Паспорт программы Название программы Авторсоставитель Актерские техники и приемы Вид программы Адаптированная Направленность Художественная Форма реализации Срок реализации Очная Возраст обучающихся Категория детей 13-18 лет Уровень освоения программы Краткая аннотация Стартовый Никитина Вероника Сергеевна 1 год Учащиеся старшего школьного возраста Курс «Театральная культура» продолжает знакомить детей со спецификой театрального искусства, как искусства «человековедения», где объектом исследования и изображения, а также исполнителем является сам человек, входящий на прямое, непосредственное общение с другим человеком (партнером, зрителем). Поэтому, в основе отбора материала лежит личность человека. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ гимназия № 35. ➢ Направленность программы - художественная ➢ Актуальность программы. Программа «Театральная культура» адресована обучающимся 7-11 классов и предназначена для реализации в МАОУ гимназия №35. «Актерские техники и приемы» является продолжением программы «Основы актерского мастерства» начального уровня обучения и становится ведущей дисциплиной в системе художественного развития детей и подростков школы средствами театрального искусства. Актуальность программы обусловлена тем, что занятия по данному направлению помогают формированию верных идейно-эстетических оценок, способствуют пониманию круга жизненных явлений, таких как человеческие взаимоотношения, конфликты, поступки, характеры. Вся организация работы в театральном коллективе помогает осознать, что занятия искусством — это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Одновременно происходит формирование стремления к творческой отдаче полученных знаний, к общественной активности. Программа актуальна, т.к. актёрское мастерство – искусство синтетическое, объединяющее слово, действие, изобразительное искусство, музыку и т.д., привлекает к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, и открывает большие возможности для многостороннего развития способностей человека. Практическое знакомство со сценическим действием как основой актёрского мастерства имеет общевоспитательное значение: способствует развитию творческих возможностей, воспитанию наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел и культуру речи. ➢ Адресат программы: обучающиеся гимназии №35 в возрасте от 13 до 18 лет; ➢ Отличительные особенности программы: Достоинства программы – ее максимальная практичность и специальное ориентирование в воспитании юных актёров. Построение идет по принципу от простого к сложному. Различные форматы практики позволяют освоить курс максимально продуктивно и увлекательно, что является важной составляющей при работе с детьми и подростками. Программа «Актерские техники и приемы» продолжает знакомить детей со спецификой театрального искусства, как искусства «человековедения», где объектом исследования и изображения, а также исполнителем является сам человек, входящий на прямое, непосредственное общение с другим человеком (партнером, зрителем). Поэтому, в основе отбора материала лежит личность человека. ➢ Практическая значимость программы: Объем и срок реализации программы 2 часа в неделю – 72 часа; срок реализации – 2 года. Общее количество учебных часов в год 576, запланированных на весь период обучения: 576 часов. ➢ Цель и задачи программы Цель: Познакомить детей со спецификой театрального искусства, как искусства коллективного, где объектом исследования и изображения, а также исполнителем является сам человек, выходящий на прямое, непосредственное общение с другим человеком (партнером, зрителем, коллегой по сценической площадке). Задачи: Обучающие: • познакомить обучающихся с основами актерского мастерства; • научить владеть видами сценического внимания, обладать ассоциативным и образным мышлением, ориентироваться и действовать в сценическом пространстве, отрабатывать правдивость и точность простейших физических действий, органично и естественно существовать в предлагаемых обстоятельствах; • дать основные теоретические понятия: о сценическом этюде и о его драматургическом построении, о создании сценария этюда и форме его написания, о выразительных средствах сценического действия и их разновидностях, о событии и событийном ряде, о втором плане роли и его внутреннем монологе, о сюжете и его структуре, об особенностях различных школ актерского мастерства. • укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа; • развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов. Развивающие: • создать условия для приобретения обучающимися опыта исполнительского мастерства; • развить способности к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности; • развить личностные и творческие способности обучающихся; • развить наблюдательность, творческую фантазию и воображение, внимание и память, ассоциативное и образное мышление, чувство ритма, логическое мышление, способность выстраивать событийный ряд, способность анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли, уметь донести свои идеи и ощущения до зрителя. Воспитательные: • способствовать формированию у обучающихся духовнонравственной позиции; • воспитать способность к коллективному творчеству, работе в команде; • содействовать повышению общего уровня гуманитарной культуры и образования; • способствовать повышению самооценки и успешности. ➢ Организация образовательного процесса Форма занятий – очная, групповая. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу (45 минут – занятие). ➢ Планируемые результаты Личностные результаты: • наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; • формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с театром; • приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих театрально - творческих возможностей; • развитие мотивов театрально - учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) процесса; • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в т.ч. театральных; Метапредметные результаты: • наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; • ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума; • овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; • применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; • готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам театрального искусства; • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия; • участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей; • умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии. Предметные результаты: - формирование основ театральной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; - потребности в общении с театральным искусством для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; - формирование мотивационной направленности на продуктивную театрально-творческую деятельность (слушание музыки, декламация, инструментальное музицирование, драматизация произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение); - развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к театральному искусству и различным видам театральной деятельности; - развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о театре как способе выражения духовных переживаний человека; - общее понятие о роли театра в жизни человека и его духовнонравственном развитии знание основных закономерностей театрального искусства; - воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия художественной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах театральной деятельности; - развитие способности искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться; - развитие чувства ритма и координация движения, речевого дыхания и артикуляции; дикции на материале скороговорок и стихов; расширение словарного запаса, умение пользоваться словами, выражающие основные чувства - овладение строить диалог, самостоятельно выбирая партнера. 