0 Пояснительная записка Программа «Юный эколог» представляет вариант программы внеурочной деятельности средней школы. Предусмотренные программой занятия рассчитаны на 5-8 класс. Программа рассчитана на 140 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Цель программы: Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию. Задачи программы 1. Сформировать у школьников знания основ экологии; 2. Научить использовать полученные знания о растениях и животных; 3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения; не причинять вреда окружающей среде; 4. Воспитывать чувство бережного отношения к природе. Курс имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Формирование экологической культуры базируется на идеях гуманистической педагогики, на новых технологиях развития экологического сознания. Курс носит личностно-развивающий и деятельностный характер. Спецификой программы является подход, учитывающий возрастные особенности младшего школьника, предполагающие личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта своей деятельности и поведения. На занятиях создается эмоционально-положительная творческая атмосфера, организуется диалогическое общение с детьми и с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения, ситуации свободного выбора поступка по отношению к птицам. Практическая направленность программы осуществляется через исследовательские, игровые, практические, творческие задания. Средствами эффективного усвоения программы являются ролевые, деловые, дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу. Содержание программы Осенняя орнитология (40 ч.) Что такое орнитология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое орнитология? Орнитология – наука, изучающая жизнь птиц. повадки, их мечты, влияние на них окружающей среды и их - на нее. Познакомятся с методами полевых исследований. Физиологические эксперименты с растениями (68 ч.) Эта часть программы дополняет школьный курс ботаники. На практике ученики смогут поставить эксперименты и понять как функционирует растительный организм. Весенние наблюдения природы (32 ч.) Учащиеся познакомятся с весенними явлениями в жизни птиц. Научатся распознавать птиц по внешнему виду и по голосу. Смогут проводить фенологические наблюдения. Учащиеся узнают и смогут увидеть редких птиц нашего региона. 1 Тематический план № раз дела № занятия 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Тема Осенняя орнитология (40 часов) Орнитология – наука, изучающая птиц. Методы орнитологических исследований. Правила использования бинокля в полевых условиях. Инструктаж по т.б. Наблюдение за синантропными птицами: Домовые воробьи. Наблюдение за синантропными птицами: Серые вороны. Знакомство с методикой маршрутных учетов. Птицы окрестностей оз. Шарташ. Инструктаж по т.б. Прохождение маршрута. Учет птиц. Прохождение маршрута. Учет птиц. 1 октября – международный день наблюдений птиц. Птицы дендрария на Первомайской. Инструктаж по т.б. Маршрутные учеты и наблюдения. Маршрутные учеты и наблюдения. Куда птицы улетают на зиму. Перелетные и кочующие птицы окрестностей Екатеринбурга. Правила ведения дневника полевых наблюдений. Инструктаж по т.б. Наблюдение за синантропными птицами: Домовые воробьи, сороки, синицы. (Воробей – птица года). Наблюдение за птицами в окрестностях школы. Знакомство и методы работы с полевыми определителями птиц. Птицы окрестностей оз. Шарташ. Инструктаж по т.б. Наблюдение и учет птиц в природе. Наблюдение и учет птиц в природе. Чем кормить птиц зимой? Варианты кормов и кормушек. Экскурсия: Птицы на кормушках окрестностей оз. Шарташ. Прохождение маршрута по кормушкам, развешенным на дорожках в парке. Прохождение маршрута, наблюдение птиц на кормушках. Теория Практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 2 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 Камеральная обработка данных, собранных на экскурсиях. Экскурсия в дендрарий на Первомайской. Учеты птиц на кормушках. Прохождение маршрута, наблюдение птиц. Прохождение маршрута. Наблюдение птиц. Пищевые стратегии зимующих в окрестностях Екатеринбурга птиц. Определение птиц по полевому определителю. Экскурсия в окрестности оз. Шарташ. Определение птиц по полевому определителю. Экскурсия в окрестности оз. Шарташ. Определение птиц по полевому определителю. Экскурсия в окрестности оз. Шарташ. Зимующие птицы города Екатеринбурга. Экскурсия в Харитоновский парк. Инструктаж по т.