РП курса внеурчной деятельности _Познание мира через искусство_ 10-11 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ гимназия № 35

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Познание мира через искусство»
10-11 классы

г. Екатеринбург
2023

Пояснительная записка
Современные выпускники должны обладать самостоятельностью, умением решать
нестандартные задачи. Образовательная область Искусство (МХК) обладает большими
возможностями для подготовки школьников к такой̆ деятельности.
Одной из форм внеурочной деятельности по Искусству (МХК) является подготовка и
участие школьников в предметных олимпиадах. Олимпиады позволяют выявить одаренных
школьников, повышают мотивацию к обучению, развивают творческий потенциал
обучающихся и др. Предметные олимпиады являются важным фактором поиска и обнаружения
талантливой молодежи, комплектование духовного потенциала будущей элиты нашей страны.
Актуальной задачей для учителей Искусства (МХК) является подготовка обучающихся
к Всероссийской олимпиаде школьников. Если подготовку школьников к олимпиадам по
Искусству (МХК) осуществлять в рамках внеурочной деятельности с использованием
специально разработанных заданий, то мотивация обучающихся к участию в олимпиадах и
процент правильного выполнения ими олимпиадных заданий повысятся.
Задача организации подготовки школьников к олимпиаде по искусству (МХК) позволяет
не только сформировать продуктивное теоретическое мышление, но и усилить осуществление
важной для нас задачи – формирование творческой личности школьника. Реализация данной,
весьма не простой задачи для современной школы, безусловно, трудоёмкая работа в подготовке
школьников к олимпиаде.
В связи с актуализацией и активизацией олимпиадного движения всё острее встаёт
проблема подготовки обучающихся к участию в олимпиадах. Участие в олимпиадах разного
уровня как для школьника и учителя – это один из путей открытия самого себя, необходимое
условие самореализации и профессионального самосовершенствования.
Курс нацелен на углублённое изучение истории искусств и подготовку к школьному,
муниципальному, региональному и заключительному этапам ВсОШ по искусству (МХК). За
время обучения участники Школы изучат историю искусств от палеолита до современности,
закрепят свои знания на семинарах, научатся анализировать искусство и получат общее
представление о развитии культуры, которое будет им помогать и при изучении других
гуманитарных наук, таких как история, литература, социология, культурология и философия.
Главная задача курса— освежить имеющиеся знания, разобрать наиболее сложные темы
и повторить формат олимпиады. Программа курса включает не только лекции, семинары,
практикумы, но и написание пробного этапа олимпиады, а также его разбор.
Данная рабочая программа направлена на достижение следующих общих целей
образования с учетом специфики учебного предмета МХК:
1) профориентация учащихся;

2) воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения
искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран
мира;
3) развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
4) освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурноисторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях,
идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике
языка разных видов искусства;
5) овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать
собственную эстетическую оценку;
6) использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды.
Предметная олимпиада – это одна из форм внеурочной деятельности, в которой
школьники состязаются друг с другом и демонстрируют свои знания и умения по тому или
иному школьному предмету. Это не только проверка образовательных достижений учащихся,
но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в
творческом

применении

знаний,

умений, способностей,

компетенций

по решению

нестандартных заданий и заданий повышенной сложности.
По нашему мнению, олимпиады играют большую роль в повышении мотивации
школьников к обучению. Олимпиадники, как правило, получают свидетельства и дипломы. Это
не

только

способствует

формированию

правильной

самооценки,

но

и

помогает

профессиональному самоопределению, является прекрасным дополнением к аттестату.
Предметные олимпиады развивают интерес к изучаемым предметам, активизируют
инициативность и самостоятельность ребят во время подготовки, в работе с дополнительной
литературой; развивают активность во внеклассной деятельности, побуждают школьников
формировать свой уникальный, особенный внутренний мир.
Участие в олимпиадах является импульсом к самосовершенствованию, саморазвитию,
непрерывному творческому поиску.
Нестандартные задания, используемые в олимпиадах, учат школьников преодолевать
психологические нагрузки, свойственные работе в незнакомой обстановке, оперативно
находить оптимальный выход в нестандартных ситуациях.
Олимпиады позволяют выявить не только знания фактического материала, но и умение
эффективно применять их в новых условиях, требующих нестандартного подхода и
творческого мышления.

