РП по курсу внеурочной деятельности Робототехника, 5-6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ гимназия № 35

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Никандрова Е.А.
Приказ 82-од от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Робототехника»
5-6 класс

Екатеринбург, 2023

Пояснительная записка

Нормативная база. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Робототехника (далее - ДООП), разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
действующей редакции.
 Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 «Об утверждении государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 - 2025 годы в действующей
редакции;
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей»;
 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года».
 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и Организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14
(утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 04.07.2014 № 41);
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 Примерные требования к программам дополнительного образования детей от 11.12.2006 г. №061844;
 Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242;
 Устав МАОУ Гимназии №35;
 Локальные акты МАОУ Гимназии №35.
Направленность программы – технический, так как ориентирована на развитие способностей в
области технических проектов и их создание.
Актуальность программы обусловлена потребностям уровня современной научно-технической жизни.
Изменения, произошедшие в современном обществе, способствуют проявлению интересов и потребностей
среди детей среднего школьного возраста на дополнительные образовательные услуги в области
робототехники. Полученные знания, умения и навыки – воспитанники могут применять в жизни.
Востребованность программы объясняется интересом подрастающего поколения к электронике и роботам.
Социальный заказ родительской общественности также подтверждает потребности семьи в приоритетном
желании заниматься инженерным образованием, так как включает организацию досуга, вовлечение в
общественно значимую деятельность, содействие личностному росту, подготовку к выбору профессии и
развитию научно-технического потенциала ребёнка.
Основная цель программы:
развитие инженерно-технических навыков посредствам занятий робототехникой.
Задачи:
обеспечить учащихся необходимым набором знаний и умений в области
робототехники;
сформировать знания о технике, электронике и возможностях
изготовления моделей роботов и технологических приспособлений;
сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования
и проектирования;
способствовать самореализации и развитию творческого потенциала
личности;
развивать навыки творческой деятельности, общения и
сотрудничества;
обучить детей приемам самостоятельной работы, поиску знаний,
решению конструкторских задач;

формировать личностные качества, необходимые для самореализации в
современном обществе;
способствовать профессиональному самоопределению;
воспитать чувство гражданской ответственности и патриотизма.

1. Содержание программы
Введение Вводный инструктаж по соблюдению техники безопасности и
пожарной безопасности при работе. Правила поведения в образовательном
учреждении.
Раздел №1. «Основы построения конструкций»
1.1. Ведение в курс Робототехника. Инструктаж по ТБ и ПБ. Предыстория
робототехники. Содержание работы объединения, демонстрация готовых работ.
1.2. Ознакомление с конструктором Lego MindStorms.
Названия и назначение деталей. Изучение типовых соединений деталей
1.3. Конструкции.
Основные свойства конструкции при ее построении.
Практическая работа. Знакомство с набором Lego MindStorms. Изучение
названий деталей. Изучение кнопок на блоке EV3. Изготовление простейших
конструкций
1.4. Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.
Ознакомление с принципами описания конструкции. Условные обозначения
деталей конструктора. Выбор наиболее рационального способа описания.
Практическая работа. Сборка простейшей модели на двух моторах.
Знакомство с программированием в EV3Classroom.
1.5. Самостоятельная творческая работа обучающихся.
Закрепление полученных знаний. Описание построенной модели. Анализ
творческих работ.
Раздел №2. «Простые механизмы и их применение»
2.1. Простые механизмы в конструировании.
Понятие о простых механизмах и их разновидностях.
2.2. Конструирование моделей.
Построение сложных моделей с использованием рычажных механизмов
2.3. Проверочная работа по теме "Простые механизмы ".
Создание рычажных и блочных механизмов с использованием готовых схем.
2.4. Самостоятельная творческая работа.
Закрепление полученных знаний по теме «Простые механизмы». Защита
построенной модели. Анализ творческих работ.
Раздел №3. «Ременные и зубчатые передачи»
3.1. Зубчатые передачи.
Назначение и виды зубчатых передач. Применение зубчатых передач в технике.
Сборка модели на зубчатой передаче.
3.2. Ременные передачи.
Виды ременных передач и их назначение. Применения и построение ременных

