Планируемые результаты освоения курса В соответствии с требованиями ФГОС НОО программа начального курса информатики (2–4 класс) направлена на достижение трёх категорий образовательных результатов: личностные; метапредметные; предметные. К личностным результатам можно отнести следующие: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Формирование личностных результатов происходит в основном за счёт содержания и рекомендованной формы выполнения заданий. К метапредметным результатам освоения курса информатики относятся: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответ ствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Метапредметные результаты являются ключевыми в курсе информатики. Их достижение осуществляется за счёт формирования универсальных учебных действий, относящихся ко всем группам. Регулятивные действия: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка; саморегуляция. Познавательные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официального и делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Кроме того, освоение программы начального курса информатики должно позволить достигнуть таких предметных результатов, как: умение осуществлять поиск информации в книгах, статьях, а также сети Интернет с использованием конкретных ресурсов; использовать глоссарий, алфавитный указатель; умение анализировать информацию — определять главную мысль текста, смысловые блоки, актуальность информации запросу, достоверность текста, работать с экспертным мнением; умение устанавливать соответствие между информацией в разном виде — текстовой, графической, звуковой, видео, комбинировать информацию, в том числе с помощью компьютера, владеть первичными навыками создания инфографики и линейной презентации; умение преобразовывать информацию; читать и создавать таблицы, схемы, графы, диаграммы; умение описывать с помощью таблиц и схем отношение между объектами, решать задачи; умение использовать персональный компьютер для работы с информацией, набора текста, ввода изображений, видео- и звуковой информации; владение основами логического и абстрактного мышления; владение основами алгоритмического мышления, знание основных свойств алгоритмов, умение составлять алгоритмы и записывать их в виде блок-схем или натуральным языком; умение анализировать ожидаемые действия исполнителя по алгоритму; владение основами программирования в среде Kodu и Scratch Указанные результаты — макроединицы. В зависимости от принятой в школе формы планирования, а также формы проведения и расчасовки курса, учитель при составлении рабочей программы может использовать более мелкие дидактические единицы, разбивая представленные выше макроединицы на составляющие части. Содержание учебного курса (с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также основных видов учебной деятельности) В этом разделе содержится тематическое планирование и перечень планируемых результатов освоения учебного предмета (итогов изучения отдельных тем). Приводится вариант планирования уроков из расчёта 1 урок в неделю. 2 класс В поисках информации (8 ч) Понимать: свойства информации «достаточность», «недостаточность», «избыточность»; значение «экспертного мнения». Знать: понятие «информация». Уметь: группировать информацию по 1–2 ключевым признакам; сопоставлять различную текстовую информацию между собой, а также с изображениями, в соответствии с условиями задачи; восстанавливать информацию по разрозненным фрагментам; выделять ключевую информацию в тексте, озаглавливать текст, выбирать недостающую информацию из предложенного набора. Схемы вокруг нас (9 ч) Понимать: назначения и правила составления схем; что такое граф, правила его построения, чтения; понимать назначение и правила составления столбчатых диаграмм. Знать: различные виды схем. Уметь: читать информацию по схеме движения транспорта, схеме расстояний между объектами; читать информацию по графу; уметь сопоставлять текстовую информацию со схемой и графом; решать логические задачи с помощью схем; составлять столбчатые диаграммы и столбчатые диаграммы с накоплением. Дополнять текст, таблицу по данным диаграммы. Алгоритмы (8 ч) Понимать: что такое «алгоритм», «порядок шагов», «последовательность»; значение термина «Исполнитель»; основные принципы ветвления и цикличности. Знать: основные правила записи порядка шагов. Уметь: составлять простые порядки шагов для бытовых ситуаций и одиночных исполнителей; прогнозировать результат работы алгоритма; просчитывать положение исполнителя на том или ином этапе выполнения; решать задачи для конкретных исполнителей, используя предложенный язык записи порядка шагов. Шаги и события (8 ч) Понимать: что такое «событие» и как оно влияет на алгоритм; основные правила работы с алгоритмами для двух исполнителей; основные правила работы для алгоритмов, управляемых событиями. Знать: основные правила алфавитного кодирования. Уметь: определять результат и просчитывать положение исполнителей для задач с двумя и более исполнителями; решать задачи для конкретных исполнителей, используя предложенный язык записи порядка шагов; составлять алгоритмы, используя наборы инструментов; решать задачи на простые алгоритмы, управляемые событиями. Резерв — 1 ч. 3 класс Текст как источник информации (8 ч) Понимать: свойства информации «достаточность», «недостаточность», «избыточность»; значение «экспертного мнения»; различие в назначении и правилах составления различных видов текста; правила составления таблиц для анализа текста. Знать: правила работы со