Полученный опыт каждого участника олимпиады, безусловно, станет полезным
дополнением к основной школьной программе, стимулом к углублению своих знаний по
отдельным предметам. Он способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту
учащихся.
С помощью подобных олимпиад ребята могут самостоятельно проверить знания,
сравнить свой уровень со сверстниками и т.д.
Для того чтобы школьник хотел активно развивать свои творческие способности, ему
непременно нужна помощь педагога, который заметит творческую индивидуальность в своих
учениках и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности. Накопление
каждым учеником опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное
использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных,
индивидуальных и групповых форм работы.
Взаимосвязь предмета с актуальными проблемами современности находит свое
выражение в том, что, учитывая мировоззренческий характер дисциплины, программа
рекомендует использовать внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение
кругозора и активное участие учащихся в современном культурном процессе. В этой связи
программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы учащимся более тонко
воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать
эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, накапливать опыт
исследовательской и творческой деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, необходимых
учащимся в их дальнейшей жизни.

Планируемые результаты

В результате изучения курса обучающийся научится:
- соотносить изученные произведения с определенной эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов
искусств;
- научится переводить художественный текст с одного языка искусства на другой;
- получит знания основных имен и шедевров мирового культурного наследия;
- пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие
задания.

В результате изучения курса обучающийся получит возможность научиться:
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
- понимать особенности основных стилей и направлений мировой и отечественной
художественной культуры;
- понимать специфику основных видов и жанров искусства;
- анализировать художественное произведение, устанавливать стилевые и сюжетные
связи между произведениями разных видов искусства, сравнивать художественные стили и
направления, соотносить их с определенной исторической эпохой, национальной школой;
- понимать и грамотно использовать искусствоведческие и культурологические термины
при анализе художественного произведения;
- углубить, расширить и систематизировать знания в сфере искусства.
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- осознать ценность мировой культуры и национального искусства как неотъемлемой
части мировой культуры;
- развить толерантное отношение к миру через восприятие собственной национальной
культуры сквозь призму мировой;
- выражать свое суждение о произведениях классики и современного искусства;
- поддерживать выбранное направление образования.
3) в коммуникативной сфере:
- находить личностные смыслы в процессе созерцания художественного произведения;
- давать свою интерпретацию произведений искусства в процессе проектноисследовательской и творческой деятельности;
- освоить диалоговые формы общения с произведениями искусства разных видов.
4) в эстетической сфере:
- воспринимать, осмыслять и критически оценивать явления искусства;

- целостно воспринимать и анализировать основные выразительные средства языка
разных видов искусства, понимать их роль в создании художественного образа;
- развить художественно-эстетический вкус;
- развить общую культуру.
Достижение указанных результатов связано с мировоззренческим характером учебного
предмета, со спецификой произведений искусства, которые напрямую обращены к чувствам и
эмоциям человека, и обеспечивается решением следующих задач:
– социокультурное развитие учащихся, расширение их культурно-художественного
кругозора, воспитание потребности в общении с произведениями отечественного и мирового
искусства;
– развитие художественно-творческих способностей старшеклассников, создание
учащимися собственных произведений искусства (мультимедийных презентаций, эссе,
творческих работ и др.), организация внеурочных форм общения с искусством;
– обучение школьников приемам и методам сравнительно-аналитической деятельности
для постижения художественного произведения.
Личностные результаты:
- понимание ценности художественного образования как средства развития культуры
личности;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного
типа, в том числе информацию, созданную в иной знаковой системе - «языки» различных видов
искусств;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного
искусства;
- организовывать личный и коллективный досуг;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность;
- способность сделать выбор дальнейших путей своего культурного развития;
- приобщиться к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам, отраженным в
художественных образах;
- осознавать значение национальной культуры, сформировать толерантное отношение к
другим культурам;
- приобрести личностный опыт в отношении основных ценностных установок
национальной и мировой культуры, различных суб- и контркультур.
Метапредметные результаты:
- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;
- осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа;
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления
творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений.
- самостоятельно организовывать собственную деятельность, личный досуг, выбирать
пути своего культурного развития, формы художественного творчества;
- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой и
отечественной художественной культуры, определять и обосновывать свое отношение к
произведениям искусства;
- получит навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства, использовать
мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для систематизации информации и
создания художественно-творческого продукта.
- развить способность к образованию и самообразованию.

Содержание курса
Словарь искусствоведа
Основные термины, которые встречаются в заданиях школьного,
муниципального и регионального этапа ВсОШ по истории искусств (МХК).
Формально-

стилистический

анализ

живописи,

скульптуры

и

архитектуры
План анализа живописи: материал, техника, размеры, жанр, композиция,
глубина и планы, колорит, мазок.
План анализа скульптуры: материал, техника, жанр, работа с материалом,
композиция, отношение с пространством, постамент.
План анализа архитектуры: типология здания, материалы, объемы, силуэт,
декор, отношение с контекстом.
Практикум анализа и сравнения живописных произведений.
Повторение

основ

формально-стилистического

анализа

живописи.

