МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 35 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «СОЮЗ ДРУЗЕЙ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ» Возраст обучающихся: 14-17 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Аверьянова Алла Николаевна педагог дополнительного образования Екатеринбург 2022г Паспорт программы Название программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Союз друзей искусства и культуры» Автор-составитель программы Аверьянова Алла Николаевна, высшее педагогическое образование, ВКК Вид программы Авторская Направленность Художественная Форма реализации Очная Срок реализации 1 год Возраст обучающихся 14-17 лет Категория детей Обучающиеся среднего и старшего школьного возраста Уровень освоения программы базовый Краткая аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая художественной направленности составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ гимназия №35. Пояснительная записка Рабочая программа «Союз друзей искусства и культуры» разработана для занятий с обучающимися 14-17 лет в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Программа внеурочной деятельности составлена согласно требованиям нормативных документов: - Концепции развития дополнительного образования/распоряжение Правительства РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/; - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2010/; - Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года; - Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996р-г/.; - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Устава МАОУ гимназии №35; - Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы организации; - Положения о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации обучающихся организации. Актуальность программы обусловлена определением роли искусства в формировании личности в связи с остротой проблем, поставленных кризисным современным обществом. Процесс социализации, формирующий личность и способствующий её развитию, а также процесс самореализации личности в большой степени зависит от ее творческой деятельности, развитости самосознания. Все эти задачи призвано решать искусство. Существуют теории, в которых разрабатывалась взаимозависимость состояний общества и искусства. Эти теории принадлежат Платону, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше. При общении с подлинным произведением искусства происходит глубинное воздействие на внутренний мир личности. По своей природе искусство противостоит неорганизованности и хаосу, отсюда следует его главная тенденция – помочь человеку гармонизировать себя и мир, притом гармонизируя природное и социальное в человеке, искусство защищает личное «я» с одной стороны от стандартизации и с другой – от духовной изоляции от общества. Его гармонизирующее воздействие проявляется в том, что социальной стадности оно противопоставляет гуманную социальную общность, индивидуализму – личностную ответственность перед обществом, излишнему рационализму – понимание непосредственного ощущения жизни. С помощью искусства человек безгранично расширяет свой внутренний опыт и приобщается к опыту всего человечества. Искусство помогает личности найти себя как неповторимую индивидуальность. Искусство формирует не только ум и сердце: оно формирует целостного человека. Таким образом, искусство как особый уникальный образ самореализации человека выступает как форма становления личности. В то же время искусство как специфическая система ценностного воздействия влияет и формирует не только отдельные личности, но и межличностные отношения и социальные отношения в целом. В искусстве присутствует огромный гуманистический потенциал, созданный человечеством за многовековую историю. Искусство формирует незаменимые компетенции 21 века – творчество, креативность и готовность к инновациям, воображение, эмоции, чувства, инициативность, гибкость и адаптивность, коммуникабельность, способность к обработке информации в образах и символах, способность к анализу нескольких потоков информации одновременно. Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. Цели Создание условий для реализации подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, художественной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин. Образовательная: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Развивающая: развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества; развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, самостоятельности, развитие социально значимых качеств личности. Задачи дополнительного образования - содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний; - развивать у школьников познавательную активность, исследовательские умения и навыки, творческие способности в процессе учебной деятельности; - научить простейшим методам современных исследований, развить способность получать новые знания, научить самостоятельно исследовать тот или иной объект или процесс; - учить работать с большими объемами информации, отбирать, анализировать, систематизировать материал, выявлять и формулировать проблемы, и наметить пути их решения, грамотно оформлять научную работу, овладевать искусством дискуссии; - способствовать профессиональному самоопределению учащихся; - способствовать овладению общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. Формы и режимы деятельности. Каждый ребёнок занимается в кружке 1 раз в неделю (1 час). Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребёнка регулируется индивидуально. Гибкая форма организации детского творчества в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желание, состояние здоровья. Содержание и формы работы дополнительного образования: - разработка проектов и тем исследований; - удовлетворение персонального спроса учащихся на изучение интересующих их проблем; - участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, экспедициях; - проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций; - выступления с докладами, сообщениями; - подготовка творческих работ, публикаций, презентаций; - экскурсия. Количество часов по программе – 37 часов в год\ 1 час в неделю. Планируемые результаты Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; - устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; - адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - учитывать выделенные в пособиях этапы работы; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающиеся смогут: - допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи. - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной форме; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); - подводить под понятие; - устанавливать аналогии; - проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. Учебный план № Название раздела 1. Введение 2. Знакомство со спектрами техническими приемами. 3. 4. Кол-во часов Всего Тео рия Пра кти ка 1 3 2 2 2 Символика в культуре. 5 4 1 Мастера пейзажа 8 7 1 цвета и Формы аттестации и и контроля не предусмотр ена не предусмотр ена не предусмотр ена не предусмотр ена 5. Мастера натюрморта 2 1 1 6. Человек в живописи, графике, скульптуре. 5 4 1 7. Постмодернизм и современная культура 3 2 1 8. Культура и цивилизация 2 1 1 9. Экскурсии 8 8 Итого 38 31 не предусмотр ена не предусмотр ена не предусмотр ена не предусмотр ена не предусмотр ена 7 Ожидаемые результаты Целью освоения программы дополнительного образования является формирование следующих ключевых компетенций: - компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения; - компетентность в сфере гражданско- общественной деятельности; - компетентность в сфере культурно – досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). Содержание программы Введение (3 часа) Проблемы понимания культуры Пространство и время в культуре Знакомство с разными видами живописи (натюрморт, пейзаж, портрет). Знакомство со спектрами цвета и техническими приемами (2 часа) Цветовые решения. Спектр цвета в живописи. (Цветовая палитра, смешивание цветов) Свет и тень в живописи Символика в культуре (5 часов) Береза – символ России. Образ березы в произведениях искусства. Картины Куинджи. Клен в произведениях искусства Дуб. Могущества дуба в произведениях русской культуры. Цветущий персик. В. Серов «Девочка с персиками» Подсолнух - символ солнца в культуре. Картины Ван Гога. Мастера пейзажа (8 часов) Зимний пейзаж. Знакомство с мастерами пейзажа. И.И. Левитан, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин Зима в изображении поэтов. Стихотворения А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова. Сопоставление поэтического произведения с живописью. Весенний пейзаж. Знакомство с мастерами пейзажа. Певцы весеннего пейзажа. Знакомство с творчеством А.К. Саврасова («Грачи прилетели») Певцы весны А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков. Сопоставление поэтического произведения с живописью. Летний пейзаж. Знакомство с мастерами пейзажа. Картины А.