РП учебного курса 10 класс Избранные главы физики

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ гимназия № 35

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ гимназия № 35
__________/ Никандрова Е.А./
Приказ № ______ от ______ 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Избранные вопросы физики»
10 класс

Екатеринбург
2023

Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как
элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
• мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного
подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
• Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
o ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
o формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
• Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
o выбирать
из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
o составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
• Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
o оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
o работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата.
• Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
o определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
o оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
o наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
o соотносить
реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
o принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.
o

•

Познавательные УУД
• Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать. Самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы. Обучающийся сможет:
o объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
o выделять явление из общего ряда других явлений;
o определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные
быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
o строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
o излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи.
• Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
o обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
o определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
o переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в текстовое,
и наоборот;
o строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм.
• Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
o находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
o ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
o устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
o критически оценивать содержание и форму текста.
Коммуникативные УУД
• Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее

•

•

решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
o принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории;
o организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
o устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
o определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
o соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
o высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;
o создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
o делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет:
o целенаправленно
искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
o выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
o выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• умение на конкретных примерах описывать физические принципы, определяющие
устройство и формы проявления материального мира, и понимать эти принципы;
• умение раскрывать на примерах роль физики в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между физикой и
другими естественными науками;
• критическая оценка и интерпретация физической и технической информации,
содержащейся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета,
научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в
целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;

•

•

•
•
•

умение устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием
при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе
физических знаний.
формулирование цели исследования, выдвигать и проверять экспериментально
собственные гипотезы о механических особенностях работы устройств той или иной
конфигурации и конструкции;
самостоятельное планирование и проведение экспериментов с соблюдением правил
безопасной работы с лабораторным оборудованием;
интерпретирование данных, полученных в результате проведения технического
эксперимента;
прогнозирование возможности создания и функционирования тех или иных
технических механизмов или устройств.

Требования к уровню освоения содержания курса:
В результате изучения курса «Прикладная механика» ученик должен
знать/понимать:
• закономерности в области механики, и их взаимосвязь;
• сущность механических процессов, происходящих при обслуживании и эксплуатации
машин и механизмов, и возможность управления ими;
• основные типы механизмов, основы их структурного анализа, синтеза и область их
применения;
• определение, классификацию, назначение, принципы работы механизмов общего
назначения;
• критерии работоспособности, КПД механизмов.
уметь:
• решать задачи анализа и синтеза простейших механизмов;
• составлять расчетные схемы элементов конструкций, деталей машин,
• спроектировать в соответствии с техническим заданием конструкции, механизмы,
которые изучают в курсе «Прикладная механика»,

Содержание курса
№п\п
1.

2.

Название раздела
Физические
принципы
прикладной
механики
Механизмы, дающие
выигрыш в силе

Количество
часов, ч
2

1

3.

Простые механизмы,
преобразующие
движение (винт,
шестерни,
механизмы передачи
вращательного и
поступательного
движения)

3

4.

Сложные механизмы,
преобразующие
движение (шарниры –
простые и великие)

4

5.

Механизмы,
использующие
быстрое
вращательное
движение
(гироскопы)

3

6.

Гидротехнические
механизмы и
устройства

4

Элементы содержания
Условия равновесия тел, статика, принцип возможных
перемещений, кинематические связи

Простые механизмы – наклонная плоскость, клин,
рычаг, блок, ворот.
Физические законы и технические принципы,
приводящие к выигрышу в силе.
История развития простых механизмов в современных
устройствах и инструментах.
Простые механизмы, преобразующие движение (винт,
шестерни, цилиндрическая передача, коническая
передача, червячная передача, простейшие шарниры
(как пример), коленчатый вал и др.)
Технические
принципы,
обеспечивающие
преобразование поступательного и вращательного
движения с заданными входными и выходными
параметрами. Значение кинематической связи.
История развития механизмов преобразования
движения и примеры их применения в современных
устройствах и инструментах.
Карданный шарнир, дифференциал, шарнир ЛипкинаПосселье, шарниры Чебышева. Шарнир равных
угловых скоростей.
Теоретические основы и технические принципы,
обеспечивающие преобразование поступательного и
вращательного движения с заданными входными и
выходными параметрами. Роль кинематических связей
при преобразовании движения в трехмерном
пространстве.
История развития механизмов преобразования
движения и примеры их применения в современных
устройствах.
Механизмы, использующие быстрое вращательное
движение. Их роль в технике. Велосипед и мотоцикл.
Гироскопы. Гироаккумуляторы энергии.
Теоретические основы и технические принципы
использования быстрого вращательного движения в
технических устройствах.
История развития гиромеханизмов и примеры их
применения в современных устройствах.
Гидромеханика.
Водяное
колесо,
сифон
и
гидравлический пресс.
Теоретические основы и технические принципы,
работа гидромеханических устройств.
История развития гидромеханики. Сифон Герона.
Законы Архимеда, водопровод, акведуки. История
водопровода и канализации.

№п\п

Название раздела

Количество
часов, ч

Элементы содержания
Применение гидромеханики в современных
устройствах и инструментах.

7.

Механизмы,
преобразующие
энергию. Часть 1

4

8.

Механизмы,
преобразующие
энергию. Часть 2

4

9.

Сопротивление
материалов и
строительная
механика

4

10. Механические
колебания и их
использование

3

11. Научно-практическая
конференция

2

Механизмы, преобразующие тепловую энергию в
механическую. Тепловые машины.
Теоретические основы и технические принципы,
обеспечивающие преобразование тепловой энергии в
механическую. Принципы работы тепловых машин.
Двигатели Карно.
История развития тепловых машин. Первые тепловые
машины и их применение. Паровые машины.
Двигатели внутреннего сгорания
Электромагнитные генераторы и электродвигатели.
Теоретические основы и технические принципы,
обеспечивающие
преобразование
тепловой
и
механической энергии в электромагнитную и наоборот.
Принцип обратимости.
История
развития
электрогенераторов,
электродвигателей и систем передачи электрической
энергии на большие расстояния. «Война токов»
Прикладная механика в строительстве. Строительные
материалы и конструкции. Их параметры и свойства.
Теоретические основы физики прочности. Принципы
расчёта параметров сопротивления материалов.
Принцип арки.
История развития строительной механики. Кирпич.
Мосты и акведуки. Дороги.
Механические колебания как эталон времени.
Теоретические основы физики колебаний.
История развития механизмов измерения времени.
Анкерный
механизм. Часы
механические
и
электромеханические.
Современные
устройства
точного измерения времени.
Обсуждение практических работ исследовательского
характера и рефератов на тему о перспективах развития
прикладной механики в будущем. Подведение итогов.

Практические работы:
1. Проектирование, изготовление и испытание сложного простого механизма (например,
сложного блока с выигрышем в силе в 5, 8 или 16 раз).
2. Проектирование, изготовление и испытание механизма преобразования движения с
заданными параметрами.
3. Изучение гироскопа.
4. Проектирование, изготовление и испытание простого гидромеханического устройства,
например, сифонного механизма подачи воды.
5. Изучение двигателя Стирлинга (или простейшего двигателя внутреннего сгорания).
6. Конструирование, изготовление и испытание простого униполярного электродвигателя.
7. Проектирование, расчёт прочностных характеристик, построение и испытание арки с
заданными строительными параметрами.

Тематическое планирование
№

1.
2.

Тема

Количество часов

1. Физические принципы прикладной механики (2 часа)
Условия равновесия тел, статика.
Принцип возможных перемещений, кинематические связи.

1
1

2. Механизмы, дающие выигрыш в силе (1 час)
3.

Простые механизмы – наклонная плоскость, клин, рычаг,
блок, ворот.
Физические законы и технические принципы, приводящие
к выигрышу в силе.
История развития простых механизмов в современных
устройствах и инструментах.

1

3. Простые механизмы, преобразующие движение (винт, шестерни, механизмы
передачи вращательного и поступательного движения) (3 часа)
Простые механизмы, преобразующие движение (винт,
4.
1

5.

шестерни, цилиндрическая передача, коническая передача,
червячная передача, простейшие шарниры (как пример),
коленчатый вал и др.)
История развития механизмов преобразования движения и
примеры их применения в современных устройствах и
инструментах.
Технические принципы, обеспечивающие преобразование
поступательного и вращательного движения с заданными
входными и выходными параметрами. Значение
кинематической связи.

1

Практическая работа «Проектирование, изготовление
1
и испытание сложного простого механизма
(например, сложного блока с выигрышем в силе в 5, 8
или 16 раз)»
4. Сложные механизмы, преобразующие движение (шарниры – простые и великие)
(4 часа)
7.
Карданный шарнир, дифференциал, шарнир Липкина1
Посселье, шарниры Чебышева. Шарнир равных
угловых скоростей.
8.
Теоретические основы и технические принципы,
1
обеспечивающие преобразование поступательного и
вращательного движения с заданными входными и
выходными параметрами.
9.
Роль кинематических связей при преобразовании
1
движения в трехмерном пространстве.
История развития механизмов преобразования
движения и примеры их применения в современных
устройствах.
10. Практическая работа «Проектирование, изготовление
1
и испытание механизма преобразования движения с
заданными параметрами».
6.

5. Механизмы, использующие быстрое вращательное движение (гироскопы) (3 часа)

11.

12.

13.
14.
15.

16.
17.

18.

19.

20.
21.

22.

23.

24.

Механизмы, использующие быстрое вращательное
1
движение. Их роль в технике. Велосипед и мотоцикл.
Теоретические основы и технические принципы
использования быстрого вращательного движения в
технических устройствах.
История развития гиромеханизмов и примеры их
применения в современных устройствах.
Гироскопы. Гироаккумуляторы энергии.
1
Теоретические основы и технические принципы
использования быстрого вращательного движения в
технических устройствах.
История развития гиромеханизмов и примеры их
применения в современных устройствах.
Практическая работа «Изучение гироскопа».
1
6. Гидротехнические механизмы и устройства (4 часа)
Гидромеханика. История развития гидромеханики.
1
Теоретические основы и технические принципы,
1
работа гидромеханических устройств.
Водяное колесо, сифон и гидравлический пресс.
Сифон Герона. Законы Архимеда, водопровод,
1
акведуки. История водопровода и канализации.
Практическая работа «Проектирование, изготовление
1
и испытание простого гидромеханического
устройства, например, сифонного механизма подачи
воды».
7. Механизмы, преобразующие энергию. Часть 1 (4 часа)
Механизмы, преобразующие тепловую энергию в
1
механическую. Тепловые машины. История развития
тепловых машин. Первые тепловые машины и их
применение. Паровые машины.
Теоретические основы и технические принципы,
1
обеспечивающие преобразование тепловой энергии в
механическую. Принципы работы тепловых машин.
Двигатели внутреннего сгорания.
Двигатели Карно.
1
Практическая работа «Изучение двигателя Стирлинга
1
(или простейшего двигателя внутреннего сгорания)».
8. Механизмы, преобразующие энергию. Часть 2 (4 часа)
Электромагнитные генераторы и электродвигатели.
1
История развития электрогенераторов,
электродвигателей и систем передачи электрической
энергии на большие расстояния. «Война токов»
Теоретические основы и технические принципы,
1
обеспечивающие преобразование тепловой и
механической энергии в электромагнитную и
наоборот.
Принцип обратимости.
1

25.

26.
27.

28.
29.

30.

31.
32.
33.

34.

Практическая работа «Конструирование,
1
изготовление и испытание простого униполярного
электродвигателя».
9. Сопротивление материалов и строительная механика (4 часа)
Прикладная механика в строительстве. Строительные
1
материалы и конструкции. Их параметры и свойства.
Теоретические основы физики прочности. Принципы
1
расчёта параметров сопротивления материалов.
Принцип арки.
История развития строительной механики. Кирпич.
1
Мосты и акведуки. Дороги.
Практическая работа «Проектирование, расчёт
1
прочностных характеристик, построение и испытание
арки с заданными строительными параметрами».
10. Механические колебания и их использование (3 часа)
Механические колебания как эталон времени.
1
Теоретические основы физики колебаний.
История развития механизмов измерения времени.
Анкерный механизм. Часы механические и
1
электромеханические.
Современные устройства точного измерения времени.
1
11. Научно-практическая конференция (2 часа)
Обсуждение практических работ исследовательского
1
характера и рефератов на тему о перспективах
развития прикладной механики в будущем.
Подведение итогов.
Обсуждение практических работ исследовательского
1
характера и рефератов на тему о перспективах
развития прикладной механики в будущем.
Подведение итогов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».