Практикум анализа и сравнения живописных произведений.
Формально-стилистический анализ кино и театра
План анализа театра и балета: типология, композиция танца и сцены,
музыка и характер танца, декорации, костюмы. План анализа кино: кадр,
композиция, ракурс, съемка, планы.
Межвидовой анализ искусства
Отработка приобретенных навыков анализа на примере заданий школьного
этапа ВсОШ по истории искусств (МХК).
Отработка

приобретенных

навыков

анализа

на

примере

заданий

примере

заданий

муниципального этапа ВсОШ по истории искусств (МХК).
Отработка

приобретенных

навыков

анализа

регионального этапа ВсОШ по истории искусств (МХК).
Искусство первобытности и Древнего мира

на

Первые примеры наскальной живописи и мелкой пластики. Искусство и
города первых земледельцев. Основные центры Древнего Египта и Месопотамии.
Религиозные верования. Сложение погребальных комплексов в Древнем царстве
Древнего Египта. Посвятительная архитектура Нового царства. Сложение канона
изображения

человеческого

тела:

принципы

и

причины.

Архитектура

Месопотамии: устройство и функции. Культ царской власти. Древний Египет:
сложение канона изображения человека, пирамиды и храмы, виды колонн.
Искусство Древнего Египта, Месопотамии
Месопотамия: культ царя, основные памятники скульптуры и архитектуры.
Искусство Античности
Религия и мировосприятие. Храмы: устройство ордерной системы. Древняя
Греция: сложение ордерной системы, типы храмов, основные памятники
скульптуры и архитектуры. Храмы Акрополя в Афинах. Развитие скульптуры от
архаической к эллинистической. Истоки римского искусства - искусство и
культура этрусков. Сложение римского скульптурного портрета. Храмовая и
общественная

архитектура. Древний

Рим:

сложение

портрета,

конной

скульптуры, ориентация на этрусков, основные памятники скульптуры и
архитектуры.
Искусство катакомб. Искусство Византии
Искусство катакомб – устройство, специфика техники росписей и выбора
сюжета. Устройство первых базилик. Архитектура и мозаики периода
Юстиниана. Периферийные церкви в эпоху иконоборчества. Осиос Лукас, Дафни.
Искусство Палеологов.
Искусство западноевропейского Средневековья
Христианизация варварских королевств и восприятие античного наследия.
Использование ордера и сводов в архитектуре и трактовка образа человека в
изобразительном искусстве как критерий причастности к античной традиции.
Происхождение

термина

«романское

искусство».

Паломнические

пути.

Архитектура и скульптура паломнических базилик. Каркасная система готики,
нервюрный свод. Изменение отношений скульптуры и архитектуры.
Искусство западноевропейского Средневековья
Христианизация варварских королевств и восприятие античного наследия.
Использование ордера и сводов в архитектуре и трактовка образа человека в
изобразительном искусстве как критерий причастности к античной традиции.
Происхождение

термина

«романское

искусство».

Паломнические

пути.

Архитектура и скульптура паломнических базилик. Каркасная система готики,
нервюрный свод. Изменение отношений скульптуры и архитектуры.
Христианское искусство: основные темы и сюжеты.
Храм святой Софии в Константинополе как образец византийского стиля.
Развитие скульптуры и архитектуры от романики к готике. Каркасная система
готики.
Искусство домонгольской Руси
Крестово-купольная система. Первые церкви и связи с Византией.
Специфика разных земель. Отличие церквей XI и XII века.
Искусство Южного Возрождения
Итальянский и Северный ренессанс. Живопись Джотто. Донателло,
Верроккьо, Боттичелли, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Леонардо да Винчи,
Микеланджело, Тициан, Браманте, Палладио.
Специфика Южного и Северного Возрождения. Ориентация на античность.
Возникновение новых жанров. Возникновение станковой живописи. Основные
памятники архитектуры, скульптуры и живописи.
Искусство Северного Возрождения
Арс Нова и Северный ренессанс. Ван Эйк, Босх, Дюрер, Брейгель, Эль
Греко.
Искусство XVII века