М. Васнецова, И.И. Левитана, И.И. Шишкина, А.Г. Венецианова Изображение солнечного летнего дня в произведениях русской литературы. А.В. Кольцов, А.К. Толстой, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев., А.П. Чехов Осенний пейзаж в культуре России. Знакомство с мастерами пейзажа. .И. Левитан, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин Осень в изображении поэтов. Стихотворения А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева. Сопоставление поэтического произведения с живописью. Мастера натюрморта (2 часа) Натюрморт. Знакомство с мастерами натюрморта. П. Ф. Никонов, М.С. Сарьян, П.П. Кончаловский, К.А. Коровин, З.Е. Серебрякова Натюрморт. Знакомство с мастерами натюрморта. Н.А. Андронов, Ф.П. Толстой, К.А. Сомов Человек в живописи, графике, скульптуре (5 часов) Человек в живописи, Человек в графике. Человек в скульптуре. Знакомство с творчеством Н.И. Аргунова, К.П. Брюллова, А.А. Иванова Творчество О. А. Кипренского, Д.Г. Левицкого, И.Е. Репина. Постмодернизм и современная культура (3 часа) Постмодернизм и современная культура Культура и цивилизация (2 часа) Культура и цивилизация Экскурсии (8 часов) Экскурсия в музей современного искусства Экскурсия в музей изобразительного искусства Экскурсия в музей Э. Неизвестного Экскурсия в музей «Шигирский идол» Календарный учебный график Мес яц № № 1 сентя брь 1 2 сент ябрь 2 3 сент ябрь 3 4 5 сент ябрь 4 сент ябрь 5 6 октяб рь 6 7 октя брь 7 Время проведения Согласно утвержденно му расписанию Согласно утвержденн ому расписанию Согласно утвержденн ому расписанию Согласно утвержденн ому расписанию Согласно утвержденн ому расписанию Согласно утвержденн ому расписанию Согласно утвержденн Форма занятий Коли честв о часов Групповая 1 час Тема Введение (3 часа) Проблемы понимания культуры Место проведения Форма контроля Июльская, 32 Не предусмотрена Группов ая 1 час Пространство и время в культуре Июльская, 32 Не предусмотрена Группов ая 1 час Знакомство с разными видами живописи (натюрморт, пейзаж, портрет). Июльская, 32 Не предусмотрена Знакомство со спектрами цвета и техническими приемами (2 часа) Цветовые решения. Спектр цвета в живописи. (Цветовая палитра, смешивание цветов) Июльская, 32 Не предусмотрена Июльская, 32 Не предусмотрена Июльская, 32 Не предусмотрена Июльская, 32 Не предусмотрена Группов ая 1 час Группов ая 1 час Свет и тень в живописи Группов ая 1 час Символика в культуре (5 часов) Береза – символ России. Образ березы в произведениях искусства. Картины Куинджи. Группов ая 1 час Клен в произведениях искусства 8 октя брь 8 9 октя брь 9 10 октя брь 10 ому расписанию Согласно утвержденн ому расписанию Согласно утвержденн ому расписанию Согласно утвержденн ому расписанию Группов ая 1 час Дуб. Могущества дуба в произведениях русской культуры. Июльская, 32 Не предусмотрена Группов ая 1 час Цветущий персик. В. Серов «Девочка с персиками» Июльская, 32 Не предусмотрена Группов ая 1 час Подсолнух - символ солнца в культуре. Картины Июльская, Ван Гога. 32 Не предусмотрена Мастера пейзажа (8 часов) 11 ноябр 11 ь 12 12 13 нояб рь 14 15 нояб рь Группов ая 1 час Зимний пейзаж. Знакомство с мастерами пейзажа. И.И. Левитан, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин Июльская, 32 Не предусмотрена Группов ая 1 час Зима в изображении поэтов. Стихотворения А.С. Июльская, Пушкина, Н.А. Некрасова. Сопоставление 32 поэтического произведения с живописью. Не предусмотрена Группов ая 1 час Весенний пейзаж. Знакомство с мастерами Июльская, пейзажа. Певцы весеннего пейзажа. Знакомство 32 с творчеством А.К. Саврасова («Грачи прилетели») Не предусмотрена 14 Согласно Группов утвержденн ая ому расписанию 1 час Певцы весны А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков. Сопоставление поэтического произведения с живописью. Июльская, 32 Не предусмотрена 15 Согласно утвержденн ому 1 час Летний пейзаж. Знакомство с мастерами пейзажа. Картины А.М. Васнецова, И.И. Левитана, И.И. Шишкина, А.Г. Венецианова Июльская, 32 Не предусмотрена 13 Согласно утвержденн ому расписанию Согласно утвержденн ому расписанию Согласно утвержденн ому расписанию Группов ая 16 17 16 нояб рь 18 19 18 декаб рь 20 23 17 19 20 21 дека брь 21 22 дека брь 22 дека брь 23 расписанию Согласно утвержденн ому расписанию Согласно утвержденн ому расписанию Согласно утвержденн ому расписанию Согласно утвержденн ому расписанию Согласно утвержденн ому расписанию Согласно утвержденн ому расписанию Согласно утвержденн ому расписанию Согласно утвержденн ому расписанию Группов ая 1 час Группов ая 1 час Группов ая 1 час Группов ая 1 час Группов ая 1 час Изображение солнечного летнего дня в произведениях русской литературы. А.