РП Основы предпринимательства 10-11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 35
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ гимназия № 35
__________/Никандрова Е.А./
Приказ № от __________2022 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Основы предпринимательства»
на уровень среднего общего образования (10-11 класс)
(базовый уровень)

Екатеринбург
2022
2

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Основы предпринимательства»
Личностные результаты включают: готовность и способность обучающихся к профессиональному самоопределению, осознание социальной значимости своей будущей профессией, формирование высокой мотивации к продолжению обучения на следующей образовательной ступени и вхождению в профессиональную деятельность; способность к системной и целенаправленной познавательной деятельности в рамках профильной подготовки социально-экономического направления «Предпринимательство», формирование системы значимых профессиональных, социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, предпринимательскую культуру, способность ставить
цели и строить жизненные планы, способность к осознанию национальной идентичности в поликультурном социуме и глобальной экономике.
Мета предметные результаты включают освоенные обучающимися меж
предметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной
и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности, а именно:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
экономические ситуации с применением математического аппарата, информационных технологий;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и реализации предпринимательского подхода в различных
ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного
типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.)
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
3

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для
решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий
для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных,
презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания,
монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Предметные результаты включают использование приобретенных профессиональных компетенций (знаний, умений, навыков) в обучении на следующей образовательной ступени и в практической деятельности в условиях ранней
профессиональной реализации, формирование практико-ориентированного типа
мышления и проектного подхода к организации деятельности. По окончании
курса обучающийся должен владеть следующими компетенциями:
1. Генерация бизнеса и социальных инициатив
•
способность видеть бизнес-возможности и формулировать бизнесидею;
•
умение разрабатывать бизнес-проекты и актуализировать концепцию бизнеса;
•
умение находить и привлекать ресурсы к реализации бизнес-проектов;
•
умение оценивать социальные, экономические и технологические
условия осуществления предпринимательской деятельности и прогнозировать
сценарии развития бизнеса;
•
владение базовыми знаниями основ конкурентной разведки и способность применять их в своей деятельности;
•
умение демонстрировать лидерские качества в процессах создания и
управления бизнесом;
•
умение создавать и управлять брендом;
•
владение базовыми знаниями нормативно-правовых документов,
в т.ч. в области предпринимательства, и способность применять их в своей деятельности.
2. Организационно-управленческая деятельность
•
умение оценивать человеческий капитал партнеров по бизнесу и работников;
•
владение основами и принципами управления бизнесом;
•
владение навыками и этикой бизнес-коммуникаций;
•
владение навыками работы в группе и управления подчиненными;
•
умение управлять конфликтами;
•
умение организовать поиск, подбор и работу персонала;
•
умение управлять повышением квалификации и развитием персонала;
•
владение методами мотивации и стимулирования персонала;
4

владение методами оценки качества труда персонала;
•
владение инструментами маркетинга;
•
владение методами и инструментами операционного менеджмента;
•
владение методами и инструментами менеджмента качества;
•
умение управлять каналами дистрибуции;
•
способность находить и принимать организационно-управленческие
решения в условиях неопределенности, избыточной информации и расширяющихся рынков, а также учитывать их последствия;
•
умение оценивать, прогнозировать риски и минимизировать их последствия;
•
владение методами стратегического менеджмента;
•
владение методами инновационного менеджмента;
•
владение методами разработки и реализации инвестиционной стратегии;
•
владение базовыми знаниями внешнеэкономической деятельности
предприятия;
•
владение базовыми знаниями по защите интеллектуальной собственности;
•
умение взаимодействовать с финансовыми институтами;
•
умение управлять денежными потоками.
3.
Информационно-аналитическая деятельность
•
владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
•
владение компьютерными навыками и умение использовать прикладные программы в процессе создания и управления бизнесом;
•
умение выявлять и оценивать экономические тренды, рыночные тенденции и дефициты рынков;
•
умение оценивать экономическую систему во внутренней и внешней
средах предприятия;
•
умение управлять знаниями в рамках реализуемой предпринимательской сферы деятельности.
4. Расчетно-экономическая деятельность
•
владение базовыми экономическими знаниями;
•
владение основами денежного обращения;
•
владение методами бухгалтерского учета;
•
владение методами и инструментами финансового менеджмента;
•
владение методами оценки и управления стоимостью бизнеса.
5. Производственно-технологическая деятельность
•
умение вести документооборот с использованием современных информационных технологий;
•
умение управлять жизненным циклом продукции;
•
умение проектировать и организовывать производство продукции;
•
умение планировать и управлять производством продукции;
•
умение распределять и управлять производственно-технологическими ресурсами;
•
умение планировать и проводить испытания продукции;
•

