МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга МАОУ гимназия № 35 УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Никандрова Е.А. Приказ 82-од от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Олимпиадная сборная гимназии 35. Химия» 11 класс Екатеринбург, 2023 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные УУД: Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; Умение конструктивно разрешать конфликты; Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; Готовность к выбору профильного образования. Регулятивные УУД: Сличают свой способ действия с эталоном; Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона; Вносят коррективы и дополнения в составленные планы; Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; Осознают качество и уровень усвоения; Оценивают достигнутый результат; Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; Составляют план и последовательность действий; Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные УУД: Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами; Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации; Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи; Умеют заменять термины определениями; Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных; Выделяют формальную структуру задачи; Анализируют условия и требования задачи; Выражают структуру задачи разными средствами; Выполняют операции со знаками и символами; Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи; Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности; Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи Коммуникативные УУД: Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией: Умеют слушать и слышать друг друга; С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями; Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; Интересуются чужим мнением и высказывают свое; Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия: Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной; Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются 1) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; 2) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; 3) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; 4) использование различных источников для получения химической информации. 5)Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; Планируемые результаты учебной деятельности Выпускник научится: • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент; • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии; • раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории; • различать химические и физические явления; • называть химические элементы; • определять состав веществ по их формулам; • определять валентность атома элемента в соединениях; • определять тип химических реакций; • называть признаки и условия протекания химических реакций; • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта; • составлять формулы бинарных соединений; • составлять уравнения химических реакций; • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов; • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой; • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; • вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции; • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода; • получать, собирать кислород и водород; • распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород; • раскрывать смысл закона Авогадро; • раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»; • характеризовать физические и химические свойства воды; • раскрывать смысл понятия «раствор»; • вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе; • приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества; • называть соединения изученных классов неорганических веществ; • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей; • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений; • составлять формулы неорганических соединений изученных классов; • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ; • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; • характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений; • раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева; • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева; • объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; • раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»; • характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки; • определять вид химической связи в неорганических соединениях; • изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей; • раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»; • определять степень окисления атома элемента в соединении; • раскрывать смысл теории электролитической диссоциации; • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; • объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена; • составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена; • определять возможность протекания реакций ионного обмена; • проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ; • определять окислитель и восстановитель; • составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций; • называть факторы, влияющие на скорость химической реакции; • классифицировать химические реакции по различным признакам; • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов; • проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака; • распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак; • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов; • называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза; • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека; • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни • определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами. Выпускник получит возможность научиться: • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций; • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям; • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав; • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов; • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции; • использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде; • использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации; • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека; • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др. 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение (1 ч) Научный эксперимент и его роль в познании. Техника безопасности при проведении лабораторных и практических работ. Правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и отравлениях химическими реактивами. Лабораторное оборудовании. Химические реактивы. Демонстрации. Аптечка кабинета химии. Химические реактивы и лабораторное оборудовании. Практuческие работы Измерение объемов воды с помощью мерной посуды. 2.Методы очистки веществ(2часа) Основные способы разделения смесей: намагничивание, фильтрование, выпаривание,упаривание, кристаллизация. Очистка загрязнённой поваренной соли. 3.Способы получения неорганических веществ и их свойства (8 ч) Основные свойства важнейших классов неорганических соединений. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Распознавание оснований. Распознавание кислот. Гидролиз солей. Практuческие работы Общие способы получения металлов. Получение металлов реакцией замещения из растворов солей; Получение кислорода разложением перекиси водорода; Получение водорода; Получение оксида меди и углекислого газа разложением малахита; Получение нерастворимых оснований и их свойства; Общая характеристика способов получения кислот: серной, соляной, азотной, фосфорной кремниевой; Общие способы получения солей. Получение солей реакцией обмена между кислотой и оксидом; Изучение минеральных удобрений 4.