РП _Индивидуальный проект_ ФГОС 10 класс, базовый уровень

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ гимназия № 35

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Индивидуальный проект»
на уровень среднего общего образования (10 класс)
(базовый уровень)

Екатеринбург
2023

Планируемые результаты
В результате изучения учебного предмета «Индивидуальный проект» на
уровне среднего общего образования:
Предметные результаты:
Выпускник на базовом уровне научится:
‒
давать определения понятиям: проблема, позиция, проект,
проектирование, исследование, конструирование, планирование, технология,
ресурс проекта, риски проекта, техносфера, гипотеза, предмет и объект
исследования, метод исследования, экспертное знание, концепция, научная
гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и
метод анализа данных;
‒
раскрывать этапы цикла проекта;
‒
самостоятельно применять приобретённые знания в проектной
деятельности при решении различных задач с использованием знаний одного
или нескольких учебных предметов или предметных областей;
‒
владеть методами поиска, анализа и использования научной
информации;
‒
публично излагать результаты проектной работы;
‒
применять научные методы в своей исследовательской и проектной
деятельности;
‒
понимать, чем отличаются исследования в гуманитарных областях
от исследований в естественных науках;
‒
использовать знания об истории науки;
‒
использовать знания о новейших разработках в области науки и
технологий;
‒
использовать знания о правилах и законах, регулирующих
отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях
деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
‒
использовать знания о деятельности организаций, сообществ и
структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих
ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды,
государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);
Выпускник на базовом уровне сможет:
–
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных
дисциплин;
–
использовать основной алгоритм исследования при решении своих
учебно-познавательных задач;
–
использовать основные принципы проектной деятельности при
решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в
культурной и социальной жизни;
–
использовать элементы математического моделирования при
решении исследовательских задач;
–
использовать элементы математического анализа для интерпретации
результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
Метапредметные результаты: (1-й вариант)

Выпускник на базовом уровне научится:
–
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках
исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с
представлениями об общем благе;
–
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида
научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в
общем культурном пространстве;
–
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития
различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при
постановке собственных целей;
–
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),
необходимые для достижения поставленной цели;
–
находить различные источники материальных и нематериальных
ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и
реализации проектов в различных областях деятельности человека;
–
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов,
точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты
исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного
сотрудничества;
–
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать
систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности
реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по
завершении работы;
–
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения
исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
–
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта
(изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
–
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или
исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Метапредметные результаты: (2-й вариант)
Выпускник на базовом уровне научится:
Регулятивные универсальные учебные действия
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
–
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение
поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
–
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник на базовом уровне научится:
–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
–
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
–
использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении действий
и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям
в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
–
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
–
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
–
менять и удерживать разные позиции в познавательной
деятельности;
–
устанавливать взаимосвязи строения и функций объектов изучения;
–
решать задачи разной сложности по предмету;
–
описывать изучаемые объекты;
–
исследовать системы на различных моделях;
–
сравнивать объекты, процессы, явления и делать выводы на основе
сравнения;
–
анализировать и оценивать различные гипотезы;
–
осуществлять самостоятельный поиск информации в различных
источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях,
компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных
исследованиях;
–
использовать приобретённые знания и освоенные виды учебной
деятельности в практической деятельности и повседневной жизни для
грамотного оформления результатов исследований;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник на базовом уровне научится:
–
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),

подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
–
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так
и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
–
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
–
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Личностные результаты:
Выпускник на базовом уровне научится:
‒
иметь сформированную гражданскую ответственность и правовое
самосознание, духовность и культуру, самостоятельность, инициативность,
способность к успешной социализации в обществе;
‒
использовать приобретённые знания и умения в повседневной
жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к
окружающей среде, другим людям;
‒
определение собственной позиции по отношению к глобальным
проблемам общества и человечества;
‒
оценивать этические аспекты исследований в области научного
познания.
‒
иметь развитые познавательные интересы, интеллектуальные и
творческие способности в процессе изучения выдающихся достижений наук,
вошедших в общечеловеческую культуру; сложные и противоречивые пути
развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций различных
гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
‒
находить и анализировать информацию в различных источниках
(учебных текстах, справочниках научно-популярных изданиях, компьютерных
базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
–
ориентация обучающихся на достижение личного счастья,
реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
–
готовность и способность обеспечить себе и своим близким
достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:

–
гражданственность,
гражданская
позиция
активного
и
ответственного
члена
российского
общества,
осознающего
свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни;
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
–
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии
решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
–
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи
народов;
воспитание
уважительного
отношения
к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
–
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с
окружающими людьми:
–
нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
–
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
–
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об
устройстве мира и общества.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений:

–
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
–
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
–
готовность
обучающихся
к
трудовой
профессиональной
деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
–
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным
видам трудовой деятельности.

