МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 35 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Лабиринты моего «Я» НАПРАВЛЕННОСТЬ: социально-гуманитарная Уровень: базовый Возраст обучающихся: 12–13 лет Срок реализации: 1 год Разработчик: Салихзянова Нина Владимировна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург 2020 год 1 Паспорт программы Название программы Лабиринты моего Я Автор составитель Салихзянова Нина Владимировна Вид Модифицированная на основе авторской программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва,2009. социально-гуманитарная Направленность Форма реализации Очная Срок реализации 1 год Возраст Обучающихся 12-13 лет Категория детей Средняя школа Уровень освоения Базовый программы Краткая аннотация Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребѐнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Программа реализуется на базе учебного заведения состоит из аудиторных занятий 2 СОДЕРЖАНИЕ №п/п 1. Содержание Пояснительная записка Стр. 4 2. Учебный план 8 3. Содержание образовательной программы 8 4. Календарный учебный график 9 5. Требования к уровню подготовки (Ожидаемые результаты) 13 6. Методическое обеспечение программы 13 7. Материально-техническое оснащение программы 14 8.. Список литературы 15 9. Сведения о составителе 16 3 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ гимназия № 35. Актуальность программы. заключается в ориентации на реальные потребности подростка, на формирование практически полезных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения ведущим видом деятельности на данном возрастном этапе развития. Отличительная особенность программы: В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: Аксиологический (связанный с сознанием), инструментально технологический и потребностно-мотивационный. Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребѐнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте. Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своѐм месте во взаимоотношениях с другими. Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребѐнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации. Новизна: 4 Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в сочетании традиционных методов обучения с инновационными педагогическими системами. Обучение проводится не только при помощи традиционных форм работы, но и при помощи современных цифровых образовательных платформ, и с использованием дистанционных технологий. Педагогическая целесообразность: Программа ориентирована не на получение школьниками си- стематизированных углубленных знаний в области психологии, для которых у них отсутствует необходимая мотивация. Данная программа направлена на формирование компетентностей в сфере ведущего вида деятельности, свойственного именно данному возрасту – интимно-личностного общения. Смысловым ядром программы является проблематика самопознания, которая обеспечивает познание подростком своих индивидуальных психологических особенностей, формирование конструктивных отношений с окружающими людьми. Программа имеет практико-ориентированный характер, что позволяет подростку учиться разрешать свои реальные психологические проблемы и развивать у него эмоциональный интеллект. Основой составления программы «Лабиринты моего «Я» послужила авторская программа формирования психологического здоровья подростков, кандидата психологических наук О. В. Хухлаевой. Сопровождение психолого-педагогической внеурочной деятельности реализуется через формирование универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного приобретения компетентностей путем сознательного и активного усвоения социального опыта путем развития проектного самостоятельного мышления обучающихся среднего звена. Адресат программы: 5 Для обучения принимаются младшие подростки 12-13 лет. Для данного возраста резко возрастает значение коллектива, его общественное мнение, отношения со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в глазах сверстников авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявление стремления к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте дети склонны к творческим играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Педагогу легче воздействовать на младших подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, может «изнутри» воздействовать на общественное мнение. Объем и срок реализации программы: Количество часов по программе – занятия групп 1 года обучения проводятся 1 раза в неделю по 1 часу с учетом каникулярного времени (36 часов в год). Программа рассчитана на обучающихся 12-13 лет. Срок реализации программы: 1 год. Цель программы: сохранение и повышение социального интеллекта обучающихся. Задачи: 1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека. 2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека. 3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления. 