МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования города Екатеринбурга МАОУ гимназия № 35 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1340602) Учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса начального общего образования на 2022 – 2023 учебный год Составитель: Стукова Ирина Валерьевна, учитель изобразительного искусства Екатеринбург, 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию. Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся. Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей. Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер. Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности). На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественнотворческих задач. Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно. При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения. На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль «Графика» Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения. Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией. Рисование с натуры: разные листья и их форма. Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных). Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части. Модуль «Живопись» Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая. Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета. Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете. Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета. Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника. Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения. Модуль «Скульптура» Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов). Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания, закручивания, складывания. Объёмная аппликация из бумаги и картона. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе. Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов). Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации. Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги. Модуль «Архитектура» Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий. Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма симметрии. Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина. Модуль «Восприятие произведений искусства» Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя). Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. Модуль «Азбука цифровой графики» Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов: уважения и ценностного отношения к своей Родине — России; ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуальноличностные позиции и социально значимые личностные качества; духовно-нравственное развитие обучающихся; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности; позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов. Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративноприкладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях. Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественнотворческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности. Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовнонравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества. Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию. Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественнотворческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности. Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде. Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные представления и сенсорные способности: характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям; находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; обобщать форму составной конструкции; выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях; абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции; соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении. Базовые логические и исследовательские действия: проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов; проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества; использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды; анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека; формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения; использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций; классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. Работа с информацией: использовать электронные образовательные ресурсы; уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями; выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги; анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях; осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем; соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами; вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности; демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем; признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей; взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации. Модуль «Графика» Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока. Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка. Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку. Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры. Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины. Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе. Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка. Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности. Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала). Модуль «Живопись» Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока. Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет. Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций. Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета. Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом. Модуль «Скульптура» Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.). Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении. Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства. Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические. Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности. Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица). Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей. Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла. Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника. Модуль «Архитектура» Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий. Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел. Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности. Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения. Модуль «Восприятие произведений искусства» Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем. Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя. Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки). Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек. Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса). Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой. Модуль «Азбука цифровой графики» Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы. Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование Количество часов Дата п/п разделов и тем изучения всего контрольные практические программы работы работы Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Модуль 1. Восприятие произведений искусства 1.1. Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений. 1 0 0.75 01.09.2022 02.09.2022 Рисовать, выполнить рисунок на рисунок простую, всем доступную тему, например «Весёлое солнышко», карандашами или мелками. Российская электронная школа 1.2. Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. 1 0 0.75 05.09.2022 09.09.2022 Наблюдать, рассматривать, Рисунок анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения Российская электронная школа Итого по модулю 1 2 Модуль 2. Графика 2.1. Линейный рисунок. 1 0 0.75 12.09.2022 16.09.2022 Приобретать опыт внимательного Рисунок аналитического наблюдения Российская электронная школа 2.2. Разные виды линий. 1 0 0.75 19.09.2022 23.09.2022 Наблюдать и анализировать Рисунок характер линий в природе Российская электронная школа 2.3. Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный). 1 0 0.75 26.09.2022 30.09.2022 Рассматривать и обсуждать рисунок характер формы листа Российская электронная школа 2.4. Первичные навыки 1 определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных. 0 1 10.10.2022 14.10.2022 Использовать графическое пятно рисунок как основу изобразительного образа Российская электронная школа 2.5. Линейный тематический рисунок (линиярассказчица) на сюжет стихотворения или 0 0.25 Устный опрос Российская электронная школа 0.25 сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весёлым повествовательным сюжетом. 2.6. Пятно-силуэт. 1 Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения. 0 1 23.01.2023 27.01.2023 Приобрести знания о пятне и Практическая Российская линии как основе изображения на работа; электронная плоскости; рисунок школа Учиться работать на уроке с жидкой краской; Создавать изображения на основе пятна путём добавления к нему деталей, подсказанных воображением 2.7. Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт. 0 1 30.01.2023 03.02.2023 Рассматривать и обсуждать Практическая Российская характер формы листа; работа; электронная Развивать навыки рисования по рисунок школа представлению и воображению; Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений; Приобрести новый опыт наблюдения окружающей реальности 1 2.8. Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. 1 0 1 31.10.2022 04.11.2022 Рассматривать и обсуждать Рисунок характер формы листа Российская электронная школа 2.9. Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам. 1 0 1 10.04.2023 14.04.2023 Приобретать опыт внимательного Практическая Российская аналитического наблюдения; работа; электронная Развивать навыки рисования по рисунок школа представлению и воображению; Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений; Создавать изображения на основе пятна путём добавления к нему деталей, подсказанных воображением Итого по модулю 2 8.25 0 1 03.10.2022 07.10.2022 Осваивать навыки работы рисунок гуашью в условиях школьного урока; Знать три основных цвета; Осознавать эмоциональное звучание цвета, то, что разный цвет «рассказывает» о разном настроении — весёлом, задумчивом, грустном и др. Модуль 3. Живопись 3.1. Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. 1 Российская электронная школа 3.2. Три основных 1 цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета. 0 1 17.10.2022 21.10.2022 Знать три основных цвета рисунок Российская электронная школа 3.3. Эмоциональная выразительность цвета. 1 0 1 19.12.2022 23.12.2022 Осознавать эмоциональное рисунок звучание цвета, то, что разный цвет «рассказывает» о разном настроении — весёлом, задумчивом, грустном и др. Российская электронная школа 3.4. Цвет как выражение настроения, душевного состояния. 1 0 1 07.11.2022 11.11.2022 Развивать навыки аналитического Практическая Российская рассматривания разной формы и работа; электронная строения цветов рисунок школа 3.5. Наш мир 1 украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения. 0 1 13.02.2023 17.02.2023 Осваивать навыки работы Практическая Российская гуашью в условиях школьного работа; электронная урока; рисунок школа Знать три основных цвета; Экспериментировать, исследовать возможности смешения красок, наложения цвета на цвет, размывания цвета в процессе работы над разноцветным ковриком; Осознавать эмоциональное звучание цвета, то, что разный цвет «рассказывает» о разном настроении — весёлом, задумчивом, грустном и др.; Выполнить красками рисунок с весёлым или грустным настроением; Рассуждать и объяснять, какого цвета каждое время года и почему, как догадаться по цвету изображений, какое это время года 3.6. Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике. 1 0 1 12.12.2022 16.12.2022 Выполнить изображения разных Рисунок времён года Российская электронная школа 3.7. Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения. 1 0 1 20.02.2023 24.02.2023 Выполнить красками рисунок с Практическая Российская весёлым или грустным работа; электронная настроением; рисунок школа Осваивать технику монотипии для развития живописных умений и воображения; Осваивать свойства симметрии; Итого по модулю 3 7 Модуль 4. Скульптура 4.1. Лепка зверушек из 1 цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. Итого по модулю 4 0 1 21.11.2022 25.11.2022 Лепить из целого куска Изделие пластилина мелких зверушек путём вытягивания, вдавливания Российская электронная школа 1 Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство 5.1. Узоры в природе. 1 0 1 28.11.2022 02.12.2022 Рассматривать орнаменты в Практическая Российская круге, полосе, квадрате в работа электронная соответствии с оформляемой школа предметной поверхностью 5.2. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоциональноэстетическое восприятие объектов 1 0 1 06.03.2023 10.03.2023 Рассматривать и эстетически Практическая Российская характеризовать различные работа; электронная примеры узоров в природе (на рисунок школа основе фотографий); Приводить примеры и делать ассоциативные сопоставления с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства Рассматривать и характеризовать примеры художественно выполненных орнаментов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративноприкладного искусства. 5.3. Представления о 1 симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. 0 1 27.02.2023 03.03.2023 Рассматривать и эстетически Практическая Российская характеризовать различные работа; электронная примеры узоров в природе (на рисунок школа основе фотографий); Приводить примеры и делать ассоциативные сопоставления с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства; Выполнить рисунок бабочки, украсив узорами её крылья; Определять в предложенных орнаментах мотивы изображения: растительные, геометрические, анималистические 5.4. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и 0 1 16.01.2023 20.01.2023 Рассматривать и эстетически Практическая Российская характеризовать различные работа; электронная примеры узоров в природе (на рисунок школа основе фотографий); Определять в предложенных орнаментах мотивы изображения: растительные, геометрические, 1 анималистические; Рассматривать орнаменты в круге, полосе, квадрате в соответствии с оформляемой предметной поверхностью растительные. Российская электронная школа 5.5. Декоративная 0.25 композиция в круге или полосе. 0 0.25 5.6. Орнамент, 1 характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов. 0 1 09.01.2023 13.01.2023 Рассматривать и эстетически Практическая Российская характеризовать различные работа; электронная примеры узоров в природе (на рисунок школа основе фотографий); Приводить примеры и делать ассоциативные сопоставления с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства; Рассматривать и характеризовать примеры художественно выполненных орнаментов; Рассматривать орнаменты в круге, полосе, квадрате в соответствии с оформляемой предметной поверхностью 5.7. Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания 0 1 26.12.2022 30.12.2022 Рассматривать и эстетически Практическая Российская характеризовать различные работа электронная примеры узоров в природе (на школа основе фотографий); Приводить примеры и делать 1 ассоциативные сопоставления с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства; Рассматривать и характеризовать примеры художественно выполненных орнаментов бумаги. 5.8. Форма и украшение бытовых предметов. 1 0 1 05.12.2022 09.12.2022 Выполнить гуашью творческое рисунок орнаментальное стилизованное изображение цветка, птицы и др. (по выбору) в круге или в квадрате (без раппорта) Российская электронная школа 5.9. Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор. 1 0 1 27.03.2023 31.03.2023 Приводить примеры и делать Практическая Российская ассоциативные сопоставления с работа электронная орнаментами в предметах школа декоративно-прикладного искусства; Определять в предложенных орнаментах мотивы изображения: растительные, геометрические, анималистические Итого по модулю 5 8.25 0 1 13.03.2023 17.03.2023 Рассматривать и сравнивать Практическая Российская различные здания в окружающем работа электронная мире (по фотографиям); школа Выполнить рисунок Модуль 6. Архитектура 6.1. Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание 1 придуманного дома на основе полученных впечатлений (техника работы может быть любой, например с помощью мелких печаток); Осваивать приёмы склеивания деталей, симметричного надрезания, вырезания деталей и др., чтобы получились крыши, окна, двери, лестницы для бумажных домиков объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии. Итого по модулю 6 1 Модуль 7. Восприятие произведений искусства 7.1. Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. 0.25 0 0.25 7.2. Художественное 0.25 наблюдение окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека в зависимости от 0 0.25 Укажите период Приобретать опыт эстетического Устный наблюдения природы на основе опрос эмоциональных впечатлений и с учётом визуальной установки учителя Российская электронная школа Осваивать опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах в соответствии с учебной установкой Российская электронная школа поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). 7.3. Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. 1 0 1 14.11.2022 18.11.2022 Приобретать опыт зрительских рисунок умений, включающих необходимые знания, внимание к позиции автора и соотнесение с личным жизненным опытом зрителя Российская электронная школа 7.4. Знакомство с живописной картиной. 