Искусство барокко и классицизма XVII века. Основные черты, философия.
Основные памятники живописи, скульптуры и архитектуры.
Русское искусство XIV – нач. XVIII вв.
Возобновление каменного строительства после монгольского нашествия.
Архитектурные школы Новгорода и Москвы. Иконопись и фресковые ансамбли.
Архитектура Руси
Специфика основных архитектурных школ на Руси: Новгород, Псков,
Чернигов, Владимир, Москва. Архитектурные особенности храмов разных
периодов (X-XVII века).
Искусство XVIII века
Проникновение западноевропейских тенденций в русское искусство.
Рококо и шинуазри.
Искусство XIX века
Неоклассицизм, романтизм, барбизонская школа, реализм. Прерафаэлиты,
импрессионизм, неоимпрессионизм, постимпрессионизм.
Искусство первой половины XX века
Модерн. Модернизм. Авангард. Вторая волна авангарда, ар-деко,
тоталитарное искусство.
Архитектура Москвы и Санкт-Петербурга
Архитектурные памятники Москвы и Санкт- Петербурга XVIII-XX веков.
Основные стили, особенности эпох.
Парадоксы авангардного искусства. Концепция музея авангардного
искусства

Ридинг-семинар по текстам Германа Люббе «В ногу со временем»,
Казимира Малевича «О музее» и Филиппо Томмазо Маринетти «Манифест
футуризма»
Искусство второй половины XX века
Экзистенциальное искусство. Абстрактный экспрессионизм и ташизм.
Кобра.

Кинетическое

искусство.

Новый

реализм.

Искусство

Оттепели.

Нонконформизм. Поп-арт. Минимализм. Концептуализм. Соц-арт. Инсталляция.
Энвайронмент. Акционизм. Перфоманс. Стрит-арт.
Творческие и проектные задания
Разбор

творческого

задания.

Виды

выставок.

Процесс

создания

выставочного пространства.
Создание выставки
Практическое задание – создание
концепции своей выставки.
Основы формально- стилистического анализа живописи
План анализа живописи: материал, техника,
размеры, жанр, композиция, глубина и
планы, колорит, мазок.
Практикум анализа и сравнения живописных произведений.
Решение заданий школьного этапа ВсОШ на анализ живописи
Практическое занятие по анализу живописи на основе заданий школьного
этапа ВсОШ по искусству (МХК). Основные типы заданий и часто
встречающиеся темы.
Решение заданий муниципального этапа ВсОШ на анализ живописи

Практическое

занятие

по

анализу

живописи

на

основе

заданий

муниципального этапа ВсОШ по искусству (МХК). Основные типы заданий и
часто встречающиеся темы.
Решение заданий регионального этапа ВсОШ на анализ живописи
Практическое

занятие

по

анализу

живописи

на

основе

заданий

регионального этапа ВсОШ по искусству (МХК). Основные типы заданий и часто
встречающиеся темы.
Основы формально- стилистического анализа скульптуры
План анализа скульптуры: материал, техника, жанр, работа с материалом,
композиция, отношения с пространством, постамент.
Решение заданий школьного этапа ВсОШ на анализ скульптуры
Практическое занятие по анализу скульптуры на основе заданий школьного
этапа ВсОШ по искусству (МХК).
Решение заданий муниципального этапа ВсОШ на анализ скульптуры
Практическое занятие по анализу скульптуры на основе заданий
муниципального этапа ВсОШ по искусству (МХК).
Решение заданий регионального этапа ВсОШ на анализ скульптуры
Практическое занятие по анализу скульптуры на основе заданий
регионального этапа ВсОШ по искусству (МХК).
Основы формально- стилистического анализа архитектуры
План анализа архитектуры: типология здания, материалы, объемы, силуэт,
декор, отношения с контекстом.
Специфика школьного этапа ВсОШ по искусству (МХК)

Основные виды заданий и темы, стратегия решения заданий, распределение
времени. Разбор заданий и критериев прошлых лет.
Решение заданий школьного этапа ВсОШ на анализ архитектуры
Практическое занятие по анализу архитектуры на основе заданий
школьного этапа ВсОШ по искусству (МХК).
Специфика муниципального этапа ВсОШ по искусству (МХК)
Основные виды заданий и темы, стратегия решения заданий, распределение
времени. Разбор заданий и критериев прошлых лет.
Решение заданий муниципального этапа ВсОШ на анализ архитектуры
Практическое занятие по анализу архитектуры на основе заданий
муниципального этапа ВсОШ по искусству (МХК).
Специфика регионального этапа ВсОШ по искусству (МХК)
Основные виды заданий и темы, стратегия решения заданий, распределение
времени. Разбор заданий и критериев прошлых лет.
Решение заданий регионального этапа ВсОШ на анализ архитектуры
Практическое занятие по анализу архитектуры на основе заданий
регионального этапа ВсОШ по искусству (МХК).
Основы анализа театра
План анализа театра и балета: типология, композиция танца и сцены,
музыка и характер танца, декорации, костюмы.
Решение заданий школьного этапа ВсОШ на анализ театра и балета
Практическое занятие по анализу театра и балета на основе заданий
школьного этапа ВсОШ по искусству (МХК).