6 4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем. 5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника. 6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения. 7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся. «Лабиринты моего «Я» проектная деятельность с элементами коллективной практической и исследовательской работы для обучающихся рассчитан на один год. Форма занятий: групповая и индивидуально-групповая. Самопознание и овладение навыками гармоничного межличностного общения являются важнейшими условиями благополучного психологического развития подростка. Восприятие подростка, в первую очередь, нацелено на явления и процессы, которые непосредственно связаны с его жизнью, и поэтому вызывают интерес. Ожидаемые результаты Достижение личностных результатов: формирование у обучающегося готовности и способности к саморазвитию и личностному самоопределению; развитие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; развитие самостоятельности и личной ответственности в решении проблемных ситуациях; развитие социально-психологических качеств личности. формирование способности к рефлексии. Формирование метапредметных достижений, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми ком7 петенциями, составляющими основу развития социального интеллекта обучающихся: выработка навыков самостоятельного планирования деятельности и организации сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение находить выходы из проблемных ситуаций. формирование у подростков готовности к переносу полученных учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения. формирование осознанной адекватной самооценки социальных качеств. Учебный план № Название раздела, темы Количество часов Формы атте- Всего Теория Практика стации и контроля 1 Общение «под мик- 7 3 4 Диалогическое общение роскопом» 2 Ты-мне, я-тебе 13 5 8 Диалогическое общение 3 Слышим, видим, чув- 16 6 10 Диалогическое общение 36 14 22 ствуем Содержание 1. Общение «под микроскопом» Познакомить с понятием «общение» и «информация», видами и типами общения, его функциями, критериями удовлетворенности общением. Способствовать формированию навыков вербального и невербального установления контакта, развитие эмпатии. Ролевые позиции: «позиция 8 неучастия», «пристройка сверху», «пристройка снизу», «пристройка рядом». Применить полученные знания в коллективной работе с элементами тренинга. 2. Ты-мне, я-тебе Типы взаимодействия: кооперация, конкуренция. Области взаимодействий: область позитивных эмоций, область постановки проблем, область негатиных эмоций, область решения проблем. Фазы взаимодействия: побуждение, уточнение ситуации, непосредственное действие, завершение. Психологическая совместимость, социальные качества, влияющие на качество общения: экстравертированный - интровертированный, мобильный ригидный, доминантный -недоминантный. Стратегии взаимодействия: соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление, избегание. Позы и жестикуляция: походка, открытость и закрытость, оценка, готовность; напряженность; уверенность; нервозность; самоконтроль; скука; расположение. Сочетание эмоций с внешними признаками 3. Слышим, видим, чувствуем Виды лидерства: вдохновитель - исполнитель, универсальный - ситуативный, авторитарный – демократический. Уровень притязаний, успех и самооценка. Какой выбор можно считать правильным? Соответствие желаний, возможностей и требований. Чувство ответственности, способ- ность анализировать свои поступки. Потребность. Иерархия потребностей. Фрустрация. Мотивация. Социальная мотивация: мотив достижения, мотив власти, мотив помощи. Календарный учебный график N Месяц п/п Время проведения занятия Форма занятия Кол -во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля 9 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. сентябрь по расписа- групповая нию 1 сентябрь по расписанию групповая 1 сентябрь по расписанию групповая сентябрь по расписанию групповая октябрь по расписанию групповая по расписанию групповая по расписанию групповая по расписанию групповая по расписанию групповая октябрь октябрь октябрь ноябрь Кто есть кто Мы - команда или каждый сам по себе 1 Хорошо ли нам вместе? 1 Что значит иметь авторитет 1 Ценность индивидуальности 1 Помогать другим и принимать помощь 1 Помогать другим и принимать помощь 1 О чем говорят наши позы и жесты 1 О чем говорят наши позы и жесты по расписанию Диалогическое общение по расписанию Диалогическое общение по расписанию Диалогическое общение по расписанию Диалогическое общение по расписанию Диалогическое общение по расписанию Диалогическое общение по расписанию Диалогическое общение по расписанию Диалогическое общение по расписанию Диалогическое общение 10. ноябрь по расписанию групповая 1 С помощью чего мы передаем информацию по расписанию Диалогическое общение 11. ноябрь по расписанию групповая 1 С помощью чего мы передаем информацию по расписанию Диалогическое общение 12. ноябрь по расписанию групповая 1 по расписанию Диалогическое