РП по курсу внеурочной деятельности Проектная деятельность ФГОС 5-8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ гимназия № 35

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Никандрова Е.А.
Приказ 82-од от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс внеурочной деятельности
«Проектная деятельность»
5-8 классы

г. Екатеринбург, 2023

Планируемые результаты
Предметные результаты

В результате работы по программе курса обучающиеся будут знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор
проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
правила классификации и сравнения,
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы
Интернета)
- правила сохранения информации, приемы запоминания.

В результате изучения курса обучающийся научится:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать
выводы, выявлять закономерности,
- работать в группе;
- работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах,
преобразовывать из одного вида в другой,
- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей
деятельности в различных видах;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и
каталогами.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные
Обучающийся получит возможность для формирования:
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
 ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки знаний;
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
 адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
 осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Обучающийся научится:

 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
 различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающийся научится:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
 строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Обучающийся получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
 записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
 осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
Обучающийся научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической
формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
 задавать вопросы;
 использовать речь для регуляции своего действия;

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5-9 классы
Раздел «ОТ ПРОБЛЕМЫ - К ЦЕЛИ»
Преобразования реальности в желаемое (идеальное) состояние. Осознание нужд,
потребностей, желаний, проблем. Проблема как противоречие между желаемым будущим и
реальной ситуацией.
Практическая деятельность учащихся: работа в группе над формулировкой противоречия,
лежащего в основе проблемы, заданной учителем.
Постановка проблемы. Причины и последствия существования проблемы. Заинтересованные
стороны.
Практическая деятельность учащихся: работа в группе по выявлению причин возникновения
проблемы.
«Зеркало прогрессивных преобразований». Цель и требования к ее формулировке:
измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность. Понятие результата.
Практическая деятельность учащихся: работа в группе по определению способа проверки
достижения цели.
Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление (планирование) деятельности.
Понятие результата.
Практическая деятельность учащихся: работа в группе по планированию действий (шагов) в
соответствии с задачами.
Риски: распознавание, оценка, предотвращение \ нейтрализация.
Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов. Практическая
деятельность учащихся: работа в группе по определению необходимых ресурсов.
Раздел «РАБОТА СО СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ»
Знакомство с видами справочной литературы и со способами размещения информации в
справочной литературе.
Практическая деятельность учащихся: организация информации, предоставленной учителем,
в справочник; презентация созданного учащимися справочника(-ов).
Поиск информационных лакун. Поиск и отбор информации, необходимой для заполнения
информационных лакун. Оформление ссылок.
Практическая деятельность учащихся: анализ информации с точки зрения поиска
информационных лакун (индивидуальная или групповая в зависимости от типа проекта работа);
поиск и отбор информации, необходимой для заполнения информационных лакун; составление
таблицы, в которой отражены информационные лакуны, информация для заполнения
информационных лакун (найденная в справочной литературе), ссылки на использованную
справочную литературу.
Индивидуальный алгоритм работы со справочной литературой. Практическая деятельность
учащихся: составление индивидуального алгоритма работы со справочной литературой.
Раздел «НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ».
Наблюдение как способ сбора первичной информации об объекте. Вербальное и численное
выражение результатов наблюдений. Измерительные приборы (линейка, весы, мерный сосуд).
Статические и динамические наблюдения. Выбор и планирование длительного наблюдения.
Обработка результатов статических наблюдений.
Практическая деятельность учащихся: сравнительное описание предмета или изображения,
измерение параметров предмета, установление градиента значений параметра в пространстве.
Эксперимент и его особенности. Наблюдение и измерение как составные части
эксперимента. Выбор гипотезы и планирование эксперимента. Качественный и количественный
краткосрочные эксперименты, обработка и обсуждение их результатов. Планирование длительного
эксперимента. Обработка и обсуждение результатов длительных наблюдений.
Практическая деятельность учащихся: проведение эксперимента.
Выбор способа деятельности в решении исследовательской задачи. Выработка гипотезы и
составление плана по характеру задачи. Отбор инструментов, приборов и материалов. Модели как

