СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ........................................................................................ 2 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ......................................................................................... 3 1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся ...................................................... 3 1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ............................................... 6 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ .................................................................... 10 2.1 Уклад общеобразовательной организации ................................................. 10 2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ...................... 13 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ................................................................. 36 3.1 Кадровое обеспечение .................................................................................. 38 3.2 Нормативно-методическое обеспечение ................. Error! Bookmark not defined.45 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями ................................ Error! Bookmark not defined.46 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся .................................................................... 41 3.5 Анализ воспитательного процесса .............................................................. 43 Календарный план воспитательной работы ..................................................... 46 Пояснительная записка Рабочая программа разработана с учётом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413), а также на основании примерной рабочей программы воспитания для ОО (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию протоколом от 23.06.2022 г. №3/22). Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для организаций дошкольного и среднего профессионального образования. Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления общеобразовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей); реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование гражданской идентичности обучающихся. 2 российской культурной и РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный, принимающий судьбу творческий, компетентный Отечества как 3 свою гражданин личную, России, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитания обучающихся ими норм, в общеобразовательной организации: усвоение знаний духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности 4 и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 1.2 Направления воспитания Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС: гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к 5 лучшим образцам отечественного и мирового искусства; физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. 1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования. Целевые ориентиры Гражданское воспитание Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных 6 интересов других людей. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности. Патриотическое воспитание Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. Духовно-нравственное воспитание Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности). Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков. Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям. Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния 7 на поведение людей. Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей. Экологическое воспитание Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. 8 Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. 9 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1 Уклад общеобразовательной организации Гимназия № 35 г. Екатеринбурга была создана в 1933 году. С 1947 по 1952 года учреждение именовалось как семилетняя женская школа Кировского района города Свердловска. В 1985 году школа переехала в новое здание на улице Июльской. В 1997 году школа стала гимназией и с 2011 года носила наименование Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 35 г. Екатеринбурга. С 2015 года школа утвердилась в статусе МАОУ гимназия №35. В 2021 году глава Екатеринбурга Алексей Орлов открыл новый корпус гимназии на улице Уральской. Здание соответствует самым современным требованиям: светлые учебные кабинеты, которые оснащены высокотехнологичным оборудованием, просторные рекреации, где ученики на переменах и после уроков смогут интересно и познавательно проводить время, комфортная столовая, два спортивных зала, библиотечно-информационный центр. Сейчас у гимназии 3 здания: на Июльской, на Менжинского и на Уральской. В 2023-2024 учебном году в гимназии проходят обучение 1638 ребенка. Современная гимназия № 35 является многопрофильным образовательным учреждением. Профили, которые на протяжении трех десятков лет успешно функционируют на площадке гимназии - это гуманитарный профиль, естественно-научный, технологический (который включает в себя физико-математический и информационно-технологический) и социально-экономический (который включает в себя проект Предпринимательский класс) профили. В рамках социального взаимодействия в гимназии проводятся Дни профиля. Направленность мероприятий напрямую связана с профильными направлениями. В тематические дни проводятся встречи, мастер-классы, интегрированные уроки совместно с социальными партнерами данного направления. Основные вузы –партнеры профильного направления, это УрФУ, УГМУ, УрГЭУ и РЭУ Плеханова. На базе гимназии 10 № 35 реализуется программа Ресурсного центра технологического образования школьников образовательных организаций Кировского района г. Екатеринбурга. При проведении мероприятий в рамках социального партнерства используются мобильные многофункциональные аудитории. Площади коридоров оформляются под музейные пространства, которые включены в общественную жизнь района и города. Музейные пространства расположены в коридорах двух гимназических зданий. Самый