В. Кольцов, А.К. Толстой, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев., А.П. Чехов Осенний пейзаж в культуре России. Знакомство с мастерами пейзажа. . И. Левитан, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин Июльская, 32 Не предусмотрена Июльская, 32 Не предусмотрена Осень в изображении поэтов. Стихотворения А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева. Сопоставление поэтического произведения с живописью. Мастера натюрморта (2 часа) Натюрморт. Знакомство с мастерами натюрморта. П. Ф. Никонов, М.С. Сарьян, П.П. Кончаловский, К.А. Коровин, З.Е. Серебрякова Июльская, 32 Не предусмотрена Июльская, 32 Не предусмотрена Натюрморт. Знакомство с мастерами Июльская, натюрморта. Н.А. Андронов, Ф.П. Толстой, К.А. 32 Сомов Не предусмотрена Группов ая 1 час Человек в живописи, графике, скульптуре (5 часов) Человек в живописи, Группов ая 1 час Группов ая 1 час Июльская, 32 Не предусмотрена Человек в графике. Июльская, 32 Не предусмотрена Человек в скульптуре. Июльская, 32 Не предусмотрена 24 январ ь 25 2628 29-30 24 25 Группов ая 1 час Знакомство с творчеством Н.И. Аргунова, К.П. Брюллова, А.А. Иванова Июльская, 32 Не предусмотрена Группов ая 1 час Творчество О. А. Кипренского, Д.Г. Левицкого, И.Е. Репина. Июльская, 32 Не предусмотрена Июльская, 32 Не предусмотрена Июльская, 32 Не предусмотрена Июльская, 32 Не предусмотрена янва рь 26-28 Согласно Группов утвержденн ая ому расписанию 3 час Постмодернизм и современная культура (3 часа) Постмодернизм и современная культура янва рь 29-30 Согласно Группов утвержденн ая ому расписанию 2 час Культура и цивилизация (2 часа) Культура и цивилизация Группов ая 2 час Экскурсии (8 часов) Экскурсия в музей современного искусства Группов ая 2 часа Экскурсия в музей изобразительного искусства Июльская, 32 Не предусмотрена Группов ая 2 часа Экскурсия в музей Э. Неизвестного Июльская, 32 Не предусмотрена Группов ая 2 часа Экскурсия в музей «Шигирский идол» Июльская, 32 Не предусмотрена 3132 февр аль 31-32 3334 февр аль 33-34 3536 февр аль 35-36 37-38 Согласно утвержденн ому расписанию Согласно утвержденн ому расписанию февра 37-38 ль Согласно утвержденн ому расписанию Согласно утвержденн ому расписанию Согласно утвержденн ому расписанию Согласно утвержденн ому расписанию Методическое обеспечение программы: №п/п Раздел или тема программы Форма проведения занятий Методы и приемы организации УВП Дидактичес кий материал, техническое оснащение занятий 1. Введение типовые занятия (объяснения и практические работы), урокитренинги, групповые исследования, игрыисследования, творческие проекты. Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение; поисковая деятельность; информационнокоммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии. Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, миниконференция, консультация. 1. Рабочее место преподавателя: 1.1. Компьютер с предустановленным системным и прикладным программным обеспечением общего назначения, доступом к локальным сетевым ресурсам и ресурсам сети Интернет. 1.2. Видеопроекционное оборудование. 1.3. Интерактивная доска или проекционный экран. 1.4. Мебель (стол, стул) 2. Рабочие места для обучающихся из расчета численности класса 15 человек или группы (столы ученические, стулья). Знакомство со спектрами цвета и техническими приемами. Символика в культуре. Мастера пейзажа Мастера натюрморта Человек в живописи, графике, скульптуре. Постмодернизм и современная культура Культура и цивилизация Экскурсии ЛИТЕРАТУРА 1. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 –р. 2. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - М.: 2013. – 238 с. 3. Буйлова, Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. — 2015. — № 15. Электронные образовательные ресурсы: Библиотекарь. РУ http://www.bibliotekar.ru/index.htm Большая художественная галерея http://gallerix.ru/ http://www.hermitage.ru Государственный Эрмитаж. http://www.museum.ru Портал «Музеи России». http://www.museum.ru/gmii/ Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. http://www.museumpushkin.ru Государственный Русский музей. http://www.shm.ru Государственный исторический музей. http://www.tretyakovgallery.ru Государственная Третьяковская галерея.