2.1 Учебный план Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, 72 часов №п/п Наименование разделов/тем программы Количество часов 1.1. Театр как искусства 1.2. Специфика театрального искусства Правда переживаний Выразительность бессловесного действия Искусство звучащего слова 2 2 4 - 2 6 8 - 2 6 8 4 12 16 Театральные тренинги Фантазия воображение 2 14 16 Сдача этюда на создание атмосферы Сдача стихотворного произведения Сдача этюда 2 2 4 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. вид теория практик всего а 4 2 6 Фомы аттестации/ контроля и - Сдача стихотворного произведения Секреты уверенности выступлениях сцене Мы зрители 1.8. 1.9 - 6 6 2 2 4 20 52 72 в на ИТОГО: 2.2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1.1. Театр как вид искусства • • • • Театр – искусство синтетическое. Театр – искусство коллективное. Носитель специфики театра – актер. Главное выразительное действие театра – действие. 1.2. Специфика театрального искусства • Спектакль – театральное произведение. • Пьеса – режиссер. • Режиссер – существо трех ликое. • Игра – главный элемент в профессии актера. 1.3. Правда переживаний • Этюды на импровизацию. • Импровизационные дуэли. • Этюды на создание ситуаций. 1.4. Выразительность бессловесного действия • Этюды на создание атмосферы. • Этюды на создание мизансценической ситуации. • Этюды на рождение слова. 1.5. Искусство звучащего слова • Словестные пучки • Скороговорки • Дыхательные разминки • Искусство дикламации 1.6. Театральные тренинги • Тренинги - наблюдения • Тренинги на знакомство • Тренинги на пластическое раскрепощение • Тренинги на дыхание • Тренинги на выразительность • Тренинги на мгновенное стихосложение Анализ просмотренных работ Театрализованно е новогоднее представление 1.7. Фантазия и воображение • • • • Вижу, как есть, отношусь, как задано Тренинг на ориентацию в сценическом пространстве Тренинги на перевоплощения Ритмические тренинги 1.8. Секреты уверенности в выступлениях на сцене • Упражнение на пластическое раскрепощение • Проработка зажимов • Мускульный контролер. Мышечное напряжение 1.8.Мы зрители • Мы… - наблюдение, аализ, проработка образа • Уважение к творчеству. • Воспитание собственной точки зрения. • Объективность, эмоциональность, наблюдательность. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. Поурочное тематическое планирование предмета «Основы актерского мастерства» Театр как вид искусства Театр – искусство синтетическое. Театр – искусство коллективное. Носитель специфики театра – актер. Главное выразительное действие театра – действие. Специфика театрального искусства Спектакль – театральное произведение. Пьеса – режиссер. Режиссер – существо трех ликое. Игра – главный элемент в профессии актера. Правда переживаний Этюды на импровизацию. Импровизационные дуэли. Этюды на создание ситуаций. Выразительность бессловесного действия Этюды на создание атмосферы. Этюды на создание мизансценической ситуации. Этюды на рождение слова. Искусство звучащего слова Словестные пучки Скороговорки Дыхательные разминки Искусство дикламации Театральные тренинги Тренинги - наблюдения Тренинги на знакомство Тренинги на пластическое раскрепощение Тренинги на дыхание Тренинги на выразительность Тренинги на мгновенное стихосложение Фантазия и воображение Вижу, как есть, отношусь, как задано Тренинг на ориентацию в сценическом пространстве Тренинги на перевоплощения Ритмические тренинги Секреты уверенности в выступлениях на сцене Упражнение на пластическое раскрепощение Проработка зажимов Количество часов 1 1 2 2 1 1 1 1 3 2 3 3 2 3 4 4 4 4 2 2 4 3 2 3 1 1 1 1 2 2 39. 40. 41. 42. 43. 44. Мускульный контролер. Мышечное напряжение Мы зрители Мы… - наблюдение, аализ, проработка образа Уважение к творчеству. Воспитание собственной точки зрения. Объективность, эмоциональность, наблюдательность. 2 1 1 1 1 2.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающиеся будут уметь: - уверенно держаться на сценической площадке и преподносить творческий продукт; - ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; - принимать активное участие в жизни социума; - выбирать способы решения задач через понимания поставленной цели; - логически действовать: анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать; - планировать, контролировать и оценивать собственные действия; - корректировать свои действия, понимая их успешность или причину не успешности; - участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей; - воплощать свои творческие идеи в жизнь. 3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 3.1. Формы аттестации/ контроля обучающихся и оценочные материалы. Формы контроля. Реализация программы «Актерские техники предусматривает итоговую аттестацию обучающихся. и приемы» Итоговая аттестация – новогоднее театрализованное представление, участие в театрализованном последнем звонке (театрализованной программы, праздника). Средства контроля. Контроль освоения обучающимися программы осуществляется путем оценивания следующих критериев: 1. Теоретическая подготовка. Теоретические знания по разделам учебно-тематического плана. 2. Практическая подготовка. Практические умения и навыки по разделам учебно-тематического плана. 3. Общеучебные умения и навыки: 3.1. Учебно-коммуникативные умения: умение слушать и слышать педагога; умение работать в команде. 3.2. Учебно-организационные умения и навыки: навыки соблюдения в процессе деятельности правил техники безопасности; умение быстро и четко соблюдать рекомендации педагога. 4.2. Условия реализации программы: Материально- техническое обеспечение программы • • • • Просторный кабинет, Возможность задействовать сценическое пространство, Зеркала в пол, Световое и звуковое оборудование. Сведения о составителе: - Никитина Вероника Сергеевна; - Высшее, Челябинский государственный институт культуры, бакалавр, режиссура театрализованных представлений и праздников, 2020 г.; - квалификационная категория отсутствует.