РП учебного курса Основы практической медицины 10-11 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ гимназия № 35

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ
гимназия 35
________________________
Е.А Никандрова
Приказа от «30» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы практической медицины»
для обучающихся 10 – 11 классов

Екатеринбург 2023 год

1 Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива «Основы практической медицины» для 10 класса
составлена в соответствии с:
- Примерной программой среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по
биологии (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июля 2005
г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного
учебного плана»)
- Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов среднего
(полного) общего образования (Приложение к приказу Министерства образования России от
05.03.04. №1089 с изменениями на 23 июня 2015 года)
- Федеральным перечнем учебных пособий, рекомендованных (допущенных) к
использованию в учебном процессе на 2018-2019 учебный год
- Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов,
модулей и дисциплин в муниципальном МОУ гимназия №35
- Учебным планом МОУ гимназия №35 на 2020 -2021 учебный год.
Программа рассчитана на два года обучения в 10 и 11 классах, в объеме 69 часов, в том числе
в 10 классе – 35 часа / 1час в

.Рабочая программа элективного курса . курса «Основы практической медицин» включают
следующие разделы:

1.Пояснительную записку; основное содержание, включающее теоретические и практические
вопросы общего ознакомления по уходу забольными, направленных на развитие
теоретических знаний и практических навыков для обучающихся 10-11 классов;

2.Требования к уровню подготовки обучающихся в профильных медицинских классах

3. Учебно-тематический план для 10 и 11 классов; тематическое планирование по модулям
учебного плана, с обоснованием количества часов,отводимых на изучение каждого модуля;
4. Содержание учебного материала.
5.Перечень вопросов для проведения дифференцированного зачета по курсу «Основы
практической медицины» для обучающихся специализированного класса (группы)
общеобразовательного учреждения; учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение

Цель:

1. ранняя предпрофессиональная ориентация обучающихся 10-11 классов на профессию
медицинского работника
2. подготовка к обучению и получению среднего и высшего профессионального
медицинского образования в учебных учреждениях страны.

Рабочая программа данного курса способствует целенаправленной ориентации обучающихся
на постепенную адаптацию к медицинской деятельности, осознанности в выборе будущей
медицинской профессии на основе психологической предрасположенности, физических и
прочих личностных возможностей.
. В этой связи, принципиальные цели представленной программы, связаны с решением ряда
конкретных задач.
Задачи:

1. Теоретическая медицинская подготовка и развитие практических навыков по уходу за
больными в ЛПУ МЦГБ.
2. Изучение основ лечебного дела.
3. Ознакомление и адаптация обучающихся к условиям работы медицинских учреждений и
подразделений.
4. Развитие личных профессиональных качеств будущего медицинского специалиста.
5. Развитие ориентации на долговременную медицинскую деятельность, освоение различных
форм профессионального обучения и самообучения.
6. Воспитание глубокой ответственности, чувства долга, морали, гуманизма, чуткого
внимательного отношения к больным.
При изучении отдельных модулей данной программы, в обязательном порядке,
осуществляются меры безопасности обучающихся.
Ответственность и инструктаж по технике безопасности определяется в установленном
порядке по закону.
По окончании обучения проводится комплексный дифференцированный зачет по основам
медицинских знаний.
Содержание учебного материала
10 класс.
Модуль № 1 «Введение в медицину. История медицины. Здоровье населения России» (1 час).
Развитие и основные достижения медицины в целом. Основные принципы отечественного
здравоохранения. История отечественной медицины. Основоположники отечественной

медицины. Медицина в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.
Медицина и философия. Медицина и религия о жизни и смерти, причинах болезней и методах
лечения. Философы и писатели из медицинского сословия.