Решение заданий муниципального этапа ВсОШ на анализ театра и
балета
Практическое занятие по анализу театра и балета на основе заданий
муниципального этапа ВсОШ по искусству (МХК).
Решение заданий регионального этапа ВсОШ на анализ театра и балета
Практическое занятие по анализу театра и балета на основе заданий
регионального этапа ВсОШ по искусству (МХК).
Основы анализа кино
План анализа кино: кадр, композиция, ракурс, съемка, планы и т. д.
Решение заданий школьного этапа ВсОШ на анализ кино
Решение заданий школьного этапа ВсОШ по искусству (МХК) на анализ
кинофрагментов.
Решение заданий муниципального этапа ВсОШ на анализ кино
Решение заданий муниципального этапа ВсОШ по искусству (МХК) на
анализ кинофрагментов.
Решение заданий регионального этапа ВсОШ на анализ кино
Решение заданий регионального этапа ВсОШ по искусству (МХК) на
анализ кинофрагментов.
Решение заданий школьного этапа ВсОШ на сравнение разных видов
искусства
Практическое занятие по анализу живописи, скульптуры, архитектуры,
театра и кино на основе заданий школьного этапа ВсОШ по искусству (МХК).

Решение заданий муниципального этапа ВсОШ на сравнение разных
видов искусства
Практическое занятие по анализу живописи, скульптуры, архитектуры,
театра и кино на основе заданий муниципального этапа ВсОШ по искусству
(МХК).
Решение заданий регионального этапа ВсОШ на сравнение разных
видов искусства
Практическое занятие по анализу живописи, скульптуры, архитектуры,
театра и кино на основе заданий регионального этапа ВсОШ по искусству
(МХК).
Пробный школьный этап ВсОШ
Написание пробной олимпиадной работы.
Разбор пробного школьного этапа ВсОШ
Разбор ошибок, повторение пройденного материала. Основные типы
заданий и часто встречающиеся темы.
Пробный муниципальный этап ВсОШ
Написание пробной олимпиадной работы.
Разбор пробного муниципального этапа ВсОШ
Разбор ошибок, повторение пройденного материала. Основные типы
заданий и часто встречающиеся темы.
Пробный региональный этап ВсОШ
Написание пробной олимпиадной работы.
Разбор пробного регионального этапа ВсОШ
Разбор ошибок, повторение пройденного материала. Основные типы
заданий и часто встречающиеся темы.

Тематическое планирование
10 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№
занятия

Тема занятия

Формально- стилистический анализ живописи, скульптуры и
архитектуры
Практикум. План анализа живописи: материал, техника, размеры,
жанр, композиция, глубина и планы, колорит, мазок. План анализа
скульптуры: материал, техника, жанр, работа с материалом,
1
композиция, отношение с пространством, постамент. План анализа
архитектуры: типология здания, материалы, объемы, силуэт, декор,
отношение с контекстом.

Форма
занятия

1
Практикум
1

Формально-стилистический анализ кино и театра
Практикум. План анализа театра и балета: типология, композиция
танца и сцены, музыка и характер танца, декорации, костюмы.
План анализа кино: кадр, композиция, ракурс, съемка, планы.
Межвидовой анализ искусства
3
Практикум. Отработка приобретенных навыков анализа на примере
заданий школьного, муниципального и регионального этапа ВсОШ
по истории искусств (МХК).
Искусство первобытности и Древнего мира
4
Первые примеры наскальной живописи и мелкой пластики.
Сложение канона изображения человеческого тела: принципы и
причины.
Искусство Античности
5
Религия и мировосприятие. Храмы: устройство ордерной системы.
Храмы Акрополя в Афинах. Развитие скульптуры от архаической к
эллинистической. Истоки римского искусства - искусство и
культура этрусков. Сложение римского скульптурного портрета.
Храмовая и общественная архитектура.
Искусство катакомб. Искусство Византии
6
Искусство катакомб – устройство, специфика техники росписей и
выбора сюжета. Устройство первых базилик. Архитектура и
мозаики периода Юстиниана.
Искусство западноевропейского Средневековья
7
Христианизация варварских королевств и
восприятие античного наследия. Использование ордера и сводов в
архитектуре и трактовка образа человека в изобразительном
искусстве как критерий причастности к античной традиции.
Происхождение термина «романское искусство». Архитектура и
скульптура паломнических базилик. Каркасная система готики,
нервюрный свод.
Искусство домонгольской Руси
Крестово-купольная система. Первые церкви и связи с Византией.
8
Специфика разных земель. Отличие церквей XI и XII века.

