МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга МАОУ гимназия № 35 УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Никандрова Е.А. Приказ № ___________ от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Речь и культура общения» на уровень среднего общего образования (10-11 класс) (базовый уровень) Екатеринбург 2023 Планируемые результаты освоения программы Выпускник на базовом уровне научится: информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования: • адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора; • использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; • осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования; • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи; • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; • свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку; • передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование; • использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов); создание устного и письменного речевого высказывания: • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; • формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения; • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи; • высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста; • владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка; • создавать устное высказывание на лингвистические темы; • владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии; • оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц: • проводить разные виды языкового разбора; • опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно- выразительных средств языка; соблюдение языковых норм и правил речевого поведения: • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические; • грамматические нормы современного русского литературного языка; • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы; • эффективно использовать языковые единицы в речи; • соблюдать нормы речевого поведения в социально- культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; • участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия; • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников. Выпускник на базовом уровне получит возможность научится: • осознавать единство и многообразие языкового и культурного пространства России и мира, основные функции языка, о взаимосвязь языка и культуры, истории народа; • осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа, как один из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; • владеть всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение. Содержание программы Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Информационная переработка текста. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официальноделового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей. Культура речи. Критерии культуры речи. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка. Знакомство с текстами уральских писателей. Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом. Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения. Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления. Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения. Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах. Общие сведения о языке Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык - язык русской художественной литературы. Понятие о русском литературном языке и его нормах. Понятие об уральских диалектах. Тематическое планирование 10 класс № урока (п/п в теме) Тема 1 2 Введение. Русский язык среди языков мира. Лекция Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Особенности уральских диалектов. Лекция Структура сочинения. Лекция Сферы и ситуации речевого общения. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Понятие о функциональных разновидностях стилей, основные функциональные стили. Обзор Монолог и диалог. Изложение текста сказа П.П. Бажова, прочитанного самостоятельно. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Анализ изложений. Типы речи(повторение). Работа над темой, проблемой в тексте сочинениярассуждения. Информационная обработка текста. Лексические нормы. Способы аргументации авторской позиции. Лекция Омонимы и их употребление. Урок-практикум Паронимы и их употребление. Урок-практикум Урок-практикум. Лексические нормы. Сочинение на морально-этическую тему. Создание текста разных функционально-смысловых типов, стилей, жанров. Орфоэпические нормы. Особенности лексики уральских диалектов. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.Урок-практикум Урок-практикум. Орфоэпические нормы. Основные способы образования слов. Лекция 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Количество часов 1 1 1 1 1 .1 1 1 1 1 1 1 1 1. 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Художественный текст – эпизод из романа Д.Н. Мамина – Сибиряка « Приваловские миллионы». Морфологические нормы. Урок-практикум Морфологические нормы существительного. Урокпрактикум Сочинение. Аргументация собственной позиции. Культура научного и делового общения. Урок-практикум. Нормы образования форм существительного. Морфологические нормы прилагательного. Составление деловых документов разных жанров. Морфологические нормы прилагательного. Употребление форм степеней сравнения. Тематический тест. Употребление имен числительных в речи. Морфологические нормы глагола. Употребление причастий и деепричастий. Функциональные стили. Язык художественной литературы. Сочинение-анализ текста. Культура публичной речи. Морфологические нормы наречия. Употребление степеней сравнения. Урок-практикум. Морфологические нормы. Культура разговорной речи Контрольное сочинение Контрольное сочинение Контрольная работа Итоговый тест Анализ контрольной работы. Итоговый урок Резервный урок. Итоговый урок. Анализ типичных ошибок. Резервный урок. Итоговый урок. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 класс № урока 1 2 Тема Слово как единица языка. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Количество часов 1 1 3 4 5 6 Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Тропы и фигуры речи. Диалогическая и монологическая речь. Практикум. Анализ изобразительно-выразительных средств на основе текста . Использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативных задач и характера текста. Практикум. Анализ изобразительно-выразительных средств на основе текста . Информационная обработка текста. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. 1 1 1 1 1 8 Уральский диалект. Анализ фрагмента текста уральского писателя по выбору (Бажов, МаминСибиряк и др.). Работа с лингвистическими словарями. Стилистика как раздел науки о языке. 9 Классификация функциональных стилей. 1 10 1 13 Научный стиль. Назначение, цель, средства. Доклад. Реферат. Официально-деловой стиль. Назначение, цель, сфера употребления, признаки текста официально-делового стиля. Публицистический стиль. Назначение, цель. Создание текста разных функционально-смысловых типов, стилей.жанров. Изобразительно-выразительные средства. 14 Практикум. 1 15 Разговорный стиль. Особенности уральского диалекта. 1 16 Сочинение по данному тексту. 1 17 Сочинение по данному тексту. 1 18 1 19 Художественный стиль. Назначение, цель, признаки художественного стиля. Практикум. 20 Художественный стиль. Анализ текста. 1 21 Анализ текста. Рецензия. 1 7 11 12 1 1 1 1 1 1 27 Текст. Основные признаки текста. Составление деловых документов разных жанров Основные признаки текста. Работа над тезисами. Сочинение по заданному тексту: проблема, основная мысль, авторская позиция, собственная позиция, аргументация. Функционально-смысловые типы речи . Культура научного и делового общения. Описание. Культура разговорной речи. Сочинение по заданному тексту. 28 Практикум. 1 29 Сочинение. 1 30 Текст-повествование. 1 31 Текст-рассуждение. 1 22 23 24 25 26 Практикум. Композиция сочинения: основная часть, вывод. 33-34 Итоговое повторение. Сочинение. 32 введение, 1 1 1 1 1 1 2