Содержание курса
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и
исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области
проектирования:
проект;
технологические,
социальные,
экономические,
волонтёрские, организационные, смешанные проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся
(индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых
источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии,
физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие
от других профессиональных занятий.
Раздел 1.4. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина.
Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой
аргументации до полной его реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий:
проектно-конструкторская
деятельность,
конструирование,
техническое
проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную
сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов:
социокультурные, информационно-консультативные, экологические.
Раздел 1.8. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального
проекта «Дети одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей ITтехнологий для решения практических задач в разных сферах деятельности человека.
Раздел 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.
Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности:
исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим
проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для
проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов
проекта.

Раздел 3.4. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями
разных предметных дисциплин.
Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование,
прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель.
Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий:
кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые
и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность использования
вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом, проектная
команда, роли и функции в проекте.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий:
жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация,
утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления.
Раздел 5.3. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по
переработке пластика».
Раздел 5.4. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим
мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Раздел 5.5. Практическое занятие по анализу региональных проектов
школьников по туризму и краеведению.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и
исследовательских работ
Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских работ,
подготовка к взаимодействию с экспертами.
Раздел 6.3. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного
металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его
экспертная оценка.
Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий:
изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение
понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность,
выборка респондентов.
Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов.
Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности
продвижения проектов в социальных сетях.

Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения
проекта.
Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и
исследовательской деятельности.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/
исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению.

Тематическое планирование
10 класс
№

Тема

Модуль 1. Культура исследования и проектирования (5 ч)
1
Что такое проект. Основные понятия, применяемые в
области проектирования
Анализирование проекта.
2
Процесс проектирования и его отличие от других
профессиональных занятий.
3
Разбор понятий: проектно-конструкторская деятельность,
конструирование, техническое проектирование.
4
Социальное проектирование как возможность улучшить
социальную сферу
Виды волонтёрских проектов
5
Основные элементы и понятия, применяемые в
исследовательской деятельности
Модуль 2. Самоопределение (4 ч)
6
Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности
7
Создаём элементы образа будущего: что мы хотим
изменить своим проектом
8
Формируем отношение к проблемам: препятствие или
побуждение к действию?
9
Первичное самоопределение. Обоснование актуальности
темы для проекта или исследования
Модуль 3. Замысел проекта (4 ч)
10
Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении
проектирования
11
Формулирование цели проекта
12
Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование
результатов проекта
Роль акции в реализации проекта
Ресурсы и бюджет проекта
13
Поиск недостающей информации, её обработка и анализ
Модуль 4. Условия реализации проекта (3 ч)
14
Планирование действий — шаг за шагом по пути к
реализации проекта. Освоение понятий.
15
Источники финансирования проекта. Освоение понятий.
Сторонники и команда проекта: особенности работы
команды над проектом, проектная команда, роли и
функции в проекте.
16

Модели управления проектами

Кол-во
часов
1

1
1
1

1

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

1

Модуль 5. Трудности реализации проекта (5 ч)
17
Переход от замысла к реализации проекта. Освоение
1
понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл
продукта (изделия), эксплуатация, утилизация.
18
Возможные риски проектов, способы их предвидения и
1
преодоления.
19
Практическое занятие. Анализ проектного замысла
1
20
Практическое занятие. Сравнение проектных замыслов
1
21
Практическое занятие. Анализ проектов сверстников
1
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и
исследовательских работ (5 ч)
22
Позиция эксперта
1
23Предварительная защита проектов и исследовательских
2
24
работ, подготовка к взаимодействию с экспертами.
25
Оцениваем проекты сверстников: проектно1
конструкторское решение в рамках проекта и его
экспертная оценка.
26
Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
1
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (5 ч)
27
Технология как мост от идеи к продукту. Освоение
1
понятий: изобретение, технология, технологическая
долина, агротехнологии.
Видим за проектом инфраструктуру
28
Опросы как эффективный инструмент проектирования.
1
Освоение понятий: анкета, социологический опрос,
интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка
респондентов.
29
Возможности социальных сетей. Сетевые формы
1
проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама,
реклама по бартеру и возможности продвижения
проектов в социальных сетях.
30
Алгоритм создания и использования видеоролика для
1
продвижения проекта.
31
Оформление и предъявление результатов проектной и
1
исследовательской деятельности
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (3 ч)
32Итоговая презентация, публичная защита
2
34
индивидуальных проектов/ исследований
старшеклассников, рекомендации к её подготовке и
проведению.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».