Окислительно-восстановительные процессы и их применение в анализе (3 ч) Окислительно-восстановительные функции веществ и направление окислительно-восстановительных реакций. Окислитель. Восстановитель. Стандартные электродные потенциалы. Ряд стандартных электродных потенциалов. Зависимость электродного потенциала от природы реагирующих веществ, от их концентрации, температуры, рН среды, растворимости, присутствия в системе комплексообразователя. Практuческие работы Окислительно-восстановительные свойства перманганата калия с пероксидом водорода; Окисление ионов хрома (III) пероксидом водорода; Окисление ионов хрома (III) перманганатом калия в кислой среде 5.Растворы и способы их приготовления (6 часов) Значение растворов в химическом эксперименте. Понятие истинного раствора. Правила приготовления растворов. Технохимические весы и правила взвешивания твердых веществ. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Расчет и приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Определение объемов растворов с помощью мерной посуды и плотности растворов неорганических веществ с помощью ареометра. Таблицы плотностей растворов кислот и щелочей. Расчет массы растворенного вещества по известной плотности, объему и массовой доле растворенного вещества. Демонстрации. Химическая посуда для приготовления растворов (стаканы, конические колбы, мерные цилиндры, мерные колбы, стеклянны палочки, стеклянные воронки и т.д.). Технохимические весы, разновесы. Набор ареометров. Демонстрационный эксперимент. Определение плотности раствора с помощью ареометра. Определение концентрации растворов кислот и оснований с помощью таблицы «Массовая доля растворенного вещества (в %) и плотность растворов кислот и оснований при 200 С». Увеличение концентрации раствора гидроксида натрия при добавлении дополнительного количества щелочи в раствор, проверка изменения концентрации с помощью ареометра. Уменьшение концентрации гидроксида натрия в растворе за счет его разбавления, проверка изменения концентрации с помощью ареометра. Практuческие работы Взвешивание хлорида натрия на технологических весах. Приготовление раствора хлорида натрия с заданной массовой долей соли в растворе. Определение объема раствора хлорида натрия с помощью ареометра. Определение массовой доли кислот и щелочей в растворах по значениям их плотностей с помощью таблицы «Массовая доля растворенного вещества (в %) и плотность растворов кислот и оснований при 200 С». Смешивание растворов хлорида натрия различной концентрации и расчет массовой доли соли в полученном растворе. 6.Основы качественного анализа (13 ч) Понятие качественной реакции. Качественные реакции на катионы и анионы. Определение веществ с помощью таблицы растворимости кислот, оснований и солей в воде, характеристики видимых изменений процессов. Классификация анионов. Обнаружение катионов (кислотно-щелочной метод качественного анализа). Катионы первой аналитической группы. Катионы второй аналитической группы. Катионы третьей аналитической группы. Катионы четвёр- той аналитической группы. Катионы пятой аналитической группы. Катионы шестой аналитической группы. Обнаружение ионов. Анионы первой аналитической группы. Анионы второй аналитической группы. Анионы третьей аналитической группы. Определение неорганических веществ, находящихся в разных склянках без этикеток, без использования дополнительных реактивов. Осуществление цепочки превращения неорганических веществ. Демонстрационный эксперимент. Идентификация растворов сульфата железа (II), сульфата меди (II), хлорида алюминия, нитрата серебра с помощью растворов гидроксида натрия. Идентификация растворов хлорида натрия, иодида калия, фосфата натрия, нитрата кальция с помощью раствора нитрата серебра и азотной кислоты. Практuческие работы. Качественные реакции на наиболее важные катионы и анионы. Обнаружение катионов 1 аналитической группы (Na+,K+,NH4+). Обнаружение катионов 2 аналитической группы (Ag+ ,Pb2+ ). Обнаружение катионов 3 аналитической группы ( Са2+,Ва2+). Обнаружение катионов 4 аналитической группы (Al3+ Cr3+ Zn2+ ). Обнаружение катионов 5 аналитиче2+ 3+ 2+ 2+ ской группы (Fe ,Fe ,Mn ,Mg ). Обнаружение катионов 6 аналитической группы (Со2+ ,Сu2+ ,Ni2+ ,Cd2+ ). Анализ смеси катионов всех аналитических групп”. Обнаружение анионов 1аналитической группы (SO42-,SO32-,S2O32,-CO32-,PO43-). Обнаружение анионов 2 аналитической группы (Cl– ,Br– ,I– ,S2– ). Обнаружение анионов 3 аналитической группы (NO3-,MnO4-, CH3COO– ). 7.Экспериментальное решение задач (1ч) Экспериментальное решение задач. Выполнение индивидуальных исследовательских проектов. Защита проектных работ. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Тема урока Техника безопасности при проведении лабораторных и практических работ. Очистка веществ. Фильтрование, выпаривание, сушка веществ. Очистка чернил адсорбцией. Разделение смеси глины и медного купороса Выпаривание соли из раствора. Получение и декантация сульфата бария. Общие способы получения металлов. Получение металлов реакцией замещения из растворов солей. Получение кислорода разложением перекиси водорода. Получение водорода. Получение оксида меди и углекислого газа разложением малахита. Общие способы получения оснований. Получение нерастворимых оснований и их свойства. Амфотерные основания Общая характеристика способов получения кислот: серной, соляной, азотной, фосфорной кремниевой Общие способы получения солей. Получение солей реакцией обмена между кислотой и оксидом. Изучение минеральных удобрений Колво часов 1 Форма занятия 1 Практическая работа 1 Практическая работа 1 Практическая работа 1 1 1 Практическая работа Практическая работа Практическая работа 1 Практическая работа 1 Практическая работа 1 Практическая работа 1 Практическая работа Изучение окислительно – восстановительных свойств перманганата калия и перекиси водорода Окисление ионов хрома (III) пероксидом водорода Окисление ионов хрома (III) перманганатом калия в кислой среде Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией Определение рН растворов с помощью индикатора Образование и растворение осадков Экспериментальное осуществление превращений различных классов соединений в растворах 1 Виртуальная лаборатория Моделирование 1 1 Моделирование Моделирование 1 Практическая работа 1 1 1 Практическая работа Практическая работа Моделирование Основные принципы качественного анализ. Дробный и системный анализ. Обнаружение катионов 1 аналитической группы (Na+,K+,NH4+). Обнаружение ионов аммония среди выданных солей Обнаружение катионов 2 аналитической группы (Ag+ ,Pb2+ ). Обнаружение катионов 3 аналитической группы ( Са2+,Ва2+). Определение жесткости воды 1 1 ЛЕГО-конструирование Практическая работа 1 1 Практическая работа Практическая работа 1 Практическая работа 26 27 28 29 30 31 32 33-34 Обнаружение катионов 4 аналитической группы (Al3+ Cr3+ Zn2+ ). Обнаружение катионов 5 аналитической группы (Fe2+,Fe3+,Mn2+,Mg2+). Качественный анализ железосодержащих лекарственных препаратов Обнаружение катионов 6 аналитической группы (Со2+ ,Сu2+ ,Ni2+ ,Cd2+ ). Классификация анионов на аналитические группы. Обнаружение анионов 1аналитической группы (SO42-,SO32,S2O32-,CO32-,PO43-). Взаимодействие сульфат-ионов с групповым реагентом и фосфат-ионов с групповым реагентом Обнаружение анионов 2 аналитической группы (Cl– ,Br– ,I– ,S2– ). Обнаружение анионов 3 аналитической группы (NO3– ,MnO4– ,CH3COO– ). 1 Практическая работа 1 Практическая работа 1 Практическая работа 1 Практическая работа 1 Практическая работа 1 Практическая работа 1 Практическая работа 2 Практическая работа