Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Учимся решать проблемы

Паспорт программы
Название программы

Учимся решать проблемы

Автор-составитель
Вид программы
Направленность
Форма реализации
Срок реализации
Возраст обучающихся
Категория детей
Уровень освоения
программы
Краткая аннотация

Салихзянова Нина Владимировна
типовая
Социально-педагогическая
очная
1 год
11-12 лет
Обучающиеся среднего школьного возраста
базовый
С проблемными ситуациями обучающиеся
сталкиваются в различных сферах школьной
жизни: в учебном процессе, в общении со
сверстниками и взрослыми, при участии в
общественной
процессе
задач.

жизни

решения

класса

и

школы,

в

собственных жизненных

Пояснительная записка
Умение рассматривать проблемную ситуацию, возникшую в процессе
деятельности, как задачу, предполагающую поиск, нахождение и реализацию
оптимального варианта решения, является важной составной частью
субъектной позиции личности в современном мире. Обучение такому
подходу

к

проблемной

ситуации

стало

необходимым

элементом

образовательного процесса.
С проблемными ситуациями обучающиеся сталкиваются в различных
сферах школьной жизни: в учебном процессе (на уроках и при подготовке
домашних заданий), в общении со сверстниками и взрослыми, при участии в
общественной жизни класса и школы, в процессе решения собственных
жизненных задач.
Готовность и способность работать с проблемной ситуацией как с
задачей предполагает, что обучающийся способен:

проанализировать

проблему, вычленить ее суть, переформулировать проблему в задачу
собственной деятельности, спланировать шаги по решению этой задачи,
осуществить необходимые шаги, оценить полученный результат с точки
зрения поставленной цели.
Проектная деятельность с элементами коллективной практической и
исследовательской

работы

интересна

обучающимся

11—12

лет,

а

следовательно, способствует их общему психологическому и социальному
развитию. Навыки проектного мышления востребуются в средней школе,
поэтому целесообразно подготавливать детей к подобной деятельности уже в
самом начале обучения в среднем звене гимназии.

Цель: формирование основ проектного мышления обучающихся.

Задачи программы «Учимся решать проблемы»:

 формировать

у

обучающихся

психологической

готовности

к

восприятию проблемной ситуации как личной задачи деятельности;
 формировать у обучающихся представлений о типах проблемных
ситуаций и подходов к их решению;
 развивать навыки коллективной проектной деятельности и решения
специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом
процессе;
 формировать у подростков готовности к переносу полученных учебных
навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения;
 развивать социально-психологических качеств личности.
Под проектным мышлением понимается способность рассматривать
проблемную

ситуацию

как

задачу

с

последующим

построением

деятельности, направленной на ее решение.
Программа внеурочной деятельности составлена на основе программы
«Учимся решать проблемы»

авторов

М.Р. Битяновой, Т.В.Бегловой в

соответствии с требованиями к содержанию, условиям реализации и
результатам работы, прописанным в ФГОС НОО. Содержание программы
соответствует целям и задачам основной образовательной программы МАОУ
гимназии №35: совершенствование системы работы гимназии, направленной
на сохранение здоровья обучающихся, привитие навыков здорового образа
жизни, содействие укреплению социального и психологического здоровья
обучающихся

Формы организации занятий
Для успешной реализации используются групповые интерактивные
занятия с игровыми и тренинговыми элементами. В течение всех занятий
дети ведут тетрадь, в которой записывают основные понятия и выполняют
письменные тренировочные упражнения.
Базовые проблемные ситуации, изучаемые в данной программе,
предлагаются учащимся для ознакомления и освоения в двух формах: как
проблемы индивидуальной деятельности и как проблемы коллективной
деятельности. В своей первой форме каждая проблема требует своего
определения и нахождения оптимального пути решения. Для этого дети
знакомятся с образом проблемы, ее определением, ее проявлениями в
жизненных ситуациях и основной технологией решения. В своей второй
форме решение проблемы осложняет необходимость находить общий язык с
другими людьми.
Методы используемые на занятиях:
В программе сочетаются элементы традиционного обучения и методы
активного психологического обучения: тренинг, ролевая игра, работа
проблемной группы, групповая дискуссия по принятию общего решения и
включает в себя как минимум одно задание, предполагающее погружение
детей в учебную проблему, ее групповое обсуждение и выработку общего
решения.

