РП учебного курса Психология личности 11 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 35

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Психология личности»
11 класс

Екатеринбург
2023

Планируемые результаты
Цель курса:
- Формирование психологической культуры и гуманистического мировоззрения в
результате развития способности к целостному и адекватному восприятию себя, к
систематическому самовоспитанию культурных стремлений и навыков, достижение
достаточно высокого уровня обычного и делового общения, хорошей психической
саморегуляции, творческого подхода к делу, умения познавать и реалистически оценивать
свои возможности.
- формирование положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, другому
человеку, обществу в целом, стремление действовать в социальной среде в соответствии с
общечеловеческими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в
повседневной жизни, эффективного поведения в социальной среде.
В курсе экологии содержатся сведения о некоторых современных методах познания
личности и общества (наблюдениях, экспериментах, тестовых методиках), показывается их
взаимосвязь и взаимодополняемость;
Курс «Основные направления современной психологии» содержит системные знания.
Большое внимание уделяется интеграции знаний, формированию целостного взгляда на
мир. Получаемые сведения служат основой для понимания целостности личности,
последствий действия психологического стресса на организм, понимание психологических
проблем.
Задачи курса
Сформировать понимание психологической структуры личности и психологической основы
деятельности человека, понимание действия на личность различных психологических
факторов, психологически безопасной среды, психологической гигиены. Обосновать
необходимость анализа и активного участия в создании психологически безопасной
общественной среды.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
основную проблематику дисциплины;
• содержание понятий «психология», «психика», «сознание», «психологическая
среда»;
• специфику психологического знания;
• основные закономерности функционирования психики;
• характерные черты основных психических процессов, состояний и
индивидуально-психических свойств личности;
• сферы применения психологического знания в повседневной жизни;
•

Учащиеся должны уметь:
пользоваться источниками информации по психологии;

•

использовать психологические знания для понимания процессов и явлений

•

психической жизни людей и принимать поведенческие решения на основе
этого;
проводить анализ психологических особенностей людей, а так же самоанализ
для повышения эффективности собственной деятельности;

Содержание образования
Тема 1. Психология как наука. Психика, ее структура и сущность
Понятие психологии. Предмет психологии. Психология и другие науки, их
взаимосвязь, место психологии среди других наук. Методы научной психологии.
Понятие психики. Структура и функции психики. Отличия психики человека от
психики животного. Формы проявления психики.
Тема 2. Психические познавательные процессы
Понятие психических процессов. Ощущения и восприятие как познавательные
процессы.
Ощущение, его происхождение, специфика видов. Отличие ощущений от
восприятия.
Определение восприятия. Характеристики образа восприятия. Особенности
восприятия пространства, времени, движения. Законы восприятия. Иллюзии. Свойства
восприятия.
Внимание как познавательный процесс. Виды внимания. Функции внимания.
Свойства внимания. Способы развития внимания.
Память как познавательный процесс. Процессы памяти. Приемы запоминания
информации. Виды и формы памяти. Способы развития памяти.
Мышление как познавательный процесс. Характеристики мышления.
Мыслительные операции. Виды мышления. Мысль как элементарная единица
мышления. Понятия, суждения, умозаключения. Мышление как психологическая
основа научного познания. Теоретическое и практическое мышление. . Мышление и
интеллект. Связь мышления с речью. Понятие критического мышления
Воображение как познавательный процесс. Виды воображения. Творческое
воображение. Пути построения образов воображения. Способы развития воображения.
Тема 3. Процессы психической регуляции: эмоции, воля.
Эмоции в жизни человека. Виды эмоций и чувств. Первичные и вторичные эмоции.
Эмоциональные состояния. Функции эмоций. Различия между эмоциями и чувствами.
Понятие чувств. Роль эмоций в регуляции взаимодействия людей.
Стресс. Способы борьбы со стрессом.
Понятие воли. Функции воли. Волевые качества личности. Простое и сложное
волевое действие. Способы развития воли. Роль воли в профессиональной
деятельности.
Тема 4. Индивидуально-психические свойства личности: темперамент, характер,
способности.
Понятие личности в психологии. Понятия субъект, индивид, индивидуальность,
личность, их соотношение. Структура личности. Направленность личности. «Яконцепция».
Понятие темперамента. Типы темперамента. Свойства темперамента. Экстраверсия
и интроверсия. Определение типа темперамента.
Понятие характера. Механизмы формирования характера. Свойства характера.
Проблема формирования характера. Потребности и мотивы деятельности личности.
Понятия способностей. Соотношение способностей со знаниями, умениями и

