Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Хор. Веселые нотки, 7-11 лет

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название
ХОР
программы
Автор
Ерыпалова Лиля Александровна
составитель
Вид
авторская
Направленность
Вокально-хоровая
Форма
Очная
реализации
Срок
1 год
реализации
Возраст
7-11 лет
обучающихся
Категория
Начальная школа
детей
Уровень
базовый
освоения
программы
Краткая
Программа реализуется на базе учебного заведения
аннотация
состоит из аудиторных занятий

Нормативно-правовые основания разработки дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ
– ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12. 2012 г. /статьи
2, 12, 13, 14, 48, 75/;
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
– Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (письмо министерства образования и науки
РФ № 09-3242 от 18.11.2015).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
составляется на основе:
– Концепции
развития
дополнительного
образования/распоряжение
Правительства РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;
– Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.:
Просвещение, 2010/;
– Федеральной целевой программы развития дополнительного образования
детей в РФ до 2020 года;
– Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996р-г/.;
– Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
– Устава организации;
– Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы организации;
– Положения о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации
обучающихся организации.

Структура
дополнительной общеобразовательной программы
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Учебный план.
4. Содержание учебного плана.
5. Методическое обеспечение ДООП.
6. Материально-техническое обеспечение ДООП.
7. Список литературы.
8. Сведения о составителе.

Пояснительная записка.
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, становление
нравственности и стремления к поиску красоты в жизни и в искусстве –
необходимые условия для формирования полноценной личности.
Художественное образование направлено на развитие у детей способности
воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное. Одним из наиболее
действенных средств, способствующих этому, является музыка.
Музыкальное образование – это целенаправленное формирование личности
ребенка, его интересов, потребностей, способностей, эстетического восприятия
путем воздействия музыкального искусства.
Обучение музыке – образовательный процесс, в котором педагог помогает
учащемуся приобрести музыкальные знания, умения и навыки, накопить
музыкальный опыт.
Дополнительное музыкальное образование – реализуемое в свободное время
детей – образование мотивированного выбора.
Его своеобразие связано с такими гуманистическими идеалами, как :
● отказ от функциональной заданности образовательного процесса;
● ориентация на формирование личностной позиции;
● превращение знания в инструмент творческого освоения мира;
● включение научно-исследовательской поисковой деятельности
педагога в общий процесс его сотворчества с учащимися.
Программа рассчитана на 2 года обучения, причем 2 год обучения
предусматривает углубление теоретических знаний и совершенствование
практических навыков вокально – хорового исполнительского мастерства,
полученных на первом году обучения.
Но гибкость ее состоит в том, что ребенок может включиться в
образовательный процесс практически в любом возрасте. Программа посвящена
развитию музыкальных способностей ребенка и его общему и музыкальному
воспитанию.
Количество ребят, принимаемых для обучения на общедоступный уровень,
не лимитировано. Практически каждый, кто выбрал этот вид искусства и имеет
хотя бы минимальные музыкальные способности, сможет достаточно успешно петь
в хоре.
Группы формируются в строгом соответствии с возрастом детей:
1 год (30 чел.) – 7-11 лет
2 год (30 чел.) – 12-15 лет
Каждая группа занимается 2 раза в неделю по 1 часу.
Отличительные особенности
Отличительной чертой настоящей программы является ее универсальность.
Она объединяет различные виды деятельности, в процессе которых происходит
комплексное развитие личности учащихся.
Актуальность
Хоровое искусство, как никакой другой вид музыкальной деятельности,
способно сплотить, организовать певцов и слушателей в единое целое.