заменители труднодоступных объектов. Обработка и обсуждение результатов длительного
эксперимента. Подведение итогов учебного модуля.
Практическая деятельность учащихся: выбор метода исследования в соответствии с
особенностями поставленной задачи.
Раздел «СПОСОБЫ ПЕРВИЧНОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ»
Чтение текста с маркированием (прием «инсерт»).
Практическая деятельность учащегося: актуализация и фиксация имеющихся знаний;
обсуждение в паре; маркировка текста; обсуждение в группе.
Работа с терминами и понятиями (прием «Лестница сужения и расширения понятий»).
Практическая деятельность учащихся: обсуждение в группе; презентация полученных
результатов.
Организация информации с помощью денотатного графа.
Практическая деятельность учащегося: графическое представление информации;
презентация денотатного графа; обсуждение в группе.
Коллажирование как способ обработки первичной информации.
Практическая деятельность учащегося: индивидуальная работа по составлению коллажа;
обсуждение в группе.
Раздел «ПИСЬМО КАК ПРОДУКТИВНЫЙ ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Тема 1. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности.
Тема 2. Анкета.
Практическая деятельность учащихся: учащиеся осваивают основные типы письменных
документов, базовые принципы их организации.
Практическая деятельность учащихся: учащиеся знают и выполняют требования к
заполнению анкет: порядок написания адреса, употребление заглавных букв и сокращений.
Тема 3. Почтовая открытка.
Практическая деятельность учащихся: учащиеся знают и выполняют требования к
написанию открытки, типы открыток, формат открытки, обращение, завершающая фраза, подпись,
порядок написания адреса.
Тема 4. Личное письмо.
Практическая деятельность учащихся: учащиеся знают и выполняют требования к
написанию личного письма: формат, форма обращения в личном письме, завершающая фраза,
подпись, стиль. Умеют писать письмо, содержащее описание, повествование, рассуждение.
Раздел «КАК РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ» (тренинг группового взаимодействия)
Что такое команда? Понятия команды и группы. Приемы установления взаимопонимания и
демонстрации готовности к взаимодействию. Определение правил командного поведения. Зона
личного комфорта.
Практическая деятельность учащихся: коммуникативная игра; тренинг на установление
телесно- ориентированного контакта и определения зоны комфорта.
«Кто со мной?» Роль договора при эффективном взаимодействии. Принятие правил
совместной работы. «Ведущий» и «ведомый» во взаимодействии. Роль «ярлыков» в общении.
Практическая деятельность учащихся: тренинг на определение и присвоение командных
ролей, игра «Наклеивание ярлыков».
«За» и «против». Конфликтное и бесконфликтное общение. Спор и его роль в общении.
Причины возникновения конфликтов. Можно ли совершенно избежать конфликтов в общении?
Поиск консенсуса.
Практическая деятельность учащихся: тренинг невербальной коммуникации, тренинг на
достижение компромисса.
Как работать вместе. Методы ведения продуктивного группового взаимодействия. Причины
неудач и способы их ликвидации. Ответственность за результат.
Практическая
деятельность
учащихся:
тренинг
эффективного
взаимодействия;
коммуникативная игра.