передач в технике.
3.3. Проверочная работа по теме "Ременные и зубчатые передачи." Создание
ременных и зубчатых механизмов с использованием готовых схем
3.4. Самостоятельная творческая работа обучающихся.
Закрепление полученных знаний по теме «Ременные и зубчатые передачи».
Описание построенной модели. Анализ творческих работ.
Раздел №4. «Устройство легкового автомобиля»
4.1. Устройство и принцип работы ДВС.
Построение модели ДВС.
4.2. Рассмотрение устройства рулевого маятника.
Показ отличий руля у велосипеда и автомобиля. Построение прототипа рулевого
маятника.
4.3. Самостоятельная творческая работа обучающихся.
Закрепление полученных знаний по теме «Устройство легкового автомобиля».
Построение модели легкового автомобиля.
Заключительное занятие
Конкурс и защита моделей. Анализ творческих работ. Организация
выставки. Презентация летописи творческих работ учащихся. Награждение.
2. Планируемые результаты
Результатами
реализации
дополнительной
общеразвивающей
программы
«Робототехника»
в
соответствии
с
поставленными
воспитательными и образовательными задачами является:
 знание учащимися основ механики (виды механических передач,
название и назначение, особенности механическихпередач и др.) и
кинематики (направление вращения, скорость вращения,мощность
передачи и др.);
 умение применить на практике знания, выразив свои технические
решения в сборке модели;
 совершенствование навыков работы с компьютером, так как собранную
модель необходимо полностью автоматизировать, т. е. написать
программу к данной модели;
 знания в области механики и компьютерного языка EV3Classroom в
форме практической, творческой самостоятельной работы;
 знание основ проектной деятельности в области робототехники.
В результате освоения программного материала, учащиеся перового года
обучения:
Знают:
 исторические основы робототехники;
 основы механики, электротехники, радиотехники, радиоэлектроники;
 общие сведения об автоматизированных системах управления;

 принципы и технологии конструирования роботов;
Умеют:
 работать со специальной литературой, ИКТ, чертежами;
 свободно владеть терминологией и специальными понятиями;
 проектировать автоматизированные системы управления;
 выполнять изученные технологические операции;
 соблюдать правила техники безопасности;
В результате освоения изучения программного материала учащиеся
второго года обучения:
Знают:
 названия, свойства, область применения используемых в робототехнике
составляющих;
 правила техники безопасности
 правила соревнований по робототехнике.
Умеют:
 планировать, прогнозировать самостоятельную деятельность в области
робототехники;
 анализировать результаты работы в рамках проектной деятельности;
 выступать на соревнованиях по робототехнике
3. Тематическое планирование
№

1

Разделы и темы программы
Введение
Инструктаж по ТБ и ПБ
Раздел «Основы построения
конструкций»

Количество часов
Всего

Теория

2

1

40

8

1.1.

Введение в курс «Робототехника».

2

2

1.2.

Ознакомление с конструктором
«LegoMindStorms»
Конструкции.

2

1

8

2

Готовые схемы-шаблоны сборки
конструкций.
Самостоятельная творческая работа
по изготовлению модели. Анализ
творческих работ.
Раздел «Простые механизмы и их
применение»

16

2

1.3.
1.4.
1.5.

2

10

42

Формы контроля
/ аттестации
Практика
Игры и задания по
1
безопасности
Индивидуальное
32
конструкторское
задание
Фронтальный
0
опрос
1
Педагогическое
наблюдение
6
Тест «Основы
конструкции»
14
Игровые задания
Внешняя оценка
работ

10

4

38

Индивидуальное
конструкторское
задание

2

2

2.2.

