и совершенствование простых двигательных навыков по Наблюдение расписанию и коррекция по Наблюдение расписанию и коррекция по Наблюдение расписанию и коррекция по Наблюдение расписанию и коррекция 14 48. март по групповая расписанию 1 Развитие и совершенствование простых двигательных навыков Развитие основных физических качеств. по Наблюдение расписанию и коррекция 49. март по групповая расписанию 1 50. март по групповая расписанию 1 Развитие основных физических качеств. 51. март по групповая расписанию 1 Развитие основных физических качеств. 53. март по групповая расписанию 1 Развитие основных физических качеств. 54. март по групповая расписанию 1 Развитие основных физических качеств. 55. март по групповая расписанию 1 Развитие основных физических качеств. 56. апрель по групповая расписанию 1 Развитие основных по Наблюдение физических качеств. расписанию и коррекция 57. апрель по групповая расписанию 1 58. апрель по групповая расписанию 1 59. апрель по групповая расписанию 1 60. апрель по групповая расписанию 1 61. апрель по групповая расписанию 1 62. апрель по групповая расписанию 1 63. апрель по групповая расписанию 1 64. май по групповая расписанию 1 65. май по групповая расписанию 1 Простейшие акробатические элементы Простейшие акробатические элементы Простейшие акробатические элементы Простейшие акробатические элементы Простейшие акробатические элементы Простейшие акробатические элементы Простейшие акробатические элементы Простейшие акробатические элементы Техника самостраховки по Наблюдение расписанию Выполнение заданий по Наблюдение расписанию Выполнение заданий по Наблюдение расписанию Выполнение заданий по Наблюдение расписанию Выполнение заданий по Наблюдение расписанию Выполнение заданий по Наблюдение расписанию и коррекция по Наблюдение расписанию и коррекция по Наблюдение расписанию и коррекция по Наблюдение расписанию Выполнение заданий по Наблюдение расписанию Выполнение заданий по Наблюдение расписанию Выполнение заданий по Наблюдение расписанию и коррекция по Наблюдение расписанию и коррекция по Наблюдение расписанию и коррекция по Наблюдение расписанию и коррекция 15 66. май по групповая расписанию 1 Техника самостраховки по Наблюдение расписанию и коррекция 67. май по групповая расписанию 1 Техника самостраховки 68. май по групповая расписанию 1 Техника самостраховки 69. май по групповая расписанию 1 Техника самостраховки по Наблюдение расписанию Выполнение заданий по Наблюдение расписанию Выполнение заданий по Наблюдение расписанию и коррекция 70. май по групповая расписанию 1 Техника борьбы лёжа по Наблюдение расписанию и коррекция 71. май по групповая расписанию 1 Техника борьбы лёжа по Наблюдение расписанию Выполнение заданий 72. май по групповая расписанию 1 Техника борьбы лёжа 73. май по групповая расписанию 1 Техника борьбы лёжа 74. май по групповая расписанию 1 Техника борьбы лёжа по Наблюдение расписанию Выполнение заданий по Наблюдение расписанию Выполнение заданий по Наблюдение расписанию Выполнение заданий Ожидаемые результаты обучения По итогу годовых занятий мы планируем следующие результаты: 1. Выработать оптимальные двигательные режимы для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей. 2. Развитие потребность заниматься физической культурой и спортом. 3. Пробудить в детях желания заботиться о собственном здоровье. 4.Сформировать знания о негативных факторах риска для здоровья. Форма аттестации Цель контроля в процессе спортивной подготовки – отслеживание прогресса спортивного результата. Для определения знаний в теоретической подготовке проводится устная беседа. Во время беседы предлагается ответить на вопросы теоретической подготовки. Уровень развития технической и тактической подготовки оценивается по результатам участия обучающихся в групповых и школьных соревнованиях в 16 летний период (участие в товарищеских встречах), в том числе в рамках летнего оздоровительного лагеря. Критериями успешности обучения служит положительная динамика уровня общей физической подготовки и специальной физической подготовки, определяемая по результатам сдачи нормативов ОФП. Нормативы Дети от 5-7 лет Дети от 8 -12 лет Бег 30 м (сек) Челночный бег 3*10м (сек) Прыжок в длину с места (см) Поднимание туловища (за 1мин) Бег 1000м (мин, сек) 7.0 11.0 140 25 5.00 6.0 10.5 150 30 4.60 Нормативы по ОФП Методическое обеспечение программы № Раздел Форма Методы и Дидактический п/п проведения приемы материал, занятия организации техническое УВП оснащение занятий. История самбо, Аудиторная Работа с Компьютер, 1 самбо как вид источниками, проектор, доска единоборства. групповая работа Развитие и Практические групповая Индивидуальное 2 совершенствование заниятия работа планирование простых тренировки двигательных борца-самбиста: навыков Методические рекомендации / Подготовлены С.