Департамент образования администрации г. Екатеринбурга Управление образования Кировского района УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ гимназия № 35 __________/Никандрова Е.А./ Приказ № 82-од от 31 августа 2023 г План внеурочной деятельности ФГОС ООО Муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназия № 35 на 2023 - 2024 учебный год 5 - 9 класс г. Екатеринбург, 2023 г. Пояснительная записка В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности. ФГОС предусматривает создание и внедрение учреждениями образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования, создание системы социальной мобильности. В задачи воспитательной деятельности школы входит привлечение обучающихся в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации обучающихся, формирования у них потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участии в содержательном досуге. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Программа внеурочной деятельности реализует основные ценностные ориентиры, к которым относятся: гражданская идентичность, как ключевой компонент российской идентичности; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе и ценностей человеческой жизни, семейные ценности; патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур; национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства. Посредством реализации программы внеурочной деятельности образовательное учреждение решает задачи по социализации обучающихся, формированию метапредметных и коммуникативных навыков, воспитанию и развитию позитивных качеств личности. • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава; • формирование соответствующей целям образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; • развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов и форм деятельности при построении образовательного процесса; • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося. Программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей, которые связаны: • с переходом от учебных действий, осуществляемых совместно с классом и под 2 • • • • • руководством учителя, к учебному исследованию и к новой внутренней позиции обучающегося, направленной на самостоятельный познавательный поиск, постановку целей, осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества; с осуществлением качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе; с формированием у обучающегося научного типа мышления; с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской. Программа внеурочной деятельности МАОУ гимназия № 35 разработана на основании нормативных и методических документов, регламентирующих деятельность: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. N 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 371-ФЗ) 3. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минпросвещения России от 18.07.2022 N 568, от 08.11.2022 N 955) 4. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказа Минпросвещения России от 18.07.2022 N 569). 5. Приказ Минпросвещения России от 17.05.2012 №413 «Об утверждении ФГОС СОО» в редакции приказов Минпросвещения от 11.12.2020 №712, от 12.08.2022 №732 6. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования.» 7. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» 8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования.» 9. Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению федеральных основных общеобразовательных программ»). 10. СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 с изменениями на 30.12.2022 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"» 11. Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 12. Распоряжение Департамента образования Администрации города Екатеринбурга от 21.02.2023 № 282/46/36 «Об утверждении новой редакции Плана-графика мероприятий по введению и реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего 3 • • • образования в общеобразовательных организациях МО «город Екатеринбург» https://екатеринбург.рф/file/2cda5b07381162a7efd7ec70c0be9b87 Дополнительными нормативными документами являются: Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023 № 03-68 «О направлении информации» (вместе с «Информацией о введении федеральных основных общеобразовательных программ») Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно- методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»). Письмо Минпросвещения России от 08.08.2022 № ТВ-1517/03 «О направлении информации» (вместе с «Ответами на наиболее частые вопросы, возникающие на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации при введении обновленных ФГОС НОО и ООО») Внеурочная деятельность в МАОУ гимназия № 35 организована с учетом социокультурных особенностей, общешкольных традиций, интересов обучающихся по следующим направлениям развития личности обучающихся: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное и патриотическое, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное, в том числе через такие формы как экскурсии, походы, посещение театров и музеев, круглые столы, конференции, диспуты, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, образовательные игры, общешкольные праздники и пр.. В каникулярный период организуются тематические занятия и практики. Внеурочная деятельность ФГОС ООО Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к процессу формирования и реализации современной модели образования. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, здоровый и безопасный образ жизни. Инновацией в структуре учебного плана нового ФГОС выступает то, что в нем выделено три раздела: инвариантная часть, вариативная часть и внеурочная деятельность обучающихся, осуществляемая во второй половине дня. В новом ФГОС воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать собой все виды образовательной деятельности: учебную - в границах разных образовательных предметов и внеурочную. Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения обучающийся получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования - безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. План отражает основные цели и задачи, стоящие перед школой. Модель организации внеурочной деятельности МАОУ гимназия № 35 Внеурочная деятельность в МАОУ гимназия № 35 реализуется на общешкольном 4 уровне, что позволяет охватить максимальное количество обучающихся. Многоплановая внеурочная работа позволяет обеспечить развитие общекультурных интересов обучающихся, способствует решению задач нравственного воспитания. При организации внеурочной деятельности школьников используются «оптимизационная модель» в 5-7 классах и «модель с преобладанием воспитательных мероприятий» в 8-9 классах. В реализации данных моделей принимают участие все педагогические работники учреждения. Координирующую роль выполняют заместители директора и педагоги, ответственные за реализацию мероприятий по направлениям внеурочной деятельности Преимущества данных моделей, организации внеурочной деятельности: • использование возможностей ОУ; • минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность, создание единого образовательного и методического пространства в ОУ; оптимизация всех внутренних ресурсов школы (в её реализации принимают участие все педагогические работники); создание единого образовательного и методического пространства в школе; формирование содержательного и организационного единства всех подразделений школы. высокая актуальность содержания и методического инструментария программ внеурочной деятельности; предоставление обучающемуся широкого выбора направлений детских объединений по интересам; Принципы построения программы и организации внеурочной деятельности. • • • • • Конструирование выбранных моделей внеурочной деятельности опирается на следующие принципы: • Принцип деятельности: включение в активную созидательную деятельность; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; связь теории с практикой, приоритет практических занятий; • Принцип индивидуализации и учёта возрастных психолого-педагогических особенностей развития детей: творческое развитие на различных возрастных этапах и в соответствии с личностным развитием; • Принцип доступности, последовательности и систематичности внеурочной деятельности: от простого к сложному, с учётом возврата к освоенному содержанию на новом, более сложном творческом уровне; интеграция содержания Программы с программами учебными, дополнительного образования. • Принцип вариативности: развитие вариативного мышления -понимания возможности наличия различных вариантов решения задачи и умения осуществлять выбор вариантов; • Принцип творчества: ориентация на творческое начало, приобретение и расширение собственного опыта творческой деятельности, раскрытие творческого потенциала. • Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной программы учреждения. • Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности обучающихся, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самореализации, самоутверждения. 5 • Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов, • Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул. Информация о времени проведения тех или иных мероприятий содержится в плане и графике внеурочной деятельности. • Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у обучающихся потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения. Цели и задачи внеурочной деятельности МАОУ гимназия № 35 Цель внеурочной деятельности МАОУ гимназия № 35 - создание условий для реализации обучающимися своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин. > > > > > > > Задачи внеурочной деятельности МАОУ гимназия№ 35: расширение общекультурного кругозора обучающихся; формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания; включение обучающихся в личностно значимые творческие виды деятельности; формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей; развитие социальной активности и желания реального участия в общественно значимых делах; создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения; усвоение обучающимися основных ценностных ориентиров, таких как гражданская идентичность; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе и ценностей человеческой жизни, семейные ценности; патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур. Организация, содержание и направленность внеурочной деятельности В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность осуществляется на принципах деятельностного подхода, организуется после уроков и может проводиться в зависимости от направления деятельности: на спортивных площадках и в спортзалах, кабинете информатики, библиотеке, мастерских кабинета технологии, рекреациях, оборудованных средствами ИКТ и др.. При организации внеурочной деятельности обучающихся МАОУ гимназия № 35 могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям учебного плана. Занятия проводятся в формах, отличных от классно-урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. 6 Модель организации внеурочной деятельности МАОУ гимназия № 35 состоит из 5 направлений деятельности: - спортивно-оздоровительное направление; общекультурное; общеинтеллектуальное направление; социальное направление; духовно-нравственное направление. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной программы основного общего образования. Основные задачи: - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей; - развитие потребности в занятиях физической культуры и спортом. Задачи: - приобщение обучающихся к здоровому образу жизни - - приобщение обучающихся к спорту - подготовка к сдаче норм ГТО Данное направление реализуется по программам "Акробатика", "Легкая атлетика", "Волейбол". По итогам работы в данном направлении проводятся, соревнования, показательные выступления, агитбригады, дни здоровья, эстафеты, беседы, весёлые старты, викторины, походы. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единой урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Основные задачи: - формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной композиции- «становиться лучше»; - укрепление нравственности - основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; - формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма; - формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности обучающегося формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам: - принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей; - развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей - формирование основ российской гражданской идентичности; 7 - пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; - формирование патриотизма и гражданской солидарности; - развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. Данное направление реализуется программами «Музеефицирование пространства», курсами внеурочной деятельности "Исторический калейдоскоп", деятельностью клуба «Подросток и закон». По итогам работы в данном направлении проводятся защиты проектов, экскурсии, выставки- путешествия, лекции, беседы, видеозанятия, игры-путешествия, викторины, акции, конкурсы, утренники, сборы, операции, праздники, классные часы. СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на уровне основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Основные задачи: - формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; - формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование основы культуры межэтнического общения; - формирование отношения к семье как к основе российского общества; - воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению. Данное направление реализуется через программы психологический практикум, участие обучающихся в акциях, проектах и исследованиях, работу классного руководителя по плану воспитательной работы школы. По итогам работы в данном направлении проводятся защиты проектов, конкурсы, презентации портфолио достижений, презентация творческих работ, беседы, экскурсии, акции, волонтёрское движение, проведение коллективных творческих дел, сюжетно- ролевые игры. Также данное направление реализуется через курс внеурочной деятельности «Проектная деятельность». ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Основные задачи: - формирование навыков научно- интеллектуального труда; - развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения; - формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; - овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на уровне основного общего образования. Данное направление реализуется метапредметными программами: "Экология. Живая планета", "Решение инженерных задач по математике", "Решение инженерных задач по физике", "Мастерская компьютерного творчества", «Практикум по решению математических задач», «Мир химических чудес», «Алгоритмика», курсы подготовки к олимпиадам «Олимпийская сборная гимназии 35» и «Лабораторный химический анализ». По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, защита проектов, викторины, беседы, выставки, инсценировки, выпуски газет, математические бои, участие в предметных неделях, олимпиады научно-исследовательские конференции. ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, 8 развитие общей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Основные задачи: - формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; - становление активной жизненной позиции; - воспитание основ правовой, эстетической и экологической культуры. Данное направление реализуется через курсы внеурочной деятельности «Театральная жизнь Екатеринбурга», «Музыкальная гостиная», «Тайны слова. Учимся работать с текстом», «Немецкая мозаика», работу классного руководителя по плану воспитательной работы гимназии. Она проводится по направлениям «Семья», реализуется через участие в школьных, муниципальных и региональных конкурсах, предметные декады, олимпиады, проектную деятельность. По итогам работы в данном направлении проводятся защиты проектов, практические занятия, игры, экскурсии, выставки и конкурсы, акции, беседы. Педагогическое обеспечение: Деятельность Функции Административно- Координирует деятельность всех участников координационная образовательного процесса, участвующих в реализации ФГОС, обеспечивает своевременную отчетность о результатах введения, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов введения, вырабатывает рекомендации на основании результатов введения КонсультативноОбеспечивает: предоставление всех методическая необходимых содержательных материалов, изучение всеми участниками документов ФГОС, проведение семинаров и совещаний, оказание консультативной и методической помощи учителям, работающим по ФГОС ИнформационноВыносят решения по результатам реализации аналитическая ФГОС, информируют об эффективности ФГОС Организационная Ответственные Директор школы, Заместитель директора по УВР, Заместитель директора по ВР Заместитель директора по УВР, Заместитель директора по ВР Педагогический совет, школьное методическое объединение Изучают документы ФГОС, используют новые Классные руководители, педагоги технологии в учебной и воспитательной гимназии. деятельности, обеспечивающие результаты обозначенные в стандарте, организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями План внеурочной деятельности основного общего образования (5-9 классы) МАОУ гимназии № 35 обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного, основного общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам. 9 План внеурочной деятельности на параллели 5-9-х классов в МАОУ гимназия № 35 в 2023-2024 учебном году по направлениям Направление Спортивное Название курса Пионербол 5 классы 2 КолКолКолКолКол6 7 8 9 во во во во во ИТОГО классы классы классы классы групп групп групп групп групп 1 2 2 Волейбол Духовно-нравственное Социальное Исторический калейдоскоп 1 1 Разговоры о важном Проектная деятельность 1 6 1 5 1 5 1 5 1 5 1 5 1 5 1 5 2 5 Моя будущая профессия (Профминимум) Робототехника Математический театр Прототипирование Графический дизайн Моделирование в Tinkercad Общеинтеллектуальное 3Д моделирование Генетика Мастерская компьютерного творчества Мир химических явлений Мир химических чудес 2 1 1 1 4 2 1 2 1 2 2 1 4 1 1 1 18 2 2 1 2 4 1 2 8 2 1 2 2 1 1 1 2 1 2 1 25 20 1 2 1 4 2 4 2 1 10 Решение инженерных задач по математике Олимпиадная сборная гимназии 35. Обществознание 2 2 1 6 2 1 2 Олимпиадная сборная гимназии 35. История 1 1 Олимпиадная сборная гимназии 35. Биология 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 2 1 2 2 1 3 Олимпиадная сборная гимназии 35. Математика Решение инженерных задач по физике Клуб "Большая перемена" Общекультурное 2 Шаг в будущее (Профминимум) Культура сценической речи Страноведение Германии и Австрии Китайский язык Немецкая мозаика ИТОГО количество часов в неделю 1 1 1 6 1 1 1 1 4 1 31 2 5 2 1 26 5 1 1 3 26 Количество учебных недель в учебном году 1 1 1 2 11 34 ИТОГО количество часов в учебный год 1 1 2 67 20 11 1 155 34 5270 11 Результаты внеурочной деятельности Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовнонравственное приобретение ребёнка, благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровнях начального общего и основного общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты. Уровни результатов внеурочной деятельности Первый уровень Второй уровень Третий уровень Обучающийся ценит Обучающийся знает и общественную жизнь 6 класс Обучающийся самостоятельно понимает общественную действует в общественной жизнь 5 класс жизни (7-9класс) Приобретение обучающимися Формирование позитивных Получение обучающимися социальных знаний (об отношений обучающихся к опыта самостоятельного общественных нормах, об базовым ценностям социального действия. устройстве общества, о общества (человек, семья, социально одобряемых и Отечество, природа, мир, неодобряемых формах знание, труд, культура). поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности. Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, стране; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. В гимназии созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность: - свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям; - помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности. - стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор; - быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру. План мониторинга По организации внеурочной деятельности основного общего образования на 2023-2024 учебный год Мероприятия Сроки исполнения Ответственн ый Утверждение программ внеурочной Сентябрь 2023г. Зам. директора деятельности Проведение родительских собраний Сентябрь 2023г. Классные руководители Зам. директора сентябрь Педагог- психолог Проведение мониторинга по диагностике 5 класс изменений в личности обучающегося (выявление 2023г. интересов и увлечений учащихся, возможностей и условий их реализации, мотивации к учению, 6-9 классы - апрель эмоциональноличностного состояния в семье, 2024г. самооценки обучающихся) Изучение желания родителей (законных , Май 2023, Сентябрь Классные руководители представителей) на организацию и зачисление 2023г. Зам. директора ребенка в кружок или секцию по направлениям внеурочной деятельности Сентябрь 2023г. Классные руководители Опрос обучающихся по занятости во внеурочной Зам. директора деятельности, подтверждение справками из организаций УДОД и анализ журналов посещения учащимися занятий внеурочной деятельности на базе МАОУ гимназия №35. Составление Карты занятости учащихся Проверка заполнения журналов внеурочной Октябрь, декабрь Зам. директора деятельности 2023г. Март, май 2023г. по В течение года, в Классные руководители соответствии с графиком Зам. директора Проведение родительского собрания «Итоги Декабрь 2023 г. Классные руководители первого полугодия» (урочная и внеурочная деятельность) Зам. директора Отчет родительских комитетов на Декабрь 2023г., май Председатели общешкольном собрании 2024г. родительского комитета Посещение открытых мероприятий по В течение года, в Классные руководители воспитательной работе соответствии с графиком Зам. директора Проведение и анализ деятельности в предметные В течение года, в Классные руководители недели соответствии с графиком Зам. директора Проведение и анализ деятельности реализации В течение года, в Классные руководители программы «Одаренные дети» соответствии с графиком Зам. директора Изучение уровня развития детского коллектива, Май 2024г. Классные руководители характера взаимоотношений обучающихся в детском коллективе Зам. директора Посещение открытых внеурочной деятельности мероприятий Проведение мониторинга по изучению Май 2024г удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов организации внеурочной деятельности и её результатами Анализ освоения учащимися программ Май 2024г. дополнительного образования в форме отчета за год, результатов участия детей в мероприятиях состязательного характера Классные руководители Проведение родительских собраний по теме: Май 2024г. «Итоги учебного года: учебная и внеурочная деятельность» Классные руководители Зам. директора Классные руководители Зам. директора Зам. директора