ДООП Практическая зоология, 13-18 лет

ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 35

УТВЕЖДАЮ
Директор МАОУ гимназия № 35
____________/Е. А. Никандрова/
Приказ № 196/2-од от 01.09.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Практическая зоология»
Возраст обучающихся: 13-18 лет,
Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель:
Рудоискатель Павел Викторович,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург 2024

Направление:
общеинтеллектуальное
Уровень образования:
основное общее образование
Возраст:
13-18 лет
Срок реализации:
1 год (108 часов; 3 часа в неделю)
Пояснительная записка
Программа построена на основе программы ФГОС и реализует компонент
образовательного учреждения на дальнейшее совершенствование уже усвоенных
учащимися знаний и умений.
Программа
«Практическая зоология» адресована учащимся 6-11 классов.
Способствует воспитанию ответственного отношения к природе, дает возможность
Привлечь учащихся к исследовательской деятельности, что требует применение
современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым
источникам информации по теме исследования, а также использовать различные методы
исследования: фенологические наблюдения, прогнозирование и др.
В основе программы лежит систематика животного мира. В содержание включены
типы Беспозвоночных и позвоночных животных. Рассматриваются наиболее интересные
представители животного мира. Знание систематики животного мира облегчает изучение
детьми животного мира и отражает поступательный характер развития животного организма
от низших форм к наиболее высшим. Практические работы и экскурсии являются
неотъемлемой частью изучения биологии, подтверждающей теоретическую базу.
Программа предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков,
полученных детьми на уроках биологии. В результате происходит развитие познавательной
активности, творческих навыков, а также закладывается формирование способностей для
участия в научно-исследовательских проектах. Для активизации систематического и
последовательного учебно-воспитательного процесса используются разнообразные формы и
методы обучения , направленные на интенсификацию учебно-познавательной деятельности,
на развитие интереса к биологии и экологического воспитания детей. На занятиях кружка
учащиеся познакомятся с методами изучения животных. Научатся применять теоретические
знания на практике. Задания и упражнения нацелены на развитие познавательной
деятельности, приводящей к убеждению о системности научных знаний, осознанному
пониманию необходимости охраны природы,пользы зоологических знаний.
Программа нацелена на формирование системы знаний о разнообразии животного
мира и бережного отношения к
природе.
Цель - заинтересовать учащихся биологией, углубить и расширить их знания о
животном мире, развить навыки
исследовательской деятельности, наблюдения и способствовать воспитанию
бережного отношения к природе.
Задачи :
 расширить знания учащихся о различных представителях животного мира,
особенностях их биологии и экологии, современной классификации и
характеристиках основных типов
 овладеть методами изучения живой природы.





научиться работать с дополнительными источниками информации
сформировать исследовательские умения, научиться анализировать материал,
делать выводы по изученному материалу и наблюдениям.
содействовать
формированию
бережного
отношения
к
природе,
взаимодействию в коллективе.

.
Планируемые результаты
Личностными результатами являются следующие умения:
– осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в организме,
строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов друг с другом
и с факторами неживой природы и т.д.), возможности его познаваемости;
– постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
– осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы;
– оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья;
– оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
Метапредметными результатами являются формирование УУД.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения целей;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно совершенствовать выработанные
критерии оценки.

Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять
причины и следствия простых явлений;

– осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии
для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического
деления (на основе отрицания);
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать
информацию из одного вида в другой;
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметными результатами изучения
следующие умения:

предмета

«Практическая

зоология»

являются

– определять роль животных в природе и жизни человека;
– объяснять роль животных в круговороте веществ;
– приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении различных типов животных, давать
им объяснения;
– перечислять отличительные свойства животных;
– различать основные типы животных;
– определять основные органоиды животной клетки, органов животных;
– объяснять строение и жизнедеятельность различных групп животных;
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент,
измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты, эксперименты, объяснять их результаты; пользоваться
увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения
препаратов;
– использования знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены.

Школьные опыты и наблюдения играют важную роль. Они позволяют лучше
раскрыть методы научного исследования, показать, как может ставиться и решаться научная
проблема.
В процессе реализации программы учащиеся приобретают знания и умения:
выполнять самостоятельные работы с натуральными объектами, что способствует
формированию у школьников первичных исследовательских навыков.
Для реализации программы необходимо лабораторное оборудование, готовые
микропрепараты, коллекции беспозвоночных животных. Все это имеется в кабинете
биологии.
Об успешном освоении программы можно судить по выражению интереса учащихся
и по результатам выполнения самостоятельной работы.

Тематическое планирование:
№

Тема

1

Введение. Основы зоологии.
Работа с микроскопом.
Ознакомление с правилами
ТБ.
Простейшие.
Саркодовые.
Разнообразие саркодовых.

