МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга МАОУ гимназия № 35 УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Никандрова Е.А. Приказ 82-од от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Мир химических явлений» 5 класс (34 часа) Екатеринбург, 2023 Общая характеристика внеурочной деятельности по курсу «Мир химических чудес» 5 класс Данный курс внеурочной деятельности был создан для формирования интереса к химии, расширения кругозора учащихся. Он ориентирован на учащихся 5 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Курс построен с учетом психологических особенностей детей этого возраста по принципу позитивного эгоцентризма, то есть от ребенка: «Я и вещества вокруг меня». На занятиях ребята знакомятся с лабораторным оборудованием, приобретают навыки работы с химической посудой и учатся проводить простейшие эксперименты с соблюдением правил техники безопасности. На этих занятиях должна быть так организована деятельность каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность, содержит материал, который является подготовительным при изучении основного курса химии. Знакомит учащихся 5 класса с многочисленными явлениями химии, показывает учащимся роль химии в окружающей их действительности, раскрывает перед ними широкую перспективу использования химии в их повседневной жизни. Данный курс создает благоприятные возможности для развития творческих способностей учащихся. Предполагает тесную связь при изучении химии, биологии, физики, экологии, способствуя тем самым реализации межпредметных связей. Это позволяет соединить и обобщить знания, которые учащиеся получали при изучении разных предметов, создать у обучающихся целостное представление о природе и природных явлениях. Цели изучения курса внеурочной деятельности «Мир химических чудес» 5 класс Изучение курса направлено на достижение следующих целей: создание условий для развития разносторонних интересов и индивидуальных способностей учашихся, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту. Задачи: 1. Развивать способности к самостоятельному приобретению знаний. 2. Расширить межпредметные связи между химией и другими науками. 3. Научить проводить простейшие эксперименты. 4. Научиться видеть физические и химические явления в простых бытовых ситуациях. 5. Привить интерес к предмету, к добыванию знаний с учетом возраста детей и их способностей. 6. продолжить формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования; 7. продолжить формирование бережного отношения к природе. Место курса внеурочной деятельности «Мир химических чудес» в учебном плане Программа предназначена для обучающихся 5 классов, имеет естественно – научную направленность, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Знакомит обучающихся со свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах и окружающей среде, поэтому уровень освоения программы можно определить, как общекультурный. Программы актуально тем, что ребёнок с рождения окружён различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Знакомство учащихся с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания. Содержание программы курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 5 класс (34 часов, 1 час в неделю) Введение (4ч). Естественные науки – науки, изучающие природу: химия, биология, география, физика. Методы изучения природы: измерение, эксперимент, наблюдение, прогнозирование. Химия - наука о веществах. Ознакомление с лабораторным оборудованием, химической посудой. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Правила поведения в лаборатории. Практическая работа 1. «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила ТБ при выполнении опытов». Простейшие операции с веществом. Выполнение операций наливания, насыпания, взвешивания. Тема 1. Мир веществ. (11ч) Знакомство с частицами из которых состоит окружающий мир: молекулы, атомы, химические элементы. Дом, в котором живут химические элементы (ПСХЭ Менделеева), ознакомление с некоторыми знаками хим. элементов (кислород, водород, сера, железо). Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические и химические явления, химические реакции. Горение и окисление. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни. Практическая работа №2 «Разделение смесей» Лабораторные работы 1. Знакомство с телами и веществами. 2. Наблюдение различных состояний веществ. 3.Описание физ. свойств веществ 4.Примеры физ. и хим. явлений в быту 5.Горение свечи на воздухе. Темы исследовательских работ: Физические и химические явления в жизни человека. Смеси в природе и быту. Горение - польза и вред. Тема 2. Вода (6 ч) Вода, её свойства. Способы очистки воды в быту и её обеззараживание в туристическом походе. Растворы насыщенные и ненасыщенные. Минеральные воды. Кристаллы. Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды. Практические работы. Практическая работа №3 «Определение растворимости веществ в воде» Практическая работа №4 «Простейшие приёмы очистки воды» (отстаивание, фильтрование, выпаривание.) Лабораторные опыты: 6.Описание свойств воды. Темы исследовательских работ. Самое удивительное вещество на свете. Живая вода. Вода и здоровье человека. Растворы и их свойства. «Тяжёлые» растворы. Кристалл – чудо природы. Информационные свойства воды. Экологические плакаты «Берегите воду!» Тема 3. Воздух (4 ч) Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Глобальные проблемы человечества: парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди. Пути решения этих проблем. Охрана воздуха. Лабораторные опыты: 7.