РП курса внеурчной деятельности Олимпиадная сборная гимназии 35. Обществознание 10-11 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ гимназия № 35

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Никандрова Е.А
Приказ №__________ от
«31» Августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности
«Олимпиадная сборная гимназии 35. Обществознание»
для обучающихся 10-11 классов

Екатеринбург 2023

Цель программы: углубленное изучение обществознания для
повышения конкурентоспособности учащихся в олимпиадном движении.
Задачи программы:
Образовательные:
- скорректировать и углубить имеющиеся знания;
- обучить методам решения олимпиадных задач;
- систематизировать знания по праву, политике, экономике,
социологии, этике и эстетике;
- выработать целостный взгляд на предмет;
- помочь в усвоении материала повышенного уровня сложности;
- развить творческую активность и инициативность.
Воспитательные:
- воспитать понимание ценности образования, как средства развития
культуры личности;
- научить ответственно оценивать свои учебные достижения, черты
своей личности, учитывать мнение других людей при определении
собственной позиции в самооценке;
- воспитать умение соотносить приложенные усилия с полученными
результатами своей деятельности;
- помочь выработать навыки организации и участия в коллективной
деятельности, формировать умение постановки общей цели и
определения средств её достижения, конструктивно воспринимать
иные мнения и идеи, учитывать индивидуальности партнёров по
деятельности, объективно определять свой вклад в общий
результат;
- воспитать умение отстаивать свою гражданскую позицию,
формировать свои мировоззренческие взгляды, умение осознанно
выбрать путь продолжения образования или будущей
профессиональной деятельности.
Развивающие:
- создать условия для подготовки обучающихся к олимпиадам;
- предоставить возможность реализации предметных способностей;
- способствовать развитию логического мышления;
- развивать творчество;
- развивать смекалку и сообразительность;
- развивать умение пользоваться разнообразными источниками;
- развивать познавательные интересы и способности самостоятельно
добывать знания. Выбирать наиболее удобный способ выполнения
задания.
Реализуемые формы и приёмы работы.
1. Задания,
ориентирующие
учащихся

на

установление

2.

3.
4.
5.
6.

внутрипредметных связей между историческими источниками и
историческими фактами и прецедентами, на осмысление практической
значимости полученных знаний.
Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных
вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет
рассматривать те или иные исторические явления не однолинейно, не
по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения
одной и той же проблемы.
Задания на сравнение, сопоставление явлений.
Задания исследовательского характера с использованием учебников,
правовых источников, политических прецедентов.
Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного
добывания учащимся знаний.
Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
Обучающиеся должны:
Знать
—
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы
социализации личности, место и роль человека в системе общественных
отношений;
— тенденции развития общества в целом как сложной динамичной
системы, а также важнейших социальных институтов;
— необходимость регулирования общественных отношений, сущность
социальных норм, механизмы правового регулирования;
—
особенности социально-гуманитарного познания;
— важнейшие теоретические положения экономической науки;
—
систему и структуру права, содержание прав и свобод человека;
понятие и принципы правосудия; органы и способы международноправовой защиты прав человека;
—
основные экономические принципы функционирования семьи,
фирмы, рынка и государства, а также международной жизни;
Уметь
— характеризовать основные социальные объекты, выделяя их
существенные признаки, закономерности развития;
—
анализировать актуальную информацию о социальных объектах,
выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками изученных социальных явлений, и
обществоведческими терминами, и понятиями;
—
объяснять причинно-следственные и функциональные связи
изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и
общества, важнейших социальных институтов, общества и природной
среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов

общества);
— раскрывать на примерах изученные теоретические положения и
понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
—
осуществлять поиск социальной информации, представленной в
различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных
текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания
по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать
неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и
мнения, аргументы и выводы;
—
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая
личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм,
экономической рациональности;
—
формулировать на основе приобретенных обществоведческих
знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление,
творческую
работу
по
социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в
процессе решения познавательных задач по актуальным социальным
проблемам;
характеризовать: факторы производства и факторные доходы,
кривую производственных возможностей, спрос и предложение, цели
фирмы, естественные монополии, основные виды налогов, банковскую
систему и финансовые институты, роль рынка ценных бумаг, рынок труда,
общественные блага, внешние эффекты, экономические циклы, виды
безработицы и государственную политику в области занятости, банки и
банковскую систему, основные статьи доходов и расходов
государственного бюджета России, методы покрытия бюджетного
дефицита, влияние мер протекционизма и мер защиты свободной торговли
на национальные и международные товарные рынки, глобальные
экономические проблемы и глобализацию мировой экономики; мотивы
предпринимательской
деятельности,
основные
источники
финансирования бизнеса, страховые услуги, представляемые гражданам и
предприятиям, кредит, основные принципы менеджмента и организации
производства, особенности современной экономики России; право как
элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли
права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина;
механизм реализации и защиты прав; избирательный и законодательный
процессы в России; принципы организации и деятельности органов
государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых,
административноправовых споров; порядок заключения и расторжения
трудовых договоров; формы социальной защиты и социального
обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;

объяснять: выгоды обмена, закон спроса, рыночный механизм,
причины неравенства доходов, причины различий в производительности
и оплате труда, роль профсоюзов, роль минимальной оплаты труда и
дискриминации на рынке труда, причины и последствия инфляции и
дефляции, динамику занятости, цен на различных фазах экономического
цикла, воздействие мер монетарной и фискальной политики на
экономическую конъюнктуру, выгоды и проблемы, связанные с
международной торговлей и глобализацией мировой экономики; кому
выгодно
изменение
курса
национальной
валюты,
роль
предпринимательства, роль ценных бумаг и фондовой биржи, роль
государства в рыночной экономике , механизм правового регулирования;
содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права;
содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как
участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика,
военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента);
особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным
правом;
приводить примеры: взаимодействия рынков, рыночных структур,
общественных благ и внешних эффектов; форм денег, регрессивных и
прогрессивных налогов; прямых и косвенных налогов; способов покрытия
дефицита государственного бюджета, взаимовыгодной международной
торговли; различных видов правоотношений, правонарушений,
ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав;
экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда
окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного
права; правоприменительной практики;
сравнивать (различать):
микроэкономику, макроэкономику и
прикладную экономику, свободные и экономические блага, рыночные
структуры, безработных и незанятых, экономический рост и развитие,
выгоды и проблемы, связанные с международной торговлей,
организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства;
основания и порядок назначения наказания; полномочия органов
внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных
органов защиты прав человека; организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные
права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых
договоров;
использовать для экономического анализа: кривые спроса и
предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате
изменения цен, спроса и предложения, а также цен на факторы
производства, товары-заменители и сопутствующие товары, кривые
совокупного спроса и предложения.
-

Сформированные универсальные учебные действия Личностные
- мотивированность и направленность на активное и созидательное
участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии
различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей
страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности.
Познавательные
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций,
распознавать
и
фиксировать
противоречия
в
информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их
как ресурс собственного развития;
- выходить
за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса
средств и способов действия
Коммуникативные
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя
из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как
руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор
идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых
средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты
до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Регулятивные
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,