первый школьный музей- Знаменный зал боевой и трудовой славы Урала является штабом героико- патриотической акции «К подвигу сердцем прикоснись Музей истории гимназии -это новый тип общественного пространства, поддерживающего основные ценности современной России. Энтомологический музей-кабинет даёт уникальную возможность обучающимся не только изучить объекты на уроках, в своих руках, но и самим находить их в природе, собирать и пополнять настоящий кабинет. Площадки гимназии используются для организации и проведения нескольких городских проектов. Городской мультикультурный междисциплинарный проект «Бородино» проводится в рамках празднования победы России в Отечественной войне 1812 г. в рамках стратегического проекта «Екатеринбургское образование – стандарт «Пять Звезд» Городской конкурс ораторского мастерства «Дар речи» проводится на четырех языках и предоставляет возможность встретиться для профессионального общения специалистов лингвистических кафедр различных вузов Урала. В гимназии созданы возможности для участия в лидирующих федеральных образовательных проектах и реализации инновационных программ. Наша новая школа- это интеллектуальный, творческий и экспериментальный центр, способный эффективно взаимодействовать в районной, городской, региональной и федеральной социальной среде. Реализуя крупные инновационные проекты, гимназия неоднократно 11 становилась победителем в различных конкурсах грантового движения. Миссия гимназии - раскрытие личностного потенциала всех участников образовательного процесса через предоставление максимального спектра возможностей для саморазвития и самосовершенствования, посредствам урочной и внеурочной деятельности, а также системы дополнительного образования. Основным видом деятельности гимназии является реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Также в гимназии реализуется образовательные программы дополнительного образования детей. Развивающая и воспитательная среда МАОУ гимназии № 35 - это творческая среда, понимаемая как совокупность влияний, условий и возможностей содержащихся становления в индивидуальности социальном, детей предметно- и подростков, пространственном, технологическом, информационном компонентах среды. Основная цель гимназии – создание условий и образовательной среды, способствующей становлению выпускника гимназии как образованной, высоконравственной и культурной личности, способной к самореализации, таким образом, формирование интеллектуального потенциала российского общества. Демократический уклад жизни гимназии - это уникальная среда, с особой атмосферой защищенности ребенка, самоценности свободы личности, ее прав и возможностей. Процесс воспитания в МАОУ гимназии № 35 основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и обучающихся: неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе; ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие 12 школьников и педагогов; реализация процесса воспитания главным образом через создание в гимназии детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности. Одним из способов социального взаимодействия в данной системе является проведение Дней профиля в гимназии. Направленность мероприятий напрямую связана с профильными направлениями. Профили, которые на протяжении трех десятков лет успешно функционируют на площадке гимназии - это гуманитарный профиль, естественно-научный, технологический (который включает в себя физико-математический и информационно-технологический) и социально-экономический (который включает в себя проект Предпринимательский класс) профили. В рамках тематических дней проводятся встречи, мастер-классы, интегрированные уроки совместно с социальными партнерами данного направления 2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Урочная деятельность Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) может предусматривать: максимальное использование содержания учебных предметов российских традиционных для воспитательных формирования духовно-нравственных и возможностей у обучающихся социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; 13 включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий; включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками общеобразовательной и педагогами, организации, соответствующие установление и укладу поддержку доброжелательной атмосферы; организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. 14 Внеурочная деятельность Воспитание на занятиях курсов внеурочной деятельности в МАОУ гимназия № 35 осуществляется преимущественно через: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско- взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских школьных объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения (клуб «Большая перемена», Совет обучающихся, Детская редакция, Музейное дело, школьный спортивный клуб, «Шаг в будущее» (инженерный класс), «Школа высоких достижений»), а также в системе дополнительного образования (актерские техники и приемы (13-17 лет), вокальная студия «Ave SOL» (13-17 лет), программа «Гармония вокруг нас» (14-16, 16-17 лет), программа «Союз друзей искусства и культуры», программа «Спортивные бальные танцы», программа Хор. Весёлые нотки», программа «Юный эколог» и «Законы экологии» и другие) - поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов. 15 Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Курс внеурочной деятельности - «Разговоры о важном». Цикл еженедельных внеурочных занятий, построенных с учетом необходимости соблюдения единства образовательного контекста, в котором оказывается обучающиеся вне зависимости от региона проживания, гарантирующих каждому обучающемуся доступ к интересному, полезному, просветительскому контенту, идеям, основанным на традиционных ценностях Российской Федерации. Курсы внеурочной деятельности – «Роботехника», «математический мир», «Протипирование», «Графический дизайн», «Моделирование в Tinkercad», «3Д моделирование», «Генетика», «Мастер компьютерного творчества», «Мир химических явлений», «Мир химических чудес», «Решение инженерных задач по математике», «Олимпиадная сборная гимназии №35 по: истории, обществознанию, биологии, математике, физике). Курсы внеурочной деятельности - «Олимпиадная сборная гимназии №35 по: истории, обществознанию, биологии, математике, физике», «Планета знаний». Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовнонравственное развитие. Курс внеурочной деятельности – «Ритмика». Формирование движений, свойственных ритмике, развитие культуры 16 движения под музыку, способность к импровизации и творчеству. Курс внеурочной деятельности – «Развитие познавательных способностей. Умники и умницы». В основе построения курса лежит разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и сложности задач. Курсы внеурочной деятельности – «Культура сценической речи». Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. Курс внеурочной деятельности – «Немецкая мозаика». Внеурочная деятельность по немецкому традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда. Курс внеурочной деятельности – «Мир современной культуры», «Клуб путешественников». Экскурсии и поездки в музеи города Екатеринбурга и Свердловской области, школьный музей боевой славы «Дерзайте мужеством отчизны славить». Курс внеурочной деятельности – «Страноведение Германии и Австрии», «Китайский язык», «Немецкая мозаика». Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на 17 защиту слабых. Курс внеурочной деятельности – «Подвижные игры», «Футбол», «Пионербол», «Волейбол», «Финес для страшеклассников». Формирование представлений, обучающихся о здоровом образе жизни, развитие физической активности и двигательных навыков. Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду. Курс внеурочной деятельности – «Мир деятельности». Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у обучающаяся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики. Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. Классное руководство Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает: Работа с классным коллективом: инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – 18 вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе; проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения; сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса; выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с обучающимися: изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом; 19 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить; индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи; коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями, преподающими в классе: регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями обучающихся или их законными представителями: 20 регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками; организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. Методическая работа классных руководителей. Методические рекомендации портфолио классного руководителя; Работа клуба перспективного педагога; Выпуск «Методических рекомендаций «В помощь классному руководителю». Проведение открытых внеклассных мероприятий. Основные школьные дела Ключевые дела в МАОУ гимназия № 35 – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в гимназии. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для 21 детей. Для этого в МАОУ гимназия № 35 используются следующие формы работы: Содержание и виды деятельности Формы деятельности Вне образовательной организации: Ежегодные совместно Социально - значимые проекты разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума; Организуемые и проводимые Спортивные состязания, праздники, совместно с семьями обучающихся фестивали, представления, Дни виды спортивной и творческой здоровья, Дни сдачи норм ГТО деятельности, которые открывают возможности для творческой самореализации обучающихся и включают их в деятельную заботу об окружающих; Открытые дискуссионные площадки Круглые столы, проект «100 –на которые приглашаются вопросов взрослому» представители деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны; Посвященные значимым Всероссийские акции отечественным и международным событиям. На уровне образовательной организации: 22 Ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными датами и в которых участвуют все классы начальной школы; Связанные с переходом обучающихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность обучающихся; Активное участие обучающихся и педагогических работников в жизни школы, защита чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы На уровне классов: Делегирование представителей классов в Совет обучающихся, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; Реализация общешкольных ключевых дел; Итоговый анализ общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов. На уровне обучающихся: Вовлечение каждого обучающегося в ключевые дела школы (по возможности) в качестве ответственного участника в роли: постановщиков, исполнителей, Общешкольные праздники, школьный проект Торжественные ритуалы (День Знаний, Посвящение в гимназисты, Последний звонок) «Фестиваль достижений» церемонии награждения (по итогам года), прием отличников у директора Выборные собрания учащихся Участие школьных классов Отчетный час для обучающихся, педагогов и родителей Распределение и поручение ролей учащимся класса 23 ведущих, декораторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); Освоение навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; Наблюдение за поведением обучающегося, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми; Коррекция поведения обучающегося (при необходимости) через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. Индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) Организованные ситуации подготовки, проведения и анализа ключевых дел Частные беседы с обучающимся; Включение в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося Внешкольные мероприятия Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий может предусматривает общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнёрами общеобразовательной организации; внешкольные направленности, тематические организуемые мероприятия педагогами по воспитательной изучаемым в общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям; экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; литературные, исторические, экологические и другие походы, 24 экскурсии, экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий, проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.; выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта. Организация предметно-пространственной среды Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды МАОУ гимназии № 35 предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе: оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в общеобразовательную организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона; организацию государственного и проведение церемоний флага Российской Федерации, поднятия в том (спуска) числе и в дистанционном режиме; размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества; 25 изготовление, изображений размещение, обновление (символических, художественных живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России; организацию и поддержание в общеобразовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации; разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе «мест гражданского почитания» в помещениях общеобразовательной организации или на прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок; оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.; разработку и популяризацию символики общеобразовательной организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты; подготовку творческих работ и размещение обучающихся регулярно в разных сменяемых экспозиций предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга; поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при общеобразовательной организации; разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого 26 отдыха; создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие; деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории; разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн); разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности. Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Взаимодействие с родителями (законными представителями) Работа с родителями или законными представителями обучающихся в МАОУ гимназия № 35 осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На групповом уровне: • Общешкольный родительский комитет гимназии, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; • семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения; • возрастных родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов; 27 • родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе; • общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; • семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; • взаимодействие с родителями или законными представителями посредством школьного сайта, школьной группы в социальной сети «Вконтакте»: размещение информации, предусматривающей ознакомление родителей или законных представителей, школьные новости; • родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. На индивидуальном уровне: • работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. Самоуправление Поддержка детского самоуправления в МАОУ гимназия № 35 помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, 28 самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагогакуратора) в детско-взрослое самоуправление. Реализуется деятельность ученического самоуправления на следующих уровнях: На уровне гимназии: • через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; • через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.); • через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.; • через старшеклассников деятельность и созданной курируемой из школьным наиболее психологом авторитетных группы по урегулированию конфликтных ситуаций в гимназии – службы медиации. На уровне классов: • через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; 29 через • деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы; через организацию на принципах самоуправления жизни детских • групп, отправляющихся осуществляемую через в походы, систему экспедиции, распределяемых на экскурсии, среди участников ответственных должностей. На индивидуальном уровне: • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; • через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.; • лидерские сборы детского объединения, проводимые в каникулярное время на базе гимназии. В ходе сборов формируется костяк объединения, вырабатывается взаимопонимание, система отношений, выявляются лидеры, формируется атмосфера сообщества, формируется и апробируется набор значимых дел; • рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.); • поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел); 30 • участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть, как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников. Школьное медиа Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: информационно-техническая поддержка школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных мероприятий; школьная Интернет-группа - сообщество обучающихся и педагогов, поддерживающее Интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к образовательной организации, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями (законными представителями) могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы. Содержание и виды деятельности Формирование наглядными средствами положительных установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия Формы деятельности Оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов и т.