Паспорт программы. Название программы Автор составитель Вид Направленность Форма реализации Срок реализации Возраст Обучающихся Категория детей Уровень освоения программы Краткая аннотация Баскетбол Крамаренко Владимир Алексеевич. Модифицированная Физкультурно-спортивная Очная 1 год 15-17 лет Средняя школа Базовый Данная программа предназначена, на развитие общей физической подготовленности учащихся, развитие силы, ловкости, быстроты и гибкости, а так же имеет оздоровительный характер. 1 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Содержание Пояснительная записка Учебны1 тематический план Содержание программы Календарный учебный график Планируемые результаты Методическое обеспечение программы Материально-техническое обеспечение Список литературы Стр 4 6 7 9 18 20 22 23 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ гимназия № 35. Актуальность данной программы заключается в укреплении здоровья, повышении физической подготовленности и работоспособности, воспитании гармонично развитого человека посредством игры в баскетбол. Систематические занятия физической культурой и спортом расширяют границы функциональных возможностей организма человека Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в том, чтобы помочь подросткам найти себя в быстро меняющемся мире событий и информации, закалить волю и характер, стать сильнее, благороднее, мудрее, научиться находить оптимальные решения в различных ситуациях с помощью занятий физической культурой. Новизна данной программы состоит в том, что в ней прослеживается углубленное изучение различных видов спортивной подготовки с применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, силы, силовой выносливости, беговой выносливости, скорости в беге, овладение техникой двигательных действий и тактическими приемами в игровой деятельности. Объём и срок реализации программы – Продолжительность освоения программы 1 год. Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа и несет учебнотренировочную и оздоровительную направленность. Всего 234 часа в год без учета каникулярного периода. 3 Цели и задачи программы Цель: создание условий для развития двигательных способностей, приобщения к систематическим занятиям учащихся посредством физических упражнений, сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личности учащегося. Задачи: Оздоровительные : -Укреплять здоровье и закаливать занимающихся -Удовлетворять суточную потребность в физической нагрузке -Укреплять и развивать дыхательный аппарат и организм детей -Снимать физическую и умственную усталость Образовательные: -Ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома -Формировать правильную осанку -Изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленности -Формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни. Развивающие: -Развивать и совершенствовать физические и психомоторные качества обеспечивающие высокую дееспособность Воспитывающие: -Прививать жизненно важные гигиенические навыки -Стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка -Формировать умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями. 4 Учебный тематический план № Наименование темы 1 2 Вводное занятие. Здоровье и физическое развитие человека. Инструктаж по ТБ. Общая физическая подготовка. Разминка. 3 4 Скоростно – силовые тренировки. 6 Основы техники баскетбола. 5 7 Тактика баскетбола. 8 Игры и соревнования. Итого: Количество часов Теория Практика Всего 1 1 2 1 1 Формы аттестации и контроля Диагностическая. Наблюдение и рефлексия. 2 31 33 Наблюдение. 