РП курса внеурочной деятельности Олимпиадная сборная гимназии 35. Химия 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ гимназия № 35

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Никандрова Е.А.
Приказ 82-од от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Олимпиадная сборная гимназии 35. Химия»
11 класс

Екатеринбург, 2023

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные УУД:
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;
Умение конструктивно разрешать конфликты;
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Готовность к выбору профильного образования.
Регулятивные УУД:
Сличают свой способ действия с эталоном;
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения
и отличия от эталона;
Вносят коррективы и дополнения в составленные планы;
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и
уровень усвоения;
Осознают качество и уровень усвоения;
Оценивают достигнутый результат;
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
Составляют план и последовательность действий;
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно
Познавательные УУД:
Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами;
Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования,
упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации;
Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи;
Умеют заменять термины определениями;
Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных;
Выделяют формальную структуру задачи;
Анализируют условия и требования задачи;
Выражают структуру задачи разными средствами;
Выполняют операции со знаками и символами;
Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи;
Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности;
Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи
Коммуникативные УУД:
Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией:
Умеют слушать и слышать друг друга;
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями;
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
Интересуются чужим мнением и высказывают свое;
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка.
Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия:
Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
химии являются
1) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и
синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
2) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
3) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
4) использование различных источников для получения химической информации.
5)Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
Планируемые результаты учебной деятельности
Выпускник научится:
• характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
• описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
• раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
• различать химические и физические явления;
• называть химические элементы;
• определять состав веществ по их формулам;
• определять валентность атома элемента в соединениях;
• определять тип химических реакций;
• называть признаки и условия протекания химических реакций;
• выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении
химического опыта;
• составлять формулы бинарных соединений;
• составлять уравнения химических реакций;
• соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
• пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
• вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов
или продуктов реакции;
• характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
• получать, собирать кислород и водород;
• распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
• раскрывать смысл закона Авогадро;
• раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
• характеризовать физические и химические свойства воды;
• раскрывать смысл понятия «раствор»;
• вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
• приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
• называть соединения изученных классов неорганических веществ;

• характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
• определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
• составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
• проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
• распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
• характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
• раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
• объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
• объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых
периодов и главных подгрупп;
• характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в
периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
• составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
• раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
• характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
• определять вид химической связи в неорганических соединениях;
• изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических
связей;
• раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты»,
«электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель»,
«окисление», «восстановление»;
• определять степень окисления атома элемента в соединении;
• раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
• объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
• составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
• определять возможность протекания реакций ионного обмена;
• проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
• определять окислитель и восстановитель;
• составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
• называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
• классифицировать химические реакции по различным признакам;
• характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
• проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных
веществ: углекислого газа, аммиака;
• распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
• характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
• называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
• оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека; •
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
• определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и
продуктах различных химических реакций;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные
свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
• выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных
факторов на изменение скорости химической реакции;
• использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей
среде;
• использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
• критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
• осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
• создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств,
средств бытовой химии и др.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1 ч)
Научный эксперимент и его роль в познании. Техника безопасности при проведении лабораторных и практических работ. Правила оказания первой медицинской помощи при ожогах
и отравлениях химическими реактивами. Лабораторное оборудовании. Химические реактивы.
Демонстрации. Аптечка кабинета химии. Химические реактивы и лабораторное оборудовании.
Практuческие работы
Измерение объемов воды с помощью мерной посуды.
2.Методы очистки веществ(2часа)
Основные способы разделения смесей: намагничивание, фильтрование, выпаривание,упаривание, кристаллизация.
Очистка загрязнённой поваренной соли.
3.Способы получения неорганических веществ и их свойства (8 ч)
Основные свойства важнейших классов неорганических соединений. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Распознавание оснований. Распознавание кислот.
Гидролиз солей.
Практuческие работы
Общие способы получения металлов. Получение металлов реакцией замещения из растворов солей;
Получение кислорода разложением перекиси водорода;
Получение водорода;
Получение оксида меди и углекислого газа разложением малахита;
Получение нерастворимых оснований и их свойства;