В

конце

каждого

занятия

дети

обсуждают

практическое

применение полученных знания в жизни.
Обучение методам коллективного решения проблем осуществляется на
занятиях в парах, в мини-группах и в группе. Однако предпочтение отдается
работам мини-групп по 3—5 человек (в зависимости от упражнения). Дети
постоянно работают в группах разного состава. Тем самым занятия
способствуют сплочению коллектива класса.

Ожидаемые результаты
Достижение личностных результатов :
1. формирование

у

обучающегося

готовности

и

способности

к

саморазвитию,
2. развитие мотивации к обучению и познанию,
3. формирование

у

обучающихся

психологической

готовности

к

восприятию проблемной ситуации как личной задачи деятельности;
4. развитие самостоятельности и личной ответственности в решении
проблемных ситуациях;
5. развитие социально-психологических качеств личности.

Формирование метапредметных достижений, включающих освоенные
обучающимися

универсальные

учебные

действия

(познавательные,

регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями,

составляющими

основу

развития

проектного

самостоятельного мышления обучающихся:
1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2. умение рассматривать проблемную ситуацию, возникшую в процессе
деятельности, как задачу, предполагающую поиск, нахождение и реализацию
оптимального варианта решения;
3.

способность

переформулировать

проанализировать
проблему

в

проблему,
задачу

вычленить

собственной

ее

суть,

деятельности,

спланировать шаги по решению этой задачи, осуществить необходимые
шаги, оценить полученный результат с точки зрения поставленной цели.

4. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умение находить выходы из проблемных ситуаций.
5. развитие навыков коллективной проектной деятельности и решения
специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе;
6. формирование у обучающихся представлений о типах проблемных
ситуаций и подходов к их решению;
7. формирование у подростков готовности к переносу полученных учебных
навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения.

Оценка эффективности реализации программы осуществляется по
итогам проведения школьного тура «Чемпионат проектных игр». В ходе
Чемпионата каждая команда выполняет игровые задания по определению
типов и алгоритмов решения проблемных ситуаций, участвует в решении
проектных задач, составленных по сюжетам произведений. Оценивание
выступлений команд производится на основании следующих показателей:
 знание типов проблемных ситуаций;
 применение практических навыков решения проблемных ситуаций по
алгоритму;
 умение

оценивать

полученные

результаты

с

точки

зрения

поставленных целей;
 умение взаимодействовать и сотрудничать в коллективной проектной
деятельности.

Количество часов по программе – 36 часов в год\ 1 час в неделю на группу.

Учебный план
№

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Формы

Практика

аттестации и
контроля

1

«Учимся сотрудничать»

6

3

3

Не
предусмотрена

«Учимся распознавать

2

13

6

7

Не
предусмотрена

17

5

12

Чемпионат
проектных игр
(школьный
тур)

36

14

22

проблемы»
3

«Учимся решать проблемы»

Содержание
С проблемными ситуациями обучающиеся сталкиваются в различных
сферах школьной жизни: в учебном процессе (на уроках и при подготовке
домашних заданий), в общении со сверстниками и взрослыми, при участии в
общественной жизни класса и гимназии, в процессе решения собственных
проблем.
Программа состоит из трех частей:
1. «Учимся сотрудничать»

Первая часть - вводная - направлена на формирование у обучающихся
навыков сотрудничества и знакомство с понятием проблемной ситуации.
2. «Учимся распознавать проблемы»

Вторая часть ориентирована на ознакомление с тремя типами проблемных
ситуаций, на формирование навыков их распознавания и адекватного
решения. Обучающиеся знакомятся с двумя проблемными ситуациями,
возникающими в коллективной деятельности, и способами их решения.
3. «Учимся решать проблемы»