Модуль № 2 « Основы гигиены» (2 часа).
Гигиена, как наука о сохранении здоровья людей. Гигиена лечебно-профилактических
учреждений. Личная гигиена медицинского персонала. Факторы внешней среды и их влияние
на здоровье людей. Загрязнение воздуха в больничных помещениях и меры борьбы с ним.
Влияние физических свойств воздуха на здоровье больных. Санитарный режим в лечебных
учреждениях. Борьба с пылью. Гигиенические требования к местам общего пользования. Вода
и здоровье людей. Гигиенические требования к качеству воды. Роль проветривания и влажной
уборки палат в обеспечении чистоты палат. Проведение текущей и генеральной уборок в
ЛПУ. Приготовление дезинфицирующих растворов с соблюдением правил техники
безопасности. Сроки, места их хранения. Понятие о гигиене питания. Основные пищевые
вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. Органолептические свойства
продуктов и воды. Физиологические нормы питания. Режимы питания. Значение кулинарной
обработки пищевых продуктов, сервировка стола. Лечебное питание. Пищевые отравления,
их профилактика. Гигиенические требования к хранению и перевозке продуктов, их доставка
и выдача больным.
Модуль № 3 «Основы медицинской этики, психологии и деонтологии» ( 6 часов). Общие
сведения о болезни, лечении и выздоровлении.
Патология - наука, изучающая болезнь, ее сущность, закономерность развития. Роль общения
медицинских работников с больными. Роль
ухода за больными, сестра милосердия. Роль характерологических свойств личности в
обеспечении профессионального успеха. Морали и милосердие, основы профессиональной
этики.
Модуль № 4 «Основы сестринского дела (практика)» (25 часов).
Уход за больным .Понятие об уходе, его значение и частные проблемы. Устройство
приемного отделения. Прием больного: санитарная обработка, гигиеническая ванна, техника
приготовления. Пользование термометром. Противопоказания к применению ванны.
Обмывание и обтирание больного. Гигиенический душ. Транспортировка больного. Уход за
кожей, волосами, полостью рта, ушами, глазами, носом. Постель больного и смена белья.
Применение функциональных кроватей для больных с различной патологией. Техника смены
белья: постельного, нательного. Сроки и способы смены белья. Хранение и порядок выдачи
белья и одежды. Положение больного при различных заболеваниях.
Предупреждение образования пролежней и уход при них, пользование подкладным кругом.
Техника постановки очистительных, питательных клизм, газоотводной трубки. Правила
обработки рук и предметов ухода за больным. Теплорегуляция. Температурные листы,
составление температурных кривых. Цифровая и графическая запись. Понятие о лихорадке,

виды лихорадок. Меры воздействия на кровообращение. Основы водолечения. Отвлекающие
средства. Компрессы и припарки. Применение сухого тепла и холода. Грелка, пузырь для
льда. Подача кислорода .Инъекции. Типы шприцов, их устройство, обработка. Иглы для
шприцов. Сборка шприца и его наполнение. Наблюдение и уход за больным в
бессознательном состоянии.
Уход при заболеваниях органов дыхания. Сбор мокроты. Оксигенотерапия. Увлажнение и
централизованная подача кислорода.
Профилактика заболеваний органов дыхания.
Уход при заболеваниях сердечнососудистой системы. Особенности ухода за больными с
заболеваниями сердечнососудистой системы.
Первая неотложная доврачебная помощь. Профилактика сердечнососудистых заболеваний.
Уход при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Первая помощь при кровотечениях.
Техника промывания желудка. Подготовка больного к эндоскопии и рентгеновскому
исследованию. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.
Уход при сахарном диабете. Краткая анатомо-физиологическая характеристика
поджелудочной железы. Понятие о сахарном диабете.
Помощь при гипогликемической и гипергликемической комах. Сбор мочи для анализа на
сахар. Особенности ухода за больными.
Содержание больного в стационаре. Амбулаторная карта. История болезни. Приемное
отделение - отделение - палата. Гигиена больного.
Техника постановки различных видов клизм, установка газоотводной трубки, наложение.
приготовление компрессов, применение согревающей грелки, пузырь со льдом. Постановка
банок, горчичников. Определение частоты пульса, частоты дыхания. Приготовление
дезинфицирующих растворов. Техника инъекций (на фантоме). Измерение артериального
давления. Кормление тяжелобольных. Судно и утка. Стерилизация .Дистилляция. Подкладной
круг. Санобработка больного. Подготовка постели и перекладывание больного. Измерение
температуры. Кислородная терапия. Решение ситуационных задач.
11 класс
Модуль №1 «Основы сестринского дела» (34 часов)
Введение в практику. Формирование теоретических знаний.( 2 часа)
Основы медицинской этики, психологии и деонтологии. Личность медицинского работника.
Роль ухода за больными. Охранительный режим. Этика. Основные медицинские заповеди.
Моральная и юридическая ответственность. Медицинская среда..(32часа).
Приготовление материалов для стерилизации. Кормление больных. Санитарно-гигиеническая
обработка больного. Клизмы, термометрия, измерение артериального давления, подсчет
пульса, дыхания. Смена постельного и нательного белья. Остановка кровотечения. Наложение
шин. Приготовление гипсовых повязок. Техника реанимации. Приготовление
дезинфекционных средств. Кислородная терапия. Техника инъекций (на фантоме).