Ф. Ионовым и Е.М. Чумаковым. - М.: Комитет по ФК и С при СМ СССР под ред.Москвы,2015 Развитие основных Практические групповая Чумаков Е.М. 3 физических качеств. заниятия работа Физическая 17 4 Простейшие акробатические элементы Практические групповая заниятия работа 5 Техника самостраховки Практические групповая заниятия работа 6 Техника лёжа 7 Техника борьбы в Практические групповая стойке заниятия работа борьбы Практические групповая заниятия работа подготовка борца.-М.: РГАФК, 2007. Чумаков Е.М. Физическая подготовка борца.-М.: РГАФК, 2007. Индивидуальное планирование тренировки борца-самбиста: Методические рекомендации / Подготовлены С.Ф. Ионовым и Е.М. Чумаковым. - М.: Комитет по ФК и С при СМ СССР под ред.Москвы,2015 Рудман Д. Л. Самбо. Техника борьбы лежа. Защита. - М.: ФиС, 2010. Куринной И. Самбо для профессионалов, техника борьбы стоя. Мультимедийное учебное пособие для ПК, ООО «SFP International LTD», Москва 20032005 гг Материально-техническое обеспечение На занятиях необходимо иметь специальную форму самбо: куртку самбо с поясом (можно изготовить самостоятельно), шорты самбо или спортивные 18 трусы, специальные ботинки с мягкой подошвой или чешки. Спортивная обувь с жесткой подошвой допускается только для занятий вне борцовского ковра. Для занятий на улице необходимо иметь спортивный костюм. Место проведения занятий спортивный зал оборудованный борцовским ковром, тренажёрами, спортивными снарядами: No Наименование спортивного инвентаря п.п. 1. Гимнастические маты 1,5 X 1 м Единица измерения шт. Количество 6 2. Стенка гимнастическая шт. 3 3. Перекладина гимнастическая шт. 1 4. шт. 2 5. Перекладина для подтягивания навесная Канат для перетягивания шт. 1 6. Канат для лазанья шт. 1 7. Палки гимнастические шт. 5 8. Тренажёры для ОФП шт. 3 9. Скакалки шт. 10 10. 11. Боксёрская груша Перчатки боксёрские шт. шт. 1 2 12. Свисток судейский шт. 1 Список литературы. 1. Борьба самбо: Справочник / Автор-составитель Е. М. Чумаков - М.: Физкультура и спорт, 2005. 2. Иванщкий М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник для институтов физической культуры. - Изд. 6-е / Под ред. Б. А. Никитюка, А. А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского.- М.: Терра-Спорт, 2003. 3. Индивидуальное планирование тренировки борца-самбиста: Методические рекомендации / Подготовлены С.Ф. Ионовым и Е.М. 19 Чумаковым. - М.: Комитет по ФК и С при СМ СССР под ред.Москвы ,2015 . 4. Кулиненков О. С. Фармакология спорта: Клинико-фармакологический справочник спорта высших достижений. - 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Советский спорт, 2001. 5. Лукашов М.Н. 10 тысяч путей к победе. - М.: Молодая гвардия, 2001. 6. Лукашов М.Н. Родословная самбо. - М.: ФиС, 2008. 7. Макарова Г. А. Практическое руководство для спортивных врачей. Ростов-на-Дону: БАРО-ПРЕСС, 2002 8. Международные правила по борьбе самбо. Калининград: Янтарный сказ, 2010. 9. Новиков Н.А., Старшинов В. И. Информационное обеспечение диалоговой автоматизированной обучающей системы для борьбы самбо: Учеб. пособие. -М.: МИФИ, 2006. 10.Рудман Д. Л. Самбо. Техника борьбы лежа. Нападение. - М.: ФиС, 2008. 11.Рудман Д. Л. Самбо. Техника борьбы лежа. Защита. - М.: ФиС, 2010. 12.Харлампиев А. А. Система самбо. Боевое искусство. - М.: Советский спорт, 2006. 13.Чумаков Е. М. Сто уроков САМБО / Под редакцией С. Е. Табакова. - Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2002. 14.Чумаков Е.М. Физическая подготовка борца.-М.: РГАФК, 2007. Сведения о составителе Костромин Степан Иванович Место работы: МАОУ гимназия №35 Адрес: 620149, г. Екатеринбург, ул. Июльская, 32 Образование: среднее специальное, СОПК по специальности физическая культура Должность: педагог дополнительного образования Квалификационная категория: без категории. Принята на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 29 «августа» 2020 г. 20 21