1 30 31 1 39 40 11 28 39 5 39 44 44 44 Тренировочное занятие. Выполнение заданий Выполнение заданий Выполнение заданий Выполнение заданий 212 234 22 5 Содержание программы Вводное занятие – (2 часа) Правила техники безопасности на занятиях физической культуры, история развития баскетбола , врачебный контроль, личная гигиена, влияние физических упражнений на организм. Здоровье и физическое развитие человека. Инструктаж по ТБ –(1 час) Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале, здоровье и физическое развитие человека, краткие сведения о строение организма. Общая физическая подготовка- ( 33 часа) Общеразвивающие упражнения – элементарные, с весом, с собственным весом, с партнером, без партнера, с предметом, упражнение для развития координационных способностей. Разминка – (31 час) Приставные шаги правым и левым боком, скрестный шаг правым и левым боком, различные наклоны в движении, стоя и сидя, различные выпады, вперед, влево-вправо, прыжки в высоту на каждый шаг, ходьба на носках, ходьба на пятках, махи ногами вперед – назад, влево- вправо, бег с разной скоростью, прыжки на одной ноге, прыжки на 2 ногах. Скоростно- силовые (40 часов) Бег с захлестыванием голени, бег с высоким подниманием бедра, бег с выносом прямых ног, бег с выносом прямых ног назад, бег с захлестыванием голени правым и левым боком, частота ног на месте с ускорением, приставные шаги правым и левым боком, прыжок на каждый шаг, прыжки с подтягиванием бедер к груди, прыжки в полу приседе и приседе, прыжки на прямых ногах с продвижением вперед. Основы техники баскетбола – (39 часов) Повороты на месте, повороты в движении, имитация защитных действий против игрока нападения, имитация действий атаки против игрока защиты, ловля и передача мяча, на месте, в движении, передача мяча различными способами: из-за головы, одной рукой от плеча и тд. 6 Тактика баскетбола.- (44 часа) Командные действия в защите, командные действия в нападении, игра в баскетбол с заданными тактическими действиями. Игры и соревнования – (44 часа) Игры в баскетбол, игры с элементами баскетбола, анализ и разбор ошибок . 7 Календарный учебный график. N п/ п Меся ц Время проведени я занятия 1 Сентя брь По расписани ю 2 Сентя брь По расписани ю 3 Сентя брь По расписани ю 4 Сентя брь 5 Сентя брь 6 Сентя брь 7 Сентя брь По расписани ю По расписани ю По расписани ю По расписани ю 8 Сентя брь 9 Сентя брь По расписани ю По расписани ю Форма занятия Кол Тема -во занятия часо в группова 2 Введени я е. История баскетбо ла группова 2 Имитац я ионные упражне ния без мяча группова 2 Ловля я и передач а мяча группова 2 Ведение я мяча Место Форма проведени контроля я группова я 2 Броски мяча Спортивн ый зал группова я 2 Спортивн ый зал группова я 2 группова я 2 группова я 2 Действи я игрока в защите Действи я игрока в нападен ии Общая подгото вка Выполн ение комбина ций из Спортивн ый зал Выполнени е заданий Спортивн ый зал Выполнени е заданий Спортивн ый зал Выполнени е заданий Спортивн ый зал Выполнени е заданий Выполнени е заданий Выполнени е заданий Выполнени е заданий Спортивн ый зал Спортивн ый зал Спортивн ый зал Выполнени е заданий Выполнени е заданий 8 10 Сентя брь По расписани ю По расписани ю группова я 2 11 Сентя брь группова я 2 12 Сентя брь По расписани ю группова я 2 13 Октяб По рь расписани ю группова я 2 14 Октяб По рь расписани ю группова я 2 15 Октяб По рь расписани ю Октяб По рь расписани ю Октяб По рь расписани ю Октяб По рь расписани ю Октяб По рь группова я 2 группова я 2 группова я 16 17 18 19 освоенн ых элемент ов техники перемещ ения и владени я мячом Тактика Спортивн игры ый зал Подвиж ные игры и эстафет ы Физичес кая подгото вка Контрол ьные испытан ия Имитац ионные упражне ния без мяча Ловля и передач а мяча Ведение мяча Спортивн ый зал 2 Броски мяча Спортивн ый зал группова я 2 Спортивн ый зал группова я 2 Действи я игрока в защите Действи я игрока Выполнени е заданий Выполнени е заданий Спортивн ый зал Выполнени е заданий Спортивн ый зал Выполнени е заданий Спортивн ый зал Выполнени е заданий Спортивн ый зал Выполнени е заданий Выполнени е заданий Выполнени е заданий Выполнени е заданий Выполнени е Спортивн