Что такое команда? Понятия команды и группы. Приемы установления взаимопонимания и
демонстрации готовности к взаимодействию. Определение правил командного поведения. Зона
личного комфорта. «Коллективист» или «индивидуалист»?
Практическая деятельность учащихся: коммуникативная игра; тренинг на установление
эффективного взаимодействия, рефлексия своего поведения в коммуникации.
Роли участников группового взаимодействия. Классификация командных ролей (например,
по М.Беблину). Эго- состояния и их роль во взаимодействии. Определение наиболее комфортной
роли в команде. Правила эффективного командообразования.
Практическая деятельность учащихся: тренинг на определение и присвоение командных
ролей, рефлексия через анкетирование своего поведения в различных ролях.
Виды взаимодействия в группе. Формы и разновидности трансактов, уровни их
осуществления. Роль невербальных средств коммуникации. Приемы перевода перекрестных
трансактов в параллельные, оценка их эффективности с точки зрения задач взаимодействия.
Приемы продуктивного ведения спора. Причины возникновения конфликтов. Позитивные и
негативные функции конфликтов. Поиск консенсуса.
Практическая деятельность учащихся: тренинг невербальной коммуникации, рефлексия по
поводу состоявшихся трансактов.
Искусство разрешения конфликта. Роли участников конфликта. Этапы конфликта. Стратегии
поведения в конфликте, оценка их эффективности.
Практическая деятельность учащихся: эвристическая игра, рефлексия своего поведения в
созданных конфликтных ситуациях.
Стратегии эффективного взаимодействия. Методы ведения продуктивного группового
взаимодействия. Причины неудач и способы их ликвидации. Ответственность за результат.
Практическая деятельность учащихся: тренинг эффективного взаимодействия; рефлексия
различных поведенческих стратегий в командной работе.
Раздел «ОСНОВЫ РИТОРИКИ И ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ»
Что такое быть оратором? Ораторское искусство. Великие ораторы древности. Что такое
быть хорошим оратором? Критерии хорошей речи. Риторика как искусство хорошей речи.
Практическая деятельность учащихся: анализ образцов публичных речей; выработка под
руководством учителя критериев хорошей речи.
Рождение текста. Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова.
«Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления.
Нормы этикета.
Практическая деятельность учащихся: разработка плана выступления по заданной теме;
составление текста к определенному пункту плана.
ЧТО и КАК мы говорим. Вербальные и невербальные формы передачи информации.
Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса,
громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза,
параметры голоса, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и
невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном
выступлении.
Практическая деятельность учащихся: коммуникативная игра на использование различных
форм вербальной и невербальной коммуникации, наблюдение за выступлением учащихся.
«Украшения» для речи. Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной
для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, др. тропы).
Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи
(логическое и эстетическое начала публичного выступления). Некоторые методы привлечения
внимания аудитории.
Практическая деятельность учащихся: использование заданных приемов в письменной речи;
подготовка импровизированной речи по заданным теме и плану с использованием риторических
приемов, указанных учителем; анализ выступления.
Работа с вопросами. Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и
формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопроса. Связь цели и формы вопроса.
Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа.

Практическая деятельность учащихся: составление вопросов по заданной речевой формуле;
тренинг вопросов/ответов («на понимание», «к источнику», «в развитие темы»).
Групповое выступление. Особенности группового выступления. Композиция и
распределение ролей. Эффективное взаимодействие участников выступления (тренинг).
Практическая деятельность учащихся: работа в групповом тренинге, подготовка и
презентация группового выступления по теме, заданной учителем.
Раздел «ВЕДЕНИЕ ДИСКУССИИ»
Активное слушание.
Практическая деятельность учащихся: работа в группе.
Речевые обороты, допустимые при ведении дискуссии.
Практическая деятельность учащихся: работа в группе по обсуждению допустимых и
недопустимых речевых оборотах;
использование клише в речи.
Опровержение аргументации.
Практическая деятельность учащихся: индивидуальная работа при подготовке выступления;
индивидуальная работа при опровержении аргументации высказавшегося;
групповое обсуждение результатов работы.
Вопросы. Виды вопросов. Тренинг умения задавать вопросы.
Практическая деятельность учащихся: работа в группе по отработке навыков задания
вопроса; участие в игре, развивающей умение корректно задать вопрос и использовать ответ
оппонента в речи.
Коммуникативная игра.
Практическая деятельность учащихся: участие в коммуникативной игре; групповое обсуждение
результатов игры.
Раздел «ОСНОВЫ ЛОГИКИ: ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА»
Понятие. Деление понятия.
Основные принципы мышления: определенности, последовательности, непротиворечивости,
обоснованности вывода. Законы логики: закон тождества, закон непротиворечивости, закон
исключенного третьего, закон достаточного основания.
Содержание понятия. Объем понятия. Признаки. Общие и единичные понятия. Конкретные и
абстрактные понятия. Собирательные и разделительные понятия. Способ определения понятий.
Виды определений (атрибутивные, генетические, операционные). Отношения между понятиями.
Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости:
равнозначность, перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида). Типы несовместимости:
соподчинение (отношение рода и вида), противоположность, противоречие. Круги Эйлера.
Классификация, основания для классификации, правила классификации.
Практическая деятельность учащихся: упражнения на определение главных и
второстепенных признаков, определение понятия, анализ определений понятия, выявление
соотношения нескольких понятий; упражнения на проведение классификации и определение
оснований в соответствии с целью классификации; тренинг: систематизация информации из
нескольких источников в соответствии с поставленной задачей.
Суждение. Суждение. Отношения между суждениями. Исчисление сложных высказываний.
Практическая деятельность учащихся: упражнения на исчисление сложных суждений.
Умозаключение. Дедукция. Дедуктивные умозаключения. Индукция. Индуктивные
умозаключения.
Умозаключение
по
аналогии.
Простой категорический силлогизм – простейший вид умозаключения, энтимема, дилемма.
Практическая деятельность учащихся: упражнения типа «Сделайте вывод на основе...»,
«Оцените выводы...».
Практика проведения анализа. Анализ и синтез. Правила проведения анализа. Приемы
детализации и обобщения. Сводки и группировки. Сравнительный анализ. Факторный ана-лиз.
Анализ причинно-следственных связей.
Практическая деятельность учащихся: задание на сравнительный анализ информации,
полученной на основе двух и более источников, отдельные данные из источников пересекаются,
другие противоречат друг другу; задание на анализ причинно-следственных связей на основе
описания ситуации, сделанного при подготовке проекта учащегося (или подготовленного