Простые механизмы в
конструировании
Рычаги. Основные определения.

2

2

2.3.

Конструирование моделей

18

2.4.

Проверочная работа по теме
«Простые механизмы».

6

2.5.

Самостоятельная творческая работа
учащихся. Педагогическое
наблюдение, анализ творческих
работ.
Раздел «Ременные и зубчатые
передачи»

14

36

6

3.1.

Ременные передачи

6

2

4

3.2.

Зубчатые передачи

10

2

8

3.3.

Реечная передача

6

2

4

3.4.

Проверочная работа по теме
«Ременные и зубчатые передачи».

6

6

3.5.

Самостоятельная творческая работа.
Наблюдение и анализ творческих
работ.
Раздел «Устройство легкового
автомобиля»

8

8

2.1.

3

4

18
6

26

4

4.1.

Устройство и принцип работы ДВС

2

2

4.2.

Рассмотрение устройства рулевого
маятника
Самостоятельная творческая работа.
Анализ творческих работ.
Заключительное занятие.
Конкурс моделей. Анализ
творческих работ.
Итого в год

2

2

4.3.

8

144

14

Внешняя оценка
работ

30

Индивидуальное
конструкторское
задание
Фронтальный
опрос
Педагогическое
наблюдение
Тест «Виды
передач»
Игровые задания
Внешняя оценка
работ

22

Индивидуальное
конструкторское
задание
Педагогическое
наблюдение
Тест «Виды
энергии»
Игровые задания

14

Внешняя оценка
работ

8

14

22

Фронтальный
опрос
Педагогическое
наблюдение
Тест «Основы
конструирования»
Игровые задания

122

Приложение 1

Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка
по дополнительной образовательной программе (в баллах, соответствующих степени
выраженности измеряемого качества – ниже среднего - 1, средний - 2, выше среднего - 3)
Ф.И. ребенка
Возраст
Название объединения
Программа
Ф.И.О. педагога
Дата начала наблюдения
Сроки диагностики

Показатели
1. Теоретическая подготовка ребенка
а) Основы интерфейса программы
б )Знание азов программирования
2. Практическая подготовка ребенка
Практические умения и навыки,
предусмотренные
программой:
а) анализировать визуальный составляющей
проекта
б) умение собрать модель по инструкции
в) создание моделей на базовом уровне
г) самостоятельно выполнять творческие
задания.
3. Обще-учебные умения и навыки ребенка
3.1. Учебно-интеллектуальные умения:
а) образовывать информацию из одной
формы в другую на основе определенных
условий
б) работать по предложенному педагогом
плану.
3.2. Учебно-коммуникативные умения:
а) участвовать в дискуссии;
б) строить логическую цепочку при
создании объекта ;

1 год
обучения
Входная
(начало года)

Промежуточная
(середина года)

Итоговая
(конец года)

З.З. Учебно-организационные умения и
навыки:
а) умение самостоятельно представлять
проект;
б) умение быть организатором обсуждений
проектов .
4. Предметные достижения обучающегося:
а) умение создавать программные коды
б) знание программного обеспечения по
програмированию;
в) развитый интерес к сфере моделирования
и создание модели по собственному
замыслу;

Диагностическая карта выявления компетенций на промежуточной/итоговой
аттестации в объединении Робототехника
1 год обучения
Форма –творческая работа (выставка).
Критерии. 1 - ниже среднего уровня; 2 - средний уровень; 3 - выше среднего уровня.
Зачет – от 9 баллов.
№
п/п

Ф.И. ребенка

ТЕОРИЯ
Использо
вание
специализ
ированны
х
терминов

Знание
алгори
тма
работы

ПРАКТИКА
Умение
представ
лять
свой
проект

Умение
создавать
модели и
программ
ы

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Умение
образовывать
информацию
из одной
формы в
другую

Умение
выстраива
ть план
работы

1

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».