Поэтому хоровое пение оказывает мощное эстетическое и духовное
воздействие, как на самих хористов, так и на аудиторию. Новейшие исследования
в области музыкальной педагогики, а также исторический опыт свидетельствуют,
что вокально-хоровое воспитание оказывает влияние не только на эмоциональноэстетическое формирование личности ребенка, но и на его умственное развитие.
Достаточно заметить, что становление музыкального слуха и голоса ребенка
положительно сказывается на формировании его речи. А речь, как известно,
является материальной основой мышления. Кроме того, развитие ладового и
метроритмического слуха связано с образованием в коре головного мозга человека
сложной системы нервных связей, с возникновением способности к тончайшему
регулированию процессов возбуждения и торможения (а также других внутренних
процессов, протекающих в организме). Эта способность нервной системы, как
известно, лежит в основе всякой деятельности человека.
Следует отметить еще одно важное обстоятельство. Доказано, что голосовой
аппарат выполняет не только функцию воспроизведения, но принимает активное
участие в любом виде музыкальной деятельности. Следовательно, пение в детском
возрасте может способствовать формированию у ребенка не только певческого
голоса, но и общих музыкальных способностей.
Концепция, цель, задачи
Основная концепция программы заключается в создании на базе хора
музыкально-образовательного комплекса, направленного на развитие творческой и
познавательной мотивации личности через приобщение детей к музыкальной
деятельности.
Цель:
Развитие, и формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части
духовной культуры школьников,
развитие
творческих способностей
воспитанников средствами ансамблевого музицирования в процессе организации
содержательного досуга.
Задачи программы
Образовательные:
● Формировать голосовой аппарат,
● Углубить знания детей в области классической, народной и эстрадной
песни.
Развивающие:
● Развитие вокально-хоровых навыков
● Развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и
восприимчивости
● Развитие эмоционально-чувственной сферы
● Развитие коммуникативных качеств.
Воспитательные:
● Воспитание эмоционально – положительного отношения к вокальному
пению как к одному из видов музыкального искусства,
● воспитание художественного вкуса;
● Расширение эстетического кругозора учащихся;

Решение вышеперечисленных задач и достижение педагогом цели обучения
приведут к планируемому конечному результату: после прохождения программы
воспитанник станет музыкально грамотным, высококультурным человеком с ярко
выраженной системой нравственных ценностей и активной жизненной позицией.
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
-овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
-овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Личностные результаты:
-формирование эстетических потребностей, ценностей;
-развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
-развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде
искусства;
-бережное заинтересованное отношение к культурным традициями искусству
родного края, нации, этнической общности.
Метапредметные результаты:
-овладение способами решения поискового и творческого характера;
-культурно–познавательная, коммуникативная и социально –эстетическая
компетентность;
-приобретение опыта вокально–творческой деятельности.

Учебно-тематический план
(1-й год обучения)
Учебно-тематический план составлен из расчета по 2 занятия в неделю по 1
часу.
В данной программе представлен учебно-тематический план на один год, так
как дети занимаются коллективным видом творчества и в рамках одной группы
могут заниматься дети различных годов обучения.
1-й год обучения
№
п/п
1
1.1
1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

2

Наименование разделов и
тем

Количество часов
Теория Практика Всего
Организационная работа хора (7ч.)
Введение. Техника
1
1
безопасности.
Певческая
установка.
1
1
Положение
корпуса
и
головы при пении, посадка.
Выполнение упражнений.
Строение
голосового
1
1
аппарата.
Особенности
строения
голосового
аппарата, гортани, работа
связок и образование звука.
Строение голосового
1
1
аппарата. Особенности и
возможности певческого
голоса; гигиену певческого
голоса;
Звукообразование. Работа
1
1
над естественным,
свободным звучанием, без
напряжения, с ощущением
опоры звука на дыхание
Звукообразование. Работа
1
1
над протяжѐнностью и
округлѐнностью гласных;
Звукообразование. Работа
1
1
над единовременным и
единообразным
произношением согласных.
Работа над репертуаром (20ч.)

Форма
контроля
Устный опрос
Устный опрос.

Устный опрос

Устный опрос

Прослушивание
по
одному
человеку.
Наблюдение.
Практические
задания по теме.
Наблюдение.
Прослушивание
по
одному
человеку.
Наблюдение.

Вокальные упражнения для
вокального дыхания
Вокальные упражнения на
позицию и расширение
диапазона
Вокальные упражнения для
развития голоса: сила,
высота, благозвучность,
полетность, подвижность,
тон
Вокальные упражнения для
дикции и артикуляции

-

1

1

Наблюдение.