учителем); задание на подготовку прогноза развития ситуации на основе информации,
предоставленной учителем, по результатам факторного анализа.
Раздел «РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ПРОЕКТА»
Природные, капитальные и трудовые ресурсы. Неограниченные и ограниченные
(экономические) ресурсы. Разные комбинации ресурсов для достижения цели проекта.
Практическая деятельность учащихся: работа в группе по составлению разных комбинаций
ресурсов для достижения цели проекта.
Разные способы использования ресурсов. Альтернативная стоимость использования ресурса.
Цена ресурса как альтернативная стоимость. Покупка ресурса. Аренда ресурса. Спрос и
предложение ресурсов.
Практическая деятельность учащихся: работа в группе по определению цены ресурсов;
поиск наиболее выгодного способа приобретения ресурсов.
Особенности трудового ресурса (труд). Виды труда. Оплата труда. Рынок труда. Выполнение
проекта как способ повысить ценность собственного трудового ресурса.
Практическая деятельность учащихся: составление списка возможностей продажи своего
трудового ресурса.
Общие и маржинальные затраты на производство. Обратимые и необратимые затраты.
Себестоимость результата проекта.
Практическая деятельность учащихся:
работа в группе по расчету себестоимости проекта.
Разделение труда и специализация. Производительность. Сравнительное преимущество.
Выигрыш от кооперации. Трансакционные затраты (затраты на совершение сделки).
Практическая деятельность учащихся: хронометраж времени на выполнение операций;
определение сравнительного преимущества и распределение обязанностей в проекте.
Товары-заменители. Цена продукта как альтернативная стоимость. Основная и
дополнительные функции продукта. Спрос и предложение продукта. Прибыль.
Практическая деятельность учащихся: установление цены продукта.
Раздел «АНАЛИЗ РЕСУРСОВ»
Потребности и блага. Иерархия потребностей по Маслоу. Неограниченность потребностей и
ограниченность благ. Удовлетворение потребностей. Товары-заменители. Основная и
дополнительные функции товара.
Практическая деятельность учащихся: нахождение основной функции товара и поиск
дополнительных функций.
Основная и дополнительные функции товара. Ценность товара. Товар как система.
Системный анализ. Подсистема. «Надсистема». Антисистема. Элементы системы. Материальные и
нематериальные компоненты системы (ресурсы). Информация.
Практическая деятельность учащихся: работа в группах по применению системного анализа
для улучшения качества товара.
Производство товара из ресурсов. Многообразие ресурсов в совре- менной экономике.
Создание нового товара: объединение уже имеющихся ресурсов традиционным способом, новым
способом, добавление нового ресурса.
Практическая деятельность учащихся: моделирующие упражнения по поиску новых
вариантов использования ресурсов.
Усовершенствование имеющегося товара. ИКР (идеальное конструкторское решение)
товара. Системный оператор.
Практическая деятельность учащихся: разработка способов усовершенствования товаров,
аналогичных предмету проекта.
Разработка нового товара. Изучение потребностей и поиск идеи нового товара.
Традиционные способы возникновения новых идей. МПиО (метод проб и ошибок).
Комбинирование и перебор вариантов. Метод применения всего увиденного.
Практическая деятельность учащихся: применение различных методов для разработки
нового товара.