5

умение проводить сертификацию продукции и производства;
•
владение методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
•
способность понимать (предвидеть) экологические последствия реализации проектов, разрабатывать меры по снижению возможных экологических
рисков.
6. Личная эффективность в предпринимательстве
•
обладать лидерскими качествами;
•
иметь высокую личную мотивацию к ведению выбранного направления профессиональной деятельности;
•
уметь нести личную ответственность за принятые решения;
•
эффективно работать с внешней информацией, стремиться к обучению и саморазвитию;
•
структурировать и анализировать получаемую информацию, видеть
движущие силы и закономерности происходящих вокруг процессов;
•
управлять собственным ресурсным состоянием;
•
обладать способностью к вариативному мышлению;
•
чувствовать и оценивать риски.
7. Коммуникативная компетентность предпринимателя
•
умением логически последовательно и доходчиво, в соответствии с
уровнем подготовки, состоянием аудитории, доносить необходимую информацию;
•
способностью эффективно выстраивать деловое общение, полезные
внешние и необходимые внутренние связи предприятия;
•
наличием дара влиять на слушателей и оппонентов;
•
пониманием внутреннего состояния, эмоций окружающих людей.
Таким образом, после прохождения курса «Основы предпринимательства»
обучающий будет:
знать:
− развитие определения предпринимательства в различных экономических школах и теориях;
− историю развития российского предпринимательства и меценатства;
− социально-экономическую сущность, роль и значение предпринимательства в современной экономике;
− основные нормативные и правовые документы, регулирующие предпринимательскую деятельность;
− о сущности и видах налогов и налоговых систем, и налоговой ответственности субъектов предпринимательской деятельности;
− факторы внешней и внутренней среды предпринимательской деятельности;
− основы и закономерности инновационного развития;
− основы менеджмента и маркетинга;
− методы управления риском в предпринимательской деятельности;
− направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
•

6

− порядок создания и ликвидации субъекта предпринимательской деятельности;
− дизайн-мышление.
уметь:
− генерировать бизнес-идеи;
− разрабатывать бизнес-модели;
− осуществлять выбор сферы предпринимательской деятельности и организационно-правовой формы;
− оформлять документы, необходимые для государственной регистрации
вновь создаваемой фирмы и лицензирования деятельности, а также ее ликвидации;
− рассчитывать потребность, определить источники и осуществить организационное обеспечение финансирования проекта;
− выстраивать бизнес-процессы и управлять ими;
− формировать команду и проявлять лидерские качества;
− определять эффективность предпринимательской деятельности.
владеть:
− методами анализа и оценки информации, отражающей состояние и тенденции развития различных рынков;
− методами выстраивания маркетинговых коммуникаций;
− навыками выступления перед аудиторией;
− методами финансового и инвестиционного анализа;
− навыками запуска сатрапа;
− методами оптимизации бизнеса.

