Пояснительная записка Планируемые результаты В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования: Выпускник на углубленном уровне научится: демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы в соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета; в устной и письменной форме анализировать: • конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и практик чтения; • конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и др.) и отраслями знания (историей, философией, педагогикой, психологией и др.); • несколько различных интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как каждая версия интерпретирует исходный текст; ориентироваться в историко-литературном процессе XIX–ХХ веков и современном литературном процессе, опираясь на: • понятие об основных литературных направлениях, течениях, ведущих литературных группах (уметь определять наиболее яркие или характерные черты направления или течения в конкретном тексте, в том числе прежде неизвестном), знание о составе ведущих литературных групп, о литературной борьбе и взаимодействии между ними (например, о полемике символистов и футуристов, сторонников «гражданской» и «чистой» поэзии и др.); • знание имен и творческих биографий наиболее известных писателей, критиков, литературных героев, а также названий самых значительных произведений; • представление о значимости и актуальности произведений в контексте эпохи их появления; • знания об истории создания изучаемых произведений и об особенностях восприятия произведений читателями в исторической динамике; обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт самостоятельного чтения): • давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); осуществлять следующую продуктивную деятельность: • выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно определяя их тематику, методы и планируемые результаты; • давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и др.). Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в сети Интернет; опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том числе современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков XIX–XXI вв.; пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях литературного процесса, в том числе современного, в его динамике; принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях, конкурсах, летних школах и пр.) для молодых ученых в различных ролях (докладчик, содокладчик, дискутант и др.), представляя результаты своих исследований в виде научных докладов и статей в специализированных изданиях. Личностные универсальные учебные действия Повышенный уровень Ученик получит возможность научиться: - Определять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества. - Определять необходимость ответственности и долга перед Родиной. - Понимать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней. - Осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи. - Развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, через творческую деятельность эстетического характера. Регулятивные универсальные учебные действия Повышенный уровень Ученик получит возможность научиться: - Основам саморегуляции эмоциональных состояний. - Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. Коммуникативные универсальные учебные действия Повышенный уровень Ученик получит возможность научиться: - Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. - В совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволить её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Познавательные универсальные учебные действия Повышенный уровень Ученик получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. Предметные результаты обучения Повышенный уровень Ученик получит возможность научиться: - выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; - дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их; - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; - создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; - сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект СОДЕРЖАНИЕ 11 класс. (165ч.) Введение. Литературное произведение и творчество писателя в контексте Отечественной и мировой культуры. Проблема традиций и новаторства. Интертекстуальные связи. Основные тенденции развития мировой и отечественной литературы. Литературные направления литературы 20 века: реализм, модернизм.Трансформация жанров и «сквозных» тем. Диалог писателя с литературной традицией и творческими исканиями современников. Зарубежная литература 20 века. Ф. Кафка. Слово о писателе. Новелла «Превращение». Концепция мира и человека. Особенности повествования. Использование гротескных форм. Своеобразия авторского стиля. Дж. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Современная интерпретация мифа о Пигмалионе. Парадоксы жизни и судеб. Влияние чеховской традиции. Г. Аполлинер. «Мост Мирабо», «Прощание». Непосредственность чувств, характер переживаний лирического героя. Литература начала XX века Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха - основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп. Символизм (обзор) «Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. «Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма. Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество»! «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны».. Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…» Поэзия как выразительница «говора стихий». Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица») Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения «Раздумья», «Русь», «Родине». А. А. Блок. Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». Поэма «Двенадцать». Авторский опыт осмысления революции. Система образов. Способы выражения авторской позиции. Внеклассное чтение «Соловьиный сад». Писатели-реалисты начала XX века Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество (Обзор.) Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество». Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Солнечный удар». Традиции русской классической литературы. «Вечные» темы в рассказах Бунина. Психологизм прозы. Принципы создания характера. Символика. Своеобразие авторского стиля. Внеклассное чтение. «Митина любовь». Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Гранатовый браслет».. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.Утверждение любви как высшей ценности. Символика художественных деталей. Мастерство психологического анализа. Внеклассное чтение. Повесть «Олеся» Л. Андреев. Обзор жизни и творчества. Повесть «Иуда Искариот». Проблема любви и предательства. Проблема свободы личности. Экспрессивность авторского стиля. Внеклассное чтение. «Красный смех» Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Пьеса «На дне».). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. Внеклассное чтение. «Дело Артамоновых». Акмеизм Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др. Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века. Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество (Обзор.) Стихотворения: «Песня последней встречи...» «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Футуризм Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями. Игорь Северянин (И. В. Лотарев). Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны». Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления). Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений). Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах». Композиция, идейное содержание. Мотив трагического одиночества поэта. Внеклассное чтение. Пьеса «Клоп». Новокрестьянская поэзия (Обзор) Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество (Обзор.) Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейнонравственные аспекты этой полемики. Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». Поэма «Чёрный человек». Внеклассное чтение. Роман в стихах «Анна Снегина». Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...», «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину», «Пригвождена». Внеклассное чтение. Очерк «Мой Пушкин» Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Февраль!», «Определение поэзии», «Гамлет», «Во всём мне хочется дойти», «Зимняя ночь», «Гефсиманский сад», «Быт знаменитым некрасиво», «Любить иных – тяжёлый крест», «Август», «Давай ронять слова». Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение). О.Э Мандельштам «Айя-София», «За гремучую доблесть», «Бессонницы. Гомер», «Сумерки свободы», «Петербург». Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.). «Записки юного врача» (обзор). Роман «Мастер и Маргарита». Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).Особенности композиции, приём «роман в романе», Библейские мотивы и образы. Проблематика романа. Система образов. Внеклассное чтение . Роман «Белая гвардия», пьеса «Дни Турбиных». Русская литература 1920-1930-х годов. А. Фадеев «Разгром» фрагменты) ; И. Бабель «Мой первый гусь», «Соль»; И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев» (фрагменты); Н. Островский «Как закалялась сталь» (обзор); Н. Погодин «Человек с ружьём»; В. Набоков «Машенька»; И.С. Шмелёв «Лето господне (фрагменты). Особенности литературного процесса. Основные события литературной жизни. Литературные группы и объединения. Многообразие трактовок событий революции и Гражданской войны. Сатирические произведения. Автобиографические произведения. Поэзия и проза «Сатирикона». А. Аверченко «Автобиография», «Поэт»; Н. Тэффи «Бабья книга», «Взамен политики»; Саша Чёрный «Смех сквозь слёзы». Традиция смеховой культуры. Создание журнала «Сатирикон». Развитие чеховской юмористики. Поэзия ОБЭРИУ. Д. Хармс «Шарики сударики»; А. Введенский «Мне жалко, что я не зверь», «Элегия»; Н. Олейников «Карась», «Прощание». Провезглашение нового поэтического языка. Сочетание внешнего комзма и трагического мировосприятия. Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Повесть «Котлован». Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений). Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество Личность (Обзор.) «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Широта эпического повествования. Система образов. «Вечные» темы в романе. Функции пейзажа. Нравственный поиск Григория Мелехова. Художественное своеобразие. Внеклассное чтение. «Они сражались за Родину» Н. А. Заболоцкий. «В жилищах наших», «О красоте человеческих лиц», « Я не ищу гармонии в природе», «Метаморфозы». Утверждение нравственных ценностей, неразрывной связи поколений. Философская проблематика». Своеобразие воплощения мира природы. Художественный мир поэзии Заболоцкого. Зарубежная литература 2 половины 20 века. Э. Хемингуэй «Старик и море»; Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»; У. Эко «Имя розы». Основные тенденции развития. Реалистические традиции. Проблемы отчужденности, самопознания, нравственного выбора. Миф в литературном произведении. Тема Великой Отечественной войны в литературе А. Твардовский «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «О сущем», «В чём хочешь человечество вини». Фольклорные и литературные традиции. Темы, образы, мотивы лирики. Исповедальный характер поздней лирики. Историческая тема, тема памяти. Литература 50-90-х годов (Обзор) Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др. Русская проза 2 половины 20 века «Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений. Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия). «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, В. Шукшина, В. Распутина. Виктор Петрович Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царьрыба». Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». В. Шаламов «Последний замер», «Сгущённое молоко», «Последний бой майора Пугачёва». «Лагерная тема». Личность и государство. А. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др. Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин). Русская поэзия 2 половины 20 века. Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др. Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...», «Воротишься на родину…» Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия). Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». Б. Ахмадулина «По улице моей который год». Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений). «Тихая» и эстрадная лирика. Постмодернизм. Современный литературный процесс. Произведения рассматриваются на выбор учителя, по самостоятельному выбору учащихся. Б.Акунин «Азазель» , С. Алексиевич Книги «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики» Д.Л. Быков Стихотворения, рассказы, Лекции о русской литературе , Э.Веркин повесть «Облачный полк» Б.П. Екимов Повесть «Пиночет» А.В. Иванов Романы: «Сердце Пармы», «Золото бунта» В.С. Маканин Рассказ «Кавказский пленный» В.О. Пелевин Рассказ «Затворник и Шестипалый», книга «Жизнь насекомых» М. Петросян Роман «Дом, в котором…» Л.С. Петрушевская «Новые робинзоны», «Свой круг», «Гигиена» З. Прилепин Роман «Санькя» В.А. Пьецух «Шкаф» Д.И. Рубина Повести: «На солнечной стороне улицы», «Я и ты под персиковыми облаками» О.А. Славникова Рассказ «Сестры Черепановы» Роман «2017» Т.Н. Толстая Рассказы: «Поэт и муза», «Серафим», «На золотом крыльце сидели». Роман «Кысь» Л.Е. Улицкая Рассказы, повесть «Сонечка»; Е.С. Чижова Роман «Крошки Цахес» Из литературы народов России Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.) Стихотворения: «Подует ветер - все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю». Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений) Тематическое планирование. 11 класс. Углубленный уровень. Кол-во Содержание часов Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Писатели-реалисты начала 20 века Творчество И.А.Бунина. Творчество А.И.Куприна. Творчество Л.Н.Андреева. Творчество М.Горького Литература Серебряного века Творчество В.Я.Брюсова. Творчество К.Д.Бальмонта. Творчество Андрея Белого. Творчество Н.С.Гумилёва. Творчество Игоря Северянина. Творчество А.А.Блока. Новокрестьянская поэзия Творчество Н.А.Клюева. 2 23 5 5 2 11 19 2 2 2 2 2 7 10 2 Творчество С.А.Есенина. Литература 20-х годов Литературный процесс 20-х годов Творчество В.В.Маяковского. Творчество И.Э.Бабеля. Творчество Е.И.Замятина. Литература 30-х годов 20 века. Сложность творческих поисков и писательских судеб Творчество А.Н.Толстого. Литература «потерянного поколения» Творчество М.А.Булгакова. Творчество А.П.Платонова. Творчество А.А.Ахматовой. Творчество О.Э Мандельштама. Творчество М.И.Цветаевой. Творчество Н.А.Заболоцкого. Творчество В.В.Набокова. Творчество М.А.Шолохова. Литература периода Великой Отечественной войны. Лирика. Проза. Драматургия. Литература второй половины 20 века. Темы и проблемы прозы и лирики. Творчество А.