Способы устранения психологических барьеров и генерации новых идей. Мозговой штурм.
Метод фокальных объектов. Метод взаимного обмена. Принцип «обратить вред в пользу».
Оператор РВС (размер-время- стоимость).
Практическая деятельность учащихся: применение нетрадиционных способов создания идей
новых проектов.
Методы выбора наилучшего решения. Сетка (таблица) принятия решения. Экспертная
оценка. Простое, рейтинговое и мягкое голосование.
Практическая деятельность учащихся работа в группе по выбору наилучшего варианта темы
и результата проекта.
Раздел «ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОДУКТА НА РЫНКЕ»
Потребности и блага. Иерархия потребностей по Маслоу. Неограниченность потребностей и
ограниченность благ. Удовлетворение потребностей.
Товары-заменители. Основная и дополнительные функции товара.
Практическая деятельность учащихся: нахождение основной функции товара; поиск
дополнительных функций товара.
Группы потребителей, их особенности. Рынки. Виды рынков. Конкуренция. Типовые и
уникальные товары.
Практическая деятельность учащихся: исследование рынка и позиционирование товаров.
Продвижение товара. Реклама. Цена товара. Установление цены на разных рынках. Ценовая
и неценовая конкуренция.
Практическая деятельность учащихся: составление маркетингового плана продвижения
продукта.
Раздел «ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ»
Подготовительный этап. Определение целей и задач выступления. Разновидности устного
выступления. Индивидуальное и групповое выступление. Анализ поведения говорящего,
выступающего. Определение собственных проблем и затруднений в подготовке и проведении
публичного выступления.
Практическая деятельность учащихся: саморефлексия, наблюдение за поведением
говорящих и слушающих.
Работа с текстом. Убеждающая, побудительная, опровергающая, презентационная речь.
Композиция выступления; различные этапы выступления, их задачи. Работа с информацией;
отбор материала для эффективного выступления. Учет времени выступления. Различные стратегии
текстопорождения. Выбор стиля речи. Риторические приемы, фигуры речи. Эстетическая и
прагматическая сторона выступления.
Практическая деятельность учащихся: анализ текста, подготовка сообщений по теме, отбор
материала к выступлению, создание чернового варианта текста выступления, групповая работа на
тренинге.
«...как слово наше отзовется». Зоны ответственности говорящего и слушающего.
Определение целевой и возможной аудитории. Как работать с позитивно настроенной аудито- рией
(приемы). Как работать с негативно настроенной аудиторией (приемы).
Как расположить к себе аудиторию. Законы восприятия информации и основные правила
работы с аудиторией. Подготовка сопровождающих материалов. Приемы повышения
эффективности выступления. Как справиться с робостью?
Практическая деятельность учащихся: работа на тренинге «Стена», «Пресс-конференция»,
подготовка материалов к выступлению.
Работа с вопросами. Вопросы и их разновидности. Приемы активного слушания. Грамотное
построение и оформление вопросов. Поведение выступающего при вопросах. «Расшифровка»
коммуникативных посланий при вопросах. Принятие решений в условиях ограниченного времени.
Правило честности и различные стратегии построения ответов. Речевые формулы при ведении
диалога.
Практическая деятельность учащихся: работа на тренинге «Вопросы», выполнение
стилистических упражнений, наблюдение и анализ коммуникативного акта при диалоге с
вопросами-ответами.