-

основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Работа с олимпиадными заданиями (16 часов)
Введение. Виды Олимпиад. Основные требования к Олимпиадам и
основные виды Олимпиадных заданий. Общая характеристика
олимпиадных заданий по обществознанию. Знакомство с основными
требованиями и критериями оценивая олимпиадных заданий.
Принцип образования рядов. Общая характеристика заданий
данного типа. Задания по принципу образования и продолжения рядов.
Заполнение пропуска в ряду. Задания на выявление общего и лишнего
элемента.
Классификация
обществоведческих
событий,
понятий,
явлений. Определение правильности и ошибочности утверждений.
Установление соответствия.
Обществоведческие термины.
Работа
с
обществоведческим
терминами.
Определение
обществоведческого термина на основе известных высказываний.
Лингвистический конструктор (определение термина и составление его
характеристики
из
предложенных
слов
и
словосочетаний).
Обществоведческий кроссворд.
Работа со схемами, таблицами, диаграммами. Составление схемы
отношений обществоведческих понятий. Заполнение пропусков в
предложенных схемах и текстах.
Работа с обществоведческими текстами.
Заполнение пропущенных слов и словосочетаний. Выделение в тексте
положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его
анализу. Поиск и исправление ошибок в тексте.
Работа с иллюстративным рядом.
Группировка приведенных изображений по определенным признакам.
Обществоведческие задачи.
Правовые задачи. Экономические задачи. Логические задачи.

Повторение материала и отработка олимпиадных заданий по
заданным разделам обществознания (50 часов)
Общество (6 часов, из них теория - 3 часа, практика - 3 часа)
Теория. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества.
Понятие «общество» в узком и широком смысле. Функции общества.
Общественные отношения. Общество - динамическая система. Сферы
общественной жизни. Специфические черты общества.
Общество и природа. Понятие «природа» в узком и широком смысле.
«Вторая природа». Взаимодействие общества и природы. Противоречия
общества и природы. Представления о взаимосвязи общества и природы.
Общество и культура. Понятия «культура». Система взаимоотношений
общества и культуры.
Взаимосвязь экономической, социальной, политической, и духовной сфер
общества. Взаимосвязь сфер общественной жизни общества.
Взаимовлияние сфер. Социальные институты. Социальный институт.
Основные комплексы социальных институтов. Функции социальных
институтов. Многовариантность общественного развития. Типология
обществ. Общественное развитие. Реформа и ее виды. Революция и ее
виды. Модернизация. Типы обществ. Традиционное общество.
Индустриальное
общество.
Постиндустриальное
общество.
Формационный и
цивилизационный подходы к изучению общества. Западная и восточная
цивилизации.
Понятие общественного прогресса. Различные взгляды на направленность
общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс».
Особенности прогресса и его критерии. Стагнация.
Процессы глобализации и становление единого человечества.
Глобализация. Основные направления глобализации. Последствия
процесса глобализации. Единство современного мира. Основные факторы
единства
современного
человечества.
Глобальные
проблемы
человечества. Термин «глобальные проблемы». Причины возникновения.
Общие черты. Главные (приоритетные) глобальные проблемы. Основные
направления разрешения глобальных проблем. Социальные прогнозы
перспектив человечества.
Практика. Разбор, составление и выполнение олимпиадных заданий по
теме.
Человек. Познание. (6 часов, из них теория - 3 часа, практика - 3 часа)
Теория. Человек как результат биологической и социальной эволюции.
Бытие человека. Теории происхождения человека. Человек биологическое существо. Основные отличия человека от животного.
Человек - существо социальное. Бытие человека. Потребности и интересы
человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и