навыками. Задатки как физиологическая основа способностей. Виды способностей.
Понятия темперамента, креативности, гениальности, одаренности.
Направленность личности. Потребности и мотивы деятельности. Склонности
человека
Тема 5. Межличностное общение как психологическая деятельность
Понятие межличностного общения. Виды и функции общения.
Отношение к другому. Понятие доминирования, манипуляции и сотрудничества.
Структура и средства общения. Механизмы воздействия в процессе общения.
Перцептивная сторона общения. Коммуникативная сторона общения. Стили общения.
Первое впечатление. Невербальные особенности в процессе общения. Длительное
общение. Барьеры в общении и мотивы поведения. Самоподача в общении.

Тематическое планирование
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Номер

1

2
3
4

5

6

7

8

9

10

11
12

Раздел и тема урока

Количество
часов
Тема 1. Психология как наука. Психика, ее структура и сущность (3 часа)
1
Понятие психологии. Предмет психологии. Психология и
другие науки, их взаимосвязь, место психологии среди других
наук.
Понятие психики. Структура и функции психики. Отличия
1
психики человека от психики животного.
Формы проявления психики
1
Тема 2 Психические познавательные процессы (6 часов)
1
Понятие психических процессов. Ощущения и восприятие как
познавательные процессы. Ощущение, его происхождение,
специфика видов. Отличие ощущений от восприятия.
1
Определение восприятия. Характеристики образа восприятия.
Особенности восприятия пространства, времени, движения.
Законы восприятия. Иллюзии. Свойства восприятия.
Память как познавательный процесс. Процессы памяти.
1
Приемы запоминания информации. Виды и формы памяти.
Способы развития памяти.
Внимание как познавательный процесс. Виды внимания.
1
Функции внимания. Свойства внимания. Способы развития
внимания.
1
Мышление как познавательный процесс. Характеристики
мышления. Мыслительные операции. Виды мышления.
Мысль как элементарная единица мышления. Понятия,
суждения, умозаключения. Мышление как психологическая
основа научного познания Теоретическое и практическое
мышление. Мышление и интеллект. Связь мышления с речью.
Понятие критического мышления
Воображение как познавательный процесс. Виды
1
воображения. Творческое воображение. Пути построения
образов воображения. Способы развития воображения.
Тема 3. Процессы психической регуляции: эмоции, воля. (4 часа)
Эмоции в жизни человека. Виды эмоций и чувств. Первичные
и вторичные эмоции. Эмоциональные состояния. Функции
эмоций. Различия между эмоциями и чувствами. Понятие
чувств
Роль эмоций в регуляции взаимодействия людей.

1

Стресс. Способы борьбы со стрессом. Приемы уменьшения
стресса в период предэкзаменационной подготовки.

1

1

13

Понятие воли. Функции воли. Волевые качества личности.
Простое и сложное волевое действие. Способы развития воли.
Роль воли в профессиональной деятельности.

1

Тема 4. Индивидуально-психические свойства личности: темперамент, характер,
способности. ( 11 часов)
14
15
16
17
18
19
20

Понятие личности в психологии. Понятия субъект, индивид,
индивидуальность, личность, их соотношение.
Структура личности. Направленность личности
«Я-концепция».
Понятие темперамента. Типы темперамента. Свойства
темперамента. Экстраверсия и интроверсия
Определение типа темперамента.

1

Понятие характера. Механизмы формирования характера.
Свойства характера.
Проблема формирования характера.

1

1
1
1
1

1

Потребности и мотивы деятельности личности
1
Понятия способностей. Соотношение способностей со
1
знаниями, умениями и навыками. Задатки как
физиологическая основа способностей. Виды способностей.
23
Направленность личности. Потребности и мотивы
1
деятельности.
24
Склонности личности в выборе профессиональной
1
деятельности
Тема 5. Я и другие. Межличностное общение как психологическая деятельность (10
часов)
21
22

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Понятие межличностного общения. Виды и функции
общения.
Отношение к другому. Доминирование, манипулирование и
сотрудничество в человеческом обшении.
Коммуникативная сторона общения
Невербальное общение. Особенности
Интерактивная сторона общения.
Перцептивная сторона общения.
Точность построения образа партнера по общению
Стили общения
Барьеры общения.
Самоподача в общении

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».