ый зал Спортивн ый зал 9 расписани ю 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 в нападен ии Общая подгото вка Специал ьная заданий Спортивн ый зал Октяб По рь расписани ю Октяб По рь расписани ю Октяб По рь расписани ю Октяб По рь расписани ю Октяб По рь расписани ю группова я 2 группова я 2 группова я 2 Тестиро вание Спортивн ый зал группова я 2 Спортивн ый зал группова я 2 Октяб По рь расписани ю Ноябр По ь расписани ю Ноябр По ь расписани ю Ноябр По ь расписани ю группова я 2 Ловля и передач а мяча Имитац ионные упражне ния без мяча Действи я игрока в защите группова я 2 группова я 2 группова я 2 Ноябр По ь расписани ю Ноябр По ь расписани ю Ноябр По ь расписани ю группова я 2 группова я 2 Специал Спортивн ьная ый зал группова я 2 Ловля и передач а мяча Спортивн ый зал Спортивн ый зал Спортивн ый зал Спортивн Ведение ый зал мяча Действи Спортивн я игрока ый зал в защите Имитац Спортивн ионные ый зал упражне ния без мяча Ведение Спортивн мяча ый зал Спортивн ый зал Выполнени е заданий Выполнени е заданий Выполнени е заданий Выполнени е заданий Выполнени е заданий Выполнени е заданий Выполнени е заданий Выполнени е заданий Выполнени е заданий Выполнени е заданий Выполнени е заданий Выполнени е заданий 10 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 Ноябр По ь расписани ю Ноябр По ь расписани ю Ноябр По ь расписани ю Ноябр По ь расписани ю Ноябр По ь расписани ю Ноябр По ь расписани ю группова я 2 Действи я игрока в защите Ведение мяча Спортивн ый зал группова я 2 группова я 2 Ведение Спортивн мяча ый зал группова я 2 группова я 2 группова я 2 Действи я игрока в защите Ловля и передач а мяча Имитац ионные упражне ния без мяча Ноябр По ь расписани ю Декаб По рь расписани ю Декаб По рь расписани ю Декаб По рь расписани ю группова я 2 группова я 2 группова я 2 группова я 2 Декаб По рь расписани ю Декаб По рь группова я 2 группова я 2 Декаб расписани рь ю группова я 2 Спортивн ый зал Спортивн ый зал Спортивн ый зал Спортивн ый зал Спортивн Специал ый зал ьная Ведение Спортивн мяча ый зал Ловля и передач а мяча Имитац ионные упражне ния без мяча Ведение мяча Спортивн ый зал Действи я игрока в защите Ловля и передач а мяча Выполнени е заданий Выполнени е заданий Выполнени е заданий Выполнени е заданий Выполнени е заданий Выполнени е заданий Выполнени е заданий Выполнени е заданий Выполнени е Спортивн ый зал заданий Спортивн ый зал Выполнени е Спортивн ый зал заданий Спортивн ый зал Выполнени е 11 45 46 47 48 49 50 51 Декаб По рь Декаб расписани рь ю группова я группова я 2 Декаб По рь Декаб расписани рь ю группова я группова я 2 Декаб рь Декаб рь Декаб рь группова я группова я группова я 2 По расписани ю По 2 2 2 2 52 Декаб расписани рь ю группова я 2 53 Январ ь Январ ь Январ ь Январ ь группова я группова я группова я группова я 2 54 55 56 По расписани ю По расписани ю 2 2 2 57 Январ По ь группова я 2 58 Январ расписани ь ю группова я 2 59 Январ По ь группова я 2 Специал ьная Ловля и передач а мяча Специал ьная Действи я игрока в нападен ии Ведение мяча Ведение мяча Действи я игрока в защите Имитац ионные упражне ния без мяча Специал ьная Ведение мяча Специал ьная Действи я игрока в защите Ловля и передач а мяча Действи я игрока в нападен ии Специал ьная Спортивн ый зал Спортивн ый зал заданий Спортивн ый зал Спортивн ый зал заданий Спортивн ый зал Спортивн ый зал Спортивн ый зал заданий Спортивн ый зал Выполнени е Спортивн ый зал Спортивн ый зал Спортивн ый зал Спортивн ый зал заданий Спортивн ый зал заданий Спортивн ый зал Выполнени е Спортивн ый зал заданий Выполнени е Выполнени е Выполнени е заданий Выполнени е заданий Выполнени е 12 60 Январ расписани ь ю группова я 2 61 Январ По ь Январ расписани ь ю группова я группова я 2 63 Январ По ь группова я 2 64 Январ расписани ь ю группова я 2 65 Февра По ль группова я 2 66 Февра ль Февра ль Февра