-

1

1

-

1

1

Прослушивание
по
группам.
Наблюдение.
Практические
задания по теме.
Прослушивание,
наблюдение

-

1

1

Классические
произведения. Жанры
вокальной музыки.
Особенности классической
вокально-хоровой музыки
русских и зарубежных
композиторов.
2.6 Классические
произведения русских
композиторов. Разучивание
текса и мелодии
2.7 Классические
произведения зарубежный
композиторов. Разучивание
текста и мелодии
2.8 Народные песни.
Особенности. Жанры
русской народной песни.
2.9 Акапельные русские
народные песни.
Разучивание текста и
мелодии
2.10 Народные песни с
народными инструментами.
Разучивание текста и
мелодии
2.11 Народные песни.
Стилизация народных
песен. Разучивание текста
и мелодии

1

-

1

-

1

1

Прослушивание
по
группам.
Наблюдение.

-

1

1

Прослушивание
по
группам.
Наблюдение.

1

-

1

0,2

0,8

1

Устный опрос.
Музыкальная
викторина
Прослушивание.
Наблюдение

0,2

0,8

1

Прослушивание.
Наблюдение

0,2

0,8

1

Прослушивание.
Наблюдение

2.1
2.2

2.3

2.4

2.5

Прослушивание
по
одному
человеку.
Наблюдение.
Устный опрос.
Музыкальная
викторина.

2.12 Современные и
популярные
песни из мультфильмов,
кинофильмов и мюзиклов.
Разучивание текста и
мелодии
2.13 Современные эстрадные
хоровые детские песни.
Особенности
исполнительства.
Разучивание текста и
мелодии
2.14 Джаз. История. Главная
особенность стиля. Яркие
представителиисполнители этого стиля.
Основные направления
этого стиля
2.15 Джаз. Разучивание текса и
мелодии джазовых песен
2.16 Художественный образ.
Своеобразие и
неповторимость, манера
движения, костюм
исполнителя. Роль.
2.17 Художественный
образ.
Осмысление
содержания
народных
произведений,
характера, разбор средств
музыкальной
выразительности.
Эмоциональная передача
содержания исполняемого
произведения.
2.18 Художественный
образ.
Осмысление
содержания
классических
хоровых
произведений, характера,
разбор
средств
музыкальной
выразительности.
Эмоциональная передача
содержания исполняемого
произведения.

0,2

0,8

1

Устный опрос.
Музыкальная
викторина
Прослушивание.
Наблюдение

0,2

0,8

1

Устный опрос.
Прослушивание.
Наблюдение

1

-

1

Устный опрос.
Музыкальная
викторина

-

1

1

1

-

Прослушивание.
Наблюдение
Устный опрос.
Практические
задания по теме.
Наблюдение.

-

1

1

Прослушивание.
Наблюдение

-

1

1

Устный опрос.
Прослушивание.
Наблюдение

2.19 Художественный
образ.
Осмысление
содержания
современных
песен,
характера, разбор средств
музыкальной
выразительности.
Эмоциональная передача
содержания исполняемого
произведения.
2.20 Художественный
образ.
Осмысление
содержания
джазовых
хоровых
произведений, характера,
разбор
средств
музыкальной
выразительности.
Эмоциональная передача
содержания исполняемого
произведения.
3
Вокально- хоровая работа (34ч.)
3.1 Дыхание. Упражнения для
0,5
певческого дыхания.
Дирижѐрские жесты:
«внимание», «дыхание»,
«задержка дыхания»,
«начало пения» (атака),
«снятие»; - постоянно
следить глазами за рукой
дирижера
3.2 Дыхание. Работа над
дыханием при разучивании
народных песен
3.3 Дыхание. Работа над
дыханием при разучивании
классических произведений
3.4 Дыхание. Работа над
дыханием при разучивании
современных и популярных
песен.
3.5 Дыхание. Работа над
дыханием при разучивании
эстрадных хоровых песен.