деятельность.
Деятельность. Деятельность человека и активность животного. Основные
компоненты деятельности. Виды действий. Игра как деятельность.
Общение, структура общения. Функции общения. Учение. Труд.
Основные классификации деятельности. Творческая деятельность.
Мышление. Типы мышления. Цель и смысл жизни человека.
Самореализация. Цель жизни. Смысл жизни. Проблема смысла жизни
человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида.
Индивид.
Индивидуальность.
Личность.
Структура
личности.
Социализация. Этапы социализации. Внутренний мир человека.
Сознательное и бессознательное. Внутренний (духовный) мир человека.
Структура духовного мира человека. Мировоззрение, структура
мировоззрения. Типы мировоззрения. Менталитет. Сознание, структура
сознания. Самосознание. Бессознательное. Отличие сознательного от
бессознательного. Самопознание. Свобода и ответственность личности.
Самооценка. «Я»- концепция. Поведение. Виды социального поведения.
Свобода и ответственность личности.
Познание мира. Формы познания. Познание. Процесс познания.
Агностицизм, скептицизм, оптимизм. Чувственное познание: ощущение,
восприятие, представление. Рациональное познание: понятие, суждение,
умозаключение. Истина и ее критерии. Относительность истины. Что есть
истина? Относительная истина, абсолютная истина. Критерии истины.
Функции практики в процессе познания.
Виды человеческих знаний. Научное познание. Знание. Виды знания.
Формы знания. Научное познание. Уровни научного познания. Структура
теории. Методы научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция,
моделирование, абстракция.
Социальные
науки,
их
классификация.
Социальные
науки.
Классификация социальных наук. Важнейшие социальные науки.
Социальное познание. Особенности социального познания. Социальный
факт.
Практика. Разбор, составление и выполнение олимпиадных заданий по
теме.
Конституция РФ (4 часа, из них теория - 2 часа, практика - 2 часа).
Теория. Конституция - основной закон РФ. Основы конституционного
строя РФ. Федеративное устройство. Разграничение полномочий. Органы
государственной власти в РФ. Законодательная, исполнительная и
судебная власть.
Практика. Разбор, составление и выполнение олимпиадных заданий по
теме.

Права и обязанности человека (2 часа, из них теория - 1 час, практика
- 1 час).
Теория. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав
человека - идеал права. Воздействие международных документов по
правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в
РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии.
Конституционные обязанности гражданина.
Практика. Разбор, составление и выполнение олимпиадных заданий по
теме.
Право. Отрасли права (8 часов, из них теория - 4 часа, практика - 4
часа)
Теория. Право, его роль в жизни человека, общества и государства.
Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных
актов.
Понятие

правоотношения.
Виды
правоотношений.
Понятие
правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды
юридической ответственности. Правоохранительные органы. Судебная
система РФ.
Административные
правоотношения.
Административное
правонарушение. Виды административных наказаний.
Гражданские
правоотношения.
Право
собственности.
Права
потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус
несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака.
Права и обязанности родителей и детей.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Практика. Разбор, составление и выполнение олимпиадных заданий по
теме.
Политика (8 часов, из них теория - 4 часа, практика - 4 часа)
Теория. Политика как общественное явление. Понятие «политика»,
причины её возникновения, важнейшие признаки политики. Функции
политики. Политика и мораль. Теория разделения властей. Политическая
система, ее структура и функции. Структурные компоненты (подсистемы)
политической системы общества. Функции политической системы.
Основные теории происхождения государства. Государство. Признаки
государства. Функции государства. Формы правления: монархия,
республика. Формы государственно-территориального устройства:
унитарное, федеративное, конфедерация. Политические режимы.

Политические партии и движения.
Становление многопартийности в России.
Избирательные системы. Политические элиты. Политическое лидерство.
Политика и общество. Гражданское общество. Политические институты.
Политическая социализация личности. Политические идеологии.
Содержание понятия «идеология». Возникновение идеологии и её
функции. Типы идеологий: критерии классификации. Типы идеологий:
либерализм, консерватизм, коммунизм, фашизм, социал-демократизм.
Экономика (8 часов, из них теория - 4 часа, практика - 4 часа)
Теория. Экономика: наука и хозяйство. Термин «экономика». Экономика
- это хозяйство. Производство, распределение, обмен, потребление.
Факторы производства. Экономика как наука. Функции экономической
теории. Макроэкономика. Микроэкономика.
Экономическая система. Основные типы экономических систем:
традиционная, централизованная, рыночная, смешанная. Многообразие
рынков. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения.
Экономическое содержание собственности. Собственность. Право
собственности. Экономическое содержание собственности. Виды
собственности. Измерители экономической деятельности. Система
национальных счетов. ВВП. ВНП. НД. Экономический цикл и
экономический рост.
Экономический цикл. Фазы экономического цикла. Причины
циклического развития экономики. Виды кризисов. Экономический рост.
Экономика и государство. Роль государства в экономике. Правовое
регулирование. Денежно-кредитная политика.
Инфляция и ее виды. Банковская система. Налогово-бюджетная политика.
Налоги, функции налогов. Государственный бюджет. Государственный
долг. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая
система. Мировая экономика. Международное разделение труда (МРТ).
Мировой рынок. Международная торговля. Типы экономической
интеграции. Структура международной валютно-финансовой системы.
Экономика потребителя. Экономика производителя. Потребитель. Цель
потребителя. Рациональное поведение потребителя. Доход потребителя.
Уровень жизни.
Бизнес, предпринимательство. Виды предпринимательства. Основные
принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Функции
предпринимательства.
Рынок труда. Безработица. Рынок труда, рабочая сила. Особенности рынка
труда. Характерные черты конкурентного труда. Заработная плата.
Прожиточный минимум. Безработица. Причины безработицы. Основные
виды безработицы. Последствия безработицы.
Практика. Разбор, составление и выполнение олимпиадных заданий по
теме.

