МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга МАОУ гимназия № 35 УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Никандрова Е.А. Приказ 82-од от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Китайский язык» 5-8 класс Екатеринбург, 2023 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: -Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; -основной образовательной программы основного общего образования; -учебного плана МАОУ гимназия № 35 на 2023-2024 учебный год. Программа рассчитана на обучающихся 5-8 классов, количество часов - 35. В процессе реализации предлагаемой рабочей программы предполагается достижение следующих целей: 1.Развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной): – речевая компетенция – коммуникативные умения в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); – языковая компетенция – владение языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; знания о языковых явлениях изучаемого языка; представления о способах выражения мысли в родном и изучаемом языке; – социокультурная компетенция – осведомлённость обучающихся о культуре, традициях и реалиях стран китайского языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам; умение представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения; способность адаптироваться в условиях неродной культуры; – компенсаторная компетенция – умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств, при получении и передаче иноязычной информации, а также при соприкосновении с неродной культурой; – учебно-познавательная компетенция – общие и специальные учебные умения, владение способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий. 2.Развитие и воспитание у школьников понимания важности иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям другой культуры. 3 Формирование уважения к личности, ценностям семьи, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами литературы разных жанров, доступными для подростков с учётом достигнутого ими уровня иноязычной подготовки. 4. Создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым языком, к использованию иностранного языка как средства, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях. 5 Создание основы для выбора китайского языка как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы профессиональной деятельности. Основными задачами реализации содержания обучения являются: – формирование и развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности; – формирование и развитие языковых (фонетических, лексических и грамматических) навыков; – формирование и развитие социокультурных умений обучающихся. 2. Планируемые результаты освоения программы Изучение данного учебного курса способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Личностные: 1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 2. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 3. развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 4. осознание иностранного языка как средства международного межкультурного общения, сближающего людей, обеспечивающего дружеские контакты и деловое взаимодействие, расширяющего познавательные возможности, востребованность и мобильность человека в современном мире; 5. развитие умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 6. развитие творческого мышления, инициативы, находчивости, активности; 7. формирование способности к эмоциональному восприятию китайского языка как второго иностранного. Метапредметные: 1. Развитие способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 2. формирование умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; 3. развитие способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; 4. формирование умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, выводы; 5. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6. развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Предметные: 1. Говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных ребёнку типичных ситуациях, монологические высказывания с описаниями себя, семьи и других людей, предметов, картинок и персонажей); 2. аудирование (понимание на слух речи учителя и других обучающихся, восприятие основного содержания несложных аудио-диалогов и видеофрагментов на знакомом обучающимся языковом материале); 3. чтение (воспринимать с пониманием тексты ограниченного объёма, соответствующие изученному тематическому материалу и интересам обучающихся с соблюдением правил чтения и тона); 4. письмо (техника написания иероглифов и соблюдение правил их начертания, опора на образец, письменное заполнение пропусков и форм, подписи под предметами и явлениями, личное письмо ограниченного объёма); 5. социокультурная осведомлённость (информация о стране, культурных особенностях, исторических ценностях, нормах поведения, правилах вежливости и речевом этикете). Результатом работы данного курса является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: - речевой компетенции - языковой компетенции - социокультурной/межкультурной компетенции - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; - развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языка и его культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий; - понимание важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; - воспитание толерантного отношения к проявлениям иной культуры. 3. Содержание программы внеурочной деятельности Раздел 1. Язык и культура Китая. Введение. Введение. Основные понятия китайского языка, пиньинь, черты, правила написания иероглифов. Как сказать привет по-китайски. Простые фразы и базовые иероглифы китайского языка. Цифры. Как записать дату на китайском, день, месяц, год. Местоимения. Существительные. Основной глагол китайского языка 是 shì. Местонахождение предметов. Предлог 在 - в, на. Таблица счетных слов в китайском языке. Их применение и отличия. Члены семьи на китайском. Как спросить о возрасте собеседника. Суффикс притяжательности -的 de. Раздел 2. Мои увлечения. Путешествие в Пекин или глаголы направления 来 и 去 в китайском языке. Поход в китайский ресторан и заказ блюд. Как сказать спасибо на китайском. Дни недели и текст про погоду на китайском. Как спросить сколько времени? Порядковые числительные с префиксом 第. Модальная частица 了 le, вопросительные слова китайского языка, учимся писать иероглифы и читать книги на китайском. Китайские профессии. Как обращаться к китайцам? Модальные глаголы 能 néng, 可以 kěyǐ и вопросительные слова китайского языка. Раздел 3. Спорт и здоровье. Названия видов спорта. Спорт. инвентарь. Китайский магазин. Как спросить, сколько стоит по-китайски. Основные китайские глаголы. Служебные слова китайского языка. Как попрощаться по-китайски, и как узнать китайскую национальность. Обобщающий урок. Грамматика в таблицах, основные правила китайского языка. Виды и формы проведения занятий: - ролевые игры; - свободная творческая дискуссия; - проблемная ситуация; - групповая и парная работа; - практическая деятельность; - тренировочные упражнения; - аудио-, видеоуроки 3. Тематическое планирование 1 год изучения № Раздел Тема Кол-во урока часов 1 Язык и культура Географическое расположение 1 Китая. Введение. Китая 2 3 4-5 6 7 8 9-10 11 12 13 14 15 16 17-18 Контрольное тестирование Мои увлечения Форма занятия Практикум Китайские скороговорки Китайские пословицы Иероглифы, ключи Местоимения Китайский фольклор Китайские праздники Традиции История национального костюма Тест 1 1 2 1 1 1 2 1 1 Практикум Практикум Практикум Практикум Практикум Практикум Практикум Практикум Тестирование Моя семья Школа Профессии Цвета Растительный мир 1 1 1 1 2 Практикум Практикум Практикум Практикум Практикум 19-20 21 Животный мир Времена года 2 1 Практикум Практикум 22-23 24-25 26 Одежда Транспорт Лексика. Грамматика. Аудирование. Лингвострановедческий фспект Тело человека На приеме у врача Китайская медицина Виды спорта Обобщающее повторение 2 2 1 Практикум Практикум Тестирование 2 2 2 1 1 Практикум Практикум Практикум Практикум Практикум 27-28 29-30 31-32 33 34 Контрольное тестирование Спорт и здоровье