1

1

Устный опрос.
Прослушивание.
Наблюдение

1

1

Устный опрос.
Прослушивание.
Наблюдение

0,5

1

Устный опрос.
Прослушивание.
Наблюдение

1

1

Прослушивание.
Наблюдение

1

1

Прослушивание.
Наблюдение

1

1

Прослушивание.
Наблюдение

1

1

Прослушивание.
Наблюдение

3.6

3.7

3.8

3.9

3.10

3.11

3.12

3.13

3.14

3.15

3.16

3.17

Дыхание. Работа над
дыханием при разучивании
джазовых произведений
Дикция. Особенности и
отличия певческой дикции.
Упражнения в четком
произношении гласных и
согласных звуков без пения
Дикция. Работа над
дикцией при разучивании
народных песен
Дикция. Работа над
дикцией при разучивании
классических
произведений.
Дикция. Работа над
дикцией при разучивании
современных и популярных
песен
Работа над дикцией при
разучивании эстрадных
хоровых песен.
Дикция. Работа над
дикцией при разучивании
джазовых произведений.
Значение артикуляции в
пении. Артикуляционная
гимнастика.
Артикуляция. Работа над
артикуляцией при
разучивании народных
песен
Артикуляция. Работа над
артикуляцией при
разучивании классических
хоровых произведений.
Артикуляция. Работа над
артикуляцией при
разучивании современных
и популярных песен
Артикуляция. Работа над
артикуляцией при
разучивании эстрадных
хоровых песен.

-

1

1

Прослушивание.
Наблюдение

0,5

0,5

1

Прослушивание.
Наблюдение

0,2

0,8

1

Прослушивание.
Наблюдение

0,2

0,8

1

Прослушивание.
Наблюдение

0,2

0,8

1

Прослушивание.
Наблюдение

0,2

0,8

1

Прослушивание.
Наблюдение

0,2

0,8

1

Прослушивание.
Наблюдение

0,5

0,5

1

Прослушивание.
Наблюдение

0,2

0.8

1

Прослушивание.
Наблюдение

0,2

0,8

1

Прослушивание.
Наблюдение

0.2

0,8

1

Прослушивание.
Наблюдение

02

0,8

1

Прослушивание.
Наблюдение

3.18 Артикуляция. Работа над
артикуляцией при
разучивании джазовых
хоровых произведений
3.19 Кантилена и гласные в
пении.
Особенности
произнесения
гласных
звуков в пении.
3.20 Кантилена и гласные в
пении. Работа над
кантиленой при
разучивании народных
песен
3.21 Кантилена и гласные в
пении. Работа над
кантиленой при
классических хоровых
произведений.
3.22 Кантилена и гласные в
пении. Работа над
кантиленой при
разучивании современных
и популярных песен
3.23 Кантилена и гласные в
пении. Работа над
кантиленой при
разучивании эстрадных
хоровых песен.
3.24 Кантилена и гласные в
пении. Работа над
кантиленой при
разучивании джазовых
хоровых произведений.
3.25 Унисон.
Работа
над
унисоном при разучивании
классических
хоровых
произведений.
Выравнивание, округление
звучания
гласных
при
пении легато. Чистое и
выразительное
интонирование.

0,2

0,8

1

Прослушивание.
Наблюдение

1

-

1

Прослушивание.
Наблюдение

0,2

0,8

1

Прослушивание.
Наблюдение

0,2

0,8

1

Прослушивание.
Наблюдение

0.2

0,8

1

Прослушивание.
Наблюдение

0,2

0,8

1

Прослушивание.
Наблюдение

0,2

0,8

1

Прослушивание.
Наблюдение

-

1

1

Прослушивание.
Наблюдение

3.26 Унисон.
Работа
над
унисоном при разучивании
народных
песен.
Выравнивание, округление
звучания
гласных
при
пении
легато.
Умение
слушать друг друга.
3.27 Унисон.
Работа
над
унисоном при разучивании
современных и популярных
песен.
Выравнивание,
округление
звучания
гласных при пении легато.
Умение слушать друг друга.

