МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга МАОУ гимназия № 35 УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Никандрова Е.А Приказ №__________ от «31» Августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Клуб путешественников» для обучающихся 10-11 классов Екатеринбург 2023 • • • • • Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Клуб путешественников» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Клуб путешественников» реализуется педагогом с учетом рабочей программы воспитания. Цель - воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре. Задачи: создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению предмета география; формирование умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по теории предмета; развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных навыков по умению работать в группе, отстаивать свою точку зрения; обучение учащихся приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника. развитие наблюдательности, исследовательских навыков, любви к природе и гуманного отношения к окружающему миру. Программа курса рассчитана на 68 учебных часов (2 ч в неделю). Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: • формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Коммуникативные УУД: • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Познавательные УУД: • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий. Предметные результаты: Обучающийся научится: • давать определения географическим понятиям и терминам; • оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; • выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений; • использовать систему географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; • анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения; • использовать карты как информационные образно-знаковые модели действительности; • давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач. Обучающийся получит возможность научиться: • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками • учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели,самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы • повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности; • анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 1. План и карта (20 часов) Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей. Формы организации внеурочной деятельности: беседа, практикум. Практические задания: 1. Ориентирование по плану и карте. 2. Решение задач на определение географических координат. 3.Создание топографической карты и чертёж профиля местности. 4. Определение расстояний на плане и карте. Характеристика основных видов деятельности учащихся: Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; работать с картой: определять по географическим координатам местоположения объектов и наоборот, измерять направлений и расстояний на плане и карте. 2. Разработка туристического маршрута (10 часов) Создание туристического маршрута с целью изучения особенностей природы родного края, ознакомление с новыми районами, их природой, историей, памятниками культуры Практические задание: 1. Составление туристического маршрута. 2. Поход выходного дня 3. Характеристика местности 3. Фенологические наблюдения (6 часов) Влияние экологических факторов на растения и их видовой состав. Снегомерная съемка. Знакомство и работа с метеоприборами. Однодневное наблюдение за погодой Формы организации внеурочной деятельности: беседа, практикум. Практическое задание: составления карты высоты снежного покрова, описание снежного профиля. 4. Безопасность на природе (6 часов) Автономное выживание в природе, оказание первой доврачебной помощи при чрезвычайных ситуациях, разведение костра, сигнальные знаки, безопасность на водоёмах, действия при природных пожарах Практические задания: 1. Оказание первой помощи при ожогах, порезах, утоплении, повреждении конечностей. 2. Разведение костра. 3. Ориентирование на местности по природным объектам 5. География родного края (7 часов) Изучение особенностей природных зон на примере родного края. Знакомство и сравнение с флорой и фауной различных природных зон. Определение природной зоны места проживания и доказательство принадлежности территории к данной природной зоне Формы организации внеурочной деятельности: беседа, практикум. Практические задания: 1.Описание природной зоны по плану. 2.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. Характеристика основных видов деятельности учащихся: ориентироваться по физической, экономической и политической картам; анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных; характеризовать по картам климата различных и природных зон; осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; знать и уметь характеризовать уникальные объекты. 6. Гидрография Свердловской области (17 часов) Особенности водных объектов на территории Свердловской области. Хозяйственное использование водных объектов СО. Рекреационная деятельность на объектах гидрографии СО. Экологические проблемы водных объектов СО. Формы организации внеурочной деятельности: беседа, практикум. Практические задания: 1. Изучение и описание объектов гидрографии (озеро, река, болото, водохранилище): температура, жесткость, прозрачность, скорость течения, ширина/площадь объекта, глубина, происхождение. Растительный и животным миром. 7. Итоговое занятие (3 час) Обобщение материала по программе курса. Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению. Практическое решение заданий по географии. Формы организации внеурочной деятельности: практикум. Тематическое планирование № п/п Дата по плану 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Название раздела/темы по факту План и карта Карта – второй язык географии Количес тво часов 1 Ориентирование на местности. Практическое занятие «Ориентирование по плану и карте» Горизонтали. Профиль местности. Практическое занятие «Построение профиля рельефа местности по топографической карте» 1 Координатная сетка. Широта. Долгота. Практическое занятие «Составление топографической карты местности» Выход в парк Практическое занятие «Составление профиля местности». Камеральная работа Разработка туристического маршрута Составление туристического маршрута 1 8 Практическое занятие «Поход выходного дня» Выход на Шарташские каменные палатки 8 Фенологические наблюдения Практическое занятие «Изучение снежного покрова» Камеральный день: обработка результатов полевого исследования. Оформление отчета 1 8 2 2 4 Примеча ние Безопасность на природе 11 12 13 14 15 16 Автономное выживание в природе Вязание узлов, сбор палатки, сбор рюкзака Безопасность на водоёмах Оказание первой доврачебной помощи при ЧС Наложение повязок и жгутов Ориентирование на местности по природным объектам 1 1 1 1 1 1 17 18 География родного края Положение Свердловской области на карте России Особенности рельефа Свердловской области 1 1 19 Климатические особенности Свердловской области 1 20 Природные зоны на территории Свердловской области Практическая работа «Характеристика природных зон СО» 1 21 Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов». Хозяйственная деятельность на территории СО 1 22 1 23 Рекреационные ресурсы СО 1 Гидрография Свердловской области 24 Изучение оборудования и способов проведения измерений на водных объектах 4 25 Выезд на объект гидрографии (озеро, река, болото, водохранилище) 8 26 Камеральный день. Обработка и систематизация материала. Составление отчета 4 27 Итоговое занятие Обобщение материалов по программе курса 1 28 Практическое решение заданий ОГЭ по географии. 2