Содержание элективного курса
«Основы предпринимательства»
РАЗДЕЛ I. ГЕНЕРАЦИЯ БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ
Тема 1. Предпринимательство как вид деятельности
Сущность, роль и место предпринимательства и бизнеса в экономике. История зарождения и развития предпринимательства. Теории предпринимательства. Социально-психологические аспекты предпринимательской деятельности.
Виды и формы предпринимательской деятельности и бизнеса. Малое и среднее
предпринимательство. Государственная поддержка предпринимательства в РФ.
Социальное предпринимательство. Внутрикорпоративное предпринимательство. Особые виды и формы предпринимательства: лизинг, франчайзинг, факторинг и др.
Тема 2. Основы бизнес-моделирования

7

Принципы и основы бизнес-моделирования. Методы генерации бизнесидей. Инструменты бизнес-моделирования. Базовые бизнес-модели. Бизнес-модели в предпринимательстве.
Тема 3. Cтартап
Что такое стартап? Примеры российских и зарубежных стартапов. Жизненный цикл стартапа. Как создать стартап? Команда стартапа. Методики развития стартапа. Этапы развития стартапа.
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема 4. Основы менеджмента в предпринимательской деятельности
Организация. Внутренняя и внешняя среда организации. Жизненный цикл
организации по Адизесу. Стратегии организации. Уровни стратегии. Анализ и
оценка внешней среды. ПЭСТ-анализ. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации. SWOT-анализ. Эталонные стратегии
бизнеса. Портфельные стратегии. Матрица БКГ. Формулирование стратегии на
уровне подразделений. Конкурентные силы и стратегии М. Портера. Формулирование стратегии на функциональном уровне. Выполнение и оценка стратегии.
Тема 5. Основы маркетинга в предпринимательской деятельности
Базовые понятия и инструменты маркетинга. Сущность и роль маркетинга
в предпринимательской деятельности. Основные концепции маркетинга. Ценностное предложение – философская основа современного бизнеса. Маркетинговые исследования: сущность и назначение, организация и проведение, основной инструментарий. Товарные стратегии бизнеса (теория жизненного цикла,
матрица БКГ). Основы брендинга: понятие и инструментарий. Стратегии товародвижения. Продвижение. Маркетинговые коммуникации.
Тема 6. Правовые аспекты предпринимательства
Основные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность.
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Создание бизнеса (учреждение субъекта предпринимательской деятельности). Ликвидация бизнеса. Банкротство. Налоговая ответственность предпринимателя.
РАЗДЕЛ III. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема 7. Информационно-аналитическое обеспечение
Роль информации в деятельности организации. Операционные информационные системы: системы обработки трансакций, системы контроля над производственным процессом, офисные автоматизированные системы. Информацион-

8

ные системы менеджмента. Экспертные системы. Интегрированные информационные системы. Внедрение информационных систем. Стратегическое использование информационных систем. Big-data и аналитика.
Тема 8. Продвижение проекта в социальных сетях
Интернет-маркетинг. Виды социальных сетей и блог-платформ. Задачи,
решаемые с помощью работы в социальных сетях. Особенности взаимодействия
с аудиторией в социальных сетях. Обзор инструментов отслеживания упоминаний о брендах и тональности мнений. Принципы работы инструментов и аналитика. Электронный бизнес и электронная коммерция.
Тема 9. Дизайн-мышление
Креативность и дизайн-мышление. Эмпатия, фокус, идеи, прототип, тестирование. Создание и понимание потребительской ценности. Изучение потребности пользователя. Эмпатия и фокус. Процесс генерации идей, создание концепции решений: техники и инструменты. Создание нового рынка. Стратегия голубого океана: обзор, инструменты и фреймворки.
РАЗДЕЛ IV. РАСЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема 10. Основы экономики бизнеса
Ресурсное обеспечение бизнеса: понятие и классификация. Источники финансирования бизнеса. Формирование уставного капитала. Основные и оборотные средства предпринимательской деятельности. Оборотные средства предпринимательской деятельности. Нематериальные активы. Амортизация как способ
возврата инвестированного капитала. Затраты и результаты предпринимательской деятельности.
Тема 11. Управление инвестициями и инновациями в бизнесе
Инновации: понятие, назначение, характерные признаки, классификация.
Политика инновационного развития предпринимательства. Современные инновационные тренды. Основы инвестиционной деятельности. Оценка эффективности инвестиций. Фандрайзинг.
Тема 12. Управление финансами бизнеса
Финансирование бизнеса: источники и модели привлечения. Собственный
и заемный капитал бизнеса. Финансовый рычаг. Ценообразование: основные
подходы и методы. Постоянные и переменные затраты. Точка безубыточности,
производственный рычаг. Оценка эффективности предпринимательской деятельности.
РАЗДЕЛ V. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
9

Тема 13. Управление бизнес-процессами
Организация производственных процессов. Понятие бизнес-процесса.
Формы организации производства. Организационная структура бизнеса. Основы
логистики.
Тема 14. Бережливое производство
Теоретические основы бережливого проектирования. Методы и инструменты преобразования организации в бережливое производство. Практические
аспекты бережливого проектирования.
Тема 15. Национально-технологическая инициатива в
предпринимательстве
Рынки НТИ. Технологии НТИ. Проекты НТИ. Стратегия вывода прорывных продуктов на глобальные рынки. Трансформация делового климата.
РАЗДЕЛ VI. ЛИЧНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Тема 16. Лидерство
Лидерство. Теории лидерских качеств. Концепции лидерского поведения.
Концепция вознаграждения и наказания. Ситуационные модели лидерства.
Тема 17. Управление командой и командообразование в бизнесе
Оценка потребности в персонале: найм и увольнение. Трудовой кодекс.
Управление производительностью. Заработная плата - инструмент управления в
бизнесе. Методы расчета заработной платы. Контроль и мотивация персонала.
РАЗДЕЛ VII. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Тема 18. PR в предпринимательстве
Система коммуникаций в организации: между организацией и ее средой,
между уровнями и подразделениями, между руководителем и подчиненными.
Элементы и этапы коммуникационного процесса. Невербальные коммуникации.
Коммуникационные сети и стили. Межличностные и организационные коммуникационные барьеры, и способы их преодоления. Развитие индивидуальных
навыков коммуникации.

Тематическое планирование
№
п/п

Раздел

Количество часов

10

10 КЛАСС

Теория

Практика

Всего

РАЗДЕЛ I. ГЕНЕРАЦИЯ БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ
ИНИЦИАТИВ
Тема 1. Предпринимательство как вид деятельности

2

-

2

Тема 2. Основы бизнес-моделирования

2

3

5

Тема 3. Cтартап

1

2

3

РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема 4. Основы менеджмента в предпринимательской деятельности

1

3

4

Тема 5. Основы маркетинга в предпринимательской деятельности

1

3

4

Тема 6. Правовые аспекты предпринимательства

1

2

3

РАЗДЕЛ III. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема 7. Информационно-аналитическое
обеспечение
Тема 8. Продвижение проекта в социальных сетях
Тема 9. Дизайн-мышление

1

2

3

1

2

3

1

3

4

РАЗДЕЛ IV. РАСЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема 10. Основы экономики бизнеса

1

2

3

Тема 11. Управление инвестициями и инновациями в бизнесе

1

3

4

Тема 12. Управление финансами бизнеса

1

2

3

РАЗДЕЛ V. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
11

Тема 13. Управление бизнес-процессами

1

3

4

Тема 14. Бережливое производство

1

3

4

Тема 15. Национально-технологическая
инициатива в предпринимательстве

1

2

3

ИТОГО ЗА 10 КЛАСС

17

34

51

11 КЛАСС

Теория

Практика

Всего

РАЗДЕЛ VI. ЛИЧНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Тема 16. Лидерство
Тема 17. Управление командой и команд
образование в бизнесе

2

4

6

2

4

6

РАЗДЕЛ VII. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Тема 18. PR в предпринимательстве

2

3

5

ИТОГО ЗА 11 КЛАСС

6

11

17

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».