МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга МАОУ гимназия № 35 УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Никандрова Е.А. Приказ 82-од от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Волейбол» 7-8 класс Екатеринбург, 2023 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты 1. Формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни; 2. Воспитание морально-этических и волевых качеств; 3. Дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; 4. Умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; 5. Умение оказывать помощь своим сверстникам. Метапредметные результаты 1. Определять наиболее эффективные способы достижения результата; 2. Умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; 3. Уметь организовать самостоятельные занятия волейболом, а также, с группой товарищей; 4. Организовывать и проводить соревнования по волейболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере; 5. Умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку; 6. Умение вести наблюдение за показателями своего физического развития; Предметные результаты 1. Знать об особенностях зарождения, истории волейбола; 2. Знать о физических качествах и правилах их тестирования; 3. Выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом; 4. Владеть тактико-техническими приемами баскетбола и техникой волейбола; 5. Знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях волейболом и правила его предупреждения; 6. Владеть основами судейства игры в волейбол. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ • Педагогическое наблюдение за деятельностью детей. • Педагогический анализ результатов в игровых действиях. • Проведение отчетной игры групп «Волейбол». Полученный результат отражен в документальной форме – аналитической справке по итогам мероприятий. 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.«Теоретическая подготовка» Правила техники безопасности при проведении занятий. История рождения и развития волейбола. Правила соревнований. 2 2. «Общая физическая подготовка» Упражнения на развитие физических качеств: (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости). Круговая тренировка. Подвижные игры. 3. «Техническая подготовка» Стойки волейболиста. Прием мяча снизу, сверху. Передачи в парах, тройках. Подача мяча через сетку. Нападающий удар. Блокирование. Учебно-тренировочная игра по упрощенным правилам 4. «Тактическая подготовка» Групповые и командные действия в нападении. Групповые и командные действия в защите. 5. Тестирование, контрольные испытания МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧНИЕ ЗАНЯТИЙ 1. Спортивный зал МАОУ гимназии № 35 2. Волейбольная сетка 3. Волейбольные мячи 4. Гимнастические скамейки 5. Конусы МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Подвижные игры: «Пятнашки» - наиболее универсальная игра для баскетболиста. Применяя различные варианты, можно решать разнообразные задачи – перемещение: В руках у водящего набивной мяч. Он старается одного из убегающих игроков, коснувшись его рукой. Осаленный игрок получает мяч и становится водящим. В зависимости от количества играющих водящих может быть несколько. То же, но игроки перемещаются спиной вперед, приставными шагами, прыжками и т.д. То же, но преследуемый выполняет различные действия (приседания, прыжки и т.д.). Вариант «Пятнашек» без мяча. Игрок, которого настигли, берет водящего за руку и бежит с ним дальше. Следующий осаленный присоединяется к ним и т.д. К концу игры водящие образуют цепь, стараясь захватить в круг оставшихся игроков. «Передача мяча в колоннах». Играющие делятся на несколько групп-команд. Они выстраиваются параллельно в колонну по одному на ширине рук. Впереди стоящий получает мяч. По команде учителя команды начинают передавать мяч в колоннах. Последний игрок команды, получив мяч, бежит в начало колонны и передает мяч сзади стоящему. Игра продолжается до тех пор, пока впереди стоящий не займет свое место и не поднимет мяч над головой. Учитель сам определяет способ передачи мяча и следит, чтобы игроки передавали мяч только определенным способом. «Мяч на полу». Все играющие становятся по кругу. Двое водящих встают в середину круга. У стоящих по кругу один волейбольный мяч. По сигналу преподавателя играющие начинают перекатывать мяч по полу, стараясь задеть им ноги водящих. Тот, кто попадет в ноги водящего, становится на его место, и игра продолжается. «Круговая охота». Играют две команды. Каждая размещается по кругу – одна по внешнему, другая по внутреннему. По первому сигналу игроки передвигаются 3 приставными шагами (или скачками) в указанном направлении. По второму сигналу игроки внешнего круга разбегаются, а стоящие во внутреннем стараются осалить тех, кто стоял напротив, преследуя по всей площадке. Когда все игроки окажутся пойманными, команды меняются ролями, и игра повторяется. «Ловля парами». Выбирается пара ловцов, которые, взявшись за руки, начинают ловить остальных игроков, бегающих по площадке. Игрок считается пойманным, если ловцы сомкнули вокруг него руки. Когда в плен попадают два игрока, они составляют новую пару и т.