-

1

1

Прослушивание.
Наблюдение

-

1

1

Прослушивание.
Наблюдение

3.28 Унисон. Работа над
унисоном при разучивании
эстрадных песен.
Выравнивание, округление
звучания гласных при
пении легато. Умение
слушать друг друга.
3.29 Унисон. Работа над
унисоном при разучивании
джазовых произведений.
Выравнивание, округление
звучания гласных при
пении легато. Умение
слушать друг друга.
3.30 Ансамбль. Виды ансамбля
(ритмический, дикционный
и т. д.). Работа над
различными
видами
ансамбля при разучивании
классических
произведений. Выработка
слитного
ансамблевого
звучания. Умение слушать
друг друга. Чистое и
выразительное
интонирование.
3.31 Виды ансамбля
(ритмический, дикционный
и т. д.). Работа над
различными видами

-

1

1

Прослушивание.
Наблюдение

-

1

1

Прослушивание.
Наблюдение

-

1

1

Прослушивание.
Наблюдение

-

1

1

Прослушивание.
Наблюдение

ансамбля при разучивании
народных песен.
Выработка слитного
ансамблевого звучания
Умение слушать друг
друга. Чистое и
выразительное
интонирование.
3.32 Ансамбль. Виды ансамбля
1
1
(ритмический, дикционный
и т. д.). Работа над
различными видами
ансамбля при разучивании
современных и популярных
песен. Выработка слитного
ансамблевого звучания.
Чистое и выразительное
интонирование.
3.33 Ансамбль. Виды ансамбля
1
1
(ритмический, дикционный
и т. д.). Работа над
различными видами
ансамбля при разучивании
эстрадных песен.
Выработка слитного
ансамблевого звучания.
Чистое и выразительное
интонирование
3.34 Ансамбль. Виды ансамбля
1
1
(ритмический, дикционный
и т. д.). Работа над
различными видами
ансамбля при разучивании
джазовых песен.
Выработка слитного
ансамблевого звучания.
Чистое и выразительное
интонирование.
4
Развитие актерских и творческих способностей (4ч.)
4.1 Развитие актерских и
0,2
0,8
1
творческих способностей.
Жесты вокалиста (солиста
и участника хора):
движение рук, кистей, глаз,
тела. Сочетание движений

Прослушивание.
Наблюдение

Прослушивание.
Наблюдение

Прослушивание.
Наблюдение

Прослушивание.
Наблюдение

4.2

4.3

4.4

5
5.1

головы, шеи, плеч,
корпуса, бедер и ног.
Жестикуляция – как
качество людей,
работающих на сцене.
Соответствие жестов и
движений тексту песни и
музыки. Назначение жестов
– дополнительное
удовольствие для зрителя.
Развитие актерских и
творческих способностей.
Мимика. Выражение лица,
улыбка. Владение собой,
устранение волнения на
сцене. Песенный образ:
своеобразие и
неповторимость, манера
движения, костюм
исполнителя. Роль.
Развитие актерских и
творческих способностей.
Движения вокалистов на
сцене. Элементы ритмики.
Танцевальные движения.
Эстетичность и
сценическая культура.
Движения вокалиста и
сценический образ.
Пластичность и
статичность вокалиста.
Развитие
актерских
и
творческих способностей.
Инсценировка некоторых
изучаемых
музыкальных
произведений.
Музыкальная грамота (3ч.)
Элементы сольфеджио –
как основа пения по нотам.
Ноты – как точный и
удобный способ записи
высоты звуков.
Изобретение нотоносца.
Название нот. Ключи.

0,2

0,8

1

Прослушивание.
Наблюдение

0,2

0,8

1

Прослушивание.
Наблюдение

0,2

0,8

1

Прослушивание.
Наблюдение

1

-

1

Устный опрос.
Карточки
с
заданием

5.2

5.3

6
6.1

Клавиатура и
расположение на ней нот.
Длительность нот: целая,
0,5
половина, четвертная,
восьмая, шестнадцатая.
Музыкальный ритм.
Сильные и слабые доли.
Тональность: мажорная и
минорная. Гамма.
Устойчивые и
неустойчивые ступени.
Ступени. Тоника.
Музыкальный размер
Контрастное сопоставление
0,5
одноименных
ладов.
Ознакомление с двумя
видами минора и мажора.
Основные
средствами
музыкальной
выразительности:
мелодией,
ладом,
гармонией,
темпом,
метром,
ритмом,
динамикой,
регистрами,
тембром,
нюансами;
с
музыкальными
инструментами и типами
певческого
голоса;
с
формами
музыкального
произведения
(одночастной, куплетной,
вариациями).
Репетиционное занятие (1ч.)
Репетиционное занятие.
Репетиции обычно
проводятся перед
итоговым занятием.
Отработка всех все
моментов поведения хора
до начала музыкального
звучания: это выход на
сцену, расположение
партий (голосов) хора по
определѐнному порядку,
само выступление и

