Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 35 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету Второй иностранный язык 5-9 класс базовый уровень Екатеринбург 2022 Планируемые результаты освоения учебного предмета Коммуникативные умения Говорение. Диалогическая речь Выпускник научится: • вести диалог (диалог этикетного характер, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию; диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка. Говорение. Монологическая речь Выпускник научится: • строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики; • описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы); • давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей; • передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/план/вопросы; • описывать картинку/фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы. Аудирование Выпускник научится: • воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; • воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений. Чтение Выпускник научится: • читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления; • читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде; • читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале; • выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного. Письменная речь Выпускник научится: • заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.); • писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30–40, 40-60; 60-80; 100-150 слов, включая адрес); • писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 120-150 слов, включая адрес); • писать небольшие и большие письменные высказывания с опорой на образец/план. Языковые навыки и средства оперирования ими Орфография и пунктуация Выпускник научится: • правильно писать изученные слова; • правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения; • расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка. Фонетическая сторона речи Выпускник научится: • различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка; • соблюдать правильное ударение в изученных словах; • различать коммуникативные типы предложений по их интонации; • членить предложение на смысловые группы; • адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах. Лексическая сторона речи Выпускник научится: • узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы; • употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; • соблюдать существующие в немецком языке нормы лексической сочетаемости; • распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; • распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей: ‒ глаголы при помощи отделяемых и неотделяемых приставок, mis-, ; ‒ имена существительные при помощи суффиксов -er, -tion, -ung , -keit, -heit, chen; lein ‒ имена прилагательные при помощи суффксов -ig; -lich, -; ‒ имена существительные, имена прилагательные, наречия при помощи отрицательных префиксов un-, mis-; ‒ числительные при помощи суффиксов -zehn, -ig; -zig. Грамматическая сторона речи Выпускник научится: • оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте: • распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные; • распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке; • распознавать и употреблять в речи предложения с начальным es; man • распознавать и употреблять в речи предложения с начальным hier gibt es; • распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами und, aber, oder; • распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами weil, daß, als, wenn, wie, ob; • использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени; • распознавать и употреблять в речи условные предложения (wenn iсh sehe – wenn ich ein König wäre); • распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения; • распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/неопределенным/нулевым артиклем; • распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и объектном падежах, в абсолютной форме), притяжательные, возвратные, указательные, неопределенные и их производные, относительные, вопросительные; • распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения; • распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия и слова, выражающие количество (viele/viel, wenig, ein bisschen ); наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу и исключения; • распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные; • распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Präsens, Imperfekt, Perfekt, Plusquamperfekt; • распознавать и употреблять в речи различные грамматические средства для выражения будущего времени: Futurum • распознавать и употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты (müssen, können, sollen, wollen, möchten, dürfen); • распознавать и употреблять в речи глаголы в следующих формах страдательного залога: Präsens Passiv, Präteritum Passive, Perfekt Passiv; • распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления; предлоги, употребляемые при глаголах в страдательном залоге. Социокультурные знания и умения Выпускник научится: • употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка; • представлять родную страну и культуру на немецком языке; • понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала Компенсаторные умения Выпускник научится: • выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении. .Компенсаторные умения Выпускник научится: • выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении. Содержание учебного предмета «Иностранный язык» Освоение предмета «Иностранный язык» в основной школе предполагает применение коммуникативного подхода в обучении иностранному языку. Учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает развитие иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков, которые необходимы обучающимся для продолжения образования в школе или в системе среднего профессионального образования. Освоение учебного предмета «Иностранный язык» направлено на достижение обучающимися допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющем общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового материала основной школы как сносителями иностранного языка, так и с представителями других стран, которые используют иностранный язык как средство межличностного и межкультурного общения. Изучение предмета «Иностранный язык» в части формирования навыков и развития умений обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт основано на межпредметных связях с предметами «Русский язык», «Литература», «История», «География», «Физика», «Музыка», «Изобразительное искусство» и др. Предметное содержание речи Основной содержательной линией программы является школьная тема, которая и объединяет следующие параграфы: Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения. Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе. Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодежная мода. Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек. Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования. Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками. Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее. Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт. Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности Средства массовой информации. Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет. Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру. № п/п 1. 2. 3. 4. 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 o Тематическое планирование 5 класс, 1 час в неделю Тема урока Вводный урок. Значение иностранных языков. Приветствия и Немецко-язычные страны. Как тебя зовут? 1 ч прощания. 1 ч Немецкий алфавит. 1 ч Немецкий алфавит. 1 ч Досуг и увлечения современного подростка. 1 ч Хобби немецких и русских школьников. 1 ч Что я умею? По теме «Знакомство» 1 ч Как представить себя и друга. 1 ч Мой класс и одноклассники. 1 ч Мои друзья. 1 ч Цифры в тиле рэп. 1 ч. Школьные принадлежности. 1 ч. Что у меня в портфеле. 1 ч. Моя школа и мои друзья. 1 ч. Заполняем анкету. 1 ч. Проект « Мой класс». 1 ч. Животные. 1 ч. Домашние животные. 1 ч. Животные и цвета. 1 ч. Животные в Германии и России. 1 ч. Здоровый образ жизни. Режим школьника. Леа, подъём! 1 ч. Время на циферблате. 1 ч. Расписание уроков. 1 ч. Любимые школьные предметы. 1 ч. Моё расписание. 1 ч. Школьный день в России и Германии. 1 ч. Увлечения и интересы. 1 ч. Свободное время. 1 ч. Любимые занятия. 1 ч. Моя семья. 1 ч. Рассказ о семье. 1 ч. Семейные традиции .Подарки к Дню Рождения 1 ч. Виды отдыха. Планы и летние каникулы. 1 ч. Обобщение полученных знаний. 1 ч. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 №урока Тематическое планирование 6 класс (1 час в неделю) Темы разделов уроков (п/п) 1. 2. Мой дом. Введение лексики Местоположение предметов в комнате Кол-во часов 1 1 3. Подготовка к проекту «Дом моей мечты» 1 4. Проект «Дом моей мечты» 1 5. Систематизация и обобщение знаний и умений 1 6. Контрольная работа 1 7. Это вкусно. 1 8. Работа с диалогами 1 9. Мое любимое меню 1 10. Национальная кухня Германии, Австрии и Швейцарии. 1 11. Традиционные блюда нашей семьи. 1 12. Знакомство с примерами австрийского варианта немецкого языка. 1 13. В школьном кафе. 1 14. Обобщающее повторение 1 15. Контрольная работа 1 16. Мое свободное время. 1 17. Знакомство с электронным письмом. 1 18. Интервью «Наше свободное время». 1 19. Пишем электронное письмо. 1 20. Школьные традиции в Германии. 1 21. Обобщающее повторение. 1 22. Контрольная работа. 1 23. Смотрится отлично. 1 24. Части тела. 1 25. Одежда и мода 1 26. Личные местоимения в винительном падеже. 1 27. Систематизация образования множественного числа сущ. 1 28 Описание человека по фотографии. 1 29. Обобщающее повторение 1 30. Контрольная работа 1 31. Вечеринки 1 32. Приглашение на день рождения. 1 33. Поздравляем друзей с днем рождения. 1 34. Систематизация и обобщение знаний и умений. 1 Тематическое планирование 7 класс (1 час в неделю) Темы уроков №урок а Кол-во часов (п/п) 1. 2. Страны Европы Известные европейцы 3. Мартин Лютер. Биография 4. Экология Германии. Проблемы и пути решения 5. Современные виды энергии 6. Близкие друзья и подруги 7. Проект «Мой лучший друг» 8. 9. 10. 11. 12. 13. Стихи о дружбе Сравнение свойств объектов Ролевые игры Учимся аргументировать и анализировать Символы Рождества Рождественский калейдоскоп 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14. Эпоха неандертальцев 15. Игра «На приёме у врача» 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Здоровый образ жизни Монологическое высказывание по теме. Австрия. Географическое положение Города Австрии Проект «Города и земли Австрии» Жизнь в деревне. Крестьянская сказка Так раньше жили в деревне В гостях у семьи Крюгер 24. Рассказываем сказки и сочиняем продолжение 25. Прошлое крестьян. Проект 27. 28. На острове Рюген Презентация по теме Фестиваль Штёртебеккера 29. Пираты и викинги на Балтике 30. Проект по теме 31. Путешествие в Швейцарию 32. Дорога в Альпах 33. Куда отправиться в путешествие? 34. Обобщение полученных знаний №урока 1 2 1 1 1 1 1 23. 26. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование 8 класс Тема урока Фитнесс и спорт Говорим о спорте 1 1 1 1 Кол-во часов 1 1 Простое прошедшее время модальных глаголов Виды спорта Спортсмены из Германии Школьный обмен Говорим о жизни немецких школьников Предлоги винительного падежа Наши праздники Карнавал в Германии Школьные праздники Маленькая перемена Говорим об экзаменах Типы обучения Как правильно учиться Воздух в Германии Виртуальная поездка классом в Германию Песни о Берлине Проект «Представляем город» Программа посещения Берлина Природа и мир Прогноз погоды на завтра Употребление отрицания в речи Путешествие по Рейну Города Германии, Австрии и Швейцарии Планируем путешествие Проект. Города на Рейне Прощальная вечеринка Организация вечеринки Что я могу подарить Большая перемена Как нам решить проблему школьников? Проекты по страноведению Обобщение материала 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование 9 класс №урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема урока Профессии, которые мы выбираем Говорим о выборе профессии Моя будущая профессия Где мы проживаем Виды жилья Где я хотел бы жить Поговорим о будущем Диалогическая речь по теме Наши планы на будущее Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Сбалансированное питание в нашей жизни Режим труда и отдыха Диалоги по теме Скорейшего выздоровления! Методы лечения Как правильно лечиться Политика и мое личное отношение к ней Формируем мнения Диспут по теме Планета Земля. Проблемы окружающей среды Природа и мир Красота и стиль Описание внешности и характера человека Одежда в нашей жизни. Досуг и увлечения Хобби современного подростка Проект по теме. Техника в нашей жизни. Робототехника Мнения подростков о микрочипах Стены. Границы Диалог культур Обобщающее повторение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1