1
Практикум

2

Искусство Южного Возрождения

Колво
часов

1
Практикум

Семинар,
виртуальная
экскурсия
Семинар,
виртуальная
экскурсия

Семинар,
виртуальная
экскурсия
Семинар,
виртуальная
экскурсия

Семинар,
виртуальная
экскурсия

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1

Итальянский и Северный ренессанс. Живопись Джотто. Донателло,
Верроккьо, Боттичелли, Пьеро делла Франческа, Рафаэль,
Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Браманте
Искусство Северного Возрождения
Арс Нова и Северный ренессанс. Ван Эйк, Босх, Дюрер, Брейгель,
10
Эль Греко.
9

Искусство XVII века
11
Искусство барокко и классицизма XVII века.
Основные черты, философия. Основные памятники живописи,
скульптуры и архитектуры.
Русское искусство XIV – нач. XVIII вв.
12
Возобновление каменного строительства после монгольского
нашествия. Архитектурные школы Новгорода и Москвы.
Иконопись и фресковые ансамбли.
Искусство XVIII века
13
Проникновение западноевропейских тенденций в русское
искусство. Рококо и шинуазри.
Искусство XIX века
14
Неоклассицизм, романтизм, барбизонская школа, реализм.
Прерафаэлиты, импрессионизм, неоимпрессионизм,
постимпрессионизм.
Искусство первой половины XX века
15
Модерн. Модернизм. Авангард. Вторая волна авангарда, ар-деко,
тоталитарное искусство.
Парадоксы авангардного искусства. Концепция музея авангардного
искусства
16
Ридинг-семинар по текстам Германа Люббе «В ногу со временем»,
Казимира Малевича «О музее» и Филиппо Томмазо Маринетти
«Манифест футуризма»
Искусство второй половины XX века
17
Экзистенциальное искусство. Абстрактный
экспрессионизм и ташизм. Кобра. Кинетическое искусство. Новый
реализм. Искусство Оттепели. Нонконформизм. Поп-арт.
Минимализм. Концептуализм. Соц-арт. Инсталляция.
Энвайронмент. Акционизм. Перфоманс. Стрит-арт.
Разбор творческого задания
18
Практикум. Виды выставок. Процесс создания выставочного
пространства.
Создание выставки
19
Практическое задание – создание
концепции своей выставки.
Основы формально- стилистического анализа живописи
20
План анализа живописи: материал, техника,
размеры, жанр, композиция, глубина и
планы, колорит, мазок.
Решение заданий школьного, муниципального и регионального этапа
ВсОШ на анализ живописи

Семинар,
виртуальная 1
экскурсия
1
Семинар,
виртуальная 1
экскурсия
1
Семинар,
1
виртуальная
экскурсия
1
Семинар,
1
виртуальная
экскурсия
1
Семинар,
1
виртуальная
экскурсия
1
Семинар,
1
виртуальная
экскурсия
1
Семинар,
1
виртуальная
экскурсия
1
Семинар

Семинар,
виртуальная
экскурсия

1

1
1

Практикум

1
1

Практикум

1
1

Семинар,
виртуальная
экскурсия

1
1

1

Практикум. Практическое занятие по анализу живописи на основе
заданий школьного, муниципального и регионального этапа ВсОШ
по искусству (МХК).
Основы формально- стилистического анализа скульптуры
22
План анализа скульптуры: материал, техника, жанр, работа с
материалом, композиция, отношения с пространством, постамент.
21

Решение заданий школьного, муниципального и регионального этапа
ВсОШ на анализ скульптуры
23
Практическое занятие по анализу скульптуры на основе заданий
школьного, муниципального и регионального этапа ВсОШ по
искусству (МХК).
Основы формально- стилистического анализа архитектуры
24
План анализа скульптуры: материал, техника, жанр, работа с
материалом, композиция, отношения с пространством, постамент.
Решение заданий школьного, муниципального и регионального этапа
ВсОШ на анализ архитектуры
25
Практическое занятие по анализу скульптуры на основе заданий
школьного, муниципального и регионального этапа ВсОШ по
искусству (МХК).
Основы анализа театра
26
План анализа театра и балета: типология, композиция танца и
сцены, музыка и характер танца, декорации, костюмы.

