Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №35 УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ гимназия № 35 ______________/Никандрова Е.А./ Приказ № __ от ____________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы духовно- нравственной культуры народов России» Базовый уровень 9 класс г. Екатеринбург Планируемые результаты В результате изучения курса обучающийся научится: • овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию; • овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов; • умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации. Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. Осознание целостности окружающего мира. Расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками; • воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям; бережное отношение к своей родной культуре. Обучающийся получит возможность научиться: Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Содержание программы курса В мире культуры Величие российской̆ культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей̆ разных национальностей̆ (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский̆, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей̆, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки. Нравственные ценности российского народа «Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен...». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. Религия и культура Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративноприкладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь. Как сохранить духовные ценности Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Твой духовный̆ мир Что составляет твой духовный̆ мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. Тематическое планирование 9 класс (1 час в неделю, 9 часов в год) Тема занятия № занятия 1 Кол-во часов Раздел 1. В мире культуры 1 Введение Величие многонациональной российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей̆ разных национальностей̆ (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский̆, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). 1 Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей̆, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки. 2 Раздел 2. Нравственные ценности 4 «Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улыб, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. 1 Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской̆, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский̆, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей̆ страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен...». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей̆ разной̆ национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). 1 4 Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. 1 5 Семья – хранитель духовных ценностей̆. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение 1 3 ценностей̆ семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой̆ коллектив. Раздел3. Религия и культура 2 6 Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной̆ и духовной̆ культуры общества. Культурное наследие христианской̆ Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней̆ Руси. Великие князья Древней̆ Руси и их влияние на развитие образования. Православный̆ храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный̆ звон. Особенности православного календаря 1 7 Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской̆ культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской̆ литературы в сокровищницу мировой̆ культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской̆ культуры. Исламский̆ календарь. 1 Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный̆ дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой̆ живописи. Еврейский̆ календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский̆ календарь. 8 Раздел 4. Как сохранить духовные ценности 1 Забота государства о сохранении духовных ценностей̆. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной̆ культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. 1 Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской̆ истории. Известные меценаты России. 9 Раздел 5. Твой духовный мир 1 Что составляет твой духовный̆ мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. 1 Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. Итого 9