Социология (4 часа, из них теория - 2 часа, практика - 2 часа)
Теория. Социологическое знание. Социология как наука. Объект и
предмет социологии. Функции социологии. Структура социологического
знания. Социология в системе наук. Особое место социологии в системе
общественных и гуманитарных наук. История становления и развития
социологии. Развитие общества. Признаки общества. Типология обществ.
Эволюция общества и закон о неравномерности его развития. Социальный
прогресс и факторы, способствующие его реализации. Социализация.
Социальный контроль Социальная структура. Социальная стратификация.
Социальные институты. Социальная мобильность. Человек в социальной
группе.
Практика. Разбор, составление и выполнение олимпиадных заданий по
теме.
Практика написания эссе (4 часа, из них теория - 1 час, практика - 3
часа)
Теория. Особенности эссе по обществознанию. Понятие эссе.
Особенности эссе как жанра литературного произведения. Примеры эссе
по обществознанию.
Структура эссе по обществознанию. Понятие структуры эссе: смысл
высказывания, проблема, поднятая автором, актуальность проблемы в
современном обществе; собственная точка зрения, аргументация на
теоретическом уровне, примеры из социальной практики (истории,
литературы, географии); выводы. Элементы структуры эссе по
обществознанию и их характеристика: цитата, смысл высказывания,
проблема, поднятая автором, актуальность проблемы в современном
обществе, собственная точка зрения, аргументация на теоретическом
уровне,
примеры из социальной практики и учебных предметов, выводы.
Критерии оценки эссе по обществознанию на ЕГЭ и на олимпиадах.
Выбор области, цитаты, определение смысла высказывания. Как выбрать
цитату для написания эссе. Как определить проблему высказывания.
Определение смысла высказывания.
Раскрытие смысла высказывания на теоретическом уровне.
Особенности теоретической аргументации. Как правильно использовать
теоретические положения с опорой на термины. Использование фактов,
установленных и подтвержденных соответствующей наукой.
Как отобрать примеры для аргументации суждений. Фактическая
аргументация. Использование сюжетов из жизни литературных героев,
исторических личностей, из сообщений средств массовой информации.
Уместность, убедительность, целесообразность фактических аргументов.
Требования к олимпиадному эссе. Грамотность. Междисциплинарность.
Раскрытие проблемы. Ссылки на мнения ученых. Противоположные
позиции. Статистические данные. Собственное мнение. Объём. Удачные

эссе прошлых лет.
Разбор наиболее часто встречающихся затруднений, ошибок при
написании эссе. Характеристика требований к эссе по обществознанию.
Анализ наиболее часто встречающихся ошибок при написании эссе.
Практика. Написание эссе. Написание эссе индивидуально по своему
выбору по предложенным высказываниям. Анализ и оценка работ.
Обобщение полученных знаний и умений по технологии написания эссе.
Итоговая олимпиадная работа (2 часа)