Уход за больными в хирургическом отделении: соблюдение асептики и антисептики. Участие
в подготовке больного к операции.
Приготовление перевязочного материала. Приготовление гипсовых бинтов, гипсовых лангет.
Участие в приготовлении и накладывании
компрессов, пузыря со льдом, участие в перевязках. Санитарно-гигиеническая обработка
больных в хирургическом отделении. Обработка больного после операции. Меры
профилактики пролежней. Борьба с опрелостями. Закапывание капель в глаз, накладывание
повязок на глаза.
Участие в накладывании компрессов на ухо, закапывании капель в ухо, в нос. Остановка
кровотечения из носа. Массаж и лечебная физкультура.

3 Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащийся профильного естественнонаучного (с медицинским уклоном) класса/группы
научится

- характеризовать основы, назначение, принципы, этапы исторического развития, уровень
современного развития медицины;
- определять черты здорового организма и болезни, различные причины последней;
- ориентироваться в организации медицинской службы, материальную базе, подготовке и
функциях медицинских работников.

- оценивать значение внешней среды в возникновении и развитии заболеваний, роль
микроорганизмов в заболевании, роль травматизма, стрессовых ситуаций, наследственных
факторов развития заболеваний, пороков развития, старения и др.
- оценивать особенности медицинского учреждения (больницу), как производство с
характерными для него задачами, функциями, построением, общими правилами работы,
распорядком, режимом, психологическим климатом;
- понимать основы медицинской психологии, этики, деонтологии, взаимоотношений в
медицинском коллективе;
- видеть особую роль ухода за больным, содержание понятия ухода за больным, его
основные элементы, профессиональный подход к уходу в приемном отделении, в палате, при
транспортировке, экстремальных состояниях больного, чрезвычайных ситуациях и
происшествиях, при оказании первой доврачебной помощи;
- поддерживать основы гигиены и санитарно-гигиенического режима в лечебнопрофилактических учреждениях;
- выполнять гигиенические требования, предъявляемые к организации ухода за больными
ЛПУ;

- выполнять основы дезинфекции и дезинсекции;
- организовывать правильное питание;
- профилактировать желудочно-кишечные заболевания;
- использовать основные представления об анатомии и функции органов человека, их
изменения под влиянием заболеваний острого и хронического характера;
- понимать роль инфекции, понятие об асептике и антисептике;
- понимать сущность оперативного лечения, десмургии, иммобилизации, реанимационных
мероприятий;
- разбираться в процессах развития беременности, наступления родов, в
противопоказаниях аборта , принципах контрацепции, предупреждении заболеваний,
передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции;
- понимать особенности детского возраста, ухода за ребенком, детских заболеваний, их
профилактику;
- соблюдать технику безопасности, противопожарную безопасность, режим работы
медицинских учреждений;
Знание предполагает умение их изложения и практического применения.
Учащийся профильного естественнонаучного (с медицинским уклоном) класса получит
возможность применить на практике:

- полный перечень практических навыков, приемов, манипуляций по уходу за больным;
- навыки личной гигиены, гигиены больного, больничной санитарии, дезинфекции,
стерилизации;
- работы с перевязочным материалом;
- сбор анализов;
- приемы остановки кровотечения, первичной обработки ран, технику инъекций на фантоме,
технику доврачебной помощи;
Формирование профессиональных личных качеств должно служить предметом особого
наблюдения.
Профессиональное самоопределение школьников, выбор профессии невозможен без
целенаправленного процесса развития активности,
организаторских способностей, прежде всего самоорганизации и самоанализа, способности к
общению с людьми, особенно, больными, что
подразумевает воспитание терпеливого и внимательного отношения к людям, чуткости,
скромности, ответственности и т.д. В процессе обучения особая роль отводится психологу.
Наличие специалиста по психологии позволяет осуществить оценку личности школьника.

