Муниципальное автономное общеобразовательное учреяедение гимназия № 35 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предшкольной развивающей направленности «Послушный карандаш» Возраст: 5 - 6 лет Нормативный срок обучения: 8 месяцев Екатеринбург 2021 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Пояснительная записка Содержание ДООП предшкольной развивающей направленности «Послушный карандаш» призвано решать цель - развитие мелкой моторики ребенка 5 - 6 лет. Основные цели программы: дать детям представление о том, как выразительные средства изобразительного искусства (линия, цветовое пятно, форма) при наличии художественного замысла и владении художественными материалами превращаются в произведения искусства; заложить основы для понимания различных конструкций предметов, научить детей определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия. Важнейшими задачами этих занятий являются: научить детей стилизованно изображать предметы (упрощенно, но с сохранением отличительных признаков) в рисовании, лепке, аппликации; развивать восприятие, внимание, творческое воображение, фантазию, художественный вкус, мышление; развивать эстетические чувства (чувство света, чувство формы, чувство ритма); воспитывать в детях трудолюбие и аккуратность; учить детей выполнять действия в определенном порядке; учить умениям целенаправленно рассматривать предметы, рисунки, сравнивать, выделять общее и различное, делить предметы на части; анализировать условия практической задачи для получения конечного результата; воспитание трудолюбия, аккуратности, стремления довести начатое дело до завершения, умения проявлять фантазию, творческое отношение к работе; воспитание умения работать в паре, коллективе, испытывать радость совместного труда, бережного отношения к своему труду, к природе, окружающим предметам как результату труда других людей; привитие навыка культуры труда. 1. Учебный план Количество часов в неделю 1 Количество часов за учебный период 32 2. Календарный учебный график В соответствии с утвержденным календарным учебным графиком по дополнительным общеразвивающим программам 3. Форма обучения: очная. 4. Формы аттестации: не предусмотрена. После освоения обучающимся образовательной программы документ не выдается. 5. Содержание Содержание отражено в следующих видах художественно-творческой деятельности детей 5 - 6 лет: рисование (акварель, гуашь); лепка (глина, пластилин); конструирование (работа с бумагой, природным материалом). Игра и сказка рассматриваются как ведущие методические приемы в организации творческой деятельности детей. Работа с различными материалами и их основными свойствами: пластилином, бумагой; с готовыми природными формами (шишками, сухими веточками, соломой, плодами, семенами деревьев и кустарников, травянистых растений). Влияние формы, цвета, размера на выразительность конструкции. Рисование и выполнение работы: по образцу; по замыслу; с учетом пространственного расположения частей и деталей предмета (внизу, вверху, слева, справа, между); сравнение по числу деталей (больше, меньше, столько же); сравнение по их форме. Использование различных видов деятельности: разметка: на глаз, сгибание; обработка: выполнение приемов лепки (разминание, раскатывание и др.); резание (бумага); разравнивание, сминание; сборка: склеивание, наклеивание; отделка: раскрашивание; аппликация (бумага, природные материалы). Технологические операции выполняются ручными инструментами (карандаши, линейка, стека, ножницы, кисточка для клея) и приспособлениями (тряпочка, подкладной лист, подставка для кисточки). 6. Планируемые результаты В результате освоения программы обучающийся научится: владеть приемами лепки (раскатывание, прищипывание, разминание, сглаживание, сдавливание); определять число деталей в простейшей конструкции предмета и их взаимное расположение; конструировать по условию, по замыслу из готовых деталей; соблюдать правила культуры труда; уметь правильно организовать рабочее место. По окончании программы обучающийся сможет решать следующие жизненнопрактические задачи: организовать свое рабочее место; соблюдать правила культуры труда; знакомиться, дружить, участвовать в коллективных делах. Обучающийся способен проявлять следующие отношения: проявлять интерес к освоению новых видов деятельности, в том числе совместной с другими людьми (сверстниками и взрослыми). 7. Тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Раздел, тема Всего Штриховка Акварель Рисование на тему «Времена года». Разные виды штриховки. Обведение по контуру Акварель Декоративное рисование «Узор в полосе». Обведение по контуру. Рисование по цифрам Акварель Монотипия «Бабочка». Работа с природным материалом В гостях у сказки. Штриховка. Обведение по контуру. Симметрия Гуашь Рисование методом тычка. «Маленькая елочка». Работа с бумагой Игрушки. Лепка «Зоопарк» (изделие «Слон»). Работа с бумагой Оригами (мордочка зайца). Штриховка. Обведение по контуру. Работа с бумагой Аппликация «Цветы в вазе». Гуашь Рисование методом тычка. Мимозы. Гуашь Рисование методом тычка. Бабочки. Конструирование из бумаги (оригами). Собака. Графический диктант. Рисование орнаментов. Аппликация из окружностей. Цветок. Лепка Подсолнух. ИТОГО 1 1 1 2 1 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 1 1 2 2 32