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п Название раздела, темы
Количество Дата Форма
часов
План/ организации
факт учебной
деятельности
Работа с олимпиадными заданиями (16 часов)
1-2 Введение. Общая характеристика 2
олимпиадных
заданий
по
обществознанию. Знакомство
с
основными
требованиями
и
критериями оценивая олимпиадных
заданий.
3-4 Принцип образования рядов. 2
Общая характеристика заданий
данного типа. Задания по принципу
образования и продолжения рядов.
Заполнение пропуска в ряду.
Задания на выявление общего и
лишнего элемента.
5-6 Классификация
2
обществоведческих
событий,
понятий, явлений. Определение
правильности
и
ошибочности
утверждений.
Установление
соответствия.
7-8 Обществоведческие термины.
2
Работа
с
обществоведческим
терминами.
Определение
обществоведческого термина на
основе известных высказываний.
Лингвистический
конструктор
(определение
термина
и
составление его характеристики из
предложенных
слов
и
словосочетаний).
Обществоведческий кроссворд.

Фронтальная
работа. Работа
с раздаточным
материалом

Выполнение
олимпиадных
заданий.

Выполнение
олимпиадных
заданий.

Выполнение
олимпиадных
заданий.

Работа со схемами, таблицами, 2
диаграммами. Составление схемы
отношений
обществоведческих
понятий. Заполнение пропусков в
предложенных схемах и текстах.
11-12
2
Работа с обществоведческими
текстами.
Заполнение пропущенных слов и
словосочетаний. Выделение в тексте
положений,
характеризующих
различные позиции задания к тексту
по его анализу. Поиск и исправление
ошибок в тексте.

Выполнение
олимпиадных
заданий.

13-14 Работа с иллюстративным рядом. 2
Группировка
приведенных
изображений
по
определенным
признакам.
15-16 Обществоведческие задачи.
2
Правовые задачи. Экономические
задачи. Логические задачи.

Выполнение
олимпиадных
заданий.

9-10

Выполнение
олимпиадных
заданий.

Выполнение
олимпиадных
заданий.

Повторение материала и отработка олимпиадных заданий по заданным
разделам обществознания (50 часов)
Общество (6 часов)
17-18 Понятие «общество». Общество и 2
природа. Общество и культура.
Сферы жизни общества.

Выполнение
олимпиадных
заданий.

19-20 Многовариантность общественного 2
развития. Типология обществ.

Выполнение
олимпиадных
заданий.

21-22 Глобализация общества.
2
Глобальные проблемы человечества
и пути их решения.

Выполнение
олимпиадных
заданий.

Человек. Познание (6 часов)

23-24

Человек существо биосоциальное.
Деятельность человека и ее основные
формы. Индивид, индивидуальность,
личность. Социализация.

25-26 Познание мира. Формы познания.
Истина и ее критерии.
Относительность истины.
27-28 Виды человеческих знаний.
Научное
познание. Социальное познание.

2

Выполнение
олимпиадных
заданий.

2

Выполнение
олимпиадных
заданий.

2

Выполнение
олимпиадных
заданий.

Конституция РФ (4 часа)
29-30
2
Конституция - основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ.
31-32 Федеративное устройство. Органы 2
государственной власти в РФ.
Права и обязанности человека (2 часа)
33-34 Понятие
прав,
свобод
и 2
обязанностей. Права и свободы
человека и гражданина в РФ, их
гарантии.
Конституционные
обязанности гражданина.
Право. Отрасли права (8 часов)
35-36 Право. Нормы права.
2
Правоотношения. Правонарушения.
Юридическая ответственность.
Судебная система РФ
37-38 Административное и гражданское 2
право.

Выполнение
олимпиадных
заданий.
Выполнение
олимпиадных
заданий.
Выполнение
олимпиадных
заданий.

Выполнение
олимпиадных
заданий.
Выполнение
олимпиадных
заданий.

39-40 Трудовое и семейное право.

2

Выполнение
олимпиадных
заданий.

41-42 Уголовное право.

2

Выполнение
олимпиадных
заданий.