п.) и их периодическая переориентация - 31 Размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций для расширения представлений о разнообразии эстетического осмысления мира Оборудование спортивных, оздоровительно- рекреационных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся Формирование познавательного интереса к чтению через доступные формы общего пользования книгами Проявление фантазии и творческих способностей, создающих повод для длительного общения классного руководителя со своими обучающимися; Оформление пространства проведения конкретных школьных событий Совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой школьной символики, используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные Выставки творческих работ обучающихся; картин определенного художественного стиля фотоотчетов об интересных школьных событиях Зоны активного и тихого отдыха в свободном пространстве гимназии (мягкий уголок, стена для записей) Стеллажи свободного книгообмена в вестибюле школы Совместное благоустройство классных кабинетов силами педагогов, учащихся и их родителей Событийный дизайн праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих проектов, выставок, собраний, конференций и т.п. Символика класса и гимназии: знамя гимназии (класса), гимн гимназии (класса), эмблема школы (класса), логотип, элементы школьного костюма и т. п. Профилактика и безопасность Цель модуля: создание условий, обеспечивающих эффективную деятельность МАОУ гимназия №35 по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогических работников, формированию, сохранению, укреплению ивосстановлению резервов здоровья с целью наиболее полного овладения знаниями и умениями, для оптимизации социальной и личной жизни; снижение заболеваемости обучающихся работников гимназии. 32 и педагогических В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) целевым приоритетом является создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) приоритетом является сохранение, укрепление и восстановление резервов здоровья с целью снижения заболеваемости, наиболее полного овладения знаниями и умениями для оптимизации социальной и личной жизни. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) приоритетом является сохранение, укрепление и восстановление резервов здоровья с целью снижения заболеваемости, наиболее полного овладения знаниями и умениями для оптимизации социальной и личной жизни, формирование опыта по здоровому образу жизни. Задача: организовать работу с семьями обучающихся (их родителями, законными представителями), направленную на совместное решение проблем здоровьесохранения и личностного развития. Виды, формы и содержание деятельности модуля «Профилактика и безопасность»: организация деятельности педагогического коллектива по созданию в МАОУ гимназия № 35 эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого- педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.); проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением 33 сторонних специалистов (психологов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.); разработка и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия; вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в МАОУ гимназия №35 и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партерами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.); профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), творчества, деятельности (в том числе значимого общения, профессиональной, благотворительной, художественной и др.); предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в МАОУ Гимназия № 35 маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.); профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные обучающиеся с ОВЗ и т. д.). Социальное партнёрство Одним из способов социального взаимодействия в данной системе 34 является проведение Дней профиля в гимназии. Направленность мероприятий напрямую связана с профильными направлениями. Профили, которые на протяжении трех десятков лет успешно функционируют на площадке гимназии - это гуманитарный профиль, естественно-научный, технологический (который включает в себя физико-математический и информационно-технологический) и социально-экономический (который включает в себя проект Предпринимательский класс) профили. В рамках тематических дней проводятся встречи, мастер-классы, интегрированные уроки совместно с социальными партнерами данного направления Основные вузы – партнеры профильного направления, это УрФУ, УГМУ, УрГЭУ и РЭУ Плеханова. участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.); ● участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; ● проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; ● проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации, муниципального образования, региона, страны; ● реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. 35 Профориентация Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» школьников; включает диагностику в и себя профессиональное консультирование просвещение по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется: • циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; • профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; • экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; • посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; • совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение 36 профориентационного онлайн- тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования; • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков; • индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии; • освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования. 37 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1 Кадровое обеспечение В целях эффективности планирования, организации и реализации воспитательной работы в МАОУ гимназия № 35 назначены ответственные за каждый модуль программы воспитания: 1 2 Направление воспитания Урочная деятельность Внеурочная деятельность Ответственные Руководители методических объединений Заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе Руководители МО классных руководителей (14), (5-11). 