РП по курсу внеурочной деятельности Культура сценической речи 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ гимназия № 35

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Культура сценической речи»
5 класс

Екатеринбург, 2023

1. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Современная литература для детей и
подростков» составлена в соответствии с требованиями основной образовательной программы
основного общего образования МАОУ гимназия 35. Программа предназначена для учащихся 67 классов, имеет общекультурную направленность и относится к общеинтеллектуальному
направлению реализации внеурочной деятельности.
Актуальность программы
Потребность в данной программе продиктована социальным запросом целевой аудитории
(учащиеся, родители). Еще совсем недавно ценность книги и чтения в нашем обществе была
неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж,
читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического
прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к
чтению. Сегодня мы наблюдаем:
•
изменение характера чтения;
• преобладание «делового» чтения над «свободным»;
• возрастание
числа учащихся, ограничивающихся чтением
литературы только по школьной программе.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что
читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем
большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Кроме этого, представление
родителей о детском и подростковом чтении ограничивается детскими писателями их молодости
- для изучения и цензурирования современной детской и подростковой литературы многим
родителям не хватает времени, сил и интереса.
Для решения данной проблемы создана программа внеурочной деятельности для
учащихся 6-7 классов «Современная литература для детей и подростков».
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что она приобщает учащихся к
чтению, помогает определить свой круг читательских интересов, ведь во всем мире чтение
рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник
в общении, средство для решения жизненных проблем, а в этом возрасте у школьников возникает
множество вопросов. Темы, рассматриваемые в рамках реализации программы внеурочной
деятельности, позволят учащимся попробовать получить ответы на них путём диалога с
писателем и обсуждения с одноклассниками.
Программа внеурочной деятельности ориентирована на стимулирование творческой
активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, развития
мотивации и самоопределения.
Основная цель программы – показать ребятам (и родителям) богатство современной
детской литературы, привить детям любовь к книге, воспитать талантливых читателей,
обладающих широким кругозором и читательской самостоятельностью, развить творческие
способности учащихся.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между
собой задач:
Образовательные:
• Познакомить учащихся с современнми детскими и подростковыми авторами и их
произведениями;
• продолжить работу по обучению детей осмысленному чтению.
• научить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,
выразительные средства, создающие художественный образ, развить образное мышление
учащихся;
• научить применять коммуникативные и презентационные навыки.
Развивающие:

Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе проведения наблюдений, работы с различными источниками
информации;
• расширить кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогатить нравственно-эстетический и познавательный опыт
ребенка;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развить интерес к литературному
чтению, творчеству писателей;
• развить мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
• Воспитать культуру межличностного общения;
• воспитать толерантное, корректное отношение к окружающим;
• сформировать социально активную, конкурентоспособную личность.
Целевая аудитория и формы организации занятий
Средний школьный возраст (от 11 до 15 лет) — переходный от детства к юности. Он
совпадает с обучением в школе (5–9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего
организма. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает
внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и
девочек.
Значимой особенностью мышления подростка в этот период является его критичность. У
ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он
демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и
возражениям, что зачастую приводит к конфликтам в семье и школе.
Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом
возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие,
определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых
можно высказать свое мнение и суждение, самим решать проблему, участвовать в дискуссии,
отстаивать и доказывать свою правоту. Но система оценочных суждений, нравственных идеалов
ещё неустойчива, а маленький жизненный опыт часто мешает правильно разобраться в
конкретных ситуациях, с которыми ребята сталкиваются. Отсюда несправедливость суждений,
прямолинейность, а иногда и «критиканство».
Поэтому особое место в организации занятий занимают следующие формы работы: чтение
текстов современных писателей, в которых поднимаются различные морально – этические
проблемы, интересующие ребёнка в этом возрасте, беседы на нравственные темы и дискуссии.
Также
организуются работа
с
читательским
дневником, просмотры
и
обсуждение экранизаций, занятия в игровой форме.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Срок реализации программы 2023-2024 год.
2. Планируемые результаты
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения:
Личностные результаты:
учащийся должен ориентироваться на реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность; быть готовым и способным к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества и
личностному самоопределению;
уметь осознавать и определять (называть) свои эмоции;
уметь осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим
людям, сопереживать;
уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
•

