Пояснительная записка
Программирование как тема курса информатики, с одной стороны, и как профессиональная
деятельность, с другой стороны, в информационном обществе приобретает все большее значение.
Небольшой объем часов в курсе школьной информатики, выделяемый на изучение темы
«Алгоритмизация и программирование» в 9 классе, и, одновременно с этим, возрастающие
потребности общества, а также проводимые олимпиады всех уровней: от школьного до
международного, с узкой направленностью на программирование требуют выявления учащихся,
способных мыслить алгоритмически и в последствии писать программы на языках
программирования высокого уровня, на более ранних ступенях обучения.
Курс «Алгоритмика» предназначен для учащихся 7 класса. Данный курс позволит
познакомиться с тремя исполнителями и их системами команд, с основными алгоритмическими
конструкциями, с основами моделирования и программирования, а также даст возможность
поработать в прямоугольной системе координат и овладеть некоторыми геометрическими
знаниями и навыками.
Рабочая программа по курсу «Алгоритмика» составлена на основе системы "Исполнители",
авторские права на которую принадлежат учителю школы №163 г. С-Петербурга, доктору
технических наук К.Ю.Полякову.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Цель программы:
пропедевтическая подготовка школьников по программированию.
Задачи:
развитие у учащихся абстрактного, логического и алгоритмического мышления;
индивидуализация процесса образования посредством дифференцирования заданий по
уровню сложности и объему, что призвано обеспечить эффективность самостоятельной
работы учащихся;
обучение основам моделирования и программирования, выявление программистских
способностей школьников;
развитие межпредметных связей: обучение основам координатного метода на плоскости,
приобретение навыков геометрических построений, владения геометрическим языком,
использования его для описания предметов окружающего мира, пространственных
представлений и изобразительных умений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся.
Содержание программы курса
«Моделирование информационных задач»
7 класс
1. Исполнители и алгоритмы – 3 часа.
Введение. Исполнители, виды Исполнителей. Среда Исполнителя.
Система команд Исполнителя (СКИ). Алгоритм. Свойства алгоритма.
Способы представления алгоритма. Основные алгоритмические конструкции.
2. Исполнитель Робот – 13 часов.
Исполнитель Робот. Среда Робота. Система команд Робота. Среда системы
«Исполнители».
Простейшие задачи для Робота. Создание задач для Робота.
Цикл с заранее известным числом шагов. Цикл с условием. Условный оператор.
Практические и самостоятельные работы:
• Загрузка задачи и выполнение программы.
• Создание задачи для Робота.
• Решение задачи с использованием линейного алгоритма.
• Решение задачи с использованием цикла «Повтори».
• Решение задачи с использованием цикла «Пока».
• Решение задачи с использованием условного оператора.
• Решение разнотипных разноуровневых задач для Робота.
3. Исполнитель Черепаха – 9 часов.
Среда Черепахи. Система команд Черепахи. Система координат в среде Черепахи. Углы.
Многоугольники. Цвет. Окружность.
Практические и самостоятельные работы:
• Определение координат точки.
• Работа с углами.
• Рисование многоугольников.
• Создание цветного рисунка.
• Рисование окружностей.
• Решение разнотипных разноуровневых задач для Черепахи.
4. Исполнитель Чертёжник – 9 часов.
Среда Чертёжника. Система команд Чертёжника. Вектор. Форматы цвета.Процедуры.
Практические и самостоятельные работы:
• Создание простейшей программы для Чертёжника.
• Работа с векторами.
• Использование формата RGB для задания цвета.
• Решение задачи с использованием процедуры.
• Решение разнотипных разноуровневых задач для Чертёжника.
• создавать программы для рисования данного объекта или группы
• объектов с использованием различных алгоритмических структур.
2
Планируемые результаты
7 класс
1.Исполнители и алгоритмы.
Учащиеся должны знать/ понимать:
• технику безопасности при работе в кабинете информатики;
• понятие «Исполнитель», виды Исполнителей;
• что в себя включает среда Исполнителя, какие команды могут входить
в систему команд Исполнителя, ошибки при работе Исполнителя;
• понятие «алгоритм», свойства алгоритма;
• каким образом можно представить алгоритм;
• что собой представляют линейный алгоритм, алгоритм с ветвлением и
циклический алгоритм.
