МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 35 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Дизайн упаковки» Автор-составитель: Чернов Александр Валерьевич, педагог дополнительного образования, ПКК Возраст обучающихся: 13-17 лет Срок реализации: 5 месяцев Екатеринбург, 2021 год 1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Название программы Автор составитель Вид Направленность Форма реализации Срок реализации Возраст обучающихся Категория детей Уровень освоения программы Краткая аннотация Дизайн упаковки Чернов Александр Валерьевич Авторская Художественная Очная 5 месяцев 13-17 лет Средняя школа Базовый Данная программа позволяет обучающимся познакомиться с отраслью дизайна и научится работать в специализированном программном обеспечении при проектировании упаковки. Программа реализуется на базе учебного заведения состоит из аудиторных занятий 2 СОДЕРЖАНИЕ №п/п Содержание Стр. 1. Пояснительная записка 4 2. Учебный план 6 3. Содержание образовательной программы 7 4. Календарный учебный график 9 5. Ожидаемые результаты 11 6. Формы аттестации/контроля 12 7. Методическое обеспечение программы 13 8. Материально-техническое обеспечение программы 14 9. Список литературы 15 10. Сведения о составителе 16 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ гимназия № 35. В рамках данного программы ребята познакомятся с такими понятиями как упаковка, вырубка, припуск под обрез, макетирование упаковки, скетч и др. Обучающиеся приобретут умения находить источники вдохновения, использовать современное программное обеспечение для проектирования, разрабатывать и представлять идею. Курс имеет художественную направленность, которая определена особой актуальностью образования в современных условиях. Актуальность программы. Спецификой программы является подход, учитывающий возрастные особенности школьника, предполагающие личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта своей деятельности и поведения. За счет создания эмоционально-положительной творческой атмосферы, организуется общение с детьми. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций. Практическая направленность программы осуществляется через исследовательские, практические, творческие задания. Актуальность программы заключается в том, что она может быть использована для удовлетворения познавательных интересов и расширения имеющихся знаний и умений школьников по информатике и информационно-коммуникационные технологиям. Адресат программы: Подростки 13-17 лет. Проявляется четкая потребность к самопознанию, формируется самосознание, самосовершенствования, ставятся задачи самоактуализации. 4 саморазвития, Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная, в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы и идеалы. Этот период отличается желанием демонстрировать свои способности. Появляется потребность в значимом взрослом. Это время очень противоречиво. С одной стороны хочется быть особенным, с другой – безопаснее быть как все. Подростки мечтают о самостоятельности. Объем и срок реализации программы Программа дополнительного образования «Дизайн упаковки» рассчитана на 20 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками в виде теоретических и практических занятий (в аудитории). Количество часов по программе – занятия групп проводятся 1 раз в неделю по 1 часу с учетом каникулярного времени (20 часов). Программа рассчитана на обучающихся 13-17 лет. Срок реализации программы: 5 месяцев. Форма занятий: групповая и индивидуально-групповая. Цель программы – овладение умениями использования графических редакторов векторной и растровой графики при создании проектов по разработки упаковки, воспитание творческого человека. Задачи программы образовательные формирование у школьников знания основ разработки упаковки; формирование знаний о эскизировании упаковки; расширение представления школьников о возможностях компьютера, областях его применения; формирование системы базовых знаний и навыков для работы с векторной и растровой графикой; 5 расширение базы для ориентации учащихся в мире современных профессий, знакомство на практике с деятельностью дизайнера. развивающие развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; развитие художественного вкуса, трудовой и творческой активности, графических навыков; формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей повседневной, учебной, а затем профессиональной деятельности. формирование творческого подхода к поставленной задаче; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией; ориентация на выбор информационно-технологического профиля обучения. воспитательные воспитание творчески активной личности; воспитание информационной культуры обучающихся. Аттестация будет проходить в форме защиты проектов. Данная программа, в отличие от других программ, рассчитана на большой объем практической части. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Тема раздела 1. Основы дизайна упаковки 1.1 История, стили и тенденции в дизайне упаковки. 1.2 Форма и цвет в дизайне упаковки. Технология разработки дизайна Количество часов Теория Практика Всего 2 2 Форма контроля 1 - 1 Устный опрос 1 - 1 Устный опрос 6 2. 2.1 2.2 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 упаковки. Профессиональное программное обеспечение при разработке упаковки Основы работы в векторном графическом редакторе. Основы работы в растровом графическом редакторе. Разработка дизайнпроекта упаковки Изучение технического задания заказчика и имеющихся материалов. Разработка мудборда Разработка развертки упаковки в векторном графическом редакторе. Разработка и корректировка изображений для упаковки в растровом графическом редакторе. Подбор и компоновка элементов дизайна на упаковке. Нанесение на упаковку информации и знаков Создание объемной модели (mock–up) упаковки. Макетирование упаковки. Защита дизайн-проекта упаковки ИТОГО: 2 2 4 1 1 2 Практическая работа 1 1 2 Практическая работа - 14 14 - 1 1 Практическая работа - 2 2 - 3 3 Практическая работа Практическая работа - 2 2 Практическая работа - 1 1 Практическая работа - 1 1 - 2 2 Практическая работа Практическая работа - 1 1 - 1 1 4 16 20 Практическая работа Практическая работа СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Основы дизайна упаковки 1.1 История, стили и тенденции в дизайне упаковки Теория. История возникновения и развития упаковки. Психофизиологические основы восприятия элементов упаковки. Тенденции в дизайне упаковки. 7 1.2 Форма и цвет в дизайне упаковки. Технология разработки дизайна упаковки. Теория. Основные виды и формы упаковок, виды дна упаковок. Эффективное использование рабочих поверхностей. Цвет и его символическое значение в жизни бренда. Технологии создания вырубки, сгибов, маски для припусков под обрез. Рассматриваются понятия и технологии конструирования формы упаковки. Знаки и логотипы. Инфографика, пиктограммы и обозначения. Раздел 2. Профессиональное разработке упаковки программное обеспечение при 1.1 Основы работы в векторном графическом редакторе. Теория. Интерфейс, инструменты, алгоритмы работы. Особенности интерфейса векторного графического редактора. Преобразование объектов. Инструменты свободного рисования. Работа с кривыми. Работа с текстом. Способы окрашивания объектов. Работа с растровыми изображениями. Работа со слоями. Практическое занятие. 1. Создании векторных фигур, иллюстраций 2. Оформлении текста и работа с растровыми изображениями 1.2 Основы работы в растровом графическом редакторе. Теория. Интерфейс, инструменты, алгоритмы работы. Структура программы, основные инструменты и палитры. Способы выделения областей̆ изображения. Работа со слоями. Работа с текстом. Цветокоррекция и разрешение изображений. Практическое занятие. 1. Редактирование изображений с последующим выводом на печать 2. Применение художественных эффектов текста и изображений Раздел 3. Разработка дизайн-проекта упаковки 3.1 Изучение технического задания заказчика и имеющихся материалов. Практическое занятие. 1. Разработка технического задания проектируемой упаковки. 3.2 Разработка мудборда Практическое занятие. 1. Разработка мудборда упаковки 8 3.3 Разработка развертки упаковки редакторе. Практическое занятие. 1. Разработка развертки упаковки в векторном графическом 3.4 Разработка и корректировка изображений для упаковки в растровом графическом редакторе. Практическое занятие. 1. Корректировка изображений для нанесения на упаковку 3.5 Подбор и компоновка элементов дизайна на упаковке. Практическое занятие. 1. Размещение элементов дизайна на упаковку (графические элементы, паттерн, инфографика и прочее). 3.6 Нанесение на упаковку информации и знаков Практическое занятие. 1. Нанесении текстовой и другой информации на развертку упаковки. 3.7 Создание объемной модели (mock–up) упаковки. Практическое занятие. 1. Создание mock–up упаковки 3.8 Макетирование упаковки. Практическое занятие. 1. Печать и макетирование разработанной упаковки. 3.9 Защита дизайн-проекта упаковки Практическое занятие. 