Обнаружение кислорода и углекислого газа в воздухе. Темы исследовательских работ: Парниковый эффект. Пути решения проблемы. Кислотные дожди. Пути решения проблемы. Озоновые дыры. Пути решения проблемы. Экологические плакаты «Глобальные проблемы человечества» Тема 4. Вещества пищи (4ч) Минеральные и органические вещества. Белки, углеводы, жиры: значение для организма. Чипсы, кока – кола и здоровье. Железо, кальций, натрий, содержание в продуктах, значение. Кальций в природе. Образование жемчуга, кораллов. Практические работы Практическая работа №5 «Опыты с пищевыми продуктами: Обнаружение крахмала в муке, хлебе, крупах, картофеле. Обнаружение жира в семенах подсолнечника, льна, орехах в сравнении с чипсами.» Практическая работа №6 «Опыты с кока – колой: поглощение красителя активированным углём, обнаружение кислоты и углекислого газа.» Практическая работа №7 «Обнаружение кальция в зубном порошке, зубной пасте, в кусочке мела, яичной скорлупе». Опыт Клеопатры: распознавание настоящего жемчуга. Темы исследовательских работ. Проблемы правильного питания. Пищевые добавки. Диеты: питание и здоровье. Правильное питание – залог здоровья. Рациональное меню. «Сладкая» жизнь. Железо внутри нас. Соль жизни. Тема 5. Витамины (2ч) История открытия. Витамины водо – и жирорастворимые. Витамины А, В, С, D, их значение, нахождение в продуктах. Авитаминоз. Практические работы. Практическая работа №8 «Изучение содержания витаминов в продуктах питания (изучение упаковок)». Темы исследовательских работ. Здоровье человека на Дальнем Востоке. Здоровье без лекарств. Витамины и возраст человека. Роль витаминов в жизни человека. Авитаминоз и его последствия. Тема 6. История химии (3 ч) Алхимический период в истории химии. Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева и М.В. Ломоносова. Химическая революция. Основные направления развития современной химии. Темы исследовательских работ: Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Алхимический период в истории химии. Результаты освоения программы курса внеурочной деятельности Личностные результаты: 1)в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка; 2)в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; 3)в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью. Метапредметные результаты: 1)владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; применение основных методов познания; 2)умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; 3)умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; 4)использование различных источников для получения химической информации. Предметные результаты: В познавательной сфере: - давать определения изученных понятий; - описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии; - классифицировать изученные объекты и явления; -делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей; -структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; В ценностно-ориентационной сфере: -анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека; -разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства; -строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе. В трудовой сфере: -Планировать и проводить химический эксперимент; -Использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению. В сфере безопасности жизнедеятельности: -Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Планируемые результаты учебной деятельности Выпускник научится: • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «химическая реакция», используя знаковую систему химии; • различать химические и физические явления; • определять состав веществ по их формулам; • называть признаки и условия протекания химических реакций; • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта; • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов; • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой; • раскрывать смысл понятия «раствор»; • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека; • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинноследственные связи между данными характеристиками вещества; • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции; • использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде; • использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации; • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека; • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др. Тематическое планирование № Название колво часов Форма деятельности Введение (4 часа) 1 Естественные науки. Природа живая и неживая. 1 Викторина 2 Методы изучения природы. 1 Моделирование 3 Химия – наука о веществах. Правила поведения в хим. кабинете. 1 Химическое экспериментирование 4 Лабораторное оборудование. Правила ТБ при выполнении опытов 1 Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием.» Мир веществ (11 часов) 5 Тела и вещества. 1 Лего-конструирование 6 Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. 1 Лего-конструирование 7 Вещества и смеси. Способы разделения смесей. 1 Практическая работа №2 «Разделение смесей» 8 Путешествие в микромир. 1 Виртуальная лаборатория 9 Менделеевский дом. 1 Деловая игра 10 Движение частиц вещества. 1 Виртуальная лаборатория 11 Взаимодействие частиц. 1 Виртуальная лаборатория 12 Разнообразие веществ. 1 Моделирование 13 Физические и химические явления. 1 Моделирование 14 Горение и окисление. 1 Моделирование 15 Мир веществ 1 Защита проектов. 16 Вода – самое удивительное вещество на Земле. 1 Экскурсия 17 Путешествие одной капли воды (круговорот воды в природе) 1 Виртуальная лаборатория 18 Вода в природе и жизни человека. 1 Деловая игра 19 Вода – растворитель. 1 Практическая работа №3 «Определение растворимости веществ в воде» 20 Охрана вод. Какую воду мы пьём? 1 Практическая работа №4 «Простейшие приёмы очистки воды» 21 Вода 1 Защита проектов 22 Воздух. Химический состав воздуха, значение воздуха. 1 Лего-конструирование 23 Охрана воздуха. 1 Этическая беседа 24 Экологические проблемы человечества: озоновые дыры, парниковый эффект, кислотные дожди. Пути их решения. 1 Этическая беседа 25 Воздух 1 Защита проектов. Вода (6 часов) Воздух (4 часа) Вещества пищи (4 часа) 26 Вещества пищи: минеральные и органические. 1 Лего-конструирование Обнаружение крахмала в муке, хлебе, крупах, картофеле. Обнаружение жира в семенах подсолнечника, льна, орехах в сравнении с чипсами.» 1 Практическая работа №5 «Опыты с пищевыми продуктами» 28 Поглощение красителя активированным углём, обнаружение кислоты и углекислого газа.» 1 Практическая работа №6 «Опыты с кока – колой» 29 Содержание кальция в зубном порошке, зубной пасте, в кусочке мела, яичной скорлупе. 1 Практическая работа №7 «Обнаружение кальция» 30 Витамины 1 Лего-конструирование 31 Изучение упаковок. 1 Практическая работа №8 «Изучение содержания витаминов в продуктах питания 32 Алхимический период в истории химии. 1 Познавательная игра 33 Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева и М.В. Ломоносова. 1 Познавательная игра 34 Основные направления развития современной химии. 1 Познавательная игра 27 Витамины (2 часа) История химии (3 часа)