Политика(8 часов)

43-44 Понятие, структура и функции 2
политики. Политическая власть.
45-46 Политическая система общества. 2
Государство. Признаки государства.
Функции
государства.
Формы
правления. Формы государственнотерриториального устройства.
47-48 Политический режим. Политика и 2
общество. Гражданское общество.
Политические институты.
49-50
2
Политические идеологии.
Классификация идеологий.
Экономика (8 часов)
51-52 Экономика: наука и хозяйство.
2
Факторы
производства.
Макроэкономика. Микроэкономика.
53-54 Экономическая система. Основные 2
типы
экономических
систем.
Многообразие рынков. Спрос, закон
спроса.
Предложение,
закон
предложения.
55-56 Измерители
экономической 2
деятельности. Экономический цикл и
экономический рост. Роль
государства в экономике. Инфляция
и ее виды. Банковская система.
Налогово-бюджетная
политика.
Налоги,
функции
налогов.
Государственный бюджет. Мировая
экономика:
внешняя
торговля,
международная
финансовая
система.

Выполнение
олимпиадных
заданий.
Выполнение
олимпиадных
заданий.

Выполнение
олимпиадных
заданий.
Выполнение
олимпиадных
заданий.
Выполнение
олимпиадных
заданий.
Выполнение
олимпиадных
заданий.

Выполнение
олимпиадных
заданий.

57-58 Экономика потребителя. Экономика 2
производителя.
Рациональное
поведение потребителя. Уровень
жизни.
Бизнес,
предпринимательство.
Виды
предпринимательства.
Безработица. Рынок труда, рабочая
сила.
Социология (4 часа)
59-60 Социология как наука. Объект и 2
предмет социологии. Функции
социологии. Социология в системе
наук
61-62 Социализация.
Социальный 2
контроль Социальная структура.
Социальная
стратификация.
Социальные
институты.
Социальная мобильность.
Практика написание эссе (4 часа)
63-64 Структура и критерии эссе по 2
обществознанию. Анализ готовых
эссе

Выполнение
олимпиадных
заданий.
Выполнение
олимпиадных
заданий.

Разбор
структуры и
критериев

65-66 Самостоятельное написание эссе на 2
заданную тему
Итоговая олимпиадная работа (2 часа)
67-68 Выполнение олимпиадной работы

Выполнение
олимпиадных
заданий.

2

Написание
эссе
Выполнение
заданий

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Обществознание. Основная литература:
Арбузкин А. М. Обществознание. В 2-х частях. Москва. Издательство
Зерцало, 2016
Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии М.: Русская
панорама, 2016.
Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система
социологических понятий в кратком изложении. Учебник. М.: Русская
панорама, 2016.
Никитин А.Ф. Основы государства и права: Для 10-11 кл. М., 1999.

Всероссийская
олимпиада
школьников
по
обществознанию:
Методическое пособие/под ред. С.И. Козленко - М.:АПКиППРО, 2006.
Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские
олимпиады.
Вып.1 или 2 -М.: Просвещение, 2008.
Дополнительная литература.
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
Клименко А.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию: конспекты
ответов. - Серия "Домашний репетитор". М.,1999.
Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб, 1999.
Человек и общество: Дополнительные материалы к учебнику. 10-11 кл.
М., 2021.
Методические рекомендации по курсу "Человек и общество" / Под ред.
Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лабезниковой. М., 2021. В 2 частях.
Обществознание: Варианты ответов централизованного тестирования. М.,
2021.
Лабезникова А.Ю. Современное школьное обществознание. М., 2000.
Обществознание: Учеб. пособие / Под ред. В.М.Юрченко. Краснодар,
2001.
Готовимся к экзамену по обществознанию: Учеб. пособие / Под ред.
A. М.Юрченко. Краснодар, 2001.
Липсиц И.В. Экономика: Учеб. для 10-11 кл. М., 2000. В 2 т.
Автономов В.С. Введение в экономику: Учеб. пособие для 9-10 кл. М.,
2016.
Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций: Учебник для 10-11 кл.
М., 2000.
Человек и общество. Современный мир / Под ред. В.И. Купцова. М., 1994.
Малышевский А.Ф. Введение в философию. М., 1998.
Кулаков А.Е. Религии мира: Учеб. пособие для 10-11 кл. М., 1996.
Обществознание: Пособие для поступающих в юридические вузы / Под
ред.
М.Н.Марченко. М., 2015
Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в вузы / Под
ред. О.Е. Кутафина. М.2015
Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. Обществознание.
Школьный словарь. 10
- 11 классы:
пособие для учащихся
общеобразовательных организаций. - М. : Просвещение, 2013 г. Домашек
Е.В. Все темы по обществознанию: мини-справочник. - Ростов н/Д:
Феникс, 2015 г.
Оганесян М.Р. Задания школьных олимпиад по обществознанию. 9-11
классы. М., «Вако», 2013 г.
ЭОР:
http://www.president.kremlin.ru - официальный сайт Президента РФ