1. Защита дизайн-проекта КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № п/п Месяц 1. январь 2. январь Время Форма КолТема занятия проведения занятия во занятия часов по групповая 1 Раздел 1. Основы расписанию дизайна упаковки История, стили и тенденции в дизайне упаковки. по групповая 1 Форма и цвет в дизайне упаковки. расписанию Технология 9 Место проведения Форма контроля по Устный расписанию опрос по Устный расписанию опрос разработки дизайна упаковки. Раздел 2. Профессиональное программное обеспечение при разработке упаковки Основы работы в векторном графическом редакторе. Основы работы в векторном графическом редакторе. Основы работы в растровом графическом редакторе. Основы работы в растровом графическом редакторе. Раздел 3. Разработка дизайн-проекта упаковки Изучение технического задания заказчика и имеющихся материалов. Разработка мудборда 3. январь по групповая расписанию 1 4. февраль по групповая расписанию 1 5. февраль по групповая расписанию 1 6. февраль по групповая расписанию 1 7. февраль по групповая расписанию 1 8. март по групповая расписанию 1 9. март по групповая расписанию 1 Разработка мудборда 10. март по групповая расписанию 1 11. март по групповая расписанию 1 12. апрель по групповая расписанию 1 Разработка развертки упаковки в векторном графическом редакторе. Разработка развертки упаковки в векторном графическом редакторе. Разработка развертки упаковки 10 по Устный расписанию опрос по Практиче расписанию ская работа по Устный расписанию опрос по Практиче расписанию ская работа по Практиче расписанию ская работа по Практиче расписанию ская работа по Практиче расписанию ская работа по Практиче расписанию ская работа по Практиче расписанию ская работа по Практиче расписанию ская 13. апрель по групповая расписанию 1 14. апрель по групповая расписанию 1 15. апрель по групповая расписанию 1 16. май по групповая расписанию 1 17. май по групповая расписанию 1 18. май по групповая расписанию 1 19. май по групповая расписанию 1 20. май по групповая расписанию 1 в векторном графическом редакторе. Разработка и корректировка изображений для упаковки в растровом графическом редакторе (корректировка). Разработка и корректировка изображений для упаковки в растровом графическом редакторе (размещение на упаковку). Подбор и компоновка элементов дизайна на упаковке. Нанесение на упаковку информации и знаков Создание объемной модели (mock–up) упаковки. Создание объемной модели (mock–up) упаковки. Макетирование упаковки. работа по Практиче расписанию ская работа по Практиче расписанию ская работа по Практиче расписанию ская работа по Практиче расписанию ская работа по Практиче расписанию ская работа по Практиче расписанию ская работа по Практиче расписанию ская работа Защита дизайн- по Защита проекта упаковки расписанию проекта ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты: - научить анализировать целевую аудиторию, тренды, стили оформления, эскизирование, современные технологии в разработке упаковки; - научить основным навыкам работы с компьютером; - научить сохранять и обрабатывать информацию на персональном компьютере; 11 - научить работать с программами для создания проектов по разработке упаковки; - научить применять новые информационные технологи. Личностные результаты: - формирование мировоззрения, взглядов и убеждений; - воспитание информационной культуры обучающихся. Метапредметные результаты: - развитие профессиональных навыков дизайнера; - развитие мелкой моторки рук; - развитие логического мышления; - развитие творческих способностей; - развитие коммуникативных способностей. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ Отслеживание результатов направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение эффективности функционирования педагогического процесса. Для проверки знаний, умений и навыков используются следующие формы контроля: Входной контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков на начальном этапе обучения. Реализуется следующими методами: собеседование, опрос, наблюдение. Текущий контроль направлен на проверку усвоения предыдущего материала. Могут использоваться следующие методы: устные (фронтальный опрос, беседа, тестирование), индивидуальные, наблюдение, практическая работа. Тематический контроль осуществляется по мере прохождения темы и проводится с целью систематизации знаний. Используются следующие методы: практические, индивидуальные и фронтальные, комбинированные (творческий проект), самоконтроль. 