ль группова я группова я группова я 2 62 67 68 расписани ю По расписани ю 2 2 2 69 Февра По ль группова я 2 70 Февра расписани ль ю Февра По ль группова я группова я 2 Февра расписани ль ю Февра По ль группова я группова я 2 71 72 73 2 2 Действи я игрока в защите Ведение мяча Действи я игрока в защите Имитац ионные упражне ния без мяча Действи я игрока в защите Действи я игрока в нападен ии Специал ьная Ведение мяча Действи я игрока в защите Имитац ионные упражне ния без мяча Специал ьная Ловля и передач а мяча Ведение мяча Действи я игрока в Спортивн ый зал Выполнени е Спортивн ый зал Спортивн ый зал заданий Спортивн ый зал заданий Спортивн ый зал Выполнени е Спортивн ый зал заданий Спортивн ый зал Спортивн ый зал Спортивн ый зал Выполнени е заданий Спортивн ый зал заданий Спортивн ый зал Спортивн ый зал Выполнени е заданий Спортивн ый зал Спортивн ый зал Выполнени е заданий Выполнени е Выполнени е 13 74 Февра расписани ль ю группова я 2 75 По 78 Март расписани ю группова я группова я группова я группова я 2 77 Февра ль Февра ль Март 79 Март По группова я 2 80 Март расписани ю группова я 2 81 Март По 2 82 Март расписани ю группова я группова я 83 Март По 2 84 Март расписани ю группова я группова я 85 Март По группова я 2 86 Март расписани ю группова я 2 76 расписани ю По 2 2 2 2 2 нападен ии Действи я игрока в защите Специал ьная Ведение мяча Специал ьная Имитац ионные упражне ния без мяча Действи я игрока в нападен ии Действи я игрока в защите Ведение мяча Действи я игрока в нападен ии Специал ьная Ловля и передач а мяча Действи я игрока в нападен ии Имитац ионные упражне Спортивн ый зал Выполнени е Спортивн ый зал Спортивн ый зал Спортивн ый зал Спортивн ый зал заданий Спортивн ый зал заданий Спортивн ый зал Выполнени е Спортивн ый зал Спортивн ый зал заданий Спортивн ый зал Спортивн ый зал заданий Спортивн ый зал заданий Спортивн ый зал Выполнени е Выполнени е заданий Выполнени е Выполнени е Выполнени е 14 87 Март По группова я группова я группова я 2 88 Март 89 Март расписани ю По 90 Апрел расписани ь ю группова я 2 91 Апрел По ь Апрел расписани ь ю группова я группова я 2 Апрел ь Апрел ь Апрел ь группова я группова я группова я 2 Апрел расписани ь ю Апрел По ь группова я группова я 2 98 Апрел расписани ь ю группова я 2 99 Апрел По ь Апрел расписани ь ю группова я группова я 2 92 93 94 95 96 97 10 0 По расписани ю По 2 2 2 2 2 2 2 ния без мяча Специал ьная Ведение мяча Действи я игрока в нападен ии Ловля и передач а мяча Специал ьная Действи я игрока в защите Ведение мяча Ведение мяча Ловля и передач а мяча Специал ьная Имитац ионные упражне ния без мяча Действи я игрока в нападен ии Ведение мяча Действи я игрока в Спортивн ый зал Спортивн ый зал Спортивн ый зал заданий Спортивн ый зал Выполнени е Спортивн ый зал Спортивн ый зал заданий Спортивн ый зал Спортивн ый зал Спортивн ый зал заданий Спортивн ый зал Спортивн ый зал Выполнени е заданий Спортивн ый зал Выполнени е Спортивн ый зал Спортивн ый зал заданий Выполнени е заданий Выполнени е Выполнени е заданий Выполнени е 15 10 1 Апрел По ь группова я 2 10 2 Апрел расписани ь ю группова я 2 10 3 10 4 10 5 Май По 2 Май расписани ю По группова я группова я группова я 10 6 Май расписани ю группова я 2 10 7 Май По группова я 2 10 8 10 9 Май расписани ю По группова я группова я 2 11 0 Май расписани ю группова я 2 11 1 11 2 11 3 Май По 2 Май расписани ю По группова я группова я группова я Май Май Май 2 2 2 2 2 нападен ии Ловля и передач а мяча Действи я игрока в нападен ии Специал ьная Ведение мяча Ловля и передач а мяча Имитац ионные упражне ния без мяча Действи я игрока в нападен ии Ведение мяча Действи я игрока в защите Имитац ионные упражне ния без мяча Специал ьная Ведение мяча Действи я игрока в защите Спортивн ый зал заданий Спортивн ый зал Выполнени е Спортивн ый зал Спортивн ый зал Спортивн ый зал