Третья часть направлена на отработку практических навыков распознавания
и решения проблемных ситуаций различного рода.
Проектная деятельность с элементами коллективной практической и
исследовательской

работы

интересна

обучающимся

среднего

звена,

следовательно, способствует их общему психологическому развитию.
Навыки проектного мышления востребуются в средней школе, поэтому
целесообразно подготавливать детей к подобной деятельности уже в самом
начале обучения в среднем звене гимназии.
В рамках программы предлагается 5 проблем: три из них относятся к
проблемным ситуациям разного вида, а две — к типичным проблемам
групповой проектной деятельности. Каждая проблема предлагается детям в
виде

метафоры,

специфического

зрительного

образа

и

конкретного

поясняющего определения. Обучающие проходят основные понятия курса:
«проблема», «проблема, похожая на...» (5 видов), «решение проблемы».
Навыки классификации проблем на 5 видов, основные технологии решения
конкретных проблем, как в ситуации тренинга, так и в модельной ситуации
(то есть в ситуации, моделирующей реальную деятельность), технологий
коллективного обсуждения и принятия общего решения. Формируется у
детей

психологическая

коллективной

установка

деятельности.

на

сотрудничество

Способность

переноса

в

ситуации

полученных

психологических навыков в другие ситуации (на другие уроки, во
внеучебную жизнь).

В основе реализации программы лежит теоретическая и практическая
модель групповой работы с обучающимися среднего звена.

Календарный учебный график
№

Месяц

№
недели

1.

сентябрь

2

2.

сентябрь

3

3.

4.

5.

6.

7.

сентябрь

сентябрь

октябрь

октябрь

октябрь

4

5

6

7

8

Время

Форма

Количество

занятий

часов

группов
ая

1ч

группова
я

1ч

Согласно
утвержденному
расписанию

группова
я

1ч

Согласно
утвержденному
расписанию

группова
я

1ч

Согласно
утвержденному
расписанию

группова
я

1ч

Согласно
утвержденном
у расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию

группов
ая

1ч

группова
я

1ч

проведения

Тема

проведения

занятий
Согласно
утвержденном
у расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию

Место

1.Учимся сотрудничать
Учимся решать проблемы вместе

контроля

Июльская, 32

Не
предусмотрена

Июльская, 32

Не
предусмотрена

Июльская, 32

Не
предусмотрена

Июльская, 32

Не
предусмотрена

Июльская, 32

Не
предусмотрена

Июльская, 32

Не
предусмотрена

Июльская, 32

Не
предусмотрена

Учимся договариваться и уступать

Мы команда

Мы вместе

Конструктивное поведение в
конфликте

Мы понимаем друг друга

Мы понимаем друг друга

Форма

8.

октябрь

9

Согласно
утвержденному
расписанию

группова
я

1ч

2.Учимся распознавать проблемы

Июльская, 32

Не
предусмотрена

Проблемы, похожие на мозаику

9.

октябрь

10

Согласно
утвержденному
расписанию

группова
я

1ч

Проблемы, похожие на мозаику

Июльская, 32

Не
предусмотрена

10.

ноябрь

11

группов
ая

1ч

Проблемы, похожие на
многослойное желе

Июльская, 32

Не
предусмотрена

11.

ноябрь

12

Согласно
утвержденном
у расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию

группова
я

1ч

Проблемы, похожие на
многослойное желе

Июльская, 32

Не
предусмотрена

12.

ноябрь

13

Согласно
утвержденному
расписанию

группова
я

1ч

Проблемы, похожие на снежинку

Июльская, 32

Не
предусмотрена

13.

ноябрь

14

Согласно
утвержденному
расписанию

группова
я

1ч

Проблемы, похожие на снежинку

Июльская, 32

Не
предусмотрена

14.

декабрь

15

группов
ая

1ч

Мы строим парк 1

Июльская, 32

Не
предусмотрена

15.

декабрь

16

группов
ая

1ч

Мы строим парк 2

Июльская, 32

Не
предусмотрена

16.

