МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга МАОУ гимназия № 35 УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Никандрова Е.А. Приказ 82-од от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Фитнес для старшеклассников» 10-11 класс Екатеринбург, 2023 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса, а именно: - формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; - овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; - формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - формирование умения использовать знания об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам; - владение знаниями о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры; - проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; - проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности, и отражают: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах физкультурной деятельности; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на уроках и во внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности; - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества, умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации; - формирование понимания красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиции укрепления и сохранения здоровья; Предметные результаты изучения курса отражают опыт учащихся в физкультурной деятельности, а именно: - формирование знаний о роли физической культуры для укрепления здоровья (физического, социального и психического), о положительном влиянии физической культуры на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; - овладение умениями организовывать здоровьеформирующую и здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, спортивные игры и т. д.); - формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (быстроты, координации, гибкости, выносливости); - обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; -взаимодействие со сверстниками по правилам проведения соревнований по видам фитнес-аэробики; - планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств фитнес-аэробики; - изложение фактов истории развития фитнес-аэробики, Олимпийских игр современности, характеристика видов фитнес-аэробики, влияние аэробных занятий на организм человека; - развитие основных физических качеств; - оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; - организация и проведение со сверстниками спортивных игр, эстафет; смотров –конкурсов по видам фитнес-аэробики, спортивно-оздоровительных мероприятий и соревнований; - подготовка собственных программ (комплексов) и показательных выступлений на базе изученных элементов классической аэробики, степаэробики, функционального тренинга; - осуществление объективного судейства программ своих сверстников; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; - видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; - выполнение комплексов на 8-16-32 счета из различных видов фитнесаэробики с предметами и без, с музыкальным сопровождением и без музыкального сопровождения; - умение находить отличительные особенности в техническом выполнении упражнений разными обучающимися; - выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений разными способами, в различных условиях. 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ История фитнес-аэробики . История развития фитнес-аэробики в мире и России. Классификация видов аэробики. Современные тенденции в фитнесе. Современное олимпийское и физкультурно-массовые движения, история возникновения и развития, место и роль в мировой культуре, социальная направленность и формы организации, ценностные ориентиры и идеалы. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации. Роль и значение фитнес-аэробики в профилактике заболеваний укреплении здоровья, сохранение его творческой активности и долголетия. Основы организации двигательного режима в течение дня, недели, месяца. Основы техники безопасности и профилактики травматизма при организации и проведении спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятия, а также индивидуальных, самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом. Восстановительные мероприятия. Основы музыкальной грамоты (понятия: музыкальная фраза, предложение, музыкальный квадрат). Основы хореографической подготовки и музыкального восприятия, как средства эстетического воспитания. Основы составления хореографических комбинаций. Ритм и пластика в движении под музыку. Физическое совершенствование. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений по коррекции нарушений осанки, комплексы для поддержания массы тела и коррекции фигуры, восстановительные мероприятия (массаж). Оздоровительные формы занятий в режиме дня и учебной недели. Способы двигательной (физкультурной) деятельности . Организация и проведение самостоятельных занятий фитнес-аэробикой. Подготовка к занятиям. Выбор упражнений и составление комплексов с учетом индивидуальных особенностей организма, с учетом цели и задач. Составление плана самостоятельного занятия классической аэробикой. Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка выполнения технических элементов и движений, способы выявления и устранения типичных и нетипичных ошибок в технике выполнения упражнений и комплексов. Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью элементарных функциональных проб. Спортивно-оздоровительная деятельность на основе видов фитнес-аэробики . Классическая аэробика: базовые элементы без смены лидирующей ноги (унилатеральные); базовые элементы со сменой лидирующей ноги (билатеральные); сочетание маршевых и синкопированных элементов; сочетание маршевых и лифтовых элементов; движения руками; выполнение упражнений и комплексов без музыкального и с музыкальным сопровождением; составление самостоятельных комплексов и подбор музыки с учетом интенсивности и ритма. Степ-аэробика: базовые элементы без смены лидирующей ноги (унилатеральные); базовые элементы со сменой лидирующей ноги (билатеральные); сочетание маршевых и синкопированных элементов; сочетание маршевых и лифтовых элементов; движения руками; выполнение упражнений и комплексов с музыкальным и без музыкального сопровождения; составление самостоятельных комплексов и подбор музыки с учетом интенсивности и ритма. Функциональная тренировка (тренинг): Упражнения и комплексы на мышцы верхних и нижних конечностей, упражнения и комплексы на мышцы спины и груди, упражнения и комплексы на воспитание общей силы, скоростно-силовой выносливости, общей выносливости, координации движений, быстроты. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 2 3 4 Тема Количество Форма занятий часов Групповая 2 Вводный инструктаж. Первичный на рабочем месте. История развития фитнес – аэробики в мире и России. Классификация видов аэробики. 2 Современные тенденции в фитнесе. Разучивание базовых шагов, движения руками. Комплексы и комбинации на воспитание 2 общей выносливости. Разучивание базовых шагов, движения руками. Развитие гибкости и подвижности в суставах. 2 Разучивание базовых шагов, движения руками. Групповая Групповая Групповая 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Упражнения и комплексы на мышцы спины и груди. Разучивание базовых шагов Упражнения и комплексы на мышцы верхних и нижних конечностей. Разучивание базовых шагов Комплексы и комбинации на воспитание силы. Разучивание базовых шагов Комплексы и комбинации на воспитание координации движений. Закрепление базовых шагов, движения руками. Упражнения и комплексы на воспитание быстроты. Закрепление базовых шагов, движения руками. Выполнение упражнений и комплексов без музыкального и с музыкальным сопровождением. Выполнение упражнений и комплексов без музыкального и с музыкальным сопровождением. Выполнение базовых шагов с музыкальным сопровождением. Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Выполнение базовых шагов с музыкальным сопровождением. Соединение элементов классической аэробики и элементов акробатики в композиции под музыкальное сопровождение. Соединение элементов классической аэробики и элементов акробатики в композиции под музыкальное сопровождение. Выполнение базовых шагов методом сложения с музыкальным сопровождением. Выполнение базовых шагов блочным методом с музыкальным сопровождением Выполнение базовых шагов блочным методом с музыкальным сопровождением Разучивание и выполнение комплекса на степ-платформах с малыми мячами, гантелями. Знакомство с фитбол-гимнастикой. Самонаблюдение и самоконтроль 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Разучивание и выполнение базовых упражнений на фитболах. Разучивание и выполнение базовых упражнений на фитболах. Разучивание и выполнение базовых упражнений на фитболах. Стрейчинг. Совершенствование Техники базовых элементов аэробики, индивидуального комплекса. Совершенствование Техники базовых элементов аэробики, индивидуального комплекса. Повторение и совершенствование индивидуальных комплексов. ОФП. Дыхательные упражнения. Совершенствование ранее изученных комплексов и их соединение в музыкальную композицию. Совершенствование техники базовых элементов степ-аэробики. Упражнения на расслабление, релаксация. Связка изученных базовых шагов. Выполнение базовых шагов блочным методом с музыкальным сопровождением Выполнение базовых шагов блочным методом с музыкальным сопровождением. Развитие гибкости. Закрепление базовых элементов степ аэробики. Стрейчинг. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Закрепление базовых элементов степ – аэробики. Дыхательная гимнастика. Закрепление базовых элементов степ аэробики. Стрейчинг. Закрепление базовых элементов степ аэробики. Стрейчинг. 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая 2 Групповая Список литературы 1. Слуцкер О.С., Полухина Т.Г., Козырев В.С. Программа для обучающихся 811 классов по физической культуре на основе фитнес - аэробики.- М.: Радуга, 2012- 133с. 2. Бар-Ор О., Роуланд Т. Здоровье детей и двигательная активность: от физиологических основ до практического применения / Пер. с англ. И. Андреев. – К.: Олимп. Л-ра, 2009. – 528 с., ил. – С. 457–527. 2. Francis L., Francis P. ,Miller G. Introduction to Step Reebok. – Boston: Reebok International, Ltd. 1991. 3. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: В 2-х тт. Т. II. Частные методики. – М.: Федерация аэробики России, 2002. – 216 с. 4. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. Т. 35 Около 9500 терминов / Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 480 с. 5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена : основы теории и методики воспитания [Текст]. 3-е изд. – М. : Советский спорт, 2009 – 200 с., ил. (Серия .Спорт без границ.). 6. Ростовцева М.Ю., Александрова В.А., Жерносек А.М. Программа курса по выбору .Оздоровительная аэробика и степ-аэробика. /Под общей ред. Г.М. Михалина. – М.: РГУФСиТ, 2010. – 11 с. 7. Лисицкая Т.С. Базовые виды аэробики (классическая аэробика, степаэробика, силовые виды групповых упражнений, фитнес-гимнастика): Программа курса по выбору для специальности 032101.65: Рекомендовано Умо по образованию в обл. физ. культуры и спорта; утв. эксперт. учеб.метод.советом РГУФКСиТ / Сост. Лисицкая Т.С. [и др.]; Рос. гос. ун-т физ.культуры, спорта и туризма. – М., 2009. – 12 с.: табл. – Библиогр.: с. 12 (6 назв.). – 12.24. 8. Тяпин А.Н., Пузырь Ю.П. Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования // Информационно-методический сборник № 6. – М.: Центр .Школьная книга., 2005. 9. Бегун И.С., Грибачева М.А. Методические рекомендации для учителей физической культуры по составлению годового и тематического планирования. – М.: Центр .Школьная книга., 2007.