Работа психолога должна быть направлена на психофизиологическую коррекцию состояния
учащихся с неустойчивой адаптацией.

Тематическое планирование
10 класс
№

Тема

Час.

1

Краткая история развития сестринского дела в России.

1

2

Основные типы лечебно-профилактических учреждений и их функции.

1

3

Санитарно-противоэпидемический режим лечебно-профилактического
учреждения: основные мероприятия.

1

4

Внутрибольничная инфекция: определение, пути и механизмы передачи,
методы профилактики

1

5

Классификация дезинфицирующих средств. Мероприятия техники
безопасности при работе с дезинфицирующими средствами.

1

6

Дезинфекция: определение, виды, методы.

1

7

Понятие об этике, деонтологии

1

8

Общение в сестринском деле: определение, виды, роль общения в
деятельности медицинской сестры.

1

9

Пролежни: определение, мероприятия по профилактике

1

10

Смена постельного и нательного белья.

1

11

Уход за глазами тяжелобольного пациента.

1

12

Уход за носом тяжелобольного пациента.

1

13

Техника закапывания капель в глаза, нос, ухо

1

14

Измерение температуры тела в подмышечной впадине.

1

15

Особенности ухода за пациентом при заболеваниях органов
дыхания.Оксигенотерапия: определение, методы.

1

16

Определение АД, регистрация результатов.

1

17

Исследование артериального пульса на лучевой артерии, регистрация
результатов.

1

18

Определение ЧДД.

1

19

Особенности ухода за пациентом при заболеваниях сердечно-сосудистой
системы.

1

20

Применение грелки. Особенности применения проведения процедуры
пациентам пожилого и старческого возраста.

1

21

Применение пузыря со льдом. Особенности проведения процедуры
пациентам с расстройством чувствительности

1

22

Применение согревающего компресса. Оценка эффективности процедуры

1

23

Применение банок. Техника безопасности при проведении процедуры.

1

24

Применение горчичников. Этико-деонтологическое обеспечение процедуры

1

25

Гидротерапия: определение, виды водолечения

1

26

Оказание первой доврачебной помощи при обмороке.

1

27

Нормативно-правовое обеспечение выписывания, хранения и учёта
лекарственных средств.

1

28

Уход за пациентом при рвоте. Особенности проведения процедуры пациенту,
находящемуся в бессознательном состоянии.

1

29

Диетотерапия: определение, организация лечебного питания в стационаре

1

30

Диетотерапия: определение, виды питания и кормления пациента.

1

31

Кровотечения: виды, методы временной остановки кровотечений.

1

32

Раны: виды, первичная обработка ран.

1

33

Подготовка пациента к операции.

1

34

Особенности ухода за пациентом при хирургических заболеваниях. Понятие о
предоперационном, операционном и

1

послеоперационном периодах.

11 класс
№

Тема

Час

1

Понятие о контрацепции. Аборт и его последствия.

1

2

Детские инфекции: понятие, профилактика

1

3

Особенности ухода за больными детьми: уход за кожей, профилактика
опрелостей.

1

4

Понятие об инфекционном и эпидемическом процессе. Пути и механизмы
передачи инфекции.

1

5

Иммунитет: понятие, специфический и неспецифический иммунитет.

1

6

Иммунитет: понятие, специфический и неспецифический иммунитет

1

7

Особенности ухода за пациентами с инфекционными заболеваниями.
Правила работы персонала.

1

8

Понятие о кожно-венерических заболеваниях. Меры личной и
общественной профилактики.

1

9

Понятие о педикулёзе. Мероприятия при обнаружении педикулёза

1

10

Понятие о чесотке . Мероприятия при обнаружении чесотки

1

11

Понятие о грибковых заболеваниях. Мероприятия при их обнаружении

1

12

Медицинский массаж: определение, классификация.

1

13

Поглаживание как приём медицинского массажа: определение, основные и
вспомогательные приёмы поглаживания.

