Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 35 УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ гимназия № 35 __________/Никандрова Е.А./ Приказ № от __________2022 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы предпринимательства» на уровень среднего общего образования (10-11 класс) (базовый уровень) Екатеринбург 2022 2 Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» Личностные результаты включают: готовность и способность обучающихся к профессиональному самоопределению, осознание социальной значимости своей будущей профессией, формирование высокой мотивации к продолжению обучения на следующей образовательной ступени и вхождению в профессиональную деятельность; способность к системной и целенаправленной познавательной деятельности в рамках профильной подготовки социально-экономического направления «Предпринимательство», формирование системы значимых профессиональных, социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, предпринимательскую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию национальной идентичности в поликультурном социуме и глобальной экономике. Мета предметные результаты включают освоенные обучающимися меж предметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности, а именно: - объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации с применением математического аппарата, информационных технологий; - применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и реализации предпринимательского подхода в различных ситуациях; - умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.) - отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); - выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); - работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; 3 - самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; - участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»); - использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; - владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Предметные результаты включают использование приобретенных профессиональных компетенций (знаний, умений, навыков) в обучении на следующей образовательной ступени и в практической деятельности в условиях ранней профессиональной реализации, формирование практико-ориентированного типа мышления и проектного подхода к организации деятельности. По окончании курса обучающийся должен владеть следующими компетенциями: 1. Генерация бизнеса и социальных инициатив • способность видеть бизнес-возможности и формулировать бизнесидею; • умение разрабатывать бизнес-проекты и актуализировать концепцию бизнеса; • умение находить и привлекать ресурсы к реализации бизнес-проектов; • умение оценивать социальные, экономические и технологические условия осуществления предпринимательской деятельности и прогнозировать сценарии развития бизнеса; • владение базовыми знаниями основ конкурентной разведки и способность применять их в своей деятельности; • умение демонстрировать лидерские качества в процессах создания и управления бизнесом; • умение создавать и управлять брендом; • владение базовыми знаниями нормативно-правовых документов, в т.ч. в области предпринимательства, и способность применять их в своей деятельности. 2. Организационно-управленческая деятельность • умение оценивать человеческий капитал партнеров по бизнесу и работников; • владение основами и принципами управления бизнесом; • владение навыками и этикой бизнес-коммуникаций; • владение навыками работы в группе и управления подчиненными; • умение управлять конфликтами; • умение организовать поиск, подбор и работу персонала; • умение управлять повышением квалификации и развитием персонала; • владение методами мотивации и стимулирования персонала; 4 владение методами оценки качества труда персонала; • владение инструментами маркетинга; • владение методами и инструментами операционного менеджмента; • владение методами и инструментами менеджмента качества; • умение управлять каналами дистрибуции; • способность находить и принимать организационно-управленческие решения в условиях неопределенности, избыточной информации и расширяющихся рынков, а также учитывать их последствия; • умение оценивать, прогнозировать риски и минимизировать их последствия; • владение методами стратегического менеджмента; • владение методами инновационного менеджмента; • владение методами разработки и реализации инвестиционной стратегии; • владение базовыми знаниями внешнеэкономической деятельности предприятия; • владение базовыми знаниями по защите интеллектуальной собственности; • умение взаимодействовать с финансовыми институтами; • умение управлять денежными потоками. 3. Информационно-аналитическая деятельность • владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; • владение компьютерными навыками и умение использовать прикладные программы в процессе создания и управления бизнесом; • умение выявлять и оценивать экономические тренды, рыночные тенденции и дефициты рынков; • умение оценивать экономическую систему во внутренней и внешней средах предприятия; • умение управлять знаниями в рамках реализуемой предпринимательской сферы деятельности. 4. Расчетно-экономическая деятельность • владение базовыми экономическими знаниями; • владение основами денежного обращения; • владение методами бухгалтерского учета; • владение методами и инструментами финансового менеджмента; • владение методами оценки и управления стоимостью бизнеса. 