1 0 1 03.04.2023 07.04.2023 Приобретать опыт эстетического Практическая Российская наблюдения природы на основе работа электронная эмоциональных впечатлений и с школа учётом визуальной установки учителя; Осваивать опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах в соответствии с учебной установкой; Знать основные произведения изучаемых художников 7.5. Обсуждение 1 произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным 0 1 06.02.2023 10.02.2023 Осваивать опыт восприятия Практическая Российская художественных иллюстраций в работа; электронная детских книгах в соответствии рисунок школа с учебной установкой; Рассказывать и обсуждать зрительские впечатления и мысли; Знать основные изучаемых сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя). произведения художников; 1 0 1 01.05.2023 05.05.2023 Приобретать опыт зрительских умений, включающих необходимые знания, внимание к позиции автора и соотнесение с личным жизненным опытом зрителя; Знать основные произведения изучаемых художников; Устный Российская опрос; электронная Практическая школа работа 7.7. Произведения И. И. 1 Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года» 0 1 08.05.2023 12.05.2023 Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной; Приобретать опыт зрительских умений, включающих необходимые знания, внимание к позиции автора и соотнесение с личным жизненным опытом зрителя; Устный Российская опрос; электронная Практическая школа работа 7.6. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. Итого по модулю 7 5.5 Итого по модулю 8 0 ОБЩЕЕ ЧАСОВ КОЛИЧЕСТВО ПО 32 0 32 ПРОГРАММЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Количество часов всего контрольные работы практические работы Дата изучения Виды, формы контроля 1. Чем работает художник? Выполнение работ по материалам наблюдений за природой. «Летнее солнышко». 1 0 1 1 неделя Рисунок 2. Материалы и инструменты художника. Наблюдение за работой художника. Коллективные рассуждения о художниках и их работе. "Дорога в школу" 1 0 1 2 неделя Рисунок 3. Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции. Изобразительная плоскость. «Мы гуляем в лесу». 1 0 1 3 неделя Рисунок 4. Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный). 1 0 1 4 неделя рисунок 5. Цвет — основа языка живописи. Гуашь. Палитра. Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции. Знакомство с палитрой. Создание своих цветов и оттенков: «Листопад». 1 0 1 5 неделя Рисунок 6. Как появилось изобразительное искусство? Наскальная живопись, рисунки древних людей «Кто рисует на скалах». Инструменты и художественные материалы современного художника. 1 0 1 6 неделя Рисунок 7. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Развитие способности 1 0 1 7 неделя Рисунок наблюдать за изменениями в природе, за цветом, настроением в природе и их отображением в картине. "Осень" 8. Земля – наш общий дом. Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. «Поваленное дерево» , черная акварель. 1 0 1 8 неделя Рисунок 9. Цвет как выражение настроения, душевного состояния. Разноцветные краски. Картина-фантазия . 1 0 1 9 неделя Практическая работа; рисунок 10. Иллюстрация: рисунок в книге. Изображение по представлению с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Передача ощущения нереальности сказочного пространства: предметы, люди в пространство . Иллюстрация к прочитанному произведению. 1 0 1 10 неделя рисунок 11. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Развитие интереса к объектам животного мира. Художникскульптор. Освоение техники лепки. Создание своей игрушки на основе наблюдения за домашними животными 1 0 1 11 неделя Изделие 12. Орнамент Художникархитектор. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Орнамент в полосе из геометрических форм. 1 0 1 12 неделя Рисунок; 13. Форма и украшение бытовых предметов. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в 1 0 1 13 неделя Рисунок; России (городецкая роспись). Роспись тарелочки 1 0 1 14 неделя Рисунок; 15. Человек и человеческие взаимоотношения. Портрет снегурочки. Краски гуашевые 1 0 1 15 неделя рисунок 16. Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги. 1 0 1 16 неделя Практическая работа 17. Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов. 1 0 1 17 неделя Практическая работа; рисунок 18. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе. 1 0 1 18 неделя Практическая работа 19. Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения. 1 0 1 19 неделя Практическая работа; рисунок. 20. Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт. "Дворец царя Нептуна" 1 0 1 20 неделя Практическая работа; рисунок. 21. Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением 1 0 1 21 неделя Практическая работа; рисунок. 14. Развитие понятия зрительной глубины и её передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции «Заколдованный зимний сад Снежной королевы» или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя). 22. Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения. 1 0 1 22 неделя Практическая работа; рисунок. 23. Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения. 1 0 1 23 неделя Практическая работа; рисунок. 24. Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. 1 0 1 24 неделя Практическая работа; рисунок. 25. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства. 1 0 1 25 неделя Практическая работа; рисунок. 26. Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии. 1 0 1 26 неделя Практическая работа; рисунок 27. Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор красками. 1 0 1 27 неделя Практическая работа; рисунок 28. Знакомство с живописной картиной. Композиция "Нарисуй свой пейзаж" 1 0 1 28 неделя Практическая работа; рисунок 29. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. "Одуванчик" 1 0 1 29 неделя Практическая работа; рисунок 30. Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам. Иллюстрации к произведениям Чарушина 1 0 1 30 неделя Практическая работа; рисунок 31. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. Земля наш общий дом. 1 0 1 31 неделя Практическая работа; рисунок 32. Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года» 1 0 1 32 неделя Практическая работа; рисунок ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 32 0 32 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Изобразительное искусство, 1 класс/Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Селиванов Н.Л., Селиванова Т.В., Павлова Г.В.; под редакцией Савенковой Л.Г., ООО «Русское словоучебник»; ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Российская электронная школа.