0,5

1

Устный опрос.
Карточки
с
заданием

0,5

1

Устный опрос.
Карточки
с
заданием

1

1

Прослушивание.
Наблюдение

7
7.1

организованный уход со
сцены
Итоговые занятия (1ч.)
Итоговое занятие.
Выступление.
ИТОГО

-

1
70 (ч.)

Содержание учебного плана
(первый год обучения)

1

Прослушивание

1. Введение
Вводная тема в программу «Хор». Техника безопасности.
Певческая установка. Положение корпуса и головы при пении, посадка.
Выполнение упражнений.
Строение голосового аппарата. Особенности строения голосового аппарата,
гортани, работа связок и образование звука.
2. Работа над репертуаром
Вокальные упражнения. Образное доступное раскрытие каждого нового
упражнения и его роли для музыкально- певческого развития каждого ребенка.
Рассказ о специальных упражнениях для развития дыхания, гибкости, ровности
звучания по тембру и т. д. Выравнивание звуков в сторону их «округления».
Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Метод аналитического показа
с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение
упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Классические произведения. Краткая образная беседа об исторической эпохе,
в которую жил и творил композитор – классик. Его биографические данные и
рассказ о творчестве, доступный для понимания детей. Анализ произведения и его
интерпретации.
Народные песни. Раскрытие ее значения как сокровищнице знаний об
историческом прошлом народа, его труде, быте, чаяниях. Использование
фольклорного материала для формирования у хористов чувства патриотизма.
Современные и популярные песни. Сообщение о композиторе, написавшем
музыку к произведению и об авторе слов (биография, творческий портрет).
Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей художественного образа,
анализ музыкально-выразительных и исполнительских средств, разбор замысла,
интерпретация.
Знакомство со стилем джаз. Его особенности, ритм. Композитор. Его
биографические данные и рассказ о творчестве, доступный для понимания детей.
анализ музыкально-выразительных и исполнительских средств, разбор замысла,
интерпретация.
Художественный образ. Осмысление содержания произведения, его
характера, разбор средств музыкальной выразительности. Эмоциональная
передача содержания исполняемого произведения.
3. Вокально-хоровая работа
Дыхание играет важную роль в пении. Навыки правильного певческого
дыхания следует развивать у ребят, не акцентируя внимания на физиологическом
моменте и не применяя упражнений без пения. Лучшая школа для развития
певческого дыхания – сама музыка, пение. Работа над дыханием проходит в
процессе разучивания песен, попевок. Перед учащимися ставится задача спеть
фразу на одном дыхании. Для достижении выразительности исполнения больших
фраз ребята сами придут к мнению, что цепное дыхание необходимо. Выполнение
упражнений для тренировки дыхания.