Невербальные средства выражения. Язык тела. Значение невербальных средств
коммуникации для ее эффективности.
Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, параметры голоса,
зрительный контакт, внешность, личное пространство). Этикет публичного выступления. Имидж
выступающего. Правило «первого впечатления». Анализ невербальных сигналов, говорящих и
слушающих во время выступления. Приемы повышения эффективности выступления через
средства невербальной коммуникации. Сочетание вербальной и невербальной информации.
Построение собственного стиля выступления.
Практическая деятельность учащихся: наблюдение, подготовка сообщений, работа на
коммуникативном тренинге, создание импровизированного текста.
Групповое выступление: роли, композиция. Особенности группового выступления.
Композиция и распределение ролей. Эффективное взаимодействие участников выступления
(тренинг). Правило «распределенной ответственности». Принципы достаточности и оптимальности
в групповом выступлении.
Практическая деятельность учащихся: работа в групповом тренинге, подготовка и
презентация группового выступления.
Импровизированная речь. Подготовка к импровизированному выступлению. Особенности
композиции импровизационной речи. Правило контекста. Приемы, повышающие эффективность
импровизированного выступления. Анализ удачных примеров (образцов) импровизированных
выступлений.
Таблица 1. ВАРИАНТЫ ВКЛЮЧЕНИЯ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММЫ «ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Ключевые
компетентности
Компетентность
разрешения
проблем

Информационная
компетентность

Коммуникативная
компетентность

5

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

класс
От проблемы к цели
(вариант 2)
Анализ и
планирование ресурсов
Продвижение
продукта на рынке
Сам себе эксперт

От проблемы к цели (вариант 1)

Работа со
справочной литературой
Наблюдение и
эксперимент
Методы сбора данных: анкетный
опрос и интервью
Способы первичной обработки
информации
Проведение анализа
Аргументация
Как работать в команде
Как работать
вместе
Ведение дискуссии
Регулирование конфликтов
Презентация продукта
Основы риторики и публичное выступление

Тематическое планирование
5 класс
№

Наименование тем

Количество

п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

часов
Модуль «От проблемы – к цели»
Постановка проблемы
Постановка проблемы
«Зеркало прогрессивных преобразований»
«Зеркало прогрессивных преобразований»
Планирование деятельности
Ресурсы
Ресурсы
Модуль «Работа со справочной литературой»
Знакомство с видами справочной литературы и со способами
размещения информации в справочной литературе
Знакомство с видами справочной литературы и со способами
размещения информации в справочной литературе
Поиск информационных лакун. Поиск и отбор информации,
необходимой для заполнения информационных лакун. Оформление
ссылок
Индивидуальный алгоритм работы со справочной литературой
Модуль «Наблюдения и эксперимент»
Наблюдение как способ сбора первичной информации
Эксперимент и его особенности
Выбор способа деятельности в решении исследовательской задачи
Модуль «Способы первичной обработки информации»
Чтение текста с маркированием (прием «инсерт»)
Чтение текста с маркированием (прием «инсерт»)
Работа с терминами и понятиями (прием «Лестница сужения и
расширения понятий»)
Работа с терминами и понятиями (прием «Лестница сужения и
расширения понятий»)
Организация информации с помощью денотатного графа
Организация информации с помощью денотатного графа
Коллажирование как способ обработки первичной информации
Коллажирование как способ обработки первичной информации
Модуль «Как работать вместе»
Что такое команда?
«Кто со мной?»
«Кто со мной?»
«За» и «против»
Как работать вместе
Модуль «Основы риторики и публичное выступление»
Что такое быть оратором?
Рождение текста
ЧТО и КАК мы говорим
«Украшения» для речи
Работа с вопросами
Групповое выступление
Рождение текста

7
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1

1
3
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование
6 класс
№

Наименование тем

Количество

п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

часов
Модуль «От проблемы – к цели»
Постановка проблемы
Постановка проблемы
«Зеркало прогрессивных преобразований»
«Зеркало прогрессивных преобразований»
Планирование деятельности
Ресурсы
Ресурсы
Модуль «Работа со справочной литературой»
Знакомство с видами справочной литературы и со способами
размещения информации в справочной литературе
Знакомство с видами справочной литературы и со способами
размещения информации в справочной литературе
Поиск информационных лакун. Поиск и отбор информации,
необходимой для заполнения информационных лакун. Оформление
ссылок
Индивидуальный алгоритм работы со справочной литературой
Модуль «Наблюдения и эксперимент»
Наблюдение как способ сбора первичной информации
Эксперимент и его особенности
Выбор способа деятельности в решении исследовательской задачи
Модуль «Способы первичной обработки информации»
Чтение текста с маркированием (прием «инсерт»)
Чтение текста с маркированием (прием «инсерт»)
Работа с терминами и понятиями (прием «Лестница сужения и
расширения понятий»)
Работа с терминами и понятиями (прием «Лестница сужения и
расширения понятий»)
Организация информации с помощью денотатного графа
Организация информации с помощью денотатного графа
Коллажирование как способ обработки первичной информации
Коллажирование как способ обработки первичной информации
Модуль «Как работать вместе»
Что такое команда?
«Кто со мной?»
«За» и «против»
«За» и «против»
Как работать вместе
Модуль «Основы риторики и публичное выступление»
Что такое быть оратором?
Рождение текста
ЧТО и КАК мы говорим
«Украшения» для речи
Работа с вопросами
Групповое выступление
Рождение текста