В результате изучения курса обучающийся научится:
• приводить примеры Исполнителей и определять их СКИ;
• составлять простейшие алгоритмы действий Исполнителя;
• проверять выполнение свойств алгоритма;
• различать типы алгоритмов.
2.Исполнитель Робот.
Учащиеся должны знать/ понимать:
• среду системы Исполнители: окно, меню, кнопки.
• среду Робота: объекты и правила прохождения лабиринта;
• систему команд Робота и ошибки выполнения команд;
• виды и структуру циклов;
• структуру и правила использования условного оператора;
• структуру и синтаксис программы и способы её выполнения (пошагово,
до курсора, полностью);
В результате изучения курса обучающийся научится:
• находить в каталоге готовые лабиринты и программы;
• создавать свои лабиринты;
• создавать программу для данного лабиринта и редактировать её;
• сохранять свои лабиринты и программы;
• пользоваться шаблонами;
• различать задачи с различными алгоритмическими структурами;
• отличать цикл «Повтори» от цикла «Пока».
3.Исполнитель Черепаха.
Учащиеся должны знать/ понимать:
• среду Черепахи;
• систему команд Черепахи;
• прямоугольную систему координат;
• углы: прямой, развернутый, острый, тупой;
• направления поворота вправо-влево;
• понятия «радиус окружности», «центр окружности»;
• коды основных цветов и правила закрашивания объектов;
В результате изучения курса обучающийся научится:
• определять координаты точки в плоскости перемещения Черепахи;
• определять точно или приближенно угол поворота Черепахи;
• задавать цвет линии и цвет заливки замкнутой области;
• задавать параметры окружности;
• создавать модели для расчета расстояний, углов поворота и размещения объектов;
3
• создавать программы для рисования данного объекта или группы объектов с
использованием различных алгоритмических структур.
4.Исполнитель Чертёжник.
Учащиеся должны знать/ понимать:
• среду Чертёжника;
• систему команд Чертёжника;
• понятие «вектор»;
• два формата для задания цвета;
• понятие «процедура»;
В результате изучения курса обучающийся научится:
• определять направление и рассчитывать длину вектора;
• задавать цвет с помощью формата RGB;
• использовать процедуры;
• создавать программы для рисования данного объекта или группы
• объектов с использованием различных алгоритмических структур.
4
Тематическое планирование курса «Моделирование информационных задач» 7 класс
(1 час в неделю, 34 часов в год)
№ урока
Тема урока
1. Исполнители и алгоритмы
1.
2.
3.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
1
1
Основные алгоритмические конструкции
1
11
Исполнитель Робот. Среда и система команд Робота
1
Решение линейных задач для робота
1
Цикл с заранее известным числом шагов
1
Решение задач с циклом «Повтори»
1
Цикл с условием
1
Решение задач с циклом «Пока»
1
Создание задачи для Робота
1
Условный оператор
1
Решение задач с условным оператором
1
Подготовка к контрольной работе
1
Практическая работа №1
3. Исполнитель Черепаха
15.
3
Инструкция по технике безопасности. Введение. Исполнители и
их виды. Среда и система команд Исполнителя
Алгоритм и его свойства. Способы представления алгоритма
2. Исполнитель Робот
4.
Кол-во часов
1
9
Исполнитель Черепаха. Среда и система команд Черепахи
1
Углы. Работа с углами.
1
Многоугольники. Рисование многоугольников
1
Рисование многоугольников
1
Цвет
1
Окружность. Рисование окружностей
1
Процедуры
1
Решение задач для Черепахи
1
Практическая работа №2
4. Исполнитель Чертёжник
Исполнитель Чертёжник. Среда и система команд Чертёжника
Вектор
1
8
1
1
5
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Решение задач с применением вектора
Применение процедур для Чертёжника
33.
34.
1
Процедуры с параметром
1
Циклы
1
Решение задач для Чертёжника
1
Практическая работа №3
5. Повторение
32.
1
1
3
Повторение. Решение задач для Робота
Повторение. Решение задач для Черепахи
Повторение. Решение задач для Чертёжника
6
Список литературы
1. Гаврюкова Г.А. Дидактические материалы по теме «Исполнители». – Рязань, 2011.
2. Поляков К.Ю. Алгоритмы и исполнители. – СПб, 2000-2010.
3. Леко Н. Программа «Алгоритмика» - 2012
3. Поляков К.Ю. Система "Исполнители", версия 2.5. – СПб, 2000-2007.
4. http://kpolyakov.spb.ru.
7