3 Классное руководство 4 Основные школьные дела 5 Внешкольные мероприятия 6 Организация предметнопространственной среды 7 Взаимодействие с родителями 8 Самоуправление 9 Профилактика ибезопасность Заместитель директора по безопасности Педагоги-психолог 10 Школьные медиа 11 Социальное партнерство 12 Профориентация Советник директора по воспитательной работе Совет старшеклассников Руководитель школьной газеты Руководитель ОУ Заместители директора Педагоги-психолог, заместители директора Заместитель директора по воспитательной работе Советник директора по воспитательной работе , педагогорганизатор Заместители директора по воспитательной работе и учебной деятельности Советник директора по воспитательной работе Заместитель директора по воспитательной работе Заместитель директора по АХЧ Советник директора по воспитательной работе Руководитель ОУ Классные руководители Заместитель директора по воспитательной работе Советник директора по воспитательной работе 38 Наличие кадрового потенциала в ОУ для осуществления воспитательной деятельности: 100% педагогического состава Гимназии прошли курсы повышения квалификации. Это обеспечивает более качественное и результативное преподавание и воспитание обучающихся. Наличие большей части педагогов — специалистов с опытом педагогической деятельности, способствует организации работы в системе подготовки и повышения квалификации, а также в выборе новых подходов к преподаванию, что обеспечивает выбор наиболее приемлемых методик и технологий. В МАОУ гимназии № 35 - 62 классов, с 59-ю классными руководителями. Кадровое обеспечение воспитательного процесса: заместитель директора по учебной работе; заместитель директора по воспитательной работе; заместитель директора по безопасности; Советник директора по воспитательной работе; педагог-психолог; педагоги-организаторы; классные руководители; педагоги дополнительного образования. 3.2 Нормативно-методическое обеспечение Основные локальные нормативные акты МАОУ гимназия №35 по нормативно-методическому обеспечению воспитательной деятельности: Программа развития МАОУ гимназия №35; Основная образовательная программа начального общего программа основного общего среднего общего образования; Основная образовательная образования; Основная образовательная образования; 39 программа Календарные планы воспитательной работы по уровням образования; Календарные планы воспитательной работы классных руководителей; Рабочие программы педагогов по учебным предметам и внеурочнойдеятельности; Положение о классном руководстве; Положение о Совете обучающихся; Положение о Педагогическом Совете; Положение о Совете профилактики; Положение о школьном спортивном клубе; Правила внутреннего распорядка обучающихся; Должностные инструкции педагогических работников; Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы. 3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями В МАОУ гимназии № 35 созданы условия воспитания для категорий обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп, с одарёнными детьми, дети с отклоняющимся поведением. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в МАОУ Гимназия №35; формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; 40 обеспечение психолого-педагогической поддержки семейобучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности. воспитания; создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагоговпсихологов, учителей-логопедов; личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности, обучающихся с особыми образовательными потребностями. 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся); соответствия артефактов общеобразовательной и организации, процедур качеству награждения укладу воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации; регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.); сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, 41 преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды); привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей; дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка. Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио, возможно ведение портфолио класса. Рейтинги — размещение имен (фамилий) обучающихся или названий (номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чём-либо. Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в общеобразовательной проведения организации воспитательных внешкольных мероприятий, дел, различных форм мероприятий, совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников. 42 Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности. 3.5 Анализ воспитательного процесса Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленными соответствующими ФГОС. Основным методом общеобразовательной воспитательной анализа организации работы с целью воспитательного процесса является ежегодный выявления основных в самоанализ проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: взаимное уважение всех участников образовательных отношений; приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями; развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами); распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного социального 43 воспитания, в котором общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития. Основные направления анализа воспитательного процесса: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом, при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом, при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета 44 обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством: реализации воспитательного потенциала урочной деятельности; организуемой внеурочной деятельности обучающихся; деятельности классных руководителей и их классов; проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; внешкольных мероприятий; создания и поддержки предметно-пространственной среды; взаимодействия с родительским сообществом; деятельности ученического самоуправления; деятельности по профилактике и безопасности; реализации потенциала социального партнёрства; деятельности по профориентации обучающихся; Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в общеобразовательной организации. 