МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга МАОУ гимназия № 35 УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ гимназия № 35 __________/ Никандрова Е.А./ Приказ № ______ от ______ 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Избранные вопросы физики» 11 класс Екатеринбург 2023 Планируемые результаты освоения учебного предмета ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; • мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода; • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные УУД • Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: o ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; o формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: o выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; o составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: o оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; o работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата. • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: o определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; o оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет: o наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; o соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; o принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность. o • Познавательные УУД • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: o объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; o выделять явление из общего ряда других явлений; o определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; o строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; o излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи. • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: o обозначать символом и знаком предмет и/или явление; o определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; o переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; o строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм. • Смысловое чтение. Обучающийся сможет: o находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); o ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; o устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; o критически оценивать содержание и форму текста. Коммуникативные УУД • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее • • решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: o принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; o организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); o устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: o определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; o соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; o высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; o создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; o делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет: o целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; o выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; o выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • умение на конкретных примерах описывать физические принципы, определяющие устройство и формы проявления материального мира, и понимать эти принципы; • умение раскрывать на примерах роль физики в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между физикой и другими естественными науками; • критическая оценка и интерпретация физической и технической информации, содержащейся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции; • • • • • умение устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе физических знаний. формулирование цели исследования, выдвигать и проверять экспериментально собственные гипотезы о механических особенностях работы устройств той или иной конфигурации и конструкции; самостоятельное планирование и проведение экспериментов с соблюдением правил безопасной работы с лабораторным оборудованием; интерпретирование данных, полученных в результате проведения технического эксперимента; прогнозирование возможности создания и функционирования тех или иных технических механизмов или устройств. Требования к уровню освоения содержания курса: В результате изучения курса «Прикладная электродинамика» ученик должен знать/понимать: • закономерности в области электродинамики, и их взаимосвязь; • процессы электролитической диссоциации и электролиза, понятия электролитов, ионов, катионов и анионов; • принцип работы и устройства таких оптических приборов как лупа, микроскоп, фотоаппарат, телескоп; • структуру глаза, недостатки зрения и способы устранения близорукости и дальнозоркости; • теорию получения света с помощью квантового генератора (лазера); • принципы действия и технические решения различных видов лазеров • применению физических эффектов в технических системах; уметь: • применять законы Фарадея при решении практических задач; • строить изображения, получаемые с помощью тонких линз, систем тонких линз; • строить изображения, получаемые с помощью различных оптических приборов. Содержание курса №п\п Название раздела Количество часов, ч 3 1. Электролитическая диссоциация. 2. Электропроводность различных жидкостей. 3 3. Законы электролиза. 6 4. Применение электролиза в технике и производстве. Основные оптические приборы. 3 6. Глаз. Принципы зрения. Недостатки зрения. 5 7. Лазер. 6 8. Обобщение 1 5. 6 Элементы содержания Сущность электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты, зависимость электропроводности жидкостей от концентрации вещества и температуры электролита. Растворы солей, кислот, щелочей, расплавы, вольтамперная характеристика электролиза: закон Ома для электролита; поляризация электродов в электролите. Первый, второй закон электролиза. Обобщенный закон Фарадея. Гальванический элемент, аккумулятор, гальваностегия, гальванопластика, рафинирование меди, алюминия и т.д. Лупа, микроскоп, фотоаппарат, телескоп, история изобретения телескопа, устройство и ход лучей в трубе Галилея, рефлекторы: линзовые; зеркальные. Строение глаза, принципы зрения: ход лучей в оптической системе глаза, зрение двумя глазами, продолжительность зрительного восприятия, утомление глаза, восприятие цветов, чувствительность глаза к различным цветам цветовое утомление, недостатки зрения: близорукость, дальнозоркость, астигматизм. История создания лазера, рубиновый лазер, газоразрядный лазер, полупроводниковый инжекторный лазер, сравнительный анализ лазерного излучения с излучением от обычных источников, интенсивность лазерного излучения, направленность лазерного излучения, применение лазеров. Применение законов электродинамики в науке и технике. Тематическое планирование № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Тема Количество часов 1. Электролитическая диссоциация (3 часа) Сущность электролитической диссоциации. 1 Сильные и слабые электролиты. 1 Зависимость электропроводности жидкостей от 1 концентрации вещества и температуры электролита. 2. Электропроводность различных жидкостей (3 часа) Растворы солей, кислот, щелочей, расплавы. 1 Вольтамперная характеристика электролиза: закон 1 Ома для электролита. Поляризация электродов в электролите. 1 3. Законы электролиза (6 часов) Первый закон электролиза. 1 Решение задач на применение первого закона 1 электролиза. Второй закон электролиза. 1 Решение задач на применение второго закона 1 электролиза. Обобщенный закон Фарадея. 1 Решение задач на применение обобщенного закона 1 электролиза. 4. Применение электролиза в технике и производстве (3 часа) Гальванический элемент, аккумулятор. 1 Гальваностегия, гальванопластика. 1 Рафинирование меди, алюминия и т.д. 1 5. Основные оптические приборы (6 часов) Построение хода лучей в тонких линзах, в системах 1 тонких линз. Лупа. Изучение хода лучей в системах тонких линз на 1 практике. Микроскоп, фотоаппарат. 1 Телескоп, история изобретения телескопа, устройство 1 и ход лучей в трубе Галилея. Рефлекторы: линзовые; зеркальные. 1 Области применения оптических приборов в науке и 1 технике. 6. Глаз. Принципы зрения. Недостатки зрения (5 часа) Строение глаза, принципы зрения: ход лучей в 1 оптической системе глаза. Зрение двумя глазами, продолжительность 1 зрительного восприятия, утомление глаза. Восприятие цветов, чувствительность глаза к 1 различным цветам цветовое утомление. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Недостатки зрения: близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Методы коррекции зрения. Современные методы коррекции зрения. 7. Лазер (6 часа) История создания лазера. Рубиновый лазер. Газоразрядный лазер. Полупроводниковый инжекторный лазер. Сравнительный анализ лазерного излучения с излучением от обычных источников, интенсивность лазерного излучения, направленность лазерного излучения. Применение лазеров. 9. Обобщение (1 час) Применение законов электродинамики в науке и технике. 1 1 1 1 1 1 1 1 1