иметь интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста, испытывать потребность в
чтении;
осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
уметь самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения
поставленной цели в деятельности; адекватно самостоятельно оценивать правильность
выполнения действия и вносить необходимые коррективы; ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной деятельности; выбирать путь достижения цели,
планировать решение поставленных задач; преобразовывать информацию, используя
графические символы; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Познавательные УУД
уметь зрительно воспринимать информацию, содержащуюся в предъявляемом тексте;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную
образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения; прогнозировать содержание книги до чтения с использованием информации из
аппарата книги (аннотации, оглавления); отбирать книги по теме, жанру и авторской
принадлежности; ориентироваться в мире книг (работать с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
Коммуникативные УУД
уметь участвовать в беседе о прочитанных произведениях, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения; анализировать образ лирического героя произведения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
уметь высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; соблюдать правила
общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Предметные результаты:
В результате изучения курса учащиеся научатся:
- анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из
литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос
литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных
средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания изведения
(элементы филологического анализа); владеть элементарной литературоведческой
терминологией при анализе литературного произведения;
- получат представление об этических нормах и гуманистических ценностях (ценность
человеческой жизни, деятельное сострадание, уважение человеческого достоинства,
ответственность за последствия совершенного, выбор средств для достижения цели); понимать
связь литературных произведений с эпохой их написания;
Учащиеся получат возможность научиться:
- формулировать собственное отношение к произведениям литературы, оценивать их;
создавать собственную интерпретацию (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
- понимать авторскую позицию и своё отношение к ней;
- воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читать и
адекватно воспринимать их;
- пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств
русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному
тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

3. Содержание курса
1. Введение. Для чего необходимо читать книги? Какая литература важнее? Какое бывает
чтение? Как нужно читать книги и правильный ли я читатель? Что такое читательский дневник
и как сделать ведение дневника увлекательным. 1ч
2. А. Лукьянов «Буратино идет в школу», «Устный счет». Чем герой рассказа отличается от
настоящего Буратино. Как Мише помогло «чудо» от одноклассников и учителя 3ч
3. Е. Алехин «Лес». Мое важное детское воспоминание 2ч
4. Анджела Нанетти «Мой дедушка был вишней». Любимые не уходят. Смерть близкого
человека, одиночество, счастье/несчастье семейной жизни. Как вы понимаете слова «Ты
не умираешь, пока тебя кто-то любит»? Просмотр мультфильма. 5ч
5. Фредрик Бакман «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения». Тема
буллинга в детском коллективе. Письмо Эльсе. 3ч
6. И. Полянская «Утюжок и мороженое». Отношения в современном обществе. Связь
современной и классической литературы. Тема нравственного выбора. 3ч
7. Н. Дашевская «Я не тормоз». Разговоры об инаковости. 3ч
8. Аннет Схап «Лампёшка». Сказка об ответственности. Люди, которые от нас отличаются.
Важность семьи для человека. Дружба как спасение от одиночества. Знакомство с
интервью писательницы на «Папмамбук». 3ч
9. Л. Романовская «Удалить эту запись?». Дети и соцсети. Дневник как способ разобраться
в себе. Чему детские книги могут научить взрослых. Чтение и обсуждение интервью с
Ларисой Романовской на сервисе «Папмамбук». Что бы я хотел спросить у писателя.
Составление вопросов для любого из писателей. 3ч
10. Мария Парр «Вафельное сердце». «…она мой лучший друг, хотя и девчонка». Лена и
Тилле. Баба-тётя. Какое место в нашей семье занимают дедушки и бабушки? Как
пережить потерю близкого человека? Хрупкое вафельное сердце. 3 ч
11. Луис Сашар «Ямы». Кто такие трудные подростки или как выработать характер. «Шаги»
дальнейшая судьба героев романа «Ямы». Просмотр и обсуждение фильма «Клад»
(экранизация романа Л.Сашара «Ямы») 3ч
12. Как найти хорошую книгу. Где можно узнать о книжных новинках. Знакомство с
полезными сервисами. Интернет-журнал «Папмамбук», Детская комната Arzamas,
ежегодный иллюстрированный каталог «100 лучших новых книг для детей и подростков».
Полезные издательства (КомпасГид, Самокат, Белая ворона, Розовый жираф, Качели,
Волчок, Пятая четверть и пр.). Обсуждения на форуме, детские рецензии на прочитанное.
Составление списка чтения на лето. 2ч
Календарно - тематическое планирование
курса внеурочной деятельности
«Современная литература для детей и подростков»
в 6-7 классе
на 2023-2024 уч.год
№