словарями и экспертным мнением; основные правила набора текста на компьютере. Уметь: использовать словари и экспертное мнение для лучшего понимания и анализа текстовой информации; набирать текст на компьютере, с полной постановкой рук и со скоростью не меньше 10 символов в минуту; владеть базовыми основами форматирования текста, изменения шрифта, текста, выравнивания; анализировать текст с использованием таблиц; готовить рассказ (доклад) на основе собранной информации в форме, указанной в задании. Систематизация информации (8 ч) Понимать: что такое сеть Интернет. Знать: понятие «множества» и основные приёмы решения задач со множествами; назначение «легенды» и условных обозначений к схеме, графику. Уметь: анализировать отношения множеств, исходя из информации, представленной в тексте; собирать информацию на конкретных ресурсах сети Интернет, в соответствии с условиями поставленной задачи; решать задачи на расстояния между объектами при помощи схемы, графа, таблицы; переводить информацию о расстояниях из одного вида в другой; читать информацию на графиках и схемах с использованием «легенды»; набирать текст на компьютере, с полной постановкой рук и со скоростью не меньше 14 символов в минуту; готовить рассказ (доклад) на основе собранной информации в форме, указанной в задании. Алгоритмы (8 ч) Понимать: значение термина «линейный алгоритм»; связь между темой алгоритмы и средой Kodu. Знать: значение термина «алгоритм»; основные свойства алгоритма; правила записи алгоритма естественным языком и языком блок-схем; основные правила работы в среде Kodu. Уметь: решать (выполнять) линейные вычислительные и событийные алгоритмы; составлять линейные алгоритмы и записывать их естественным языком или языком блок-схем; создавать и открывать шаблоны и ранее сохранённые проекты в среде Kodu; создавать и первично настраивать собственные проекты; управлять простыми исполнителями. Резерв — 2 ч. Алгоритмы и исполнители (8 ч) Понимать: значение терминов «линейный алгоритм», «алгоритм с ветвлением» и «циклический алгоритм». Знать: значение термина «алгоритм» и «исполнитель»; основные свойства алгоритма; правила записи алгоритма естественным языком и языком блок-схем; инструментарий среды Kodu. Уметь: строить, читать, исполнять вычислительные и событийные алгоритмы, записанные на натуральном языке и языке блок-схем; самостоятельно разрабатывать простые игры в среде Kodu Game Lab. 4 класс Наглядное представление информации (8 ч) Понимать: назначение масштаба и условных обозначений на картах и схемах. Знать: основные случаи использования различных видов графиков и диаграмм и правила их построения; основные способы условных обозначений на картах и схемах; алфавитный и тематический способы сортировки; основные виды словарей и справочников и основные приёмы поиска информации в них. Уметь: мотивированно выбирать подходящий вид и выполнять построения графиков, линейчатых, столбчатых и круговых диаграмм; сопоставлять информацию на карте, схеме, графе и в таблице; ориентироваться по таблицам расстояний и схемам, в том числе в задачах с разными единицами измерения; ориентироваться по карте на схеме, с использованием условных обозначений; выполнять алфавитную сортировку по 1 и 2 полям, составлять таблицы и сортировать в них информацию по заданному условию. Мультимедиа и инфографика (8 ч) Понимать: значение термина «инфографика» и основные области применения инфографики. Знать: алфавитный и тематический способы сортировки; основные виды словарей и справочников и основные приёмы поиска информации в них; основные приёмы создания презентаций с помощью персонального компьютера; правила составления устного сообщения (доклада) как результата поисковой работы; основные приёмы записи звука и видеоизображения на компьютер. Уметь: ориентироваться по карте на схеме, с использованием условных обозначений; выполнять алфавитную сортировку по 1 и 2 полям, составлять таблицы и сортировать в них информацию по заданному условию; выполнять поиск информации по заданному условию на конкретных ресурсах; выполнять задания, связанные с поиском информации в справочниках и словарях; представлять результаты работы с информацией в виде инфографики; представлять результаты работы с информацией в виде доклада с презентацией; представлять результаты работы в виде мультимедийной презентации со звуком и видео. Алгоритмы и исполнители (8 ч) Понимать: необходимость разработки письменных алгоритмов как этапа программирования; структуру и правила работы в среде Scratch. Знать: значения терминов «линейный алгоритм», «алгоритм с ветвлением» и «циклический алгоритм»; правила записи алгоритма естественным языком и языком блок-схем. Уметь: составлять алгоритмы для конкретного исполнителя, сообразуясь с заданием и особенностями языка Scratch. Программирование и управление (8 ч) Понимать: необходимость разработки письменных алгоритмов как этапа программирования; структуру и правила работы в среде Scratch; необходимость разработки письменных алгоритмов как этапа программирования. Знать: значение терминов «линейный алгоритм», «алгоритм с ветвлением» и «циклический алгоритм»; правила записи алгоритма естественным языком и языком блок-схем; основной инструментарий языка программирования Scratch. Уметь: составлять алгоритмы для конкретного исполнителя, сообразуясь с заданием и особенностями языка Scratch; составлять простые программы для нескольких исполнителей в среде Scratch; решать учебные и творческие задачи с помощью среды программирования Scratch. Резерв — 2 ч.