МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга МАОУ гимназия № 35 УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Никандрова Е.А. Приказ 82-од от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Пионербол» 5 класс Екатеринбург, 2023 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: • моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач; • проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр; • управлять эмоциями в процессе игровой деятельности. Метапредметные результаты: • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; • определять наиболее эффективные способы достижения результата; • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: • формирование двигательных действий, составляющих содержание подвижных игр и игры в пионербол; • овладение навыками самостоятельной организации и проведения подвижных игр и игры в пионербол; • развивать умение взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх и игры в пионербол; • формировать умение оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели. Планируемые результаты освоения программы: Обучающиеся научатся: • играть активно, самостоятельно и с удовольствием; организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры на переменах и физкультминутках; • владеть скакалкой (прыжки и бег через скакалку) и мячом (ловля и передача мяча; • самостоятельно проводить подвижные и спортивные игры; • владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры»; • выполнять правила игры в пионербол, владеть основными техническими приёмами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий пионерболом. Получат возможность узнать: • об истории развития подвижных игр и игры волейбол; • о способах и особенностях движение и передвижений человека; • о системе дыхания, работе мышц при выполнении игровых упражнений; • о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем; • об общих и индивидуальных основах личной гигиены; • о правилах использования закаливающих процедур; • о профилактике нарушения осанки; • о причинах травматизма и правилах его предупреждения. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ • Педагогическое наблюдение за деятельностью детей. • Педагогический анализ результатов в игровых действиях. Полученный результат отражен в документальной форме – аналитической справке по итогам мероприятий. • 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум, учебного материала, для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол и технические приёмы, которые в ней задействуются, содержат в себе большие возможности не только для формирования двигательных навыков у детей и развития их физических способностей, но и также служат примером нравственного воспитания учащихся. Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия). Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия). Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь: волейбольная сетка, волейбольные мячи. Подвижные игры: «Пионербол», «Горячая картошка», «Перестрелка», «Два мяча» и др. К концу учебного года дети должны знать: • правила по технике безопасности во время игры в пионербол; • правила подвижной игры пионербол; • не менее двух комплектов упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. К концу учебного года дети должны уметь: • оценивать свою двигательную активность, выявлять причины нарушения и корректировать её; • выполнять правила игры. К концу учебного года дети должны демонстрировать: • позитивное отношение к участникам игры. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 -6 класс № Темы Количество часов Форма занятий 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 7 Инструкция по технике безопасности Подвижные игры: «Вышибалы», «Мяч вверх». Тестирование Правила игры. Переходы. Прием мяча низкий. Прыжки со скакалкой. Основы знаний о физкультуре. Приемы: низкий, высокий. Подачи. Прыжки со скакалкой. Пионербол. Подачи. Опрос по правилам игры. Игра «Три касания». Пионербол. Правила формирования команд. Виды подач. Пионербол. Формирование команд. Пионербол. Инструкция по технике безопасности. Техника атаки. Пионербол. 2 Групповая 8 Техника атаки. Пионербол. 2 Групповая 1 2 3 4 5 6 Пионербол с блокированием. Игра «Собачки» Пионербол с блокированием. Игра «мяч вверх». Техника защиты. Пионербол. Игра «Вышибалы». Техника быстрой атаки. Пионербол. Основы знаний о физкультуре и спорту. 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 13 Прыжковые упражнения. Пионербол. 2 Групповая 14 Эстафеты с мячом, со скакалками. Пионербол. Обучение составлению комплекса. Правила судейства. Игра «Собачки». Пионербол. Передачи мяча по кругу. Нижняя подача. Учебная игра. Передачи мяча по кругу. Нижняя подача. Учебная игра. Верхние передачи в тройках. Учебная игра. Пионербол. Верхние передачи в тройках. Учебная игра. Пионербол. Передачи мяча по кругу. Нижняя подача. Учебная игра. Передачи мяча по кругу. Нижняя подача. Учебная игра. Верхние передачи в тройках. Учебная игра. Пионербол. Передачи мяча. Верхние передачи в тройках. Учебная игра. Пионербол. Передачи мяча. Передвижение в стойке. Прием мяча 2мя руками сверху. Пионербол. 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 9 10 11 12 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Передвижение в стойке. Прием мяча 2мя руками сверху. Пионербол. 2 Групповая 26 Нижняя подача с 3-4 м. Передача в парах через сетку. Эстафета. 2 Групповая 27 Передвижение в стойке. Прием мяча 2мя руками сверху. Учебная игра. Прием мяча 2 руками сверху. Передвижения в стойке. Эстафета. Учебная игра. Нижняя прямая подача. Прием и передача мяча в парах. Учебная игра. Нижняя прямая подача. Прием и передача мяча в парах. Учебная игра. Блокирование нападающего броска. Учебная игра. Блокирование нападающего броска. Учебная игра. Учебная игра с самостоятельным судейством. Закрепление командных тактических действий в игре. Развитие двигательных качеств. Учебная игра по правилам соревнований. Закрепление командных тактических действий в игре. Подача мяча. 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 28 29 30 31 32 33 34 Перечень учебной литературы для учителя: Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я.Виленского,В.И.Ляха.5-9классы:пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.И.Лях – 2-е изд. - М., Просвещение, 2012 г. Перечень учебной литературы для учащихся: 1 Физическая культура. Учебник. 5-7 класс. Виленский М.Я., Торочкова Т.Ю., Туревский И.М. под редакцией Виленского М.Я., Издательство: М.,. Просвещение, 2013 Литература: 1 Белоножкина О.В., Егунова Г.В. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе. Волгоград 2007 2 Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом, 1993 3 Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991 4 Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов /Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - М.: Просвещение, 2011г. 5 Панкеев И. Русские народные игры.- Москва, 1998 6 Пионербол - игра для всех возрастов: Методика обучения / Симонова О.В. // Спорт в школе. - 2000 - N 41-42. - С. 5,17. 7 Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. Ростов- на- Дону, 2006 Цифровые образовательные ресурсы http://www.drofa.ru/ http://www.cvartplus.ru/ http://www.uchitel-izd.ru/ http://fizkultura-na5.ru/ http://www.fizkult-ura.ru/ Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Площадка игровая волейбольная; скакалка; палка гимнастическая; мячи: баскетбольный, теннисный ,малый мяч (мягкий), волейбольные; скамейка гимнастическая; стенка гимнастическая.