Общая характеристика способов получения кислот: серной, соляной, азотной, фосфорной кремниевой;
Общие способы получения солей. Получение солей реакцией обмена между кислотой и
оксидом;
Изучение минеральных удобрений
4.Окислительно-восстановительные процессы и их применение в анализе (3 ч)
Окислительно-восстановительные функции веществ и направление окислительно-восстановительных реакций. Окислитель. Восстановитель. Стандартные электродные потенциалы.
Ряд стандартных электродных потенциалов. Зависимость электродного потенциала от природы
реагирующих веществ, от их концентрации, температуры, рН среды, растворимости, присутствия в системе комплексообразователя.
Практuческие работы
Окислительно-восстановительные свойства перманганата калия с пероксидом водорода;
Окисление ионов хрома (III) пероксидом водорода;
Окисление ионов хрома (III) перманганатом калия в кислой среде
5.Растворы и способы их приготовления (6 часов)
Значение растворов в химическом эксперименте. Понятие истинного раствора. Правила
приготовления растворов. Технохимические весы и правила взвешивания твердых веществ.
Массовая доля растворенного вещества в растворе. Расчет и приготовление раствора с
определенной массовой долей растворенного вещества.
Определение объемов растворов с помощью мерной посуды и плотности растворов неорганических веществ с помощью ареометра. Таблицы плотностей растворов кислот и щелочей.
Расчет массы растворенного вещества по известной плотности, объему и массовой доле растворенного вещества.
Демонстрации. Химическая посуда для приготовления растворов (стаканы, конические
колбы, мерные цилиндры, мерные колбы, стеклянны палочки, стеклянные воронки и т.д.). Технохимические весы, разновесы. Набор ареометров.
Демонстрационный эксперимент. Определение плотности раствора с помощью ареометра. Определение концентрации растворов кислот и оснований с помощью таблицы «Массовая доля растворенного вещества (в %) и плотность растворов кислот и оснований при 200 С».
Увеличение концентрации раствора гидроксида натрия при добавлении дополнительного количества щелочи в раствор, проверка изменения концентрации с помощью ареометра. Уменьшение концентрации гидроксида натрия в растворе за счет его разбавления, проверка изменения
концентрации с помощью ареометра.
Практuческие работы
Взвешивание хлорида натрия на технологических весах. Приготовление раствора хлорида натрия с заданной массовой долей соли в растворе. Определение объема раствора хлорида
натрия с помощью ареометра. Определение массовой доли кислот и щелочей в растворах по
значениям их плотностей с помощью таблицы «Массовая доля растворенного вещества (в %) и
плотность растворов кислот и оснований при 200 С». Смешивание растворов хлорида натрия
различной концентрации и расчет массовой доли соли в полученном растворе.
6.Основы качественного анализа (13 ч)
Понятие качественной реакции. Качественные реакции на катионы и анионы. Определение веществ с помощью таблицы растворимости кислот, оснований и солей в воде, характеристики видимых изменений процессов. Классификация анионов. Обнаружение катионов (кислотно-щелочной метод качественного анализа). Катионы первой аналитической группы. Катионы второй аналитической группы. Катионы третьей аналитической группы. Катионы четвёр-

той аналитической группы. Катионы пятой аналитической группы. Катионы шестой аналитической группы. Обнаружение ионов. Анионы первой аналитической группы. Анионы второй
аналитической группы. Анионы третьей аналитической группы.
Определение неорганических веществ, находящихся в разных склянках без этикеток, без
использования дополнительных реактивов. Осуществление цепочки превращения неорганических веществ.
Демонстрационный эксперимент. Идентификация растворов сульфата железа (II), сульфата меди (II), хлорида алюминия, нитрата серебра с помощью растворов гидроксида натрия.
Идентификация растворов хлорида натрия, иодида калия, фосфата натрия, нитрата кальция с
помощью раствора нитрата серебра и азотной кислоты.
Практuческие работы. Качественные реакции на наиболее важные катионы и
анионы.
Обнаружение катионов 1 аналитической группы (Na+,K+,NH4+). Обнаружение катионов 2
аналитической группы (Ag+ ,Pb2+ ).
Обнаружение катионов 3 аналитической группы ( Са2+,Ва2+). Обнаружение катионов 4 аналитической группы (Al3+ Cr3+ Zn2+ ).
Обнаружение катионов 5 аналитиче2+
3+
2+
2+
ской группы (Fe ,Fe ,Mn ,Mg ).
Обнаружение катионов 6 аналитической группы (Со2+ ,Сu2+ ,Ni2+ ,Cd2+ ).
Анализ смеси катионов всех аналитических групп”.
Обнаружение анионов 1аналитической группы (SO42-,SO32-,S2O32,-CO32-,PO43-).
Обнаружение анионов 2 аналитической группы (Cl– ,Br– ,I– ,S2– ).
Обнаружение анионов 3 аналитической группы (NO3-,MnO4-, CH3COO– ).
7.Экспериментальное решение задач (1ч)
Экспериментальное решение задач. Выполнение индивидуальных исследовательских
проектов. Защита проектных работ.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока

1

2

3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Тема урока

Техника безопасности при проведении лабораторных и
практических работ.
Очистка веществ. Фильтрование, выпаривание, сушка веществ.
Очистка чернил адсорбцией. Разделение смеси глины и
медного купороса
Выпаривание соли из раствора. Получение и декантация
сульфата бария.
Общие способы получения металлов. Получение металлов
реакцией замещения из растворов солей.
Получение кислорода разложением перекиси водорода.
Получение водорода.
Получение оксида меди и углекислого газа разложением
малахита.
Общие способы получения оснований. Получение нерастворимых оснований и их свойства. Амфотерные основания
Общая характеристика способов получения кислот: серной, соляной, азотной, фосфорной кремниевой
Общие способы получения солей. Получение солей реакцией обмена между кислотой и оксидом.
Изучение минеральных удобрений

Колво
часов
1

Форма
занятия

1

Практическая работа

1

Практическая работа

1

Практическая работа

1
1
1

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

1

Практическая работа

1

Практическая работа

1

Практическая работа

1

Практическая работа

Изучение окислительно – восстановительных свойств
перманганата калия и перекиси водорода
Окисление ионов хрома (III) пероксидом водорода
Окисление ионов хрома (III) перманганатом калия в кислой среде
Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией
Определение рН растворов с помощью индикатора
Образование и растворение осадков
Экспериментальное осуществление превращений различных классов соединений в растворах

1

Виртуальная лаборатория
Моделирование

1
1

Моделирование
Моделирование

1

Практическая работа

1
1
1

Практическая работа
Практическая работа
Моделирование

Основные принципы качественного анализ. Дробный и
системный анализ.
Обнаружение катионов 1 аналитической группы
(Na+,K+,NH4+).
Обнаружение ионов аммония среди выданных солей
Обнаружение катионов 2 аналитической группы
(Ag+ ,Pb2+ ).
Обнаружение катионов 3 аналитической группы
( Са2+,Ва2+). Определение жесткости воды

1
1

ЛЕГО-конструирование
Практическая работа

1
1

Практическая работа
Практическая работа

1

Практическая работа

26
27
28
29
30

31
32
33-34

Обнаружение катионов 4 аналитической группы
(Al3+ Cr3+ Zn2+ ).
Обнаружение катионов 5 аналитической группы
(Fe2+,Fe3+,Mn2+,Mg2+).
Качественный анализ железосодержащих лекарственных
препаратов
Обнаружение катионов 6 аналитической группы
(Со2+ ,Сu2+ ,Ni2+ ,Cd2+ ).
Классификация анионов на аналитические группы. Обнаружение анионов 1аналитической группы (SO42-,SO32,S2O32-,CO32-,PO43-).
Взаимодействие сульфат-ионов с групповым реагентом и
фосфат-ионов с групповым реагентом
Обнаружение анионов 2 аналитической группы
(Cl– ,Br– ,I– ,S2– ).
Обнаружение анионов 3 аналитической группы
(NO3– ,MnO4– ,CH3COO– ).

1

Практическая работа

1

Практическая работа

1

Практическая работа

1

Практическая работа

1

Практическая работа

1

Практическая работа

1

Практическая работа

2

Практическая работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».