РП учебного курса ОДНКР 9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия №35

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ гимназия № 35
______________/Никандрова Е.А./
Приказ № __ от ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Основы духовно- нравственной культуры народов России»
Базовый уровень
9 класс

г. Екатеринбург

Планируемые результаты

В результате изучения курса обучающийся научится:
• овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и
каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание
того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и
вероисповеданию;
• овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что
семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества,
и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии
разных народов;
• умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры,
используя основные и дополнительные источники информации.
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Осознание целостности окружающего мира. Расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; Использование
полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с
информацией, представленной разными средствами. Сопоставлять своё мнение с мнениями
других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях.
Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики.
Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.
Определять

и

формулировать

цель

своей

деятельности,

решаемую

проблему,

поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.
становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к члену
общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной
конфессии, а его нравственными качествами и поступками;
• воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и
традициям; бережное отношение к своей родной культуре.

Обучающийся получит возможность научиться:
Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия
в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания
участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных,
эстетических потребностей.

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.
Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство
привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и
историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе,
принятие норм нравственного поведения.
Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя
информацию в их позициях и высказываниях. Открывать для себя значение этических понятий,
объяснять их смысл своими словами.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические
высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.
Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и
оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.
Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями,
используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы,
графики, схемы). Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать
его. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Содержание программы курса
В мире культуры
Величие российской̆ культуры. Российская культура – плод усилий разных народов.
Деятели науки и культуры – представителей̆ разных национальностей̆ (К. Брюллов, И. Репин, К.
Станиславский̆, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю.
Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна.
Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей̆, упорства. Законы
нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре
разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр
и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств
в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.).
Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад
народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в
фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен...».
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного
труда

людей

разной

национальности

на

благо

родины

(землепроходцы,

ученые,

путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы
нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте
России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,
искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и
милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.
Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов.
Семья – первый трудовой коллектив.
Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной
культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси,
влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней
Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности,
внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон.
Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые
столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и

науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративноприкладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры.
Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие
Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.
Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные
традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов.
Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права
гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры,
охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков.
Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской
истории. Известные меценаты России.
Твой духовный̆ мир
Что составляет твой духовный̆ мир. Образованность человека, его интересы, увлечения,
симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура
поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

Тематическое планирование
9 класс
(1 час в неделю, 9 часов в год)
Тема занятия

№
занятия

1

Кол-во
часов

Раздел 1. В мире культуры

1

Введение Величие многонациональной российской культуры.
Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки
и культуры – представителей̆ разных национальностей̆ (К. Брюллов,
И. Репин, К. Станиславский̆, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д.
Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).

1

Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь
человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее
таланта, способностей̆, упорства. Законы нравственности – часть
культуры общества. Источники, создающие нравственные
установки.

2

Раздел 2. Нравственные ценности

4

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о
патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального
эпоса разных народов (Улыб, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна.

1

Реальные примеры выражения патриотических чувств в
истории России (Дмитрий Донской̆, Кузьма Минин, Иван Сусанин,
Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты
(Сергий Радонежский̆, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов
нашей̆ страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных
народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов
славен...». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей̆ разной̆
национальности на благо родины (землепроходцы, ученые,
путешественники, колхозники и пр.).

1

4

Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими
предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов.
Заповедники на карте России.

1

5

Семья – хранитель духовных ценностей̆. Роль семьи в жизни
человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и
поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в
разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме,
исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение

1

3

ценностей̆ семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый
трудовой̆ коллектив.
Раздел3. Религия и культура

2

6

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие
материальной̆ и духовной̆ культуры общества. Культурное
наследие христианской̆ Руси. Принятие христианства на Руси,
влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней̆
Руси. Великие князья Древней̆ Руси и их влияние на развитие
образования. Православный̆ храм (внешние особенности,
внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное
песнопение. Колокольный̆ звон. Особенности православного
календаря

1

7

Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама
(VII-XII века) – золотое время исламской̆ культуры. Успехи
образования и науки. Вклад мусульманской̆ литературы в
сокровищницу мировой̆ культуры. Декоративно-прикладное
искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской̆
культуры. Исламский̆ календарь.

1

Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие
Моисея. Синагога – молельный̆ дом иудеев. Особенности
внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в
сюжетах мировой̆ живописи. Еврейский̆ календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в
России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри.
Искусство танка. Буддийский̆ календарь.

8

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

1

Забота государства о сохранении духовных ценностей̆.
Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую
религию. Восстановление памятников духовной̆ культуры, охрана
исторических памятников, связанных с разными религиями.

1

Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере
предков. Примеры благотворительности из российской̆ истории.
Известные меценаты России.

9

Раздел 5. Твой духовный мир

1

Что составляет твой духовный̆ мир. Образованность человека, его
интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества
личности – составляющие духовного мира.

1

Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных
ситуациях. Нравственные качества человека.

Итого

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».