Дикция. Четкость произношения в разговорной речи непосредственно
связана с певческой дикцией, тем не менее певческая дикция отличается
некоторыми особенностями. Упражнения в четком произношении гласных и
согласных звуков без пения должны предшествовать певческой работе над ними.
Артикуляционная гимнастика. Значение артикуляции в пении.
Правильная и активная работа артикуляционного аппарата – залог хорошей
дикции в хоре. Разучиваются специально подобранные попевки и скороговорки с
целью активизации речевого аппарата ребѐнка. Хорошая дикция положительно
влияет на развитие дыхания, на звукообразование, на интонацию. На попевках и
упражнениях постоянно ведѐтся работа над чѐтким, с соблюдением орфоэпических
норм, произношением согласных и гласных звуков; культурой речи; правильными
ударениями в словах; соблюдением правил логики; осмысленным и ясным
произнесением текста. Гимнастика Виктора Емельянова.
Кантилена и гласные в пении. Особенности произнесения гласных звуков в
пении.
Унисон. Объяснение детям слова «унисон». Работа над унисоном.
Выравнивание, округление звучания гласных при пении легато, выработка
слитного ансамблевого звучания. Чистое и выразительное интонирование. Умение
слушать друг друга. На начальном этапе обучения главной задачей является
выработка навыков пения в унисон. Обучение умению пения без сопровождения и
с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, весь хор,
сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе,
сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике
исполнения и в звучании голоса; одновременно со всей партией или хором
усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, если нужно,
вместе со всеми ускорять или замедлять его; правильно исполнять ритмический
рисунок, одновременно с партией, хором произносить согласные, начинать и
завершать произведение; самоконтроль во время пения 13 Работа вокалиста перед
выходом на сцену. Место и роль
Ансамбль. Виды ансамбля (ритмический, дикционный и т. д.). Работа над
различными видами ансамбля при разучивании произведений.
Пение a`cappella. Пение различных музыкальных произведений без
сопровождения.
4. Развитие актерских и творческих способностей.
Выполнение творческих заданий, различных этюдов, импровизаций на
развитие актерских способностей и раскрепощение учащихся. Инсценировка
некоторых изучаемых музыкальных произведений.
5. Музыкальная грамота
Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты. Контрастное
сопоставление одноименных ладов. Ознакомление с двумя видами минора и
мажора.
Ознакомление учащихся с основными средствами музыкальной
выразительности: мелодией, ладом, гармонией, темпом, метром, ритмом,
динамикой, регистрами, тембром, нюансами; с музыкальными инструментами и

типами певческого голоса; с формами музыкального произведения (одночастной,
куплетной, вариациями).
6. Репетиционное занятие
Репетиция обычно проводятся перед итоговым занятием.
7. Итоговое занятие
Выступление на концерте. Является хорошим стимулом для учащихся. Дети
организуются, с уважением относятся друг другу и окружающим. Воспитываются
нравственные качества.

Методическое обеспечение программы

№
п/п

Раздел

Форма
проведения
занятий

Методы и
приемы
организации
УВП

1.

Организационная
работа хора (7ч.)

Аудиторная

групповая
работа

2.

Работа над
репертуаром (20ч.)

Аудиторная

групповая
работа

3.

Вокально- хоровая
работа (34ч.)

Аудиторная

групповая
работа

4.

Развитие актерских и
творческих
способностей (4ч.)

Аудиторная

групповая
работа

5.

Музыкальная грамота
(3ч.)

Аудиторная

групповая
работа

Дидактический
материал,
техническое
оснащение
занятий.
Зеркало,
фортепиано,
проектор,
компьютер,
микрофоны,
методическая
литература,
нотные
сборники, аудиовидео пособия.
Зеркало,
фортепиано,
проектор,
компьютер,
микрофоны,
методическая
литература,
нотные
сборники, аудиовидео пособия.
Зеркало,
фортепиано,
проектор,
компьютер,
микрофоны,
методическая
литература,
нотные
сборники, аудиовидео пособия.
Зеркало,
фортепиано,
проектор,
компьютер,
фортепиано,
проектор,
компьютер,
методическая
литература,
письменные

6.

Репетиционное
занятие (1ч.)

Аудиторная

групповая
работа

7.

Итоговые занятия
(1ч.)

Аудиторная

групповая
работа

принадлежности,
нотные
сборники, аудиовидео пособия.
Фортепиано,
проектор,
компьютер,
микрофоны.
Проектор,
компьютер,
микрофоны,
концертные
костюмы.

Материально-технические обеспечение программы.
Кабинет для занятий.
Стулья по числу обучающихся в группе.
Зеркало.
Фортепиано.

Музыкальный центр.
Компьютер
Проектор
Микрофоны
Методическая литература.
Нотные сборники.
Аудио-видео пособия.
Концертные костюмы.
Распечатанные вокальные партии упражнений и разучиваемых
произведений.

1.
2.
3.
4.