1

Растирание как приём медицинского массажа: определение, основные и
вспомогательные приёмы растирания

1

15

Разминание как приём медицинского массажа: определение, основные и
вспомогательные приёмы разминания.

1

16.

Физиологический раствор. Значение.Изотонические растворы.

1

17

Гемоглобин. Анемия. РОЭ

1

18

Лейкоцитарная формула. Клиническое значение.

1

19

Группы крови. Донорство в России. Способы переливания.

1

20

Резус – фактор.

1

21

Электрические явления в сердце. Электрокардиограмма.

1

22

Трансплантация. История вопроса.

1

23

Искусственное кровообращение. Аппарат АИК.

1

24

Гипотермия.

1

25

Дефибрилляторы.

1

26

Зубы. Зубная формула .Гигиена зубов.

1

27

Витамины. Гипо-, гипер-, авитоминоз.

1

14

28

Гигиена нервной системы.

1

29

Профилактика травматизма. Гигиена ОДС

1

30

Фитнес терапия. Искусственные дбавки.

1

31- Посещение анатомического музея Мед. университета.
32

2

33- Посещение музея истории медицины Урала.
34

2

.

Перечень вопросов
дифференцированного зачета профильной медицинской подготовки для
обучающихся естественнонаучного класса
с медицинским уклоном.
1 Краткая история развития сестринского дела в России.
2 Основные типы лечебно-профилактических учреждений и их функции.
3 Внутрибольничная инфекция: определение, пути и механизмы передачи, методы
профилактики.
4 Санитарно-противоэпидемический режим лечебно-профилактического учреждения:
основные мероприятия.
5 Классификация дезинфицирующих средств. Мероприятия техники безопасности при работе
с дезинфицирующими средствами.
6 Дезинфекция: определение, виды, методы.
7 Дезинфекция изделий медицинского назначения однократного и многократного
использования.
8 Предстерилизационная очистка изделий медицинского назначения многократного
использования.
9 Контроль качества предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения
многократного использования.
10 Стерилизация изделий медицинского назначения многократного использования паровым
методом. Контроль качества стерилизации.

11 Стерилизация изделий медицинского назначения многократного использования
воздушным методом. Контроль качества
стерилизации.
12 Лечебно-охранительный режим лечебно-профилактического учреждения: определение,
элементы, значение.
13 Понятие об этике, деонтологии.
14 Документация лечебного отделения больницы.
15 Приём и передача дежурств.
16 Общение в сестринском деле: определение, виды, роль общения в деятельности
медицинской сестры.
17 Пролежни: определение, мероприятия по профилактике.
18 Смена постельного и нательного белья.
19 Уход за глазами тяжелобольного пациента.
20 Гигиена полости рта тяжелобольному пациенту.
21 Уход за носом тяжелобольного пациента.
22 Техника закапывания капель в глаза, нос, ухо.
23 Гигиена половых органов тяжелобольного пациента.
24 Приготовление и техника проведения гигиенической ванны. Профилактика возможных
осложнений во время проведения процедуры.
25 Лихорадка: определение, периоды, уход за пациентом в различных периодах лихорадки.
26 Измерение температуры тела в подмышечной впадине.
27 Регистрация результатов измерения температуры тела.
28 Основные принципы подготовки пациента к сбору мокроты для анализа. Правила
транспортировки материала для анализа.
29 Особенности ухода за пациентом при заболеваниях органов дыхания. Оксигенотерапия:
определение, методы.
30 Определение АД, регистрация результатов.
31 Исследование артериального пульса на лучевой артерии, регистрация результатов.
32 Определение ЧДД.
33 Особенности ухода за пациентом при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
34 Применение грелки. Особенности применения проведения процедуры пациентам пожилого
и старческого возраста.

