Пояснительная записка План внеурочной деятельности Муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназия № 35 (далее – МАОУ гимназия № 35) обеспечивает введение в действие и реализацию ФГОС среднего общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав, структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам. План внеурочной деятельности разработан с учетом интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей), кадровых, материальнотехнических возможностей образовательной организации. Занятия внеурочной деятельности осуществляются при наличии рабочих программ, рассмотренных на научно-методическом совете гимназии и утвержденных директором. План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов: – Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577, от 29 июня 2017 года № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413); – ряда других нормативных документов, регламентирующих Порядок организации и осуществлении образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. – Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназия № 35. – Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ гимназия №35. 1. Организация внеурочной деятельности Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС СОО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно2 урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемых через внеурочную деятельность определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана. Количество часов, выделяемое на внеурочную деятельность на уровне среднего общего образования за 2 года составляет не менее 677 часов, что составляет недельную допустимую нагрузку по внеурочной деятельности на одного обучающегося не более 10 часов. Организация внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования предусматривает гибкость в распределении нагрузки при подготовке воспитательных мероприятий и общих коллективных дел; кроме этого, для недопущения перегрузки обучающихся используется возможность проведения внеурочной деятельности в каникулярное время в рамках тематических образовательных поездок и экскурсий обучающихся и в формате творческих, проблемных мастерских, спортивных секций. Занятия по внеурочной деятельности в учебный период начинаются после окончания учебной деятельности (во второй половине дня). Расписание занятий внеурочной деятельности формируется отдельное от расписания уроков. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 40–45 минут. Допускается перенос внеурочной образовательной нагрузки на период каникул. Внеурочная деятельность включает в себя все виды деятельности обучающихся (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. План внеурочной деятельности обеспечивает: – организацию жизнедеятельности ученического сообщества через участие школьников в делах классного коллектива и в общих коллективных делах МАОУ гимназия №35; – проведение ежемесячного Совета обучающихся по проблемам организации учебного процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организационного обеспечения обучения и обеспечения благополучия обучающихся в жизни образовательной организации; – реализацию курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы средней школы); – план воспитательных мероприятий. В соответствии с планом внеурочной деятельности созданы условия для 3 получения образования всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Цель внеурочной деятельности Для приобретения необходимого для жизни социального опыта и формирование принимаемой обществом системы ценностей, в свободное от учебы время, в МАОУ гимназия № 35 реализуется следующая цель: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственность и правовом сознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. 2. Содержание плана внеурочной деятельности План внеурочной деятельности МАОУ гимназия № 35 является частью организационного раздела основной образовательной программы среднего общего образования. Внеурочная деятельность организуется по направлениям: – общеинтеллектуальное – спортивно-оздоровительное – общекультурное – социальное – духовно-нравственное Общеинтеллектуальное направление предполагает организацию познавательной деятельности, направленной на самостоятельное приобретение обучающимися новых знаний, новых алгоритмов освоения знаний, на использование творческих подходов к организации познавательной деятельности. Данное направление призвано развивать и поддерживать познавательную активность и любознательность обучающихся. Общеинтеллектуальное направление представлено следующими курсами: – участие во Всероссийской олимпиаде школьников и других интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, конференциях; – реализация проекта «Школа высоких достижений»; – участие в городском проекте «Профи-Дебют – масштаб город»; – Дни профилей; – День науки. Общекультурное направление предполагает развитие эмоциональнообразного и художественно-творческого мышления, позволяет обучающимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности. 4 Духовно-нравственное направление направлено на освоение обучающимися духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовку их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремление к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике. Духовно-нравственное направление представлено следующими формами: – школьный музей боевой славы «Дерзайте мужеством отчизну славить»; – экскурсии и поездки в музеи города Екатеринбурга и Свердловской области. Спортивно-оздоровительное направление предполагает создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, полноценного физического и психологического развития обучающихся. Спортивно-оздоровительное направление представлено следующими формами: – фитнес для старшеклассников (девушки); – фитнес для старшеклассников (тяжелая атлетика – юноши). Социальное направление предполагает создание условий для перевода обучающегося в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе общепринятых ценностей, а также создает условия для формирования индивидуально-личностного понимания заданных извне целей, для формирования навыков разработки проектов по преобразованию общества и их реализации. Данное направление представлено следующими формами: – совет обучающихся; – музей истории гимназии. Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1– 2 недели используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между образовательными событиями). План внеурочной деятельности В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. В 10-м классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации выделено больше часов, чем в 11-м классе. Организация жизни ученического сообщества является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у 5 обучающихся российской гражданской идентичности и таких компетенций, как: – компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством; – социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека; – компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности. Организация жизни ученического сообщества происходит: – в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в гимназии и за ее пределами; – через приобщение обучающихся к общественной деятельности и гимназическим традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; – через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве гимназии, класса, города, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями. Воспитательные мероприятия нацелены на формирование мотивов и ценностей обучающегося в таких сферах, как: – отношение обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя, самоопределению и самосовершенствованию (включает подготовку к непрерывному образованию в рамках осуществления жизненных планов); – отношение обучающихся к России как к Родине (Отечеству) (включает подготовку к патриотическому служению); – отношения обучающихся с окружающими людьми (включает подготовку к общению со сверстниками, старшими и младшими); – отношение обучающихся к семье и родителям (включает подготовку личности к семейной жизни); – отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу (включает подготовку личности к общественной жизни); – отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения); – трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности к трудовой деятельности). План воспитательных мероприятий разработан педагогическим коллективом гимназии при участии родительской общественности. При подготовке и проведении воспитательных мероприятий (в масштабе ученического класса, 6 классов одной параллели или сообщества всех 10–11-х классов) предусматривается вовлечение в активную деятельность максимально большего числа обучающихся. По решению педагогического коллектива и родительской общественности, в целях удовлетворения интересов и запросов детей и родителей план внеурочной деятельности в образовательной организации модифицируется в соответствии с профилями: гуманитарным, естественно-научным, социально-экономическим, технологическим. В рамках реализации естественно-научного профиля обеспечивается партнерство с Медицинским предуниверсарием ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России (участие обучающихся в программах ранней профориентации и профильной медикобиологической подготовки – специализированный курс «Введение в специальность», ознакомительные занятия в профильных структурных подразделениях университета; конкурс среди обучающихся профильных медицинских классов школ-партнеров «Battle of Medical Classes»). В каникулы организуются поездки и экскурсии в естественно-научные музеи, зоопарк, заповедники, национальные парки и т.п. В ходе познавательной деятельности на вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые и коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся. В рамках прохождения профессиональных проб обучающиеся проходят летнюю ознакомительную практику в лечебных учреждениях г. Екатеринбурга В рамках социально-экономического профиля реализуется проект «Школа высоких достижений», где с обучающимися проходят занятия по экономике с преподавателями экономического факультета Уральского федерального университета. Обучающиеся данного профиля проводят разъяснительную работу с обучающимися гимназии по формированию антикоррупционного поведения и правовой культуры через классные часы, агитационную деятельность (подготовка буклетов, анкетирование и т.д.). В каникулы для обучающихся данного профиля организуются экскурсии на производства, в банки, в экономические отделы государственных и негосударственных организаций, в Уральский государственный экономический университет, исторический парк «Россия – Моя история». В ходе познавательной деятельности на вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые и коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение первого полугодия 10-го класса осуществляется подготовка к экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся. В рамках технологического профиля также реализуется проект «Школа высоких достижений», где обучающиеся осваивают курс по информатике «Олимпиадное программирование» и по математике «Решение олимпиадных 7 задач». В каникулы для обучающихся организуются поездки и экскурсии на промышленные предприятия, в научно-исследовательские организации, в технические музеи, технопарки, Уральский Федеральный Университет. В ходе познавательной деятельности на вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые и коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся. В рамках гуманитарного профиля и «Школы высоких достижений» реализуется курс подготовки проектов по филологии и лингвистике, написание научных статей по истории, развитию и особенностях русского языка и литературы. При планировании внеурочной деятельности учитываются наличные условия: здание организации, осуществляющей образовательную деятельность, набор и размещение помещений для осуществления образовательной деятельности, активной деятельности, отдыха, питания и медицинского обслуживания обучающихся, их площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий. В рамках реализации плана внеурочной деятельности в 10–11 классах классными руководителями реализуется курс, ориентированный на экскурсионные маршруты по учреждениям культуры и науки г.Екатеринбурга и Свердловской области «Екатеринбург интеллектуальный». Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» представлен в объеме 1 часа в неделю. Он посвящен самым различным темам, волнующим современных ребят. Центральными темами «Разговоров о важном» являются патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и др. В рамках реализации профориентационного минимума с 2023-2024 учебного года вводится курс «Шаг в будущее» (инженерный класс) для классов технического профиля и «Шаг в будущее» – для гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей. 8 План внеурочной деятельности МАОУ гимназия № 35 на 2023-24 учебный год № Направление деятельности 1 2 3 4 5 6 7 «Шаг в будущее» (инженерный класс) «Шаг в будущее» Разговоры о важном Олимпиадная сборная по физике Олимпиадная сборная по химии Олимпиадная сборная по биологии Олимпиадная сборная по истории и обществознанию Решение олимпиадных задач по математике Планета знаний Школа высоких достижений. Екатеринбург интеллектуальный Лаборатория проектирования (10 класс) Клуб «Большая перемена» Музейное дело Мир современной литературы Клуб путешественников Фитнес для старшеклассников ИТОГО: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 9 Кол-во часов в неделю 2 2 1 2 2 2 2 Кол-во часов в год 68 68 34 68 68 68 68 1 34 2 2 1 1 1 1 2 1 1 36 68 68 34 34 34 34 68 34 34 884