Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 35 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предшкольной развивающей направленности «Увлекательная считалочка. Математические ступеньки» Возраст: 5 - 6 лет Нормативный срок обучения: 8 месяцев Екатеринбург 2021 Пояснительная записка Основными задачами математического развития дошкольников являются: 1. Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. 2. Увеличение объема внимания и памяти. 3. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии). 4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей. 5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. 7. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. 1. Учебный план Количество часов в неделю 2 Количество часов за учебный период 64 2. Календарный учебный график В соответствии с утвержденным календарным дополнительным общеразвивающим программам. 3. Форма обучения: очная учебным графиком по 4. Формы аттестации: не предусмотрена. После освоения обучающимся образовательной программы документ не выдается. 5. Содержание Общие понятия Свойство предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства. Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – неравно, больше на… - меньше на …). Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью. Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.). Натуральное число как результат счета и измерений. Числовой отрезок. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерностей. Работа с таблицами. Знакомство с символами. Числа и операции над ними Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка. Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Число 0 и его свойства. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. Пространственно – временные представления Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана. Геометрические фигуры и величины Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях. Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин. 6. Планируемые результаты К концу обучения по программе предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. Обучающиеся должны иметь представление: - об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц; - об измерении длины предметов непосредственно и с помощью мерки; - о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты; - о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде; - о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей. Знать: - части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году; - для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа; - состав чисел первого десятка; - знаки >, <, = для записи сравнения; - знаки +, -, = для записи сложения и вычитания; - общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм. Уметь: - выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей; - объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым; - находить части целого и целое по известным частям; - считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными; - сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала; - соотносить цифру с количеством предметов; - выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине); - продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности; - выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий; - непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему, площади; - практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.); - по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых. 7. Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11-12 13 14 15 16 17 18 19 20 Тема занятия Путешествие в Царство математики Свойства предметов: цвет, форма, размер Свойства предметов: материал Группируем предметы, обозначаем признак Поиск закономерностей. Таблицы Сравнение групп предметов по количеству Сравнение групп предметов. Обобщающие слова Сравнение групп предметов. Выделяем лишний предмет Объединяем предметы в одно целое Пространственные отношения на, над, под Путешествие по городу. Пространственные отношения слева, справа. Вычитание групп предметов Пространственные отношения между, посередине Мы идём в цирк. Один - много Количество и счет. Один. Число 1 Пространственные отношения внутри, снаружи Неразлучные друзья крокодил Гена и Чебурашка. Пара Мы рисуем картину. Прямая и кривая линия Отрезок, луч Количество часов 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2 ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 21 22 23 24 25 26 27 28 29-30 31 32-33 34-35 36-37 38 39 40-41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Путешествие по сказке «Три поросенка». Число 3 Счет 1-3 Замкнутые и незамкнутые линии. Ломаная линия. Счет 1-4. Число 4 Отправляемся в кругосветное путешествие по странам геометрических фигур Путешествие гусеницы. Числовой отрезок Монеты. Пятак. Число 5 Пространственные отношения впереди, сзади На детской площадке. Сравнение групп предметов Пространственно-временные отношения раньше, позже Повторение На строительной площадке. Строим дом. Русская народная сказка «Теремок». Счет 1-6. Число 6 Пространственно-временные отношения длиннее, короче В гости к Винни – Пуху. Величины и их измерение Длина. Измерение длины 7 чудес света. Число 7 Количество и счет. Счет 1-7 Поиск закономерностей В лесной школе. Тяжелее, легче В магазин за покупками. Масса Измерение массы Прогулка по саду. Количество и счет. Количество и счет. Счет 1-8. Количество и счет. Число 8. Посуда в нашем доме. Объем Сравнение по объёму. Измерение объёма На весенней полянке. Количество и счет. Количество и счет. Счет 1-9 Число 9 Путешествие по сказке «Золотой ключик или приключения Буратино». Площадь Измерение площади Кот на рыбалке. Знакомство с нулем Число 0. Математические игры Объемные предметы вокруг нас. Шар. Куб. Параллелепипед Объемные предметы вокруг нас. Пирамида. Конус. Цилиндр Символы Повторение 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2 ч. 1ч. 2ч. 2ч. 2ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч.