Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Ритмика 7-9 лет

Содержание
1. Результаты освоения программы курса внеурочной деятельности.
2. Содержание программы курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности.
3. Тематическое планирование.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивнооздоровительного направления «Ритмика» (1-4 классы)
1.
Результаты освоения программы курса внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления «Ритмика»
К числу планируемых результатов освоения курса основной
образовательной программы отнесены:
• личностные результаты - активное включение в общение и
взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление
положительных качеств личности и управление своими эмоциями,
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении
целей
• метапредметные результаты - обнаружение ошибок при выполнении
учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная
оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их
улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование
эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных
действий
• предметные результаты - выполнение ритмических комбинаций на
высоком уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального
восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие
чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение,
согласовывать музыку и движение.
1 год обучения
Личностные результаты
Сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит
отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к
образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным,
гимнастическим
упражнениям.
Наличие
эмоционально-ценностного
отношения к искусству, физическим упражнениям. Развитие эстетического
вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и
танцевальной способности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и
задачи;
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 накопление представлений о ритме, синхронном движении.
 наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в

учебной и внеурочной деятельности
Познавательные УУД:
 решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации
с помощью учителя.
 соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
 выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
 начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Коммуникативные УУД:
 умение координировать свои усилия с усилиями других;
 задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая
проблемных ситуаций.
Предметные результаты
 готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое
место в строю и входить в зал организованно;
 под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное
положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения
в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
 входить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных
направлениях, не мешая друг другу;
 входить и бегать по кругу с сохранением
правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с
его линии;
 ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
 выполнять игровые и плясовые движения;
2 год обучения
Личностные результаты
Сформированность мотивации
учебной деятельности,
включая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Любознательность и
интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению
новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к
совершенствованию своих танцевальных способностей; навыков творческой
установки. Умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве,
естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 Умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером
музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание
музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический
рисунок;

 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
 планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
 самовыражение ребенка в движении, танце.
Познавательные УУД:
 самостоятельно определять нужное направление движения по
словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
 соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять
общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
Коммуникативные УУД:
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика);
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной
репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
 умение координировать свои усилия с усилиями других.
Предметные результаты
 понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии
с содержанием и особенностями музыки и движения;
 организованно строиться (быстро, точно);
 сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
 правильно выполнять упражнения: «Приставной, пружинящий шаг,
поскок».
3 год обучения
Личностные результаты
Сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей,
способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умения
видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех,
проявить себя в период обучения как яркую индивидуальность, создать
неповторяемый сценический образ. Раскрепощаясь сценически, обладая
природным артистизмом, ребенок может мобильно управлять своими
эмоциями, преображаться, что способствует развитию души, духовной
сущности человека.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 умение действовать по плану и планировать свою деятельность.

 умение контролировать и оценивать свои действия, вносить
коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера
ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
 познавательные
результаты
повторять
любой
ритм,
заданный учителем;
 задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его
исполнения (хлопками или притопами).
Коммуникативные УУД
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
 допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в общении и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
 участие в музыкально-концертной жизни класса, школы;
Предметные результаты
 воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении
танцевальных движений;
 соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в
концентрических кругах;
 самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа
движений, руководствуясь музыкой;
 передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы
музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость
и т. д.;
 передавать хлопками ритмический рисунок мелодии.
4 год обучения
Личностные результаты
Знание моральных норм и сформированность морально-этических
суждений; способность к оценке своих поступков и действий других людей с
точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической
творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных
качеств. Реализация творческого потенциала в процессе выполнения
ритмических движений под музыку; позитивная самооценка своих
музыкально - творческих возможностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
 преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

 целеустремлённость и настойчивость в достижении цели
Познавательные УУД
 правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в
соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
Коммуникативные УУД
 продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и
позиций всех его участников;
 с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и
полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир
для построения действия; умение сотрудничать с педагогом и
сверстниками при решении различных музыкально творческих задач,
принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Предметные результаты:
отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и
самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей
музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро
реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
2.
Содержание
программы
курса
внеурочной
деятельности
спортивно-оздоровительного направления «Ритмика» с указанием форм
организации и видов деятельности
1 класс
1.
Упражнения на ориентировку в пространстве.
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием
колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка.
Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении
движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.
2.

Ритмико-гимнастические упражнения.

Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы,
круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных
направлениях. Наклоны и повороты туловища вправо, влево. Приседания,
сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и
приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на
носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на
формирование осанки. Упражнения на координацию движений.
Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу).
Одновременные движения правой руки вверх, левой – в сторону; правой руки
– вперед, левой – вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки – перед
собой; правой ноги – в сторону, левой руки – в сторону и т. д. Изучение
позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно;

провожать движение руки головой, взглядом. Отстукивание, прохлопывание,
протопывание простых ритмических рисунков. Упражнения на расслабление
мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед
собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в
положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание кистью.
Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед.
3.

Игры под музыку.

Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером
музыки, динамикой (громко, тихо). Изменение направления и формы ходьбы,
бега, подскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в
музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным;
легкое, игривое подпрыгивание – тяжелым, комичным и т. д). Выполнение
имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных
подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц,
движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с
определенным эмоциональным и динамическим характером музыки.
Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в
музыке.
4.

Танцевальные упражнения.

Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий
шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой
галоп. Маховые движения рук. Движения парами: бег, ходьба, кружение на
месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.
2 класс
1.

Упражнения на ориентировку в пространстве

Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими
поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг,
пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в
колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения
врассыпную.
2.

Ритмико-гимнастические упражнения

Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их
перед собой, круговые движения. Наклоны и повороты головы вперед, назад,
в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая
колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх,
в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища. Выставление правой и
левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение.
Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и
разгибание ступни в положении стоя и сидя.

Упражнения на формирование осанки. Упражнения на координацию
движений. Движения правой руки вверх-вниз с одновременным движением
левой руки от себя – к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные
перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки
(отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с
одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое
поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и
опусканием правой руки и т. д.). Упражнения выполняются ритмично, под
музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением
темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном
темпе и после остановки музыки. Упражнения на расслабление мышц.
Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой.
Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в
положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание кистью.
Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед.
3.

Игры под музыку

Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки,
динамикой (громко, умеренно, тихо). Упражнения на самостоятельное
определение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и
выражение их в движении. Выразительное исполнение в свободных танцах
знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях
игровых образов и содержания песен. Прохлопывание ритмического рисунка
прозвучавшей мелодии.
4.

Танцевальные упражнения

Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг.
Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Подскоки с ноги на
ногу, легкие подскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги
вперед. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с
продвижением, шаг с подскоками, переменный шаг; руки свободно. Парная
пляска.
3 класс
1.

Упражнения на ориентировку в пространстве

Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с
приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на
пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из
одного круга в два и концентрические круги путем отступления одной
группы детей на шаг вперед, другой – на шаг назад.
2.

Ритмико-гимнастические упражнения

Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения
головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и
скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с
напряжением (растягивание резинки). Повороты туловища в сочетании с
наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук.
Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону,
медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках и
приседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным
выставлением ноги вперед в сторону. Упражнения на формирование осанки.
Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в
сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть
голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой
ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Одновременное
отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем
и быстром темпе с музыкальным сопровождением. Самостоятельное
составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что
учитель прохлопал, и наоборот. Упражнения на расслабление мышц.
Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков
пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям,
пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую
подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус – стойка на
полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки.
Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.
3.

Игры под музыку

Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование
музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в
музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа
разнообразных движений. Исполнение движений пружиннее, плавнее,
спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и
танца. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен.
Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа.
Подвижные, игры с пением и речевым сопровождением.
4.

Танцевальные упражнения

Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные подскоки,
боковой галоп. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Основные
движения эстрадных танцев.
4 класс
1.

Упражнения на ориентировку в пространстве

Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в
шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов,

сужение и расширение их. Ходьба по центру зала, умение намечать
диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во
всех видах построений.
2.

Ритмико-гимнастические упражнения

Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны
вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из
положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с
постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные,
резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты. Круговые
движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе.
Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в
стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на
внутренних краях стоп. Упражнения на формирование осанки. Упражнения
на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных
движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с
постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные
хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени.
Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании
хлопков и притопов. Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух
ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом,
висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции
приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное
поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося
цветка). То же движение в обратном направлении (имитация увядающего
цветка).
Формы организации и виды деятельности внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления «Ритмика»
В курсе обучения внеурочной деятельности применяются традиционные
методы и формы организации деятельности: использования слов, наглядного
восприятия и практические методы.
Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его
помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание
музыкальных
произведений,
объясняются
элементарные
основы
музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и
др. Это определяет разнообразие форм организации использования слова в
обучении:
 рассказ
 беседа
 обсуждение
 объяснение, беседа
 демонстрация видео

презентация
 игра
 репетиция
 викторина
 словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и
прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения
интереса к изучаемым упражнениям.
К этим формам организации можно отнести:
 показ упражнений,
 демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей,
 прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает
закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со
звучанием музыкальных отрывков.
Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию
двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся.
Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения
(путём) ступенчатый и игровой метод.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется
относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного
метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту
базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе
осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных
упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение
можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение
выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при
изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических
игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой
и повышении ответственности каждого за достижение определённого
результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Названные методы и формы организации внеурочной деятельности на
практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического
воздействия на учащихся.