Практикум

Семинар,
виртуальная
экскурсия

1

1
1

1
Практикум

1

1
Семинар,
1
виртуальная
экскурсия
1
Практикум

Семинар,
виртуальная
экскурсия

Решение заданий школьного, муниципального и регионального этапа
ВсОШ на анализ театра и балета
27
Практическое занятие по анализу театра и балета на основе заданий Практикум
школьного, муниципального и регионального этапа ВсОШ по
искусству (МХК).
Основы анализа кино
28
План анализа кино: кадр, композиция, ракурс, съемка, планы и т. д. Семинар,
виртуальная
экскурсия
Решение заданий школьного, муниципального и регионального этапа
ВсОШ на анализ кино
29
Решение заданий школьного, муниципального и регионального
Практикум
этапа ВсОШ по искусству (МХК) на анализ кинофрагментов.
Решение заданий школьного и муниципального этапа ВсОШ на
сравнение разных видов искусства
30
Практическое занятие по анализу живописи, скульптуры,
Практикум
архитектуры, театра и кино на основе заданий школьного,
муниципального и регионального этапа ВсОШ по искусству
(МХК).
Решение заданий школьного, муниципального и регионального этапа
ВсОш
на сравнение разных видов искусства
31
Практическое занятие по анализу живописи, скульптуры,
Практикум
архитектуры, театра и кино на основе заданий школьного,
муниципального и регионального этапа ВсОШ по искусству
(МХК).

1

1
1

1
1

1
1

1
1
1
1

1

1

Пробный школьного, муниципального и регионального этапа ВсОШ
32
Практикум. Написание пробной олимпиадной работы.
Разбор пробного школьного, муниципального и регионального этапа
ВсОШ
33
Разбор ошибок, повторение пройденного материала.
Разбор пробного школьного, муниципального и регионального этапа
ВсОШ
34
Разбор ошибок, повторение пройденного материала.
Всего уроков

Практикум

1
1
1

Практикум

1

Практикум

1
34

Тематическое планирование
11 класс
(1 час в неделю, 33 часа в год)
№
занятия

Тема занятия

Форма
занятия

Специфика регионального этапа ВсОШ по искусству (МХК)
1

Основные виды заданий и темы, стратегия решения заданий,
распределение времени. Разбор заданий и критериев прошлых
лет.

1
Практикум
1

Словарь искусствоведа
Практикум Повторение основных терминов, которые
встречаются в заданиях регионального этапа ВсОШ по истории
2
искусств (МХК). Решение релевантных заданий регионального
этапа ВсОШ прошлых лет.
Основы формально-стилистического анализа живописи, скульптуры,
архитектуры, кино и театра
Практикум. Повторение основ формально-стилистического
анализа живописи и других видов искусства. Практикум анализа
3
и сравнения живописных произведений. Решение релевантных
заданий регионального этапа ВсОШ прошлых лет.
Межвидовой анализ искусства
4
Практикум. Отработка приобретенных навыков анализа на
примере заданий школьного, муниципального и регионального
этапа ВсОШ по истории искусств (МХК).
Искусство первобытности и Древнего мира
5
Первые примеры наскальной живописи и мелкой пластики.
Сложение канона изображения человеческого тела: принципы и
причины.
Искусство Античности
6
Религия и мировосприятие. Храмы: устройство ордерной
системы. Храмы Акрополя в Афинах. Развитие скульптуры от
архаической к эллинистической. Истоки римского искусства искусство и культура этрусков. Сложение римского
скульптурного портрета. Храмовая и общественная архитектура.
Искусство катакомб. Искусство Византии
7
Искусство катакомб – устройство, специфика техники росписей
и выбора сюжета. Устройство первых базилик. Архитектура и
мозаики периода Юстиниана.
Искусство западноевропейского Средневековья
8
Христианизация варварских королевств и
восприятие античного наследия. Использование ордера и сводов
в архитектуре и трактовка образа человека в изобразительном
искусстве как критерий причастности к античной традиции.
Происхождение термина «романское искусство». Архитектура и
скульптура паломнических базилик. Каркасная система готики,
нервюрный свод.
Искусство домонгольской Руси

Колво
часов

1
Практикум
1

1
Практикум
1

Практикум

Семинар,
виртуальная
экскурсия
Семинар,
виртуальная
экскурсия

Семинар,
виртуальная
экскурсия
Семинар,
виртуальная
экскурсия

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1

Крестово-купольная система. Первые церкви и связи с
Византией. Специфика разных земель. Отличие церквей XI и XII
века.
Искусство Южного Возрождения
Итальянский и Северный ренессанс. Живопись Джотто.
10
Донателло, Верроккьо, Боттичелли, Пьеро делла Франческа,
Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Браманте
Искусство Северного Возрождения
Арс Нова и Северный ренессанс. Ван Эйк, Босх, Дюрер,
11
Брейгель, Эль Греко.
9

