РП Речь и культура общения 8 класс

Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» на уровне основного
общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также
федеральной рабочей программы воспитания, с учетом Концепции преподавания русского языка в
Российской Федерации (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г. № 637-р).
Основой культуры каждой нации является ее язык. Благодаря ему формируются и
передаются национальные традиции. Само понятие нации предполагает формирование и развитие
национального языка. При этом чем совершеннее культура народа, тем богаче ее язык.
Курс «Речь и культура общения» позволяет обучающимся совершенствовать знания в
области русского языка, помогает сформировать их речевую культуру.
Особая значимость изучения курса «Речь и культура общения» связана с тем, что сегодня
отчетливо проявляется снижение общей грамотности и уровня речевой культуры учащихся. А с
учетом хлынувшего в современный русский язык потока иноязычной лексики, в том числе из
цифрового контента, возникла реальная опасность расшатывания языковой идентичности.
Цель: развитие личности учащихся в процессе коммуникативно направленного речевого
творчества, повышение общей и речевой культуры.
Задачи:
- расширить знания об истории возникновения и развития русского языка и его месте в
современном обществе;
- уметь различать литературный язык и нелитературные разновидности русского языка;
- владеть языковыми нормами (орфографическими, пунктуационными, орфоэпическими,
лексическими) литературного языка и фиксировать их;
- знать лингвистические особенности основных стилей речи;
- закрепить навыки самостоятельной работы с текстом (создание развернутых ответов на
поставленные вопросы, сочинений по заданной фразе, теме; создание вторичного текста);
- познакомится с античной риторикой;
- освоить основы ораторского искусства, виды и типы ораторских выступлений;
- уметь организовывать пространственную среду общения;
- использовать невербальные средства коммуникации в риторике;
- воспитывать любовь к родному языку и желание грамотно владеть им.

Тематическое планирование.
Раздел

Тема

Кол-во
часов
6

1.

Формирование речевой культуры. Язык как средство общения.

2.

Основы практического русского языка.

7

3.

Основы стилистики. Характеристика основных стилей речи.

7

4.

Основы культуры речи. Риторическое искусство.

7

5.

Основы ораторского искусства.

7

Календарно-тематическое планирование.
№ урока

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Раздел, тема
1. Формирование речевой культуры
Истоки языка. Старославянская азбука, Алфавит. Послание
Кирилла и Мефодия
Этапы становления русского языка
Нормы русского литературного языка
Нелитературные разновидности русского языка
Активный и пассивный словарный запас
Практикум
2. Основы практического русского языка
Морфемная словообразовательная модель. Асфиксация
Морфемная словообразовательная модель. “Пуськи бятые”
Создание собственного текста при помощи словообразующей и
формообразующей асфиксации
Другие типы словообразования в русском языке
Морфологическая структура слов русского языка
Основы морфологии. Характеристика основных стилей речи
Основы синтаксиса
Практикум
3. Основы стилистики. Характеристика основных
стилей речи
Литературно – художественный стиль
Функционально – смысловые типы речи
Текст. Тема текста. Опорные слова.
Заглавие. Основная мысль. План текста.
Анализ классического теста
Рассказ А.П. Чехова “Пари”
Создание вторичного текста
4. Основы культуры речи
Техника чтения, говорения, орфоэпические нормы
Практикум. Скороговорки
Речевой этикет
Речевой этикет. Правильность, точность, логичность, выразительность, богатство, уместность

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Национальный речевой этикет
Принципы речевого общения и коммуникативный кодекс
Практикум грамотного общения
5. Основы ораторского искусства
Основы ораторского искусства
Античная риторика
Виды и типы риторических выступлений
Этапы ораторского выступления
Организация пространственной среды общения
Невербальные средства коммуникации
Практикум

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Список литературы.

1. Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов - на – Дону. 2001.
2. Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. – М.,
2002.
3. Голуб И.Б. русский язык и культура речи. – М.: 2001.
4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1994.
5. Львов М.Р. Основы теории речи. – М., 2000.
6. Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. – М., 1991.
7. Львова С. И., Цибулько И. П., Гостева Ю. М. Культура речи: Настольная книга учителя
русского языка. 5-11 классы. - М.: Эксмо, 2007.
8. Мучник Б.С. культура письменной речи (формирование стилистического мышления). – М.,
1994.
9. РозентальД.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998.
10. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. – М., 1980.
11. Формановская Н.И. русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. –
М.: 2006.
Словари.
1.
2.
3.
4.
5.

Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. – М., 2001.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. – М., 2003.
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М., 1983.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка с лексикограмматическими формами. – М., 2000.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».