3.
№

Тематическое планирование
1 класс
Название темы

Вводные занятия. Беседа о технике безопасности на
уроке, при выполнении упражнений, разучивании
танцев.
Разминка. Разучивание позиций рук и ног. Поклон.
2
3
Постановка корпуса. Основные правила.
4-5 Позиции рук. Позиции ног. Основные правила
Общеразвивающие упражнения
6
7
Ритмико-гимнастические упражнения
Движения на развитие координации. Бег и подскоки.
8
9
Разминка. Разучивание позиций рук и ног
10-15 Эстрадный танец «Черепашонок».
Индивидуальные задания.
16
17
Ритмико-гимнастические упражнения
18-24 Танец «Диско».
1

25-26
27-29
30
31
32

Упражнения для улучшения гибкости.
Тренировочный танец «Стирка».
Ритмико-гимнастические упражнения.
Общеразвивающие упражнения.
Игры под музыку.

Количество
часов
1

1
1
2
1
1
1
1
6
1
1
7
2
2
1
1
1
32ч.

Тематическое планирование
2 класс
№

Название темы

Количество
часов

1

Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на
уроке, при выполнении упражнений, разучивании
танцев.
Разминка. Разучивание позиций рук и ног.

1

2
3-5
6-11
12
13-19

Упражнения на формирование гибкости и
растяжки.
Танец «Кенгуру».
Разминка. Разучивание позиций рук и ног.

1
3
6

Танец «Диско».

1
7

20-23

Разучивание позиций рук и ног. Батман. Плие.

4

24

Разминка. Упражнения на координацию движений.

1

25

Общеразвивающие упражнения.

26-30

Разучивание основных движений танца «Варувару».

31

Разминка. Разучивание позиций рук и ног.

32

Упражнения на предотвращение плоскостопия.

33-34

Индивидуальное творчество «Я - герой любимой
сказки». Игры под музыку.

1
5
1
1
2

Тематическое планирование
3 класс
№

Кол.

п/п

Название темы

часов

1

Вводное занятие. Беседа о технике безопасности
на уроке, при выполнении упражнений,
разучивании
танцев. на координацию
Разминка. Упражнения

1

2

1

3-4

движений.
Общеразвивающие упражнения.

5-6

Ритмико-гимнастические упражнения.

2

7-11

Танец «Полька».

5

12

Разминка. Упражнения на координацию
движений.

1

13-14

Упражнения на развитие координации движений.

15-19

Танец «Полька».

20

Разминка. Упражнения на координацию
движений.

1

21

Общеразвивающие упражнения.

1

22

Упражнения на координацию движений.

1

23-31

Танец «Самба».

9

32

Индивидуальное творчество. Я - герой любимой
сказки.
.Разминка. Упражнения на координацию
движений.

1

Индивидуальное творчество. Упражнения на
координацию движений.

1

33
34

2

2
5

1

Тематическое планирование
4 класс
№

Кол- во часов
Название темы

п/п
1
2
3-4
5-9

Вводное
занятие.
Беседа
о
технике
безопасности на уроке, при выполнении
упражнений, разучивании танцев.
Разминка. Разучивание основных движений.
Общеразвивающие упражнения.
Танец
«Джайв».
Разучивание
основных
движений.

1
1
1
5

Разминка. Разучивание основных движений.

1

11-13

Движения

3

14-17

диагональ класса.
Танец «Джайв». Построение композиции.

4

18

Общеразвивающие упражнения.

1

19

Разминка.
Упражнения
координации.

20

Упражнения на развитие координации.

1

21-25

Танец

5

26
27-28

движений.
Разминка. Разучивание движений.
Упражнения на улучшение гибкости.

1
2

29-33

Танец

5

10

34

по

«Фигурный

«Фигурный

композиции.
Индивидуальное
концерт.

линии

танца,

перестроение,

на

вальс».

развитие

Разучивание

вальс».

Постановка

творчество.

Итоговый

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».