декабрь

17

Согласно
утвержденном
у расписанию
Согласно
утвержденном
у расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию

группова
я

1ч

Мы строим парк3

Июльская, 32

Не
предусмотрена

17.

декабрь

18

Согласно
утвержденному
расписанию

группова
я

1ч

Проблемы, похожие на притчу о
слоне

Июльская, 32

Не
предусмотрена

18.

январь

20

Согласно
утвержденному
расписанию

группова
я

1ч

Проблемы, похожие на притчу о
слоне

Июльская, 32

Не
предусмотрена

19.

январь

21

группов
ая

1ч

Проблемы, похожие на
олимпийские кольца

Июльская, 32

Не
предусмотрена

20.

январь

22

Согласно
утвержденном
у расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию

группова
я

1ч

Проблемы, похожие на
олимпийские кольца

Июльская, 32

Не
предусмотрена

21.

февраль

23

Согласно
утвержденному
расписанию

группова
я

1ч

Июльская, 32

Не
предусмотрена

22.

февраль

24

Согласно
утвержденному
расписанию

группова
я

1ч

Учимся распознавать проблемы

Июльская, 32

Не
предусмотрена

23.

февраль

25

Согласно
утвержденном
у расписанию

группов
ая

1ч

Учимся находить решение
проблемы 1

Июльская, 32

Не

3.Учимся решать проблемы
Учимся распознавать проблемы

предусмотрена

24.

февраль

26

Согласно
утвержденному
расписанию

группова
я

1ч

Учимся находить решение
проблемы 2

Июльская, 32

Не
предусмотрена

25.

март

27

Согласно
утвержденному

группова
я

1ч

Учимся находить решение
проблемы 3

Июльская, 32

Не
предусмотрена

расписанию
26.

март

28

Согласно
утвержденному
расписанию

группова
я

1ч

Учимся
находить
проблемы4

решение

Июльская, 32

Не
предусмотрена

27.

март

29

Согласно
утвержденном
у расписанию

группов
ая

1ч

Учимся
находить
проблемы5

решение

Июльская, 32

Не

Согласно
утвержденном
у расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию

группов
ая

1ч

группова
я

1ч

Однажды в городе N...

Июльская, 32

Не
предусмотрена

28.

март

30

предусмотрена

Однажды в городе N...

Июльская, 32

Не
предусмотрена

29.

апрель

31

30.

апрель

32

Согласно
утвержденному
расписанию

группова
я

1ч

Однажды в городе N...

Июльская, 32

Не
предусмотрена

31.

апрель

33

Согласно
утвержденном
у расписанию

группов
ая

1ч

Большая игра с элементами
тренинга

Июльская, 32

Не

Большая игра с элементами
тренинга

Июльская, 32

Не
предусмотрена

Июльская, 32

Не
предусмотрена

Июльская, 32

Не

32.

апрель

34

Согласно
утвержденному
расписанию

группова
я

1ч

33.

апрель

35

Согласно
утвержденному
расписанию

группова
я

1ч

34.

май

36

Согласно
утвержденном

группов
ая

1ч

Большая
тренинга

игра

с

элементами

Чемпионат проектных игр

предусмотрена

(школьный тур)

у расписанию
35.

37

Согласно
утвержденному
расписанию

группова
я

1ч

36.

38

Согласно
утвержденному
расписанию

группова
я

1ч

предусмотрена

Чемпионат проектных игр
(школьный тур)
Чемпионат
проектных
(школьный тур).

игр

Июльская, 32

Не
предусмотрена

Июльская, 32

Не
предусмотрена

Список литература:
1. Битянова М.Р., Беглова Т.В. «Учимся решать проблемы», учебно-методическое пособие для психологов и педагогов – М.: Генезис , 2005
2. Битянова М.Р., Беглова Т.В. «Учимся решать проблемы», рабочая тетрадь школьника – М.: Генезис , 2005
3. Зинкевич – Евстегнеева Т.Д., Д.Ф., Грабенко Т.М. Технология создания команды. – СПб.: Речь, 2002
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М.: Генезис, 1998
5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 кл). М..: Генезис, 2005.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».