12 Промежуточный контроль проводится по результатам освоения раздела программы, проводится в форме творческого задания. К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие требования: индивидуальный характер; систематичность, регулярность проведения на всех этапах процесса обучения; разнообразие форм проведения; всесторонность (теория, практика); дифференцированный подход. Результаты работы могут быть представлены в форме итоговых занятий, проходящих в форме защита индивидуальных проектов. Итоговое занятие проводятся в конце учебного года. Результативность освоения конкретных тем отслеживается с помощью текущего контроля: опроса, беседы и т.п. Развитие личностных качеств обучающихся определяется методом постоянного наблюдения, а их коррекция проводится с помощью индивидуальных бесед, конкретных заданий и других мероприятий. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ № п/п Раздел Форма проведения занятия 1 Основы дизайна упаковки Аудиторная 2 Профессиональное программное обеспечение при разработке упаковки Аудиторная 3 Разработка дизайн- Аудиторная Методы и приемы организации УВП Работа с источниками, индивидуальная работа Дидактический материал, техническое оснащение занятий. Карточки-задания (в бумажном/электронном виде), макеты изделий, презентационные материалы, видео лекции, видео-источники, компьютер, проектор, экран. Работа с Карточки-задания (в источниками, бумажном/электронном индивидуальная виде), макеты изделий, работа презентационные материалы, видео лекции, видео-источники, компьютер, проектор, экран. Работа с Карточки-задания (в 13 проекта упаковки источниками, индивидуальная работа бумажном/электронном виде), макеты изделий, презентационные материалы, видео лекции, видео-источники, компьютер, проектор, экран. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ столы; стулья; шкаф для дидактических материалов, пособий; специальная литература для педагога и учащихся; канцелярские товары; Информационное обеспечение: персональный компьютер в комплекте с клавиатурой и мышью или ноутбук (на каждого участника); мультимедийный проектор с экраном; видеоматериалы разной тематики по программе; оргтехника; выход в сеть Internet; Аппаратное обеспечение: процессор не ниже Core2 Duo; объем оперативной памяти не ниже 4 ГбDDR3; дисковое пространство на менее 128 Гб; Программное обеспечение: операционная система Windows 7 Профессиональная или выше; просмоторщик PDF файлов; пакет офисных программ; растровый графический редактор; - векторный графический редактор; 14 любой браузер для интернет серфинга. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Дерманова, И.Б. Дизайн психологического исследования: планирование и организация [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И.Б. Дерманова, В.Р. Манукян. - СПб:СПбГУ, 2018. - 116 с. 2. Елочкин М.Е. Дизайн-проектирование. Композиция, макетирование, современные концепции в искусстве [Текст]: учебник для студ. учреждений средн. проф.. образования /М.Е. Елочкин, Г.А.Тренин, А.В.Костина и др.- 2 – е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 160 с. 3. Майоров, В.И. Композиция. Базовый курс для студентов средних специальных учебных заведений по специальностям "Реклама" и "Дизайн" [Текст] / В.И. Майоров. - Чебоксары: Палитра, 2016. - 180 с. 4. Ткаченко О.Н. Дизайн и рекламные технологии: Учебное пособие / Ткаченко О.Н.; Под ред. Дмитриевой Л.М. - М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 176 с. 5. Шипинский В.Г. Упаковка и средства проектирования: Учебное пособие / В.Г.Шипинский - Мн.:УП «Технопринт», 2016. - 416с.:ил Электронные ресурсы 1. Библиотека Издательский центр «Академия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/catalogue/4831/ 2. Единая система актуальных требований Ворлдскиллс (электронный ресурс) режим доступа: https://esat.worldskills.ru 3.Официальный сайт оператора международного некоммерческого движения WorldSkills International - Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» (электронный ресурс) режим доступа: https://worldskills.ru 4. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.verto.ru/ 15 Сведения о составителе Чернов Александр Валерьевич Место работы: МАОУ гимназия №35 Адрес: 620149, г. Екатеринбург, ул. Июльская, 32 Образование: высшее, ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» по специальности «Изобразительное искусство» 2007 г., профессиональная переподготовка, ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» по программе «Графический дизайн» со специализацией «Дизайн рекламы», 2006г. Сертифицированный эксперт Ворлдскиллс Должность: педагог дополнительного образования Квалификационная категория: первая. Принята на заседании педагогического совета Протокол № от « »_________2021г. 16 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)