Искусство XVII века
12
Искусство барокко и классицизма XVII века.
Основные черты, философия. Основные памятники живописи,
скульптуры и архитектуры.
Русское искусство XIV – нач. XVIII вв.
13
Возобновление каменного строительства после монгольского
нашествия. Архитектурные школы Новгорода и Москвы.
Иконопись и фресковые ансамбли.
Искусство XVIII века
14
Проникновение западноевропейских тенденций в русское
искусство. Рококо и шинуазри.
Искусство XIX века
15
Неоклассицизм, романтизм, барбизонская школа, реализм.
Прерафаэлиты, импрессионизм, неоимпрессионизм,
постимпрессионизм.
Искусство первой половины XX века
16
Модерн. Модернизм. Авангард. Вторая волна авангарда, ардеко, тоталитарное искусство.
Парадоксы авангардного искусства. Концепция музея авангардного
искусства
17
Ридинг-семинар по текстам Германа Люббе «В ногу со
временем», Казимира Малевича «О музее» и Филиппо Томмазо
Маринетти «Манифест футуризма»
Искусство второй половины XX века
18
Экзистенциальное искусство. Абстрактный
экспрессионизм и ташизм. Кобра. Кинетическое искусство.
Новый реализм. Искусство Оттепели. Нонконформизм. Поп-арт.
Минимализм. Концептуализм. Соц-арт. Инсталляция.
Энвайронмент. Акционизм. Перфоманс. Стрит-арт.
Разбор творческого задания
19
Практикум. Виды выставок. Процесс создания выставочного
пространства.
Создание выставки
20
Практическое задание – создание
концепции своей выставки.
Основы формально- стилистического анализа живописи

Семинар,
1
виртуальная
экскурсия
1
Семинар,
виртуальная 1
экскурсия
1
Семинар,
виртуальная 1
экскурсия
1
Семинар,
1
виртуальная
экскурсия
1
Семинар,
1
виртуальная
экскурсия
1
Семинар,
1
виртуальная
экскурсия
1
Семинар,
1
виртуальная
экскурсия
1
Семинар,
1
виртуальная
экскурсия
1
Семинар

Семинар,
виртуальная
экскурсия

1

1
1

Практикум

1
1

Практикум

1
1
1

План анализа живописи: материал, техника,
размеры, жанр, композиция, глубина и
планы, колорит, мазок.
Решение заданий школьного, муниципального и регионального этапа
ВсОШ на анализ живописи
22
Практикум. Практическое занятие по анализу живописи на
основе заданий школьного, муниципального и регионального
этапа ВсОШ по искусству (МХК).
Основы формально- стилистического анализа скульптуры
23
План анализа скульптуры: материал, техника, жанр, работа с
материалом, композиция, отношения с пространством,
постамент.
Решение заданий школьного, муниципального и регионального этапа
ВсОШ на анализ скульптуры
24
Практическое занятие по анализу скульптуры на основе заданий
школьного, муниципального и регионального этапа ВсОШ по
искусству (МХК).
Основы формально- стилистического анализа архитектуры
25
План анализа скульптуры: материал, техника, жанр, работа с
материалом, композиция, отношения с пространством,
постамент.
Решение заданий школьного, муниципального и регионального этапа
ВсОШ на анализ архитектуры
26
Практическое занятие по анализу скульптуры на основе заданий
школьного, муниципального и регионального этапа ВсОШ по
искусству (МХК).
Основы анализа театра
27
План анализа театра и балета: типология, композиция танца и
сцены, музыка и характер танца, декорации, костюмы.
21

Семинар,
1
виртуальная
экскурсия
1
Практикум

1

1
Семинар,
1
виртуальная
экскурсия
1
Практикум

Семинар,
виртуальная
экскурсия

1

1
1

1
Практикум

1

1
Семинар,
1
виртуальная
экскурсия
1

Решение заданий школьного, муниципального и регионального этапа
ВсОШ на анализ театра и балета
28
Практическое занятие по анализу театра и балета на основе
Практикум
заданий школьного, муниципального и регионального этапа
ВсОШ по искусству (МХК).
Основы анализа кино
29
План анализа кино: кадр, композиция, ракурс, съемка, планы и т. Семинар,
д.
виртуальная
экскурсия
Решение заданий школьного, муниципального и регионального этапа
ВсОШ на анализ кино
30
Решение заданий школьного, муниципального и регионального
Практикум
этапа ВсОШ по искусству (МХК) на анализ кинофрагментов.
Решение заданий школьного и муниципального этапа ВсОШ на
сравнение разных видов искусства
31
Практическое занятие по анализу живописи, скульптуры,
Практикум
архитектуры, театра и кино на основе заданий школьного,
муниципального и регионального этапа ВсОШ по искусству
(МХК).
Пробный школьного, муниципального и регионального этапа ВсОШ
32
Практикум. Написание пробной олимпиадной работы.
Практикум

1

1
1

1
1
1
1

1
1

Разбор пробного школьного, муниципального и регионального этапа
ВсОШ
33
Разбор ошибок, повторение пройденного материала.
Всего уроков

1
Практикум

1
33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».