д. Правилами разрешается «выскальзывать» из-под рук ловцов, если те не успели их сомкнуть. Ловцам разрешается хватать играющих руками и силой втягивать их в круг. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование тем Количество часов Форма занятий 1 Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. 1 Групповая 2 Правила игры в волейбол. 3 Групповая 3 Действие без мяча: имитация передачи мяча. 2 Групповая 4 Действия без мяча: имитация нападающего удара. 2 Групповая 5 Правила игры в волейбол. 2 Групповая 6 Подача мяча: верхняя и нижняя, прямая. 2 Групповая 7 Подача мяча: верхняя боковая.. 2 Групповая 8 Правила игры в волейбол. 2 Групповая 9 Передача мяча: сверху двумя руками с места. 2 Групповая 10 Передача мяча: в прыжке, после перемещения. 2 Групповая 11 Передача мяча: из зоны в зону.. 2 Групповая 12 Передача мяча: из глубины площадки к сетке. 2 Групповая 13 Передача мяча: стоя у сетки сверху двумя руками. 2 Групповая 14 Передача мяча: стоя спиной в направлении передачи. 2 Групповая 15 Передача мяча: сверху из глубины площадки. 2 Групповая 16 Прием мяча: на задней линии от нижней прямой и боковой подачи. 2 Групповая 17 Прием мяча: нижней и верхней прямой подачи в зоне нападения. 2 Групповая 18 Прием мяча: сверху двумя руками с падением в сторону на бедро и перекатом на спину. Учебная игра. 2 Групповая 4 19 Прием мяча: с низу двумя руками и одной рукой с падением в перед на руку и перекатом на грудь. Учебная игра. 2 Групповая 20 Нападающий удар через сетку: по ходу из зоны 3,4 и 2. Игра. 2 Групповая 21 Нападающий удар через сетку: в зонах 4 и 2 с передачей из глубины площадки. Учебная игра. 2 Групповая 22 Нападающий удар через сетку: из зоны 3 с высоких и средних передач. Учебная игра. 2 Групповая 23 Нападающий удар через сетку: с удаленных от сетки передач. Игра. 2 Групповая 24 Блокирование нападающих ударов: одиночные и групповые в зонах 4 и 2, выполненных с передачи из зоны 3. Учебная игра. 2 Групповая 25 Блокирование нападающих ударов: по ходу, выполняемых из зон 4-3 и 2-3 в известном направлении. Учебная игра. 2 Групповая 26 Индивидуальные тактические действия: выбор и способ отбивания мяча через сетку. Учебная игра. 2 Групповая 27 Передача сверху двумя руками, кулаком снизу. Учебная игра. 2 Групповая 28 Выбор места для выполнения блокирования нападающего удара. 2 Групповая 29 Выбор места для выполнения нападающего удара. Игра. 2 Групповая 30 Взаимодействие игроков передней линии в нападении. Игра. 2 Групповая 31 Взаимодействие игроков задней и передней линии в нападении и при приеме подачи. Учебная игра. 2 Групповая 32 Защитные действия игроков внутри линии при приеме подач. Игра. 2 Групповая 33 Нападающие действия игроков передней линии при второй передачи. Учебная игра. 2 Групповая 34 Соревнования между групп. 2 Групповая СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бондарь А.И. Учись играть в волейбол – Минск: Полынья, 2009. –111с. 2. Вальтин А.И. волейбол в школе. - М.: Просвещение,2012. -111с. 5 3. Вальтин А.И. Методика совершенствования техники волейболиста/. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Киев, 2013. -24с. 4. Нестеровский Д.И., Железняк Ю.Д. На уроках волейбола// Физическая культура в школе. –11. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (ФГОС) авторы: В.И. Лях. А.А. Зданевич. М. Просвещение. 2018. 5. Внеурочная деятельность учащихся (ФГОС) авторы: Г.А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М.В. Маслов. М. 2018. 6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М. Просвещение, 2010. 7. Игры на воздухе/ Составитель Т. Барышникова: Кристалл, КОРОНА, 2012г. 8. Пионербол - игра для всех возрастов: Методика обучения / Симонова О.В. // Спорт в школе. - 2014. - N 41-42. - С. 5,17. 9. Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В.Д. Ковалева. – М.: Просвещение, 1988. 10. В часы досуга. Составитель И. Н. Крайнева – СПб: «Кристалл», 2016. 991.-№2- с. 27-30. 6