35 Применение пузыря со льдом. Особенности проведения процедуры пациентам с
расстройством чувствительности.
36 Применение согревающего компресса. Оценка эффективности процедуры.
37 Применение банок. Техника безопасности при проведении процедуры.
38 Применение горчичников. Этико-деонтологическое обеспечение процедуры.
39 Гидротерапия: определение, виды водолечения.
40 Техника подкожных инъекций. Анатомические области подкожного введения
лекарственных средств. Профилактика возможных
осложнений.
41 Техника внутримышечных инъекций. Анатомические области внутримышечного введения
лекарственных средств. Профилактика
возможных осложнений.
42 Разведение антибиотиков: стандартное, нестандартное.
43 Оказание первой доврачебной помощи при обмороке.
44 Нормативно-правовое обеспечение выписывания, хранения и учёта лекарственных средств.
45 Уход за пациентом при рвоте. Особенности проведения процедуры пациенту,
находящемуся в бессознательном состоянии.
46 Диетотерапия: определение, организация лечебного питания в стационаре.
47 Диетотерапия: определение, виды питания и кормления пациента.
48 Техника постановки очистительной клизмы. Этико-деонтологическое обеспечение
процедуры. Профилактика возможных
осложнений.
49 Промывание желудка с применением толстого желудочного зонда.
50 Техника подачи тяжелобольному пациенту судна и мочеприёмника. Дезинфекция судна и
мочеприёмника после применения.
51 Особенности ухода за пациентом при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Первая
доврачебная помощь при подозрении на
желудочное кровотечение.
52 Основные принципы подготовки пациента к сбору мочи для клинического анализа.
Правила транспортировки материала для анализа.
53 Основные принципы подготовки пациента к сбору мочи для бактериологического анализа.
Правила транспортировки материала для

анализа.
54 Определение суточного диуреза и водного баланса. Значение процедурыдля диагностики
заболеваний.
55 Особенности ухода за пациентом при заболеваниях мочевыделительной системы.
56 Подготовка металлических стерилизационных коробок (биксов) к стерилизации.
57 Кровотечения: виды, методы временной остановки кровотечений.
58 Раны: виды, первичная обработка ран.
59 Подготовка пациента к операции.
60 Особенности ухода за пациентом при хирургических заболеваниях. Понятие о
предоперационном, операционном и
послеоперационном периодах.
61 Понятие о контрацепции. Аборт и его последствия.
62 Детские инфекции: понятие, профилактика.
63 Особенности ухода за больными детьми: уход за кожей, профилактика опрелостей.
64 Понятие об инфекционном и эпидемическом процессе. Пути и механизмы передачи
инфекции.
65 Иммунитет: понятие, специфический и неспецифический иммунитет.
66 Особенности ухода за пациентами с инфекционными заболеваниями. Правила работы
персонала.
67 Понятие о кожно-венерических заболеваниях. Меры личной и общественной
профилактики.
68 Понятие о педикулёзе. Мероприятия при обнаружении педикулёза.
69 Понятие о чесотке, грибковых заболеваниях. Мероприятия при обнаружении чесотки.
70 Медицинский массаж: определение, классификация.
71 Поглаживание как приём медицинского массажа: определение, основные и
вспомогательные приёмы поглаживания.
72 Растирание как приём медицинского массажа: определение, основные и вспомогательные
приёмы растирания.
73 Разминание как приём медицинского массажа: определение, основные и вспомогательные
приёмы разминания.
74 Вибрация как приём медицинского массажа: определение, основные и вспомогательные
приёмы вибрации.

Литература.

1.История медицины: Учебник для студ-ов мед.университетов . Мультановский М.П. М.,
1967
2 История Медицины / Сорокина Т.С. – М.: Академия, 2005
3. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии Матвеев В.Ф. Учеб.пособие для
студ.мед.колледжей и училищ. М., 1989
4. Основы сестринского дела (практическое руководство к предмету). Мухина С.А.,
Тарновская
И.И. Учебное пособие.-М.: Родничок,2001.
5 . Теоретические основы сестринского дела. Мухина С.А., Тарновская И.И Учебное пособие.
М.:
Родничок, 2001
6.Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода. – Мухина С.А., Тарновская И.И
М.:
«АНМИ», 1995
7.Общий уход за больными. У Мухина С.А., Тарновская И.И Учебное пособие, М.:
Медицина,
1989
8 Справочник для медсестер и санитарок/ Казьмин В.Д.Ростов н/Д, 1999
9 Сестринское дело в терапии: Практикум. Обуховец Т.П. Ростов н/Д, 2002
10. Основы физиологии и анатомии. Семенов Э.В. М.: Медицина, 1996
11. Атлас анатомии человека.Синельников Р.Д Т. – 1, 2, 3 М.: Мир, 1981


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».