5. Производственно-технологическая деятельность • умение вести документооборот с использованием современных информационных технологий; • умение управлять жизненным циклом продукции; • умение проектировать и организовывать производство продукции; • умение планировать и управлять производством продукции; • умение распределять и управлять производственно-технологическими ресурсами; • умение планировать и проводить испытания продукции; • 5 умение проводить сертификацию продукции и производства; • владение методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; • способность понимать (предвидеть) экологические последствия реализации проектов, разрабатывать меры по снижению возможных экологических рисков. 6. Личная эффективность в предпринимательстве • обладать лидерскими качествами; • иметь высокую личную мотивацию к ведению выбранного направления профессиональной деятельности; • уметь нести личную ответственность за принятые решения; • эффективно работать с внешней информацией, стремиться к обучению и саморазвитию; • структурировать и анализировать получаемую информацию, видеть движущие силы и закономерности происходящих вокруг процессов; • управлять собственным ресурсным состоянием; • обладать способностью к вариативному мышлению; • чувствовать и оценивать риски. 7. Коммуникативная компетентность предпринимателя • умением логически последовательно и доходчиво, в соответствии с уровнем подготовки, состоянием аудитории, доносить необходимую информацию; • способностью эффективно выстраивать деловое общение, полезные внешние и необходимые внутренние связи предприятия; • наличием дара влиять на слушателей и оппонентов; • пониманием внутреннего состояния, эмоций окружающих людей. Таким образом, после прохождения курса «Основы предпринимательства» обучающий будет: знать: − развитие определения предпринимательства в различных экономических школах и теориях; − историю развития российского предпринимательства и меценатства; − социально-экономическую сущность, роль и значение предпринимательства в современной экономике; − основные нормативные и правовые документы, регулирующие предпринимательскую деятельность; − о сущности и видах налогов и налоговых систем, и налоговой ответственности субъектов предпринимательской деятельности; − факторы внешней и внутренней среды предпринимательской деятельности; − основы и закономерности инновационного развития; − основы менеджмента и маркетинга; − методы управления риском в предпринимательской деятельности; − направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства; • 6 − порядок создания и ликвидации субъекта предпринимательской деятельности; − дизайн-мышление. уметь: − генерировать бизнес-идеи; − разрабатывать бизнес-модели; − осуществлять выбор сферы предпринимательской деятельности и организационно-правовой формы; − оформлять документы, необходимые для государственной регистрации вновь создаваемой фирмы и лицензирования деятельности, а также ее ликвидации; − рассчитывать потребность, определить источники и осуществить организационное обеспечение финансирования проекта; − выстраивать бизнес-процессы и управлять ими; − формировать команду и проявлять лидерские качества; − определять эффективность предпринимательской деятельности. владеть: − методами анализа и оценки информации, отражающей состояние и тенденции развития различных рынков; − методами выстраивания маркетинговых коммуникаций; − навыками выступления перед аудиторией; − методами финансового и инвестиционного анализа; − навыками запуска сатрапа; − методами оптимизации бизнеса. Содержание элективного курса «Основы предпринимательства» РАЗДЕЛ I. ГЕНЕРАЦИЯ БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ Тема 1. Предпринимательство как вид деятельности Сущность, роль и место предпринимательства и бизнеса в экономике. История зарождения и развития предпринимательства. Теории предпринимательства. Социально-психологические аспекты предпринимательской деятельности. Виды и формы предпринимательской деятельности и бизнеса. Малое и среднее предпринимательство. Государственная поддержка предпринимательства в РФ. Социальное предпринимательство. Внутрикорпоративное предпринимательство. Особые виды и формы предпринимательства: лизинг, франчайзинг, факторинг и др. Тема 2. Основы бизнес-моделирования 7 Принципы и основы бизнес-моделирования. Методы генерации бизнесидей. Инструменты бизнес-моделирования. Базовые бизнес-модели. Бизнес-модели в предпринимательстве. Тема 3. Cтартап Что такое стартап? Примеры российских и зарубежных стартапов. Жизненный цикл стартапа. Как создать стартап? Команда стартапа. Методики развития стартапа. Этапы развития стартапа. РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Тема 4. Основы менеджмента в предпринимательской деятельности Организация. Внутренняя и внешняя среда организации. Жизненный цикл организации по Адизесу. Стратегии организации. Уровни стратегии. Анализ и оценка внешней среды. ПЭСТ-анализ. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации. SWOT-анализ. Эталонные стратегии бизнеса. Портфельные стратегии. Матрица БКГ. Формулирование стратегии на уровне подразделений. Конкурентные силы и стратегии М. Портера. Формулирование стратегии на функциональном уровне. Выполнение и оценка стратегии. Тема 5. Основы маркетинга в предпринимательской деятельности Базовые понятия и инструменты маркетинга. Сущность и роль маркетинга в предпринимательской деятельности. Основные концепции маркетинга. Ценностное предложение – философская основа современного бизнеса. Маркетинговые исследования: сущность и назначение, организация и проведение, основной инструментарий. Товарные стратегии бизнеса (теория жизненного цикла, матрица БКГ). Основы брендинга: понятие и инструментарий. Стратегии товародвижения. Продвижение. Маркетинговые коммуникации. Тема 6. Правовые аспекты предпринимательства Основные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Создание бизнеса (учреждение субъекта предпринимательской деятельности). Ликвидация бизнеса. Банкротство. Налоговая ответственность предпринимателя. РАЗДЕЛ III. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Тема 7. Информационно-аналитическое обеспечение Роль информации в деятельности организации. Операционные информационные системы: системы обработки трансакций, системы контроля над производственным процессом, офисные автоматизированные системы. Информацион- 8 ные системы менеджмента. Экспертные системы. Интегрированные информационные системы. Внедрение информационных систем. Стратегическое использование информационных систем. Big-data и аналитика. Тема 8. Продвижение проекта в социальных сетях Интернет-маркетинг. Виды социальных сетей и блог-платформ. Задачи, решаемые с помощью работы в социальных сетях. Особенности взаимодействия с аудиторией в социальных сетях. Обзор инструментов отслеживания упоминаний о брендах и тональности мнений. Принципы работы инструментов и аналитика. Электронный бизнес и электронная коммерция. Тема 9. Дизайн-мышление Креативность и дизайн-мышление. Эмпатия, фокус, идеи, прототип, тестирование. Создание и понимание потребительской ценности. Изучение потребности пользователя. Эмпатия и фокус. Процесс генерации идей, создание концепции решений: техники и инструменты. Создание нового рынка. Стратегия голубого океана: обзор, инструменты и фреймворки. РАЗДЕЛ IV. РАСЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Тема 10. Основы экономики бизнеса Ресурсное обеспечение бизнеса: понятие и классификация. Источники финансирования бизнеса. Формирование уставного капитала. Основные и оборотные средства предпринимательской деятельности. Оборотные средства предпринимательской деятельности. Нематериальные активы. Амортизация как способ возврата инвестированного капитала. Затраты и результаты предпринимательской деятельности. Тема 11. Управление инвестициями и инновациями в бизнесе Инновации: понятие, назначение, характерные признаки, классификация. Политика инновационного развития предпринимательства. Современные инновационные тренды. Основы инвестиционной деятельности. Оценка эффективности инвестиций. Фандрайзинг. Тема 12. Управление финансами бизнеса Финансирование бизнеса: источники и модели привлечения. Собственный и заемный капитал бизнеса. Финансовый рычаг. Ценообразование: основные подходы и методы. Постоянные и переменные затраты. Точка безубыточности, производственный рычаг. Оценка эффективности предпринимательской деятельности. РАЗДЕЛ V. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 9 Тема 13. Управление бизнес-процессами Организация производственных процессов. Понятие бизнес-процесса. Формы организации производства. Организационная структура бизнеса. Основы логистики. Тема 14. Бережливое производство Теоретические основы бережливого проектирования. Методы и инструменты преобразования организации в бережливое производство. Практические аспекты бережливого проектирования. Тема 15. Национально-технологическая инициатива в предпринимательстве Рынки НТИ. Технологии НТИ. Проекты НТИ. Стратегия вывода прорывных продуктов на глобальные рынки. Трансформация делового климата. РАЗДЕЛ VI. ЛИЧНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ Тема 16. Лидерство Лидерство. Теории лидерских качеств. Концепции лидерского поведения. Концепция вознаграждения и наказания. Ситуационные модели лидерства. Тема 17. Управление командой и командообразование в бизнесе Оценка потребности в персонале: найм и увольнение. Трудовой кодекс. Управление производительностью. Заработная плата - инструмент управления в бизнесе. Методы расчета заработной платы. Контроль и мотивация персонала. РАЗДЕЛ VII. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ Тема 18. PR в предпринимательстве Система коммуникаций в организации: между организацией и ее средой, между уровнями и подразделениями, между руководителем и подчиненными. Элементы и этапы коммуникационного процесса. Невербальные коммуникации. Коммуникационные сети и стили. Межличностные и организационные коммуникационные барьеры, и способы их преодоления. Развитие индивидуальных навыков коммуникации. Тематическое планирование № п/п Раздел Количество часов 10 10 КЛАСС Теория Практика Всего РАЗДЕЛ I. ГЕНЕРАЦИЯ БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ Тема 1. Предпринимательство как вид деятельности 2 - 2 Тема 2. Основы бизнес-моделирования 2 3 5 Тема 3. Cтартап 1 2 3 РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Тема 4. Основы менеджмента в предпринимательской деятельности 1 3 4 Тема 5. Основы маркетинга в предпринимательской деятельности 1 3 4 Тема 6. Правовые аспекты предпринимательства 1 2 3 РАЗДЕЛ III. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Тема 7. Информационно-аналитическое обеспечение Тема 8. Продвижение проекта в социальных сетях Тема 9. Дизайн-мышление 1 2 3 1 2 3 1 3 4 РАЗДЕЛ IV. РАСЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Тема 10. Основы экономики бизнеса 1 2 3 Тема 11. Управление инвестициями и инновациями в бизнесе 1 3 4 Тема 12. Управление финансами бизнеса 1 2 3 РАЗДЕЛ V. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 11 Тема 13. Управление бизнес-процессами 1 3 4 Тема 14. Бережливое производство 1 3 4 Тема 15. Национально-технологическая инициатива в предпринимательстве 1 2 3 ИТОГО ЗА 10 КЛАСС 17 34 51 11 КЛАСС Теория Практика Всего РАЗДЕЛ VI. ЛИЧНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ Тема 16. Лидерство Тема 17. Управление командой и команд образование в бизнесе 2 4 6 2 4 6 РАЗДЕЛ VII. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ Тема 18. PR в предпринимательстве 2 3 5 ИТОГО ЗА 11 КЛАСС 6 11 17 12