Т.Твардовского. Творчество Б.Л.Пастернака. Творчество А.И.Солженицына. Творчество В.Т.Шаламова. Творчество Н.М.Рубцова. Творчество В.П.Астафьева. Творчество В.П.Распутина. Творчество И.А.Бродского. Авторская песня. «Городская проза» Творчество А.В.Вампилова. Творчество М.Карима. Современная литература. Зарубежная литература. Творчество Д.Б.Шоу. Поэзия (Элиот, Лорка) Творчество Э.М.Хемингуэя. Творчество Э.М.Ремарка. Обобщающее повторение. 8 16 6 6 2 2 41 3 2 2 7 2 5 2 3 2 2 7 5 2 1 2 36 5 2 4 2 2 2 4 2 2 3 2 3 1 2 9 2 2 3 2 7 Итого 170 Поурочное планирование. 11 класс. Углубленный уровень. № Тема урока 1. Судьба России в XX веке. Основные проблемы русской литературы. 1 2. Судьба России в XX веке. Основные проблемы русской литературы. 1 3. И.А.Бунин. Жизнь и творчество. 1 4. Лирика И.А.Бунина. 1 5. Анализ стихотворения 1 6. «Чудная власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки». Размышления о России в повести Бунина «Деревня». 1 7. «Господин из Сан-Франциско». Социально-философские обобщения. 1 8. Рассказы Бунина о любви. 1 9. Проблематика и поэтика рассказов И.А.Бунина. Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы. «Сны Чанга». 1 1011. А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся». 1 1213. Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести Куприна «Поединок». 1 14. Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». 1 15. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна. 1 16. Л.Н.Андреев. Жизнь и творчество. «Иуда Искариот». Социальные и нравственные проблемы рассказа. 1 17. Рецензирование прочитанного произведения. 1 1819. М.Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького. «Челкаш» 1 20. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции. 1 21. Особенности жанра и конфликта в пьесе Горького «На дне». 1 22. «Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме «На дне». 1 23. Три правды в пьесе. Ее социальная и нравственно-философская проблематика. 1 24. Инсценированное чтение страниц пьесы Горького 1 25. Жанр литературного портрета в творчестве Горького. Публицистические произведения писателя. 1 2627. Классное сочинение по творчеству М.Горького. 1 28. Серебряный век русской поэзии. 1 Символизм и его истоки. 2930. В.Я.Брюсов как основоположник символизма. 1 3132. «Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д.Бальмонта. 1 3334. Художественный мир сборников А.Белого «Золото в лазури», «Пепел», «Урна». 1 35. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. 1 Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилёва. 36. Футуризм. 1 37. Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина. 1 3839. А.А.Блок. Жизнь и творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о 1 Прекрасной Даме». 4041. Тема страшного мира в лирике А.Блока. 1 42. Идеал и действительность в художественном мире Блока. 1 43. Тема Родины в лирике А.Блока. 1 44. Поэма Блока «Соловьиный сад». 1 4546. Поэма А.Блока «Двенадцать» и сложность её художественного мира. 1 47. Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. 1 4849. С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. 1 50. Тема России в лирике С.А.Есенина. 1 5152. Любовная тема в лирике С.А.Есенина. 1 5354. Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А.Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни 1 55. Сочинение -анализ стихотворения 1 56. «Анна Снегина»: лирическое и эпическое в поэме. Своеобразие композиции и системы образов. 1 57. Литературный процесс 20-х годов: общая характеристика. 1 58. Трагическое осмысление темы России и революции в поэзии. 1 59. В.Хлебников. Новаторство поэтического языка. 1 6061 Тема революции и гражданской войны. 1 62. Русская эмигрантская сатира. 1 63. В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. 1 64. Художественный мир ранней лирики В.В.Маяковского. 1 6566. «Облако в штанах»: проблематика и поэтика. 1 67. Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского. 1 68. Маяковский и революция. 1 6970. Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского. 1 Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского. 7172. Своеобразие цикла «Конармия» Бабеля И.Э. Тема гражданской войны. 2 7374. Е.И. Замятин. «Мы» как роман-антиутопия. 2 75. Литература 30-х годов XX века. Обзор. 1 7677. А.Н. Толстой. Тема русской истории в творчестве писателя. «Пётр Первый”: проблематика и художественное своеобразие романа. 2 78. Панорама русской жизни в романе А.Н.Толстого. Образ Петра. 1 79. Литература «потерянного поколения» как явление культуры XX века. 11 Э.М.Ремарк. Б.Брехт. Э.Хемингуэй. 80. Зачётная работа по литературе 20-х – 1 30-х годов. Подготовка к ЕГЭ. 81. М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Сатирические произведения. 1 8283. М.А.Булгаков. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных». 1 8485. История создания, жанр и композиция романа М.А.Булгакова «Мастер и 1 Маргарита». Система образов. 