б. Экскурсия в Харитоновский парк. Занятие в Городском детском экологическом центре. Экскурсия в Харитоновский парк. Занятие в Городском детском экологическом центре. Подведение итогов осенних наблюдений птиц. Синантропные виды птиц. Наблюдение птиц в окрестностях школы. Наблюдение птиц в Основинском парке. Наблюдение птиц в Основинском парке. Физиологические эксперименты с растениями. (68 часов) Анатомия и физиология – как науки, изучающие растения. Эксперимент как метод физиологических исследований растений. Знакомство с оборудованием для экспериментов. Знакомство с оборудованием для экспериментов. Экскурсия на кафедру ботаники в УРФУ. Экскурсия на кафедру ботаники в УРФУ. Экскурсия на кафедру ботаники в УРФУ. Экскурсия на кафедру ботаники в УРФУ. Какие семена самые выносливые? Эксперименты по прорастанию семян. Эксперименты по прорастанию семян. Эксперименты по прорастанию семян. Растения тоже двигаются. Изучение ростовых движений растений. Эксперименты по изучению ростовых движений. Эксперименты по изучению ростовых 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 движений. Как растение «знает» где Земля, а где небо? Эксперименты по изучению геотропизма у растений. Эксперименты по изучению геотропизма у корня. Эксперименты по изучению геотропизма у стебля. Подведение итогов по экспериментам с проростками растений. Представление результатов в виде презентаций проектов. Представление результатов в виде презентаций проектов. Представление результатов в виде презентаций проектов. Строение цитоплазмы растительной клетки. Эксперимент на явления плазмолиза и деплазмолиза в клетках растений. Влияние ионов кальция на вязкость цитоплазмы. Прижизненное окрашивание вакуолей. Свойства клеточной мембраны. Изучение на эксперименте проникновение веществ в клетку и накопление их в ней. Проницаемость живой и мертвой протоплазмы на разных объектах. Проницаемость живой и мертвой протоплазмы на разных объектах. Взаимодействия микроструктур клетки. Определение сосущей силы клеток по Уршпрунгу Определение сосущей силы клеток по Уршпрунгу Определение сосущей силы клеток по Уршпрунгу Изучение процессов испарения воды растениями. Эксперимент. Значение кутикулы и пробки для уменьшения транспирации. Эксперимент. Значение и работа устьиц листа. Эксперимент. Определение скорости транспирации весовым методом. На разных растениях. Методы окрашивания растений. Особенности строения поперечного среза двудольных растений. Расположение разных типов тканей на срезе. Лабораторная работа. Окрашивание поперечного среза стеблей двудольных 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 растений. Изучение их микроструктуры. Эксперимент. Окрашивание поперечного среза стеблей двудольных растений. Изучение их микроструктуры. Отличие в строении поперечного среза однодольных и двудольных растений. Эксперимент. Окрашивание поперечного среза стеблей однодольных растений. Изучение их микроструктуры. Эксперимент. Окрашивание поперечного среза стеблей однодольных растений. Изучение их микроструктуры. Эксперимент. Поступление воды в растение. Изучение микроструктуры корня двудольного растения. Отличие в строении поперечного среза корня и стебля двудольного растения. Эксперимент. Окрашивание поперечного среза стеблей однодольных растений. Изучение их микроструктуры. Эксперимент. Окрашивание поперечного среза стеблей однодольных растений. Изучение их микроструктуры. Корневое питание растений. Изучение выделений корней. Эксперимент. Изучение кислых выделений корней. Эксперимент. Корневое давление. Эксперимент. Корневое давление. Изучение микроструктуры листа. Лабораторная работа. Окрашивание поперечного среза листа двудольного растения и изучение его микроструктуры. Лабораторная работа. Окрашивание поперечного среза хвоинки и изучение еѐ микроструктуры. Лабораторная работа. Окрашивание поперечного среза листа однодольного растения и изучение его микроструктуры. Особенности строения микроструктуры клеток различных растений. Лабораторная работа. Изучение ядер различных растений. Лабораторная работа. Обнаружение и окрашивание хромопластов, крахмала, хлоропластов на микропрепаратов различных растений. Лабораторная работа. Обнаружение и окрашивание хромопластов, крахмала, хлоропластов на микропрепаратов различных растений. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 105 106 107 108 3 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 Подведение итогов лабораторного практикума. Оформление журналов наблюдений. Экскурсия на кафедру зоологии в УрФУ. Экскурсия на кафедру зоологии в УрФУ. Экскурсия на кафедру зоологии в УрФУ. Весенние наблюдения природы (32 часа) 1 апреля – международный день птиц. Весна идет. Экскурсия по окрестностям школы. Птицы на кормушках. Весна идет. Экскурсия по окрестностям школы. Залетные птицы во дворы. Весна идет. Экскурсия по окрестностям школы. Работа с картой по гнездящимся врановым. Фенология птиц. Сроки прилета птиц. Ведение коллективного журнала учета птиц. Весна идет. Экскурсия в окрестности оз. Шарташ. Песня зяблика. Инструктаж по т.б. Весна идет. Экскурсия в окрестности оз. Шарташ. Песня дрозда рябинника. Весна идет. Экскурсия в окрестности оз. Шарташ. Песня дятла. Звуковая коммуникация птиц. Зяблик. Синицы. Дятел. Распознавание птиц в природе по песне. Весна идет (Проект СОПР). Инструктаж по т.б. Распознавание птиц в природе по песне. Зяблик. Распознавание птиц в природе по песне. Поползень. Звуковая коммуникация птиц. Дрозды. Распознавание птиц в природе по песне. Весна идет (Проект СОПР). Инструктаж по т.б. Распознавание птиц в природе по песне. Дрозды. Распознавание птиц в природе по песне. Дрозды. Звуковая коммуникация птиц. Пеночки. Распознавание птиц в природе по песне. Весна идет (Проект СОПР). Инструктаж по Т.Б. Распознавание птиц в природе по песне. Весна идет (Проект СОПР). Распознавание птиц в природе по песне. Различные пеночки. Гидробионты – кто они? Лабораторная работа «Определение гидробионтов под микроскопом» Лабораторная работа «Определение гидробионтов под микроскопом» Лабораторная работа «Определение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 133 134 135 136 137 138 139 140 гидробионтов под микроскопом» Весенние явления в жизни растений. Экскурсия в дендрарий на Первомайской. Цветение деревьев и кустарников весной. Экскурсия в дендрарий на Первомайской. Цветение деревьев и кустарников весной. Экскурсия в дендрарий на Первомайской. Цветение деревьев и кустарников весной. Подведение итогов весенним наблюдениям. Распознавание птиц в природе. Разные птицы. Инструктаж по т.б. Экскурсия в окрестности оз. Шарташ. Распознавание птиц в природе по песне. Разные птицы. Экскурсия в окрестности оз. Шарташ. Распознавание птиц в природе по песне. Разные птицы. Экскурсия в окрестности оз. Шарташ. 1 1 1 1 1 1 1 1 7 Ожидаемые результаты: Предметные результаты: - интерес к познанию мира птиц; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; - осознание места и роли человека в биосфере; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. Личностные результаты: - принятие обучающимися правил здорового образа жизни; - развитие морально-этического сознания; - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Метапредметные результаты: - овладение начальными формами исследовательской деятельности; - опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - опыт социальной и межкультурной коммуникации; - формирование коммуникативных навыков. 8 Перечень учебно-методических средств обучения Основная и дополнительная литература: 1. М.В. Лугич. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г. 2. А.К лепинина. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г. 3. Е.М. Елизарова. Такие незнакомые и знакомые птицы. В-д, «Панорама», 2006 г. 4. А.А. Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г. 5.«Азбука природы», издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8. 6.Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009. 7.Плешаков, А. А. Зелѐные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008. 8.Садчикова, О. Г. и др. Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006. 9.Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988.