заданий Спортивн ый зал Выполнени е Спортивн ый зал заданий Спортивн ый зал Спортивн ый зал Выполнени е заданий Спортивн ый зал Выполнени е Спортивн ый зал Спортивн ый зал Спортивн ый зал заданий Выполнени е заданий Выполнени е заданий 16 11 4 Май расписани ю группова я 2 11 5 11 6 Май По 2 Июнь расписани ю группова я группова я 2 Ловля и передач а мяча Ведение мяча Ведение мяча Спортивн ый зал Выполнени е Спортивн ый зал Спортивн ый зал заданий Выполнени е Планируемые результаты обучающихся: - особенности зарождения физической культуры, историю Олимпийских игр; - общие и индивидуальные основы личной гигиены, правила использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддерживания достойного внешнего вида; - причины травматизма на занятиях физической культурой и правила его предупреждения. Учащиеся будут уметь: -составлять и правильно выполнять комплексы упражнений по баскетболу и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки; -организовывать и проводить самостоятельные занятия; -уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой. Личностные результаты: - дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; -умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; -умение оказывать помощь своим сверстникам. Метапредметные результаты: -определять наиболее эффективные способы достижения результата; -умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; -умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения. Предметные результаты: -формирование знаний о физической культуре и его роли в укреплении здоровья; - умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку; - умение вести наблюдение за показателями своего физического развития 17 Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает: потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях; умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях; спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях; стремление индивида вовлечь в занятия физической культуры свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.). Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы Программы Тест 1. Бег 30 (60) м с высокого старта. Оборудование: секундомер Процедура тестирования. В забеге принимают участие не менее двух человек. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» наклоняются вперед и по команде «Марш!» бегут к линии финиша по своей дорожке. Время определяют с точностью до 0,1 с. Тест 2. Прыжки в длину. Процедура тестирования. На площадке проводят линию и перпендикулярно к ней закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Учащийся встает около линии, не касаясь ее носками, затем, отводя руки назад, сгибает ноги в коленях и, оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий мах руками вперед, прыгает вдоль разметки. Расстояние измеряется от линии до сзади стоящей пятки любой ноги. Даются три попытки, лучший результат идет в зачет. Упражнение требует предварительной подготовки для выработки координации движений рук и ног. Тест 3. Наклоны вперед из положения сидя на полу. Оборудование: рулетка. Процедура тестирования. Нанести мелом на полу линию А-Б, а к ее середине - перпендикулярную линию, которую размечают через каждый 1 см. Ученик садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками 20-30 см, ступни вертикальны. Партнер прижимает колени упражняющегося к полу. Выполняют три разминочных наклона и четвертый зачетный на результат, который определяют по касанию сантиметровой разметки средним пальцем соединенных вместе рук. Тест 4. Поднимание туловища из положения лежа. Процедура тестирования. Ученик ложится на спину, сцепив руки за головой, затем, не сгибая коленей, 18 принимает положение седа, попеременно касаясь согнутыми локтями противоположного колена и возвращаясь в исходное положение. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Виды испытаний Бег 30 м Челночный бег 3х10 м Прыжки в длину с места, см 6-минутный бег, м Наклон вперёд из положения сидя, см Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине из виса лёжа (девочки) Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин) мальчики 5,5 - 4,5 8,6 – 7,7 175 - 215 девочки 6,0 – 4,9 9,7 – 8,5 150 - 195 1100-1500 4-12 900-1300 7-20 4-12 16-18 95-115 105-125 Методическое обеспечение программы № п/п Раздел 1 Вводные занятия 2 Здоровье и физическое развитие человека. Форма проведения занятия Методы и Дидактический приемы материал, организации техническое УВП оснащение занятий Практические Словесный, Литература, занятия объяснение схемы, нового справочные материала, материалы, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом Практические Словесный, Литература, занятия объяснение схемы, нового справочные материала, материалы, рассказ, фитнес 19 Инструктаж по ТБ. 3 Общая физическая подготовка 4 Разминка 5 Скоростносиловые тренировки практические тренажеры , занятия, инвентарь упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом Практические Словесный, Литература, занятия объяснение схемы, нового справочные материала, материалы, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом Практические Словесный, Литература, занятия объяснение схемы, нового справочные материала, материалы, рассказ, фитнес практические тренажеры занятия, ,гимнастический упражнения инвентарь в парах, тренировки, наглядный показ педагогом Практические Словесный, Литература, занятия объяснение схемы, нового справочные материала, материалы, рассказ, фитнес практические тренажеры занятия, ,гимнастический упражнения инвентарь в парах, тренировки, 20 6 7 8 наглядный показ педагогом Практические Словесный, Основы занятия объяснение техники нового баскетбола материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом Практические Словесный, Тактика занятия объяснение баскетбола нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом Практические Игры и занятия соревнования Литература, схемы, справочные материалы, фитнес тренажеры , инвентарь Литература, схемы, справочные материалы, баскетбольные мячи Материально-техническое обеспечение программы Для проведения занятий по ОФП с элементами йоги необходимо следующее оборудование и инвентарь: 1-Гимнастическая стенка 2-Гимнастические маты 3-Баскетбольные мячи 4-Набивные мячи разной массы 21 5-Силовые тренажеры 6-Скакалки 7-Резиновые амортизаторы 8-Гантели различной массы 9-Гимнастические коврики 10-Гимнастические скамейки 11- баскетбольные щиты Список литературы 1- Физическая культура 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ В.И Ляха, А.А Зданевич; под ред. В.И Ляха -7-е изд.-М. Просвещение, 2012. 2- Юрий Гавердовский: Теория и методика спортивной гимнастики. Учебник в 2-х томах. Том 1. 3-Вихрева Н.В. Партерная гимнастика. М. МГАХ, 2007 4-Зазюна И.А. Основы педагогического мастерства.– М., 1989 5-Степаненкова Н.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. – М.:2001. 6-Колтановский А., Брыкин А. «Общеразвивающие и специальные упражнения».М., 1973 7-.Миловзорова М.С. «Анатомия и физиология человека». «Медицина».М.,1972 8-Физическая культура. 5-9 классы. Рабочие программы ФГОС.: В.И. Лях. М.:2014г. 9-Тартаковский М.С. Нетрадиционная физкультура. - М.: Просвещение, 1986. 10- Организация работы спортивных секции в школе: программы и рекомендации/ авт.-сост. А.Н. Каинов. – Волгоград: Учитель 2010. 11-Баландин Г.А. Урок физкультуры в современной школе. 22 Г.А. Баландин, Н.Н. Назарова, Т.Н. Казакова. – М.: Советский спорт,2007. 12-Ковалько В.И. Индивидуальная тренировка 13-Кузнецов В.С. Упражнения и игры с мячом, 2009. 14-Мини – баскетбол в школе. Ю.Ф. Буйлин 17-Воспитание физических качеств (метод пособие) 2004 год. 18-Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов 2005 год 23