86. Судьба творческой личности. Тема любви в романе. 1 87. Сатирические страницы романа М.А.Булгакова. 1 88. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.А.Булгакова. 1 89. А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Рассказы. 1 90. Повесть «Котлован». Обзор. 1 9192. А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А.Ахматовой. 1 93. Судьба России и судьба поэта в лирике А.А.Ахматовой. 1 94. Анализ стихотворения. 1 95. Поэма А.А.Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. 1 9697. О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. Лирика поэта. 1 9899. М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира 1 М.И.Цветаевой. 100. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике. 1 101. Тема Родины в лирике М.И.Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. 1 102. Анализ стихотворения. 1 103. Н.А.Заболоцкий. Судьба и творчество. 1 104. Лирика поэта. 1 105- В.В.Набоков. Слово о писателе. Проблематика и поэтика романа 106. «Машенька». 1 107- М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы». 108. 2 109- История создания, художественное своеобразие и проблематика романа- 1 110. эпопеи М.А.Шолохова «Тихий Дон».Картины жизни донских казаков. 111. Картины войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа. 1 112. Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». 1 113. Женские судьбы в романе «Тихий Дон». 1 114. Классное сочинение по творчеству М.А.Шолохова. 1 115. Классное сочинение по творчеству М.А.Шолохова. 1 116. Литература периода Великой Отечественной войны. Военная лирика Н.Тихонова, М.Исаковского, А.Суркова, К.Симонова и др. 1 117. Жестокие реалии и романтическое восприятие мира в военной прозе и 1 публицистике А.Толстого, М.Шолохова, К.Паустовского, В.Гроссманаи др. 118. Нравственные конфликты и трагические ситуации в военной драматургии. К.Симонов. «Парень из нашего города». Л.Леонов. «Нашествие». 1 119. Реальность и фантастика в пьесе Е.Шварца «Дракон». 1 120. Новое осмысление военной темы в литературе 50-х – 90-х годов. 11 Ю.Бондарев, В.Богомолов, Г.Бакланов, В.Некрасов. 121. Новое осмысление военной темы в литературе 50-х – 90-х годов. 1 К.Воробьев, В.Быков, Б.Васильев. 122. Поэзия периода «оттепели»: Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко. 1 123. Традиции русской классической поэзии в лирикуе Смелякова, Друниной 1 и др. 124. А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Поэма «Страна Муравия». 1 125. Поэмы «За далью – даль» и «По праву памяти». 1 126. Лирика Твардовского. 1 127. Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б.Пастернака. Основные темы и мотивы его поэзии. 1 128. Б.Л.Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие. Герои. 1 129. Стихотворения Юрия Живаго. 1 130. А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича». 1 131. А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича». 1 132. Анализ рассказа «Матренин двор». 1 133- В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика 134. «Колымских рассказов». 1 135- Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее 1 136. художественное своеобразие. 137- «Деревенская» проза в современной литературе. Герои Шукшина. 138. 2 139- В.П.Астафьев. Жизнь и творчество. Взаимоотношения человека и 140. природы в повествовании в рассказах «Царь-рыба». 2 141. Нравственные проблемы романа В.П.Астафьева «Печальный детектив». 1 142. В.Г.Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». 1 143. В.Г.Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». 1 144. И.А.Бродский. Проблемно-тематический диапазон лирики. 1 145. Авторская песня. Песенное творчество А.Галича, Ю.Визбора, В.Высоцкого и др. 1 146. Авторская песня. Песенное творчество А.Галича, Ю.Визбора, В.Высоцкого и др. 1 147. Б.Ш.Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта. Стихи о 1 Москве. Искренность и глубина поэтических интонаций. 148- «Городская» проза в современной литературе. «Вечные» темы и 149. нравственные проблемы повести Ю.В.Трифонова «Обмен». 2 150. Темы и проблемы драматургии вт. пол. 20 века. 1 151- Темы и проблемы современной драматургии. Драматургия 152. А.Вампилова. 2 153. Классное сочинение по литературе 50-х – 90-х годов. 1 154. Классное сочинение по литературе 50-х – 90-х годов. 1 155. Основные направления и тенденции развития современной литературы: 1 общий обзор произведений последнего десятилетия. 156. Основные направления и тенденции развития современной литературы: 1 общий обзор произведений последнего десятилетия. 157. Д.Б.Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». 1 158. Ф.Г.Лорка. Своеобразие поэзии Лорки. 1 159- Э..ХемингуэйЭ.М. Ремарк. Нравственно-философские проблемы 160. повести «Старик и море», романа «Три товарища». 2 161. Проблемы и уроки литературы XX века. 1 162. Проблемы и уроки литературы XX века. 1 163 Обобщающее повторение 1 164 Обобщающее повторение 1 165 Резервный урок 1