общение Социальные качества 10 13. декабрь по расписанию групповая Социальные качества по расписанию Диалогическое общение 1 14. декабрь по расписанию групповая 1 Стратегии взаимодействия по расписанию Диалогическое общение 15. декабрь по расписанию групповая 1 Стратегии взаимодействия по расписанию Диалогическое общение 16. декабрь по расписанию групповая 1 Стратегии взаимодействия по расписанию Диалогическое общение 17. январь по расписанию групповая 1 Мир эмоций по расписанию Диалогическое общение 18. январь по расписанию групповая 1 Мир эмоций по расписанию Диалогическое общение 19. январь по расписанию групповая 1 Адекватность самооценки по расписанию Диалогическое общение 20. январь по расписанию групповая 1 Адекватность самооценки по расписанию Диалогическое общение 21. февраль по расписанию групповая 1 ориен- по расписанию Диалогическое общение 22. февраль по расписанию групповая 1 Ценностные ориента- по расписации нию Диалогическое общение 23. февраль по расписанию групповая 1 Потребности по расписанию Диалогическое общение 24. февраль по расписанию групповая 1 Потребности по расписанию Диалогическое общение Ценностные тации 11 25. март по расписанию групповая 1 Потребности по расписанию Диалогическое общение 26. март по расписанию групповая 1 Мотивация по расписанию Диалогическое общение 27. март по расписанию групповая 1 Творческий подход к по расписарешению проблемы нию этап1 Диалогическое общение 28. март по расписанию групповая 1 Творческий подход к решению проблемы этап2 по расписанию Диалогическое общение 29. апрель по расписанию групповая 1 Творческий подход к решению проблемы этап 3 по расписанию Диалогическое общение 30. апрель по расписанию групповая 1 Творческий подход к решению проблемы этап 4 по расписанию Диалогическое общение 31. апрель по расписанию групповая 1 Творческий подход к решению проблемы этап 5 по расписанию Диалогическое общение 32. апрель по расписанию групповая 1 Творческий подход к решению проблемы этап 6 по расписанию Диалогическое общение 33. май по расписанию групповая 1 по расписанию Диалогическое общение по расписанию групповая по расписанию Диалогическое общение 34. май Чувство ответственности 1 Чувство ответственности 35. май по расписанию групповая 1 Рефлексия по расписанию Диалогическое общение 36. май по расписанию групповая 1 Рефлексия по расписанию Диалогическое общение 12 Ожидаемые результаты: К концу обучения ребенок должен: - идентифицировать себя как школьника; - развить уверенность в себе и своих учебных возможностях; - понимать и контролировать свои эмоциональные состояния; - распознавать и описывать свои чувства, понимать чувства других людей; - уметь использовать приемы для преодоления неприятных чувств; - уметь объяснить свои шаги при принятии какого – либо решения; - уметь устанавливать атмосферу дружелюбия; - осознавать уникальности культуры, к которой он принадлежит; - иметь представление о понятии «здоровье». Методическое обеспечение программы № п/п 1 Раздел Общение «под микроскопом» Форма проведения занятия Методы и приемы организации УВП Дидактический материал, техническое оснащение занятий. Аудиторная Работа с источниками, групповая работа Наглядные пособия, раздаточный материал 2 Ты-мне, я-тебе Аудиторная Работа с источниками, групповая работа Наглядные пособия, раздаточный материал 3 Слышим, видим, Аудиторная Работа с источниками, групповая работа Наглядные пособия, раздаточный материал чувствуем 13 Материально-техническое обеспечение программы Наглядный и раздаточный материал: (тексты, рисунки, иллюстрации, изобразительный материал). Развитие продуктивной предметнопространственной среды. Экранные (презентации), аудиальные (музыкальные фрагменты, фрагменты литературных произведений и сказок); аудиовизуальные (видеофрагменты мультфильмов и кинофильмов, авторские видеозаписи и пр.). Технические средства обучения: Интерактивная доска. Мультимедийный проектор. Ноутбук. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. 14 Список литературы: 1.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. Для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 2009г. 2.Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб: Питер, 2009г. 3.Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. / Под редакцией Л.П.Петровской. - М.: Прогресс, 2010г. 4. Игры, обучение, тренинг, досуг... / Под редакцией В.В.Петрусинского // В четырех книгах. - М.: новая школа, 2008г. 5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7 – 8 классы).– 3-е изд. – М.: Генезис, 2005 г. 15 Сведения о составителе Салихзянова Нина Владимировна Место работы: МАОУ гимназия №35 Адрес: 620149, г. Екатеринбург, ул. Июльская, 32 Образование: высшее, УрГПУ Уральский государственный педагогический университет, специальность специальная психология, квалификация специальный психолог, 2010 год. Должность: педагог дополнительного образования Стаж работы: 1 год Квалификационная категория: высшая. 16