7
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1

1
3
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование
7 класс
№

Наименование тем

Количество

п/п
1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

часов
Модуль «От проблемы – к цели»
Постановка проблемы
«Зеркало прогрессивных преобразований»
Планирование деятельности
Ресурсы
Модуль «Работа со справочной литературой»
Знакомство с видами справочной литературы и со способами
размещения информации в справочной литературе
Поиск информационных лакун. Поиск и отбор информации,
необходимой для заполнения информационных лакун. Оформление
ссылок
Индивидуальный алгоритм работы со справочной литературой
Модуль «Наблюдения и эксперимент»
Наблюдение как способ сбора первичной информации
Эксперимент и его особенности
Выбор способа деятельности в решении исследовательской задачи
Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью
Модуль «Способы первичной обработки информации»
Чтение текста с маркированием (прием «инсерт»)
Работа с терминами и понятиями (прием «Лестница сужения и
расширения понятий»)
Организация информации с помощью денотатного графа
Коллажирование как способ обработки первичной информации
Модуль «Как работать вместе»
Что такое команда?
Роли участников группового взаимодействия
Искусство разрешения конфликта
Стратегии эффективного взаимодействия
Модуль «Ведение дискуссии»
Активное слушание
Речевые обороты, допустимые при ведении дискуссии
Опровержение аргументации
Вопросы. Виды вопросов. Тренинг умения задавать вопросы
Регулирование конфликтов
Презентация продукта
Модуль «Основы риторики и публичное выступление»
Что такое быть оратором?
Рождение текста
ЧТО и КАК мы говорим
«Украшения» для речи
Работа с вопросами
Групповое выступление
Модуль «Сам себе эксперт»
Анализ.
Рефлексия.
Практическая работа. Защита.

4
1
1
1
1
3
1
1

1
4
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1

Тематическое планирование
8 класс
№

Наименование тем

Количество

п/п

часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Модуль «От проблемы – к цели»
Преобразования реальности в желаемое (идеальное) состояние.
Постановка проблемы. Причины и последствия существования
проблемы.
Цель и требования к ее формулировке.
Планирование деятельности
Понятие результата. Продукт проекта.
Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов.
Паспорт проекта.
Модуль «Способы первичной обработки информации»
Алгоритм работы с информацией: сбор, анализ, обработка.
Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью
Модуль «Как работать вместе»
Что такое команда?
Роли участников группового взаимодействия. Определение правил
командного поведения.
Искусство разрешения конфликта
Стратегии эффективного взаимодействия
Рефлексия различных поведенческих стратегий в командной работе.
Модуль «Ведение дискуссии»
Активное слушание
Речевые обороты, допустимые при ведении дискуссии
Опровержение аргументации
Вопросы. Виды вопросов. Тренинг умения задавать вопросы
Презентация продукта
Модуль «Основы риторики и публичное выступление»
Определение целей и задач выступления
Работа с текстом.
Композиция выступления; различные этапы выступления, их задачи.
Выбор стиля речи. Риторические приемы, фигуры речи.
Работа с вопросами. Виды вопросов в зависимости от их цели и формы.
Законы восприятия информации и основные правила работы с
аудиторией.
Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза,
параметры голоса, зрительный контакт, внешность, личное
пространство).
Модуль «Продвижение продукта на рынке»
Потребности и блага.
Продвижение товара. Реклама. Презентация продукта.
Модуль «Сам себе эксперт»
Анализ.
Проведение анализа
Аргументация
Рефлексия.
Практическая работа. Защита.
Практическая работа. Защита.

7
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1

2
1
1
6
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».