http://www.gov.ru/ - Сервер органов государственной власти РФ
http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование».
Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные
документы,
образовательные
стандарты
и
многое
другое.
http://www.rusolymp.ru - федеральный портал российских олимпиад
школьников.
http://ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал
«Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по
социальной и экономической истории России, в том числе журнальные
статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам
исторического пути России.
http://www.philos.msu.ru/library.php
библиотека
философского
факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
http://www.philososophe.ru/ - философский портал «Философия в России».
На сайте размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по
философии и культурологии, представлена богатая библиотека
философской литературы
http://www.garant.ru/ - Гарант (законодательство с комментариями)
http://edu.tomsk.ru/prof_ob/2.doc - учебные программы курсов по выбору
по
истории,
обществознанию,
экономике
http://humanities.edu.ru/db/msg/46659 - Тургель И.Д. Курс лекция
«Региональная экономика и управление» http://www.akdi.ru - сайт газеты
«Экономика и жизнь» http://people.nnov.ru/iq/soc.htm - курс лекций по
социологии
http://www.isn.ru/sociology.shtml
российская
сеть
информационного общества http://socio.rin.ru/ - на сайте представлен
материал по истории социологии, социологические опросы и их
результаты, рефераты по социологии, литература
http://socio.lex.narod.ru/- лекции по социологии
http://soc.lib.ru/ - электронная библиотека «Социология, психология,
управление»
http://humanities.edu.ru/db/msg/59330 - Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В.
Политология: Учебник. М.: Юрист, 2002 http://polit.mezhdunarodnik.ru/ сайт «Политология в России»
http://www.omgpu.ru/libdocs/polit/
электронная
версия
книги
«Политология». Курс лекций. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1995
http://www.zipsites.ru/books/polit_pruktikum/ - Практикум по политологии:
Учебное пособие для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 1999.
http://www.religio.ru/u4.html - информационный портал «Мир религий»
представляет новости мировых религий, библиотеку религиозной
литературы
http://his.1september.ru/urok/index.php7SubjectIDM50060 - раздел
«Обществознание» «Я иду на урок истории» создан на основе материалов
газеты «Первое сентября»
http://humanities.edu.ru/db/msg/67083 - программа курса под ред. В.В.

Ванчугова «История мировых цивилизаций»
http://humanities.edu.ru/db/msg/1398 - электронный курс лекций Е.А.
Бородиной «Культурология»
http://www.philos.msu.ru/library.php
библиотека
философского
факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова
http://www.philososophe.ru/ - философский портал «Философия в России».
На сайте размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по
философии и культурологии, представлена богатая библиотека
философской литературы
http://www.antropolog.ru/ - электронный альманах о человеке
http://filosofia.ru/ - электронная библиотека философии и религии: книги,
статьи, рефераты и др.
http://humanities.edu.ru/db/msg/59021 - электронная версия книги
Ненашева М.И., Владыкиной Е.Ф., Поспеловой Н.И., Сизова В.С. Лекции
по русской философии XIX-XX вв. - Киров: ВГГУ, 2002
http://filosof.historic.ru/ - электронная библиотека по философии
https://4ege.ru/obshestvoznanie/2794-slovar-terminov-poobschestvoznaniyu.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».