Тема

Кол-во
часов

Форма
занятия

Введение 1ч
1

Для чего необходимо читать книги? Какая литература 1
важнее? Какое бывает чтение? Как нужно читать книги и
правильный ли я читатель? Что такое читательский дневник
и как сделать ведение дневника увлекательным.
Лукьянов А. «Буратино идет в школу», «Устный счет»
3ч

Эвристическая
беседа

2

Главный герой рассказа

1

3

Чем герой рассказа отличается от настоящего Буратино

1

4

ПР Как Мише помогло «чудо» от одноклассников и учителя 1

5

Алехин Е. «Лес» 2ч
Роль воспоминаний

1

6

ПР Мое важное детское воспоминание

1

7

Анджела Нанетти «Мой дедушка был вишней» 5ч
Любимые не уходят.

1

11

Смерть близкого человека, одиночество, счастье/несчастье
семейной жизни
Смерть близкого человека, одиночество, счастье/несчастье
семейной жизни
ПР Как вы понимаете слова «Ты не умираешь, пока тебя ктото любит»?
ПР Просмотр мультфильма

12

Фредрик Бакман «Бабушка велела
передать, что просит прощения» 3ч
Тема буллинга в детском коллективе

13

Тема буллинга в детском коллективе

1

14

ПР Письмо Эльсе

1

15

И. Полянская «Утюжок и мороженое» 3 ч
Отношения в современном обществе.

1

16

Связь современной и классической литературы.

1

17

Тема нравственного выбора.

1

18

Н. Дашевская «Я не тормоз» 3ч
Главные герои произведения

1

19

Люди, которые от нас отличаются.

1

20

Разговоры об инаковости

1

21

Аннет Схап «Лампёшка» 3ч.
Важность семьи для человека.

1

22

Дружба как спасение от одиночества.

1

23

ПР Знакомство с интервью писательницы на «Папмамбук»

1

8
9
10

кланяться

1
1
1
1

Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Практическая
работа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Практическая
работа
Практическая
работа

и
1

Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Практическая
работа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Практическая
работа

24

Л. Романовская «Удалить эту запись?» 3ч.
Дети и соцсети. Дневник как способ разобраться в себе.

1

25

Чему детские книги могут научить взрослых.

1

26

ПР Чтение и обсуждение интервью с Ларисой Романовской 1
на сервисе «Папмамбук». Что бы я хотел спросить у
писателя. Составление вопросов для любого из писателей.
Мария Парр «Вафельное сердце» 3ч.
«…она мой лучший друг, хотя и девчонка». Лена и 1
Тилле. Баба-тётя.
Какое место в нашей семье занимают дедушки и бабушки? 1

27
28

30

Как пережить потерю близкого человека? Хрупкое 1
вафельное сердце.
Луис Сашар «Ямы» 3ч.
Кто такие трудные подростки или как выработать характер. 1

31

«Шаги» дальнейшая судьба героев романа «Ямы».

32

ПР Просмотр и обсуждение фильма «Клад» (экранизация 1
романа Л.Сашара «Ямы»).
Как найти хорошую книгу 2ч
Где можно узнать о книжных новинках. Знакомство с 1
полезными сервисами. Интернет-журнал «Папмамбук»,
Детская комната Arzamas, ежегодный иллюстрированный
каталог «100 лучших новых книг для детей и подростков».
Полезные издательства (КомпасГид, Самокат, Белая ворона,
Розовый жираф, Качели, Волчок, Пятая четверть и пр.).
Обсуждения на форуме, детские рецензии на прочитанное.
Составление списка чтения на лето
1

29

33

34

1

Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Практическая
работа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Эвристическая
беседа
Практическая
работа
Эвристическая
беседа

Практическая
работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».