Материал для слушания музыки:
Слушание: А.Лядов, Аренский, Ц.Кюи – песни для детей.
Хор и оркестр Большого театра.
Хоры из детских спектаклей, опер.
Современные эстрадные хоры

Примерный репертуар
1. Муз. К.Глюка, сл. И.Каруса «Праздник хора»
2. Муз. Ц. Кюи, сл. В. Жуковского «Мыльные пузыри»
3. Муз. Ф. Абта «Вокализ»
4. Муз. В.А. Моцарта, сл. Овербека, перевод Т. Сикорской «Весенняя»
5. Муз. Э.Грига, сл. Бьёрнсон-Бьёрнстьере, перев. А.Ефременкова «С добрым
утром!»
6. Русская нар. пес. в обр. В Поповой «Пойду ль я, выйду ль я»
7. «Родные просторы» песня американских ковбоев, русский текст
Ю.Хазанова
8. Немецкая нар. пес. в обр. Т. Попатенко «Гусята»
9. Муз. В.Кожухина, сл. С.Маршака «Жили-были»
10. Муз. Я.Дубравина, сл. В.Суслова «Огромный дом»
11. Муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой «С нами друг»
12. Муз. Парцхаладзе, перевод с груз. А. Гурина «Ручей»
13. Муз. М.Минкова, сл. Ю.Энтина «Дорога добра»
14. Муз. И. Фроловой, сл. В Викторова «Бим - бом»
15. Муз. Е.Подгайца, сл. Л.Яковлева «Ночной концерт»

1.
2.
3.
4.
5.
6.

VII. Список музыкальных изданий
Л. П. Дуганова Песни и хоры для детей младшего, среднего и старшего
школьного возраста. – М., 2003.
И. Н. Дяденко Западная классика. – М. «Кифара», 2003.
Г. П. Сергеева Музыка в школе. Песни и хоры для учащихся начальных
классов. Вып. – 1. – М., 2000.
В. Б. Хаит Хрестоматия по зарубежной хоровой литературе для детей. –
Екатеринбург, 1995.
А. Марченко Детские песни о разном. Вып. – 3. – М., 2002.
Хрестоматия для общеобразовательных школ, 2 класс. – М.

Список литературы
1. Алиев Ю., Белобородова В., Ригина В. Музыкальное восприятие
школьников. – М., 1975.
2. Апраксина О. Методика музыкального воспитания. – М., 1983.
3. Асафьев Б. О хоровом искусстве – Л., 1979.

4. Брянский Н. Метод обучения хоровому пению. – СПб., 1883.
5. Вопросы вокальной педагогики. Вып. 1-6 – М., 1962- 1982.
6. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М., 2000.
7. Дмитриева Л., Ройтерштейн М. Школьная музыка. – М., 1984.
8. Живов В. Теория хорового исполнительства. – М., 1998.
9. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. – М., 1984.
10. Кабалевский Д. Как рассказать детям о музыке? – М., 1977.
11. Казачков С. От урока к концерту. – Казань, 1990.
12. Карасев А. Методика пения. – М., 1915.
13. Максимов С. Хоровое пение в школе. – М., 1961.
14. Орлова Т., Бекина С. Учите детей петь. – М. 1987.
15. Пигров К. Руководство хором. – М., 1964.
16. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
– М., 1986.
17. Работа хормейстера в детском хоре. Под ред. Г. Стуловой. – М., 1992.
18. Струве Г. Музыка для всех. – М., 1978.
19. Струве Г. Школьный хор. – М., 1981.
20. Чесноков П. Хор и управление им. М., 1952.
21. Шацкая В. Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношей. - М.,
1975.
22. Яковлев А. Физиологические закономерности певческой атаки. – Л., 1971.

Список литературы для учащихся
5. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. –
Л.: Музыка, 1987

6. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов. Композитор,
1986
7. Тарасов Л. Музыка в семье муз. – Л.: Детская литература, 1985
8. Энциклопедический музыкальный словарь. Авт.-сост. Б.С. Штейнпресс,
И.М. Ямпольский. – М.: Советская энциклопедия, 1976

VIII.

Сведения о составителе.

Ерыпалова Лиля Александровна:
-уровень образования Высшее (УрГПУ
образование» 2005г.)

по специальности «музыкальное


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».