45 Приложение Календарный план воспитательной работы на 2023/2024 учебный год 2023 год — 200-летие со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского (русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России) 2023 год — Год педагога и наставника Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы. Перечень дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии с памятными датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного значения, памятными датами общеобразовательной Федерации, Правительства воспитательных событий организации, Российской документами Федерации, Министерства Президента перечнями просвещения Российской рекомендуемых Российской Федерации, методическими рекомендациями исполнительных органов власти в сфере образования. Сентябрь: 1 сентября: День знаний; 3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом. Октябрь: 1 октября: Международный день пожилых людей; 4 октября: День защиты животных; 5 октября: День Учителя; Третье воскресенье октября: День отца; 30 октября: День памяти жертв политических репрессий. Ноябрь: 4 ноября: День народного единства. Декабрь: 3 декабря: Международный день инвалидов; 5 декабря: Битва за Москву, Международный день добровольцев; 6 декабря: День Александра Невского; 9 декабря: День Героев Отечества; 10 декабря: День прав человека; 12 декабря: День Конституции Российской Федерации; 46 27 декабря: День спасателя. Январь: 1 января: Новый год; 7 января: Рождество Христово; 25 января: «Татьянин день» (праздник студентов); 27 января: День снятия блокады Ленинграда. Февраль: 2 февраля: День воинской славы России; 8 февраля: День русской науки; 21 февраля: Международный день родного языка; 23 февраля: День защитника Отечества. Март: 8 марта: Международный женский день; 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией. Апрель: 12 апреля: День космонавтики. Май: 1 мая: Праздник Весны и Труда; 9 мая: День Победы; 24 мая: День славянской письменности и культуры. Июнь: 1 июня: Международный день защиты детей; 5 июня: День эколога; 6 июня: Пушкинский день России; 12 июня: День России; 22 июня: День памяти и скорби; 27 июня: День молодёжи. Июль: 8 июля: День семьи, любви и верности. Август: 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации; 25 августа: День воинской славы России. 47 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ГИМНАЗИИ ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД (7-11 КЛАССЫ) Ключевые общешкольные дела Дела Классы Ориентировочное время проведения Ответственные Мероприятия, посвященные памятным и юбилейным датам 7-11 В течение года Педагог-организатор Праздник первого звонка «Здравствуй, гимназия!» 7-11 Сентябрь Заместитель директора по ВР Международный день пожилых людей. Праздничный концерт 7-11 Октябрь Педагог-организатор День учителя. Тематический день. Праздничные мероприятия, концерт 7-11 Октябрь Заместитель директора по ВР Педагог-организатор Международный день школьных библиотек 7-11 Октябрь Зав. Библиотекой Волкова Г.В. Посвящение в старшеклассники 7-11 Октябрь Педагог-организатор Сбор макулатуры, Неделя экологии 7-11 Октябрь Заместитель директора по ВР Педагог-организатор День естественнонаучного профиля. Неделя естественных наук. 7-11 Октябрь Руководители МО Неделя любви к маме 7-11 Ноябрь Заместитель директора по ВР Городской проект «Бородино» 7-11 Ноябрь День героев Отечества, классные часы 7-11 Декабрь Заместитель директора, руководители МО, педагогорганизатор Заместитель директора по ВР Классные руководители Классные часы, посвященные Дню Конституции 7-11 Декабрь Классные руководители Новогоднее оформление школы 7-11 Вторая неделя декабря Педагог-организатор Новогодний марафон 7-11 Декабрь Заместитель директора по ВР День технического профиля 7-11 Третья неделя января Руководители МО День полного освобождения города Ленинграда от блокады Международный день памяти жертв Холокоста Месячник Защитника Отечества 7-11 Четвертая неделя января Педагог-организатор Классные руководители 7-11 Январь-февраль Заместитель директора по ВР Международный день родного языка 21 февраля 48 День защитника Отечества 7-11 Третья неделя февраля Педагог-организатор Классные руководители Масленичная неделя 7-11 Февраль Педагог-организатор День гуманитарного профиля 7-11 Февраль Руководители МО Международный женский день 8 марта. Тематический день 7-11 Март Заместитель директора по ВР Педагог-организатор Неделя музыки 7-11 Март Педагог-организатор День лингвистического профиля 7-11 Март Руководители МО Театральная неделя 7-11 Март Заместитель директора по ВР День здоровья, Неделя ЗОЖ Классные часы 7-11 Первая неделя апреля Педагог-организатор Классные руководители День космонавтики 7-11 Апрель Педагог-организатор Сбор макулатуры 7-11 Четвертая неделя апреля Педагог-организатор Международный день танца. Показательные вступления 7-11 Апрель Акименко В.В. Декада патриотического воспитания, посвященная «Дню Победы». 7-11 май Заместитель директора по ВР Праздник «Последнего звонка» 9, 11 май Заместитель директора по ВР Школьный урок 1. Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися. 2. Включение в урок игровых процедур. 3. Организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками. 4. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. 5. Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися. 6. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения. 7. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Курсы внеурочной деятельности Название курса Классы Количество часов в неделю Данное направление реализуется в соответствии планами внеурочной деятельности Самоуправление 49 Ответственные с учебными Классы Ориентировочное время проведения Ответственные Выбор актива совета старшеклассников. 7-11 Первая неделя сентября Педагог-организатор Посвящение в первоклассники. Неделя ПДД 7-11 По графику Педагог-организатор Организация и участие в мероприятиях гимназии 7-11 По графику Педагог-организатор Организация и участие в мероприятиях РДДМ 7-11 В течение года Педагог-организатор Дела, события, мероприятия 50