2

КолФорма
Время
Место
во
контроля/аттестации
проведения
проведения
часов
3
Согласно
Уральская
Устный опрос,
утвержденному
79
обсуждение
расписанию
3

Устный опрос,
обсуждение

3

Простейшие. Жгутиконосцы.
Разнообразие жгутиконосцев

3

Устный опрос,
обсуждение

4

Споровики. Изучение
грегарин из кишечника
тараканов.
Споровики. Жизненный цикл
малярийного плазмодия.
Тотальные препараты.
Инфузории. Разнообразие
инфузорий. Инфузории из
рубца жвачных.
Губки. Разнообразие губок.
Спикулы губок. Геммулы
губок.
Кишечнополостные. Типы
клеток гидр.

3

Устный опрос,
обсуждение

3

Устный опрос,
обсуждение

3

Устный опрос,
обсуждение

3

Устный опрос,
обсуждение

3

Устный опрос,
обсуждение

Кишечнополостные.
Разнообразие
кишечнополостных

3

Устный опрос,
обсуждение

5

6

7

8

9

Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию

Уральская
79
Уральская
79
Уральская
79
Уральская
79
Уральская
79
Уральская
79
Уральская
79
Уральская
79

10

Плоские черви. Строение

3

Устный опрос,
обсуждение

11

Плоские черви. Строение
сосальщиков. Жизненные
циклы.
Плоские черви. Строение
ленточных червей.
Жизненные циклы.
Круглые черви. Строение.

3

Устный опрос,
обсуждение

3

Устный опрос,
обсуждение

3

Устный опрос,
обсуждение

14

Круглые черви.
Паразитические формы.

3

Устный опрос,
обсуждение

15

Кольчатые черви. Строение.
Вскрытие дождевого червя.

3

Устный опрос,
обсуждение

16

Кольчатые черви. Вскрытие
медицинской пиявки.

3

Устный опрос,
обсуждение

17

Членистоногие. Общий план
строения. Вскрытие речного
рака.
Членистоногие. Насекомые.
Вскрытие тараканов.

3

Устный опрос,
обсуждение

3

Устный опрос,
обсуждение

Членистоногие.
Изготовление препаратов:
Типы конечностей
насекомых.
Членистоногие.
Изготовление препаратов:
Типы усиков насекомых.
Жилкование крыла.
Членистоногие.
Изготовление препаратов:
ротовые аппараты.
Членистоногие. Определение
характерных насекомых
окрестностей Екатеринбурга.
Членистоногие. Определение
характерных насекомых
окрестностей Екатеринбурга.
Членистоногие.
Многоножки. Строение.

3

Членистоногие.
Хелицеровые. Строение.

12

13

18

19

20

21

22

23

24

25

Уральская
79

Устный опрос,
обсуждение

Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию

Устный опрос,
обсуждение

Согласно
утвержденному
расписанию

Уральская
79

Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию

Уральская
79

3

3

Устный опрос,
обсуждение

3

Устный опрос,
обсуждение

3

Устный опрос,
обсуждение

3

Устный опрос,
обсуждение

3

Устный опрос,
обсуждение

Уральская
79
Уральская
79
Уральская
79
Уральская
79
Уральская
79
Уральская
79
Уральская
79
Уральская
79
Уральская
79

Уральская
79
Уральская
79
Уральская
79
Уральская
79

Членистоногие.
Хелицеровые. Определение
характерных пауков до
семейства
Моллюски. Общий план
строения.

3

3

Устный опрос,
обсуждение

28

Моллюски. Вскрытие
виноградной улитки.

3

Устный опрос,
обсуждение

29

Моллюски. Вскрытие
головоногих моллюсков.

3

Устный опрос,
обсуждение

30

Иглокожие. Общий план
строения.

3

Устный опрос,
обсуждение

31

Иглокожие. Разнообразие
иглокожих.

3

Устный опрос,
обсуждение

32

Хордовые животные. Общий
план строения. Ланцетник.

3

Устный опрос,
обсуждение

33

Хордовые животные.
Вскрытие костной рыбы (на
примере карпа)
Определение характерных
местных рыб.

3

Устный опрос,
обсуждение

3

Устный опрос,
обсуждение

Экскурсия в
дендрологический парк с
целью сбора водных
беспозвоночных.
Всего часов в год

6

26

27

34

35

Устный опрос,
обсуждение

Устный опрос,
обсуждение
108

Согласно
утвержденному
расписанию

Уральская
79

Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию
Согласно
утвержденному
расписанию

Уральская
79
Уральская
79
Уральская
79
Уральская
79
Уральская
79
Уральская
79
Уральская
79
Уральская
79
Уральская
79


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».