РП учебного курса 11 класс Избранные главы физики. docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ гимназия № 35

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ гимназия № 35
__________/ Никандрова Е.А./
Приказ № ______ от ______ 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Избранные вопросы физики»
11 класс

Екатеринбург
2023

Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как
элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
• мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного
подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
• Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
o ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
o формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
• Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
o выбирать
из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
o составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
• Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
o оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
o работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата.
• Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
o определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
o оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
o наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
o соотносить
реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
o принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.
o

•

Познавательные УУД
• Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать. Самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы. Обучающийся сможет:
o объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
o выделять явление из общего ряда других явлений;
o определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные
быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
o строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
o излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи.
• Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
o обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
o определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
o переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в текстовое,
и наоборот;
o строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм.
• Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
o находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
o ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
o устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
o критически оценивать содержание и форму текста.
Коммуникативные УУД
• Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее

•

•

решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
o принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории;
o организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
o устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
o определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
o соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
o высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;
o создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
o делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет:
o целенаправленно
искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
o выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
o выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• умение на конкретных примерах описывать физические принципы, определяющие
устройство и формы проявления материального мира, и понимать эти принципы;
• умение раскрывать на примерах роль физики в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между физикой и
другими естественными науками;
• критическая оценка и интерпретация физической и технической информации,
содержащейся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета,
научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в
целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;

•

•

•
•
•

умение устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием
при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе
физических знаний.
формулирование цели исследования, выдвигать и проверять экспериментально
собственные гипотезы о механических особенностях работы устройств той или иной
конфигурации и конструкции;
самостоятельное планирование и проведение экспериментов с соблюдением правил
безопасной работы с лабораторным оборудованием;
интерпретирование данных, полученных в результате проведения технического
эксперимента;
прогнозирование возможности создания и функционирования тех или иных
технических механизмов или устройств.

Требования к уровню освоения содержания курса:
В результате изучения курса «Прикладная электродинамика» ученик должен
знать/понимать:
• закономерности в области электродинамики, и их взаимосвязь;
• процессы электролитической диссоциации и электролиза, понятия электролитов,
ионов, катионов и анионов;
• принцип работы и устройства таких оптических приборов как лупа, микроскоп,
фотоаппарат, телескоп;
• структуру глаза, недостатки зрения и способы устранения близорукости и
дальнозоркости;
• теорию получения света с помощью квантового генератора (лазера);
• принципы действия и технические решения различных видов лазеров
• применению физических эффектов в технических системах;
уметь:
• применять законы Фарадея при решении практических задач;
• строить изображения, получаемые с помощью тонких линз, систем тонких линз;
• строить изображения, получаемые с помощью различных оптических приборов.

Содержание курса
№п\п
Название раздела

Количество
часов, ч
3

1.

Электролитическая
диссоциация.

2.

Электропроводность
различных
жидкостей.

3

3.

Законы электролиза.

6

4.

Применение
электролиза в
технике и
производстве.
Основные
оптические
приборы.

3

6.

Глаз. Принципы
зрения. Недостатки
зрения.

5

7.

Лазер.

6

8.

Обобщение

1

5.

6

Элементы содержания
Сущность электролитической диссоциации,
сильные и слабые электролиты, зависимость
электропроводности жидкостей от концентрации
вещества и температуры электролита.
Растворы солей, кислот, щелочей, расплавы,
вольтамперная характеристика электролиза: закон
Ома для электролита; поляризация электродов в
электролите.
Первый, второй закон электролиза. Обобщенный
закон Фарадея.
Гальванический
элемент,
аккумулятор,
гальваностегия,
гальванопластика,
рафинирование меди, алюминия и т.д.
Лупа, микроскоп, фотоаппарат, телескоп, история
изобретения телескопа, устройство и ход лучей в
трубе Галилея, рефлекторы: линзовые;
зеркальные.
Строение глаза, принципы зрения: ход лучей в
оптической системе глаза, зрение двумя глазами,
продолжительность зрительного восприятия,
утомление глаза, восприятие цветов,
чувствительность глаза к различным цветам
цветовое утомление, недостатки зрения:
близорукость, дальнозоркость, астигматизм.
История создания лазера, рубиновый лазер,
газоразрядный лазер, полупроводниковый
инжекторный лазер, сравнительный анализ
лазерного излучения с излучением от обычных
источников, интенсивность лазерного излучения,
направленность лазерного излучения,
применение лазеров.
Применение законов электродинамики в науке и
технике.

Тематическое планирование
№

1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

22.
23.
24.

Тема

Количество часов

1. Электролитическая диссоциация (3 часа)
Сущность электролитической диссоциации.
1
Сильные и слабые электролиты.
1
Зависимость электропроводности жидкостей от
1
концентрации вещества и температуры электролита.
2. Электропроводность различных жидкостей (3 часа)
Растворы солей, кислот, щелочей, расплавы.
1
Вольтамперная характеристика электролиза: закон
1
Ома для электролита.
Поляризация электродов в электролите.
1
3. Законы электролиза (6 часов)
Первый закон электролиза.
1
Решение задач на применение первого закона
1
электролиза.
Второй закон электролиза.
1
Решение задач на применение второго закона
1
электролиза.
Обобщенный закон Фарадея.
1
Решение задач на применение обобщенного закона
1
электролиза.
4. Применение электролиза в технике и производстве (3 часа)
Гальванический элемент, аккумулятор.
1
Гальваностегия, гальванопластика.
1
Рафинирование меди, алюминия и т.д.
1
5. Основные оптические приборы (6 часов)
Построение хода лучей в тонких линзах, в системах
1
тонких линз. Лупа.
Изучение хода лучей в системах тонких линз на
1
практике.
Микроскоп, фотоаппарат.
1
Телескоп, история изобретения телескопа, устройство
1
и ход лучей в трубе Галилея.
Рефлекторы: линзовые; зеркальные.
1
Области применения оптических приборов в науке и
1
технике.
6. Глаз. Принципы зрения. Недостатки зрения (5 часа)
Строение глаза, принципы зрения: ход лучей в
1
оптической системе глаза.
Зрение двумя глазами, продолжительность
1
зрительного восприятия, утомление глаза.
Восприятие цветов, чувствительность глаза к
1
различным цветам цветовое утомление.

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

32.
33.

Недостатки зрения: близорукость, дальнозоркость,
астигматизм. Методы коррекции зрения.
Современные методы коррекции зрения.
7. Лазер (6 часа)
История создания лазера.
Рубиновый лазер.
Газоразрядный лазер.
Полупроводниковый инжекторный лазер.
Сравнительный анализ лазерного излучения с
излучением от обычных источников, интенсивность
лазерного излучения, направленность лазерного
излучения.
Применение лазеров.